Сравнительный анализ культуры Средневековья и Возрождения
| |Напротив, он был перенят | | | |
| |королевским двором и | | | |
| |городской элитой – | | | |
| |потрициатом. Идея | | | |
| |рыцарства оставалась | | | |
| |живой врплоть до Нового | | | |
| |времени: - от Неистового | | | |
| |Орландо до Дон Кихота и | | | |
| |Герца Берлинхингера. Лишь| | | |
| |Французская революция 18 | | | |
| |в. положила конец этой | | | |
| |традиции. | | | |
|Обр|Около тысячного года |«…людей |Промчались|Традиционному для |
|аз |западня литература начала|молитвы, |дни мои, |средневековья принижению |
|чел|описывать общество по |конных |как бы |человека гуманисты |
|ове|новой схеме, сразу же |людей и |оленей |противопоставили |
|ка |получившей признание. |людей |Косящий |убеждение, что он является|
| |Согласно этим воззрениям |труда»…Альф|бег. Срок |высшей ценностью, |
| |общество состоит из 3 |ред Великий|счастья |находится в центре мира. |
| |тесно ссотрудничающих |9 век. |был |По мере перерождения |
| |между собой ordines, |«Община |короче, |свободной коммуны в |
| |условно говоря |верных |Чем взмах |синьорию обнаруживается |
| |«сословий». «Троякий люд»|образует |ресницы. |беспочвенность идей |
| |составлял |единое |Из |служения обществу. Речь |
| |общество:священники, |тело, но |последней |идет о месте человека в |
| |воины, крестьяне. Три |три тела |мочи |космосе. Предельное |
| |категории были различны, |включает в |Я в горсть|возвеличение человека |
| |но дополняли друг друга: |себя |зажал лишь|выразил блестящий гуманист|
| |каждая нуждалась в |государство|пепел |– Джованни Пико делла |
| |прочих. Это гармоничное |, ибо иной |наслаждени|Мирандола. Он приходит к |
| |единство и было «телом» |закон, |й… |смелому выводу, что знания|
| |общества. Данная схема |закон |Уходит |и мудрость, накопленные |
| |подчеркивает единство 3 |людской, |жизнь – уж|человечеством, проявляются|
| |сословий: одни молятся за|различает |так |в разные эпохи в различных|
| |все общество, другие |два класса,|заведено |формах; составляя в целом |
| |защищают его, третьи |поскольку |Уходит с |непрерывную цепь в |
| |кормят это общество. «Дом|дворяне и |каждым |развитии человеческого |
| |божий нерушим», - |сервы живут|днем |интеллекта. Истина едина, |
| |говорили теоретики этой |по разным |неудержимо|она приводит к |
| |схемы. Отдельных лиц не |уставам. |… |«философскому миру». |
| |видно, видны только |Один класс | |Свобода,в понимании |
| |массовидные |– воины, | |итальянского Ренессанса |
| |«сословия».[6] |покровители| |имела в виду отдельную |
| |Средневековый индивид |церквей и | |личность. Гуманизм |
| |личностьпостольку, |защитники | |доказывал, что человек в |
| |поскольку он наиболее |народа, | |своих чувствах, в своих |
| |полно соотнесен со |всех без | |мыслях, в свих верованиях |
| |всеобщем и выражает его. |исключения,|«Эти тела |не подлежит никакой опеке,|
| |Поэтому все индивиды |как |имеют |что над ним не должно быть|
| |сопоставими. Но именно |сильных, |между |чужой воли, мешающей ему |
| |сопоставимость делает их |так и |собой |чувствовать и думать, как |
| |неравными (как |слабых, |такую |хочется. Новоевропейский |
| |несопоставимость |заботящиеся|зависимост|индивид – личность |
| |уравнивае буржуазных |также и о |ь, |постольку, поскольку он |
| |индивидов). Средневековые|своей |определенн|выступает как |
| |люди всегда связаны |безопасност|ую столь |имманентно-независимый и |
| |корпоративными и т.п. |и. Другой |необходимы|способный накладывать |
| |узами – именно |класс – |м |отпечаток на всеобщее; |
| |связанность делает их |сервы; сии |порядком, |чтобы быть личностью, ему |
| |отношения конкретными и |несчастные |что при |не нужно походить на |
| |личностными. Они |людишки |малейшем в|что-либо принадлежащее; но|
| |пребывают на разных |имеют |них |именно несопоставимость, |
| |ступенях бесконечной |что-либо |изменении |оригинальность, |
| |лестницы, различаясь |лишь ценой |они не |качественная несводимость |
| |мерой олицетворения |мучительног|могли бы |его личности, в виде |
| |принадлежащих истин и |о труда |пребывать |естественного и |
| |ценностей. | |вместе и |необходимого дополнения |
| |Ведь взаимотношения | |мир бы |предполагают |
| |средневекового католика с|«Петр |погиб, но |противостояние приватной |
| |богом носят, так сказать,|заболел, и |они также |жизни и жизни публичной; |
| |характер натурального |было ему |обладают |две личности, встречаясь, |
| |обмена: конкретные |видение ему|такой же |как бы аннигилируют |
| |поступки влекут за собой |видение. Он|красотой, |особенное каждой из них, |
| |конкретные воздаяния. |увидел себя|что |вступают в |
| |Средневековый католик |представшим|человеческ|абстрактно-равные |
| |усматривал в невинности |перед |ий ум не |отношения; |
| |ребенка, устами которого |Высшим |был бы в |надиндивидуальное берет |
| |глаголет истина, некое |Судилищем и|состоянии |реванш.[9] В |
| |чистое выражение «святой |как на одну|придумать |гуманистическом взгляде на|
