Сравнительный анализ культуры Средневековья и Возрождения
| |двумя спорящими | | | |
| |сторонами. | | | |
| |Класс феодалов – очень | | | |
| |сложная социальная | | | |
| |категория. Она охватывала| | | |
| |самые разные общественные| | | |
| |слои – от королей и | | | |
| |князей, до неимущих | | | |
| |нобилей, которые вели | | | |
| |крестьянский образ жизни.| | | |
| |Далеко не все феодалы | | | |
| |владели замками. Низший | | | |
| |слой господствующего | | | |
| |класса составляли простые| | | |
| |рыцари, рыцарская | | | |
| |беднота, не имевшая своих| | | |
| |крепостей. Васший слой | | | |
| |знати распадался на | | | |
| |шатлэнов (обладателей | | | |
| |замков), баронов (крупных| | | |
| |синьоров) и | | | |
| |территориальных князей, | | | |
| |включая короля. Но при | | | |
| |всем своем различии все | | | |
| |они (с сер. 11 в.) | | | |
| |рассматривались как | | | |
| |единая категория рыцарей,| | | |
| |вступление в которую было| | | |
| |сопряжено с особой | | | |
| |символической церемонией | | | |
| |– посвящением. Посвящение| | | |
| |знаменовало переход к | | | |
| |зрелости и | | | |
| |самостоятельности, оно | | | |
| |завершало длительный, | | | |
| |семилетний, искус, когда | | | |
| |юноша в качестве дамуазо,| | | |
| |слуги и оруженосца, | | | |
| |проходил обучение у | | | |
| |опытного рыцаря. | | | |
| |Постепенно церковь вводит| | | |
| |посвящение в религиозные | | | |
| |рамки. Позднее, в | | | |
| |некоторых случаях, уже не| | | |
| |рыцарь, а епископ | | | |
| |совершал основной элемент| | | |
| |посвящения – | | | |
| |перепоясывание мечом. В | | | |
| |ритуале посвящения | | | |
| |огромную роль играла | | | |
| |символика цвета и | | | |
| |предметов. Как рыцарь, | | | |
| |посвященный принадлежит | | | |
| |классу феодалов и вместе | | | |
| |с тем он включается | | | |
| |внутри этого класса в | | | |
| |гораздо более конкретные | | | |
| |– личные и имущественные | | | |
| |связи. Он становится | | | |
| |вассалом. Центральным | | | |
| |моментом вассальных | | | |
| |отношений является | | | |
| |обязанность верности и | | | |
| |любви вассала по | | | |
| |отношению к синьору. | | | |
| |Феодальное право четко | | | |
| |определяло обязанности | | | |
| |вассала: consilium | | | |
| |(совет) и auxilium | | | |
| |(помощь). Оммаж и | | | |
| |пожалование фьефы | | | |
| |знаменовали включение | | | |
| |рыцаря в вассально-ленную| | | |
| |систему. Принадлежность к| | | |
| |классу профессиональных | | | |
| |воинов, внутвенне | | | |
| |сплоченному | | | |
| |вассально-ленной | | | |
| |системой, налогало на | | | |
| |человека определенные | | | |
| |идеальные обязанности и в| | | |
| |очень большой степени | | | |
| |определяло его образ | | | |
| |жизни. Одна из основных | | | |
| |доблестей рыцаря – | | | |
| |щедрость. Публичное | | | |
| |расточительство | | | |
| |рассматривалось как | | | |
| |внешнее выражение | | | |
| |доблести и удачи. | | | |
| |Напротив, корыстолюбие, | | | |
| |скупость, расчетливость в| | | |
| |глазах рыцарского | | | |
| |общества 12-13 вв. | | | |
| |оказывается одним из | | | |
| |самых позорных пороков. | | | |
| |Но наряду с культом | | | |
| |щедрости рыцари | | | |
| |чрезвычайно заботливо | | | |
| |относились к сохранению | | | |
| |целостности своих | | | |
| |владений – основного | | | |
| |источника существования. | | | |
| | | | | |
| |Другое важнейшее понятие | | | |
| |рыцарской морали | | | |
| |–служение. Верность – | | | |
| |характернейший предикат | | | |
| |вассальных отношений – | | | |
| |распространяется и на | | | |
| |понятие связей человека и| | | |
| |Бога, причем верность | | | |
| |предпологается не только | | | |
| |со стороны человека, но и| | | |
| |со стороны Господа. | | | |
| |Когда не было войны, | | | |
| |жизнь рыцаря | | | |
| |ограничивалась охотой, | | | |
| |обедом и долгим сном. | | | |
| |Утомительно-однообразный | | | |
| |распорядок дня нарушался | | | |
| |приездом гостей, | | | |
| |турнирами или | | | |
| |празднествами, когда в | | | |
| |замок приходили жонглеры.| | | |
| |Из рутины повседневности | | | |
| |рыцаря вырывала война. Но| | | |
| |и на войне и в мирных | | | |
| |условиях феодал всегда | | | |
| |выступал членом | | | |
| |сплоченной социальной | | | |
| |группы или даже | | | |
| |нескольких групп – | | | |
| |линьяжа. Корпоративность | | | |
| |феодального быта отвечала| | | |
| |корпоративной организации| | | |
| |сословия феодалов. | | | |
| |.В жесте «Мене», где | | | |
| |рассказывается о детстве | | | |
| |Карла Великого, мы видим | | | |
| |героя в Толедо на службе | | | |
| |у сарацинского короля, | | | |
| |который возводит его в | | | |
| |сан рыцаря, - эхо | | | |
| |историко-легендарных | | | |
| |испанских реалий, | | | |
| |воплощенных в «Песне о | | | |
| |Сиде». Но в то же время | | | |
| |Карл и почти все герои | | | |
| |шансон-де-жест | | | |
| |представлены одержимыми | | | |
| |одним желанием: биться с | | | |
| |сарацином и победить его.| | | |
| |Вся господствующая отныне| | | |
| |мифология сводится к | | | |
| |поединку христианского | | | |
| |рыцаря и мусульманина. | | | |
| |Борьба против неверных | | | |
| |становится конечной целью| | | |
| |рыцарского идеала. | | | |
| |Неверный рассматривается | | | |
| |отныне как язычник, | | | |
| |который заведомо | | | |
| |отказывается от истины и | | | |
| |обращения в христианство.| | | |
| |Война между христианами | | | |
| |была злом, но становилась| | | |
| |долгом, когда её вели | | | |
| |против иноверцев. | | | |
| |Удаление рыцаря от мира в| | | |
| |пустынь было важной темой| | | |
| |эпических песен, особенно| | | |
| |пострижение в монахи | | | |
| |перед смертью, и наиболее| | | |
| |известным произведением | | | |
| |на эту тему является | | | |
| |«Монашество Гильома». | | | |
| |Распространение | | | |
| |огнестрельного оружия и | | | |
| |наемного войска в 14-15 | | | |
| |вв. способствовало упадку| | | |
| |военных функций | | | |
| |рыцарства, равно как | | | |
| |социального и морального | | | |
| |престижа этого типа | | | |
| |средневекового человека. | | | |
| |Но упадок рыцарства не | | | |
| |означал прекращения | | | |
| |рыцарского образа жизни. | | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|