Сравнительный анализ культуры Средневековья и Возрождения
| |нелюдь, |дворянство | |словесности. С Альберти |
| |получеловек-полуживотное,|точат зубы,| |дружили Брунеллески и |
| |полуязычник-полудъявол.* |только | |Донателло, Поллайуоло |
| | |нищими мне | |общался с Фичино, молодой |
| |Крестьянство было |любы! | |Микеланжело – с Полициано.|
| |основным производящим |Любо видеть| |Философия, искусство и |
| |классом средневекового |мне народ | |наука воспринимались |
| |общества, но оно не было |голодающим,| |отныне как грани целого. |
| |единым и распадалось на |раздетым, | |Универсализм Леонардо да |
| |разные группы, |страждущим,| |Винчи не удивлял |
| |отличающиеся друг от |не | |современников, удивляла |
| |друга по своему правовому|обогретым!…| |лишь гениальность |
| |статусу и по |Нрав свиньи| |результатов. Художник |
| |экономическому положению,|мужик | |должен был, чтобы |
| |по величине земельных |имеет, жить| |равноправно войти в |
| |держаний, по степени |пристойно | |гуманистическую элиту, |
| |юридической |не умеет, | |стремиться к идеалу «uomo |
| |обеспеченности |если же | |universale». Никогда в |
| |владельческих прав, по |разбогатеет| |европейской истории не |
| |размерам и характеру |, то | |было подобного понимания |
| |повинностей, по степени |безумствова| |универсально-духовных |
| |личной несвободы. В |ть начнет…»| |функций и высокого |
| |экономическом отношении | | |социального места |
| |крестьянство разделялось |(пер. В. А.| |художника. Новая роль |
| |на 2 группы: имеющие дом |Дынник). | |искусства определила и |
| |надельные крестьяне и |См.: | |почетное место, которое |
| |живущие в господском доме|Зарубежная | |занимали живописцы, |
| |дворовые слуги – челядь. |литература | |ваятели и зодчие. Они были|
| |Последняя была занята в |средних | |окружены вниманием, |
| |сеньориальном хозяйстве, |веков. Стр.| |меценаты и городские |
| |обслуживала феодала. |169 | |власти пытались переманить|
| |Объём повинностей челяди |«… есть | |их к себе. Сами мастера |
| |не регламентировался. Они|много | |отчетливо понимали свою |
| |получали содержание из |состояний | |важную миссию; круг их |
| |барских запасов, питались|личной | |гуманистических интересов |
| |за общим столом и ютились|крепостной | |был весьма широк. |
| |в каморках господского |зависимости| |Донателло был сыном |
| |замка. Надельные |… одни из | |чесальщика шерсти, хоронил|
| |крестьяне, напротив были |крепостных | |же его «почти весь народ |
| |тесно связанны с землей, |так | |этого города». |
| |на которой стоял их дом и|подчинены | |«Странность» как |
| |располагался участок. |своим | |неотъемлемое свойство |
| |Уровень жизни крестьянина|синьорам, | |художника по-новому |
| |зависел в большей степени|что эти | |связывается с |
| |не от его личного |синьоры | |сатурнинскими мотивами на |
| |статуса, а от статуса |могут | |неоплатонической основе; |
| |земли, которой он владел.|распоряжать| |теперь это дюреровская |
| |Крестьянин, который |ся всем их | |«Меланхолия 1», ставящая |
| |постоянно жил в деревне и|имуществом,| |художника рядом с |
| |лишь изредка оказывался |имеют над | |философом в качестве |
| |за её пределами, |ними право | |«священнослужителя муз». |
| |воспринимал землю как |жизни и | |Теперь экстравагантность |
| |что-то своё, как кровно с|смерти…и | |живописцев и скульпторов |
| |ним связанное. Их |никому за | |есть признак их включения |
| |привязывало к земле и |них не | |в ренессансную элиту и |
| |феодальное право, |ответственн| |приобщения к её ценностным|
| |призванное обеспечить |ы, кроме | |формулам. Замечательно, |
| |поместье трудовыми |как одному | |что художнику отныне |
| |руками. Но в своей |богу. С | |предписывались – как и |
| |хозяйственной |другими | |гуманисту! – одержимость |
| |деятельности они были |обращаются | |учением, безразличие к |
| |относительно |более | |внешнему, духовное |
| |самостоятельны, так как |человечно, | |самоконструирование. |
| |работали на своем наделе,|ибо при их | |Реализация этих |
