Сравнительный анализ культуры Средневековья и Возрождения
| |управления, горожанки |лик, |должны |с томностью и |
| |были непосредственно, |Причиной |быть |мечтательностью |
| |лично причастны к одной |тому – |широкими..|мадонны,она олицетворяет |
| |из важнейших городских |любовь, |. На груди|«весну», красоту как |
| |функций – экономической. |Груз на |не должна |источник жизни, нечто |
| | |плечах |проступать|прекрасное на фоне |
| |Нормальным брачным |велик, |ни одна |изменяющегося мира. |
| |возрастом для девушек |Так тяжела |кость. |Женщина как и в |
| |считалось обычно 15 лет. |любовь. |совершенна|Средневековье находилась в|
| |Но женщин из высших слоев|Скрыть ли в|я грудь |подчиненном положении. В |
| |старались выдать замуж |морских |повышается|семье женщину воспитывает |
| |раньше,чем из низших, что|волнах? |плавно, |муж. Браки заключали в |
| |было связано со |В |незаметно |соответствии с социальной |
| |стремлением скорейшего |прекрасной |для глаза.|иерархией. У женщин из |
| |урегулирования права |дамы глазах|Самые |высших социальных слоев |
| |наследования и заключения| |красивые |было много привилегий в |
| |выгодных партий. При |Вижу, что |ноги – это|обществе, т.к. вне дома |
| |расторжении брака речь |знает она: |длинные, |она должна себя вести |
| |шла не о расторжении |Ни здесь, |внизу |тактично и с достоинством.|
| |церковного брака, а о |ни в иных |тонкие, с |Замужняя женщина должна |
| |разьезде супругов. |мирах |сильными |быть хорошей хозяйкой, |
| |Характерная фигура для |Без любви |снежно-бел|верной супругу, |
| |средневековья женщина – |мне жизнь |ыми |трудолюбивой скромной и |
| |врачевательница. |не нужна». |икрами, |почтительной. |
| |Куртуазная любовь. |Гийом Дюфаи|которые | |
| |Возникновение куртуазного|(1400-1470)|оканчивают| |
| |культа дамы относиться к | |ся | |
| |рубежу 11 – 12 вв., когда|«Пожелайте |маленькой,| |
| |он впервые обнаруживается|– стану Вам|узкой, но | |
| |в рыцарской среде. |слугою |не | |
| |Зародившись во Франции он|И любовью |суковатой | |
| |широко распространился в |нежною |ступней. | |
| |других странах. Главный |своей, |Предплечья| |
| |источник знаний о |Где бы я ни|должны | |
| |куртуазной любви – |был, до |быть | |
| |сочинения южнофранцузских|сконьчанья |белыми, | |
| |трубадуров, |дней, |мускулисты| |
| |северофранцузских |От невгод и|ми…» | |
| |труверов и рыцарские |горестей |Трактат | |
| |романы. («Тристан и |укрою. |Аньолофире| |
| |Изольда», «Роман о короле|Некогда я |нцуолы «О | |
| |Артуре). |не |красоте | |
| |Было в эту эпоху чувство,|прельщусь |женщины». | |
| |которое явно |другою, | | |
| |модернировалось. Это |Преисполнен| | |
| |любовь. В обществе, где |счастьем | | |
| |ценилась прежде всего |новых дней.| | |
| |мужественность и | | | |
| |величественнось, большую |Пожелайте –| | |
| |изысканность отношений |стану Вам | | |
| |между полами |сугою, | | |
| |Одним из основателей |Вас любовью| | |
| |«нового сладостного |одарю | | |
| |стиля» был старший друг |своей…»[14]| | |
| |Данте Гвидо Кавальканти. | | | |
| |Развивавшийся поэтами |«Мерцало | | |
| |этого направления культ |солнце, | | |
| |Прекрасной дамы был |мнилось, | | |
| |абстрактным, и порой |все слабей,| | |
| |трудно –понять, идет ли | | | |
| |речь о реально |И звезды | | |
| |существующей женщине или |плакали у | | |
| |о символе, олицетворявшем|небосклона,| | |
| |любовь как средство | | | |
| |совершенствования |Взойдя из | | |
| |человека. В |ночи лона, | | |
| |стихотворениях нового |И птиц | | |
| |стиля женщина |летящих | | |
| |уподобляется ангелу или |поражала | | |
| |мадонне. Данте даже не |смерть, | | |
| |помышляет о сближении с |И задрожала| | |
| |Беатриче. Герой |твердь...» | | |
| |довольствуется |«Не зря | | |
| |блаженством, заключенным |зовется | | |
| |«в словах, восхваляющих |дураком, | | |
| |госпожу». Беатриче |Кто у жены | | |
| |изображается как источник|под | | |
| |благодати для всех |каблуком. | | |
| |окружающих. Средневековой|Сидит и | | |
| |поэзии был свойственен |ждет за | | |
| |гиперболизм образов: ещё |годом год, | | |