| |отдавая синьору лишь |жизни | |гуманистических |
| |часть своего времени и |синьоры не | |представлений в социальной|
| |труда либо в форме |могут | |практике оказалась, |
| |барщины, либо в форме |ничего от | |однако, довольно трудным |
| |натурального или |них | |делом; статус художников |
| |денежного оброка – чинша.|требовать, | |менялся куда медленней, |
| |Дугой принцип разделения |если только| |чем у интеллектуалов. Во |
| |крестьянства – правовой. |они не | |второй половине XV в. |
| |Степень правоспособности |провинятся,| |положение если и |
| |крестьянства варьировала |кроме | |изменилось, то не к |
| |очень сильно – от личной |чиншей, | |худшему. (Боттичелли в |
| |зависимости до |рент и | |старости впал в нищету, |
| |обязанности делать чисто |повинностей| |как объясняет Вазари, |
| |символические взносы и |. И лишь | |оттого что бросил живопись|
| |подчиняться |когда они | |и не имел иных источников |
| |сеньориальному суду. |умирают или| |дохода.) только с начала |
| |Непосредственное |женятся на | |16 в. у «художников |
| |присвоение синьором |свободных | |исчезает уверенность в |
| |крестьянского труда |женщинах, | |заработке», но пока не |
| |осуществлялось путем |все их | |обозначился кризис |
| |отработок на господской |имущество –| |Возрождения, пока «не |
| |земле и на господском |движимое и | |начинается период |
| |дворе со своим рабочим |недвижимое | |странствований |
| |скотом и со своими |– переходит| |художников», пока не |
| |орудиями, причем размеры |к синьорам.| |приходит следующая за |
| |этих отработок |Ибо тот, | |Возрождением эпоха |
| |соответствовали площади |кто женится| |«отчаявшихся и отчаянных, |
| |наделов. Размеры |на | |надломленных и неистовых»,|
| |крестьянской ренты |свободной, | |эпоха Бенвенуто Челлини, |
| |определялись обычаем: |должен | |Россо и Торриджано, |
| |количество дней, время и |платить | |неустойчивость положения |
| |характер барщинных работ,|выкуп по | |художников касалась не |
| |тип и объем поставляемых |усмотрению | |только материального |
| |продуктов. Денежные |синьора. И | |достатка, сколько |
| |платежи на первых порах |если | |столкновения творческих |
| |встречались как |умирает, | |устремлений, возросших |
| |исключение и были |нет и него | |социальных претензий и |
| |незначительными. |наследника,| |профессиональной гордости |
| |Зависимость крестьян |кроме | |со вкусами и капризами |
| |проявлялась и в |синьора, и | |заказчиков, особенно если |
| |баналитетах - |дети |«Что такое|речь шла о создании |
| |принудительной |крепостного|плебс? Это|монументальных |
| |обязанности крестьянина |ничего не |некий |произведений, требовавших |
| |использовать господский |получают, |полип, то |дорогого материала и |
| |инвентарь, расплачиваясь |если не |есть |многих лет работы. |
| |частью продукта. Господин|заплатят |переменчив|Конфликтные ситуации, |
| |был не только получателем|выкупа |ое и |следовательно, были часто |
| |крестьянской ренты, но и |синьору.… |безголовое|связаны как раз с растущей|
| |судьей над своими людьми.|Эти |животное»;|самооценкой и повышением |
| |Преобладающей формой |последние |«Глупость |роли художника в обществе.|
| |поселения |повинности |толпы и её|Бог - первый художник, он|
| |западноевропейских |носят у |общественн|сотворил мир по образу и |
| |крестьян в 12-13 вв. была|крепостных |ые |подобию своему, поэтому |
| |деревня с 200-400 |Бовэзи |бесчинства|художнику оставалось |
| |жителями. Территория |название |очень |подражать «искусству |
| |деревни распадалась на 3 |мертвой |тяжки; ибо|внутри природы», поэтому |
| |части: внутреннюю – место|руки и |посреди |его труд, чем |
| |поселения, пахотную землю|брачной |ленивого |«искусственней, тем |
| |и альменду – не |пошлины…» |плебса |естественней», он выявлял |
| |поделенную землю, |(Хрестомати|трудно и |гармоничность и разумность|
| |находившуюся в совместном|я по |слишком |естества. Художник творит |
| |пользовании (лес, воды, |истории |тяжко |мир по воле самого бога, |
| |луга, пустоши). В рамках |средних |сберечь |он должен быть образован и|
| |хозяйственной жизни двора|веков. Т. |размеренны|воспитан, должен понимать |
| |крестьянин действовал по |2. М. 1963.|й порядок,|во всех науках и |
| |своему усмотрению и его |Стр. 360). |украшеннос|богословии. Первый учитель|
| |трудовая деятельность |«Обычаи |ть, покой |художника – это |
| |здесь никем не |Бовэзи» |и |математика, затем - |
| |регламентировалась. |Бомануар.12|сладостный|анатомия. Художники |
| |Реальный мир |80-83 гг. |досуг»; |усваивали литературные и |
| |средневекового |«.. |«Для |теоретические интересы и |
| |крестьянина был пронизан |крестьяне, |народа и |наравне с гуманистами и |
| |двойственностью, |видя |толпы, |поэтами начали осознавать |
| |находившей отражение в |бедствия и |коей |себя носителями широкой |
| |противопоставлении |утеснения, |свойственн|духовности. От художника |
| |«своей» возделанной земли|которые со |о всегда |уже требовалось, помимо |
| |и бескрайних массивов |всех сторон|заблуждать|«воздержанного и |
| |«чужого» леса, пустошей, |им учиняли |ся и |умеренного образа жизни», |
| |болот, которые |и от |ничего не |изучения «теологии, |
| |ограничивали его |которых |знать, |философии и др. наук». |
| |пространственный и |дворяне не |ложь |Художник должен был, чтобы|
| |умственный кругозор. |только их |выглядит |равноправно войти в |
| |Хозяйственный прогресс |не |правдоподо|гуманистическую элиту, |
| |Средневековья долгое |защищали, а|бней |стремиться к идеалу «uomo |
| |время сводился к |напротив, |истины». |universale». Своим новым –|
| |выкорчевыванию деревьев и|еще более, | |ренессансным – местом под |
| |распашке пустошей, к |наподобие | |солнцем нои обязаны не |
| |освоению леса. Обнесенная|врагов, их | |происхождению, не |
| |изгородью территория |теснили, с | |традиции, не социальной и |
| |средневекового |оружием в | |профессионально-цеховой |
| |деревенского поселения |руках | |принадлежности, а лишь |
| |располагала особым правом|поднялись | |таланту, силе характера и |
| |(миром) – преступления, |против | |счастливому случаю. |
| |совершенные на территории|французской| |Репутация мастера |
| |деревни, карались с |знати». | |опреднлялась творческой |
| |особой жестокостью. В |Монах Жанн | |индивидуальностью, |
| |отличие от города |де Венетт | |способностью измыслить |
| |средневековой деревне не |(1307-1371 | |нечто созвучное |
| |удалось превратиться в |гг.) | |изменившимся вкусам. Не |
| |замкнутую сферу действия |« а я | |каждый художник того |
| |особого права. |горжусь, | |времени был ренессансным |
| |Имущественная |что я | |художником, и не каждый |
| |дифференциация очень рано|тружусь и | |мог привести в восхищение |
| |возникла в средневековой |хлеб | |заказчиков нового типа; |
| |деревне. Верхушку |насущный | |выдвинуться помогала |
| |деревенского общества |сею. | |только индивидуальная |
| |составляла малочисленная |Когда б не | |эстетическая ориентация. |
| |группа зажиточных |сеял я | |Некоторых, как Синьорелли |
| |крестьян. Крестьянство, |зерно, не | |и Леонардо, отличала |
| |само существование |рыл бы | |изысканность одежд и |
| |которого зависело от |огород, | |повадка важних синьоров, |
| |непосредственного |Подох бы с | |Рафаэль и Тициан жили в |
| |взаимодействия с |голоду | |палаццо и показавались в |
| |природой, воспринимало |давно твой | |окружении свиты, |
| |себя как её неотъемлемую |знаменитый | |Микеланжело пренебрегал |
| |часть. Вся его трудовая |род»… | |этикетом и держался |
| |деятельность подчинялась |«Крестьянин| |бирюком; все они, однако, |
| |привычной смене времен |и рыцарь» | |обостренно дорожили свим |
| |года и повторяющимся |(15 в.) | |достоинством. |
| |циклам | | |В недолгие годы Высокого |
| |сельскохозяйственных | | |Возрождения нескольким |
| |работ. Именно потому, что| | |художникам удалось достичь|
| |крестьянин и его труд | | |громадного социального |
| |служили источником | | |престижа и богатства, дав |
| |существования и богатства| | |тем самым совершенно новую|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|