| |при жизни Беатриче Данте |Когда она | | |
| |посетило видение её |свой раж | | |
| |смерти, которую он |уймет. | | |
| |воспринимает как |Взглянула | | |
| |космическую катастрофу, |косо – вреж| | |
| |заимствовав образы |ей в глаз, | | |
| |помрачнения солнца и |Чтоб впредь| | |
| |землетрясения из |коситься | | |
| |Апокалипсиса.Исходный |зареклась, | | |
| |принцип куртуазной |Поднимет | | |
| |коллизии – поклонение |шум и | | |
| |неженатого рыцаря знатной|тарарам – | | |
| |матроне – супруге |Ты ей, | | |
| |сюзерена этого рыцаря. |злодейке, | | |
| |Очень важный стимул этого|по | | |
| |поклонения – телесное |губам!»[15]| | |
| |влечение рыцаря к Даме. | | | |
| |Конфликт обусловливается |«если | | |
| |тем, что реализовать это |простолюдин| | |
| |влечение почти |ы | | |
| |немыслимо:Дама обязана |наказывают | | |
| |блюсти верность мужу, |своих жен | | |
| |рыцарь не смеет оскорбить|кулаками, | | |
| |её насилием, вассальная |то | | |
| |верность сюзерену требует|благородных| | |
| |от него величайшей |дам лишь | | |
| |осторожности. Даме лестно|журят, | | |
| |быть окруженной |иначе | | |
| |поклонением, и даже ее |поступать | | |
| |супруг небезразличен этой|не следует.| | |
| |славе жены. |Поэтому | | |
| |Правила игры требуют |любая | | |
| |соблюдения определенного |благородная| | |
| |ритуала. Настойчивому и |дама должна| | |
| |верному поклоннику со |показать, | | |
| |временем может быть |что у неё | | |
| |разрешено прикоснуться к |благородное| | |
| |подолу платья Дамы, |сердце, то | | |
| |поцеловать ей руку, даже |есть кротко| | |
| |заключить ее в объятья. |и с | | |
| |Все это – при условии |приличиями | | |
| |послушания Даме, |высказать | | |
| |готовности выполнять ее |свое | | |
| |желания – от чтения |стремление | | |
| |стихов известных |к | | |
| |трубадуров до совершения |совершенств| | |
| |в ее честь подвигов на |ованию, | | |
| |турнирах, в борьбе против|покорности | | |
| |обидчиков ее мужа или же |и | | |
| |в дальних странствиях. |послушанию | | |
| |Нетрудно увидеть, что |перед | | |
| |этот ритуал воспитывал |господином,| | |
| |чувства. Он заставлял |страх и | | |
| |женщину дорожить честью, |боязнь | | |
| |сдерживать чувственность,|ослушаться.| | |
| |требовать от мужчины |Каждая | | |
| |уважения к её личности. |должна быть| | |
| |Воплощение этого идеала в|готова | | |
| |повседневной жизни |выполнить | | |
| |встречалось не часто. Но |любой | | |
| |и оставаясь несбыточным |приказ, | | |
| |идеалом, рыцарский культ |хороший ли,| | |
| |Дамы играл немаловажную |плохой ли –| | |
| |роль. Он вливался в |все равно. | | |
| |процесс высвобождения |И если даже| | |
| |личности и роста |приказание | | |
| |самосознания индивида. |порочно, | | |
| |Все это подготавливало |она не | | |
| |идейные и ментальные |будет | | |
| |предпосылки для изменений|повинна, | | |
| |взаимоотношений полов и |выполнив | | |
| |для улучшения статуса |его, ибо | | |
| |женщины. |вина ляжет | | |
| |В 14 – 15 вв. культ |на | | |
| |благородной Дамы, |господина.»| | |
| |сложившийся в 12- 13 вв.,|[16] «Пред | | |
| |утратил свое влияние. |женской | | |
| |Соотвественно и институт |красотой мы| | |
| |брака в массовой картине |все | | |
| |мира выступает в 14 – 15 |бессильны | | |
| |вв. прежде всего как |стали. | | |
| |средство реализации чисто|Она сильней| | |
| |плотских связей. Для |богов, | | |
| |мужчины такой брак – и |людей, огня| | |
| |утеха, и объект насмешек,|и стали» | | |
| |и вынужденный союз с |(Пьер де | | |
| |«погубительницей рода |Ронсар). | | |
| |человеческого». Церковный|«Здесь | | |
| |брак стал к тому времени |вежество, и| | |
| |бесспорным и неотьемлемым|честь, и | | |
| |элементом принятой модели|чувства | | |
| |поведения. |глубина, | | |
| | |И прелесть | | |
| | |– все навек| | |
| | |отторгнула | | |
| | |могила, | | |
| | |Ты б | | |
| | |красотой | | |
| | |своей и | | |
| | |мертвых | | |
| | |воскресила | | |
| | |– Такая | | |
| | |красота | | |
| | |была тебе | | |
| | |дана» (Пюер| | |
| | |де Ронсар).| | |
| | | | | |
| | |«Юность, | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|