| |простоты», высоко ценимой|чашу весов |ничего |ребенка первоначальная |
| |во взрослом человеке. Во |черные |прекрасног|невозделанность и |
| |взрослом дорожили |дьяволы |о. |незаполненность души не |
| |«детскостью» и придавали |клали его |Оставьте |могли иметь средневековую |
| |детству сакральное |грехи, а на|природу и |ценность, и путь к |
| |значение. Путь к богу и к|другую |перейдите |повзрослению представлялся|
| |спасению требует – при |сторону |к |куда более однозначным – |
| |обязательном |грустно |искусству…|путем интеллектуального и |
| |посредничестве церкви – |стояли |Колонны |морального |
| |индивидуальных усилий |одетые в |поддержива|совершенствования, |
| |каждого; он пролегает |белое |ют верхние|приобретений, но никак не |
| |через глубины каждой |ангелы». |галереи и |утрат. Дети для |
| |души, через помыслы, |«Золотоя |не менее |ренессансного педагога – |
| |искушения, раскаяние и |легенда» |радуют |только недоразвитые |
| |сострадание, могущее |св. иоанна |взор, чем |взрослые; цель |
| |остаться неизвестными для|Милостивого|необходимы|гармоничного и |
| |окружающих, но ведомые |. |зданию…. |универсального воспитания |
| |исповедникому и господу. | |Можно |в том, чтобы дать им |
| |Люди никак не равны, ибо | |сказать, |возможность поскорей и |
| |каждому – своя доля греха| |что доброе|получше вырасти. Гуманисты|
| |или добродетели, падения | |и |полагали, что божественной|
| |или избранничества. Но | |красивое в|природой каждому человеку |
| |спастись и возвыситься | |известном |дана возможность |
| |может каждый, путь не | |смысле |возвыситься и стать более |
| |закрыт никому.[7] | |одно и то |или менее исключительным, |
| |Средневековый мужчина – | |же… |«героическим» благодаря |
| |это сильный, ловкий, | |Красота – |«доблести». Следовательно,|
| |физически выносливый воин| |подлинный |признавалось естесственное|
| |с подчеркнуто широкими |Одеваться и|трофей |исходное равенство на пути|
| |плечами, сильными ногами,|снаряжаться|победы |к превращению в избранных!|
| |волевым решительным |нужно так, |души». | |
| |лицом. Впервые в |чтобы |Кастильоне|На ренессансной почве |
| |эстетических взлядах |честные |. |рождались независимый |
| |европейского общества |люди не |«Кортеджиа|авторитет светской |
| |мужественность, как |обвинили |но». |культуры, та сила писателя|
| |основная черта мужской |вас в | |и ученого в глазах |
| |красоты, начинает |излишествах| |обществееного мнения, |
| |противопоставляться |, а | |которая впоследствии |
| |женственности, |молодежь – | |побудит Екатерину и |
| |воплощающей идеал женской|в | |Фридриха переписываться с |
| |красоты. |бедности». | |Вольтером, Наполеона |
| |Большое значение имел |(Вердикт | |искать свидания с Лапласом|
| |ритуал куртуазной любви. |Людовика | |и Гёте. |
| |Половая страсть не |Святого). | |Представление о |
| |сводилась только к |«Чувствую |«Не |несходности и неравенстве |
| |телесной. Соитие |красотою, |родился |природных «семян» было |
| |выступало как венец |душа |еще такой |чрезвычайно |
| |сближения, а не его |возвышается|человек, |распространено. Оно хорошо|
| |единственное оправдание. |к истинной |который, |объясняло неравенство |
| |Половое влечение |красоте и |как я был |способностей, |
| |наполнялось более сложным|от земли… |бытак |индивидуальные различия |
| |психологическим |возносится |склонен |вкусов, интересов и |
| |содержанием, его |к |любить |достоинств. Оно сохраняло |
| |обязательным элементом |небесам….» |людей» |средневековый |
| |становилось признание | |Микеландже|иерархический принцип |
| |душевных достоинств |(Аббат |ло. |расположения людей, но не |
| |партнеров. Каждый из них |Cуггерий). | |на феодальной основе |
| |побуждался к |«Десять | |происхождения и не на |
| |самосавершенствованию |человек | |чисто религиозной основе. |
| |ради другого. Но это все |образуют | |Ренессансный натурализм |
| |касалось лишь отношений к|народ, | |придавал этому принципу |
| |знатной Даме. |десять овец| |сдвинутый смысл. |
| |Зрелое городское |– стадо, |«Мы ведь |Натуралистическое |
| |средневековье создало |н6о для |знаем, что|обоснование избранности |
| |многочисленных |стада |человек |совмещалось с концепцией |
| |интеллектуалов, |свиней |это не дух|индивидуального |
| |преподавателей «свободных|достаточно |и не тело,|совершенствования, в |
| |искусств» и прочих, но не|четырех-пят|а нечто |которой самая соль |
| |интеллигенцию, ибо никому|и голов». |третье, |гуманизма. Этим, конечно, |
| |не приходило в голову, |(«Дигест»).|бессмертно|помимо секуляризации самих|
| |что скажем, между | |й и |знаний и доблестей, |
| |нотариусом, философом, | |смертной |подрывалась христианская |
| |иконописцем и астрологом | |природы, |трактовка избранности, |
| |есть что-то общее. | |хотя нам |столь высоко ставившая |
| |Существовали важные виды | |никоим |наивность и простоту веры |
| |духовной деятельности, | |образом не|необразованного ума, |
| |неотчетливо или вовсе не | |следует |смиренность и нищету духа,|
| |профессионализированные: | |сомневатьс|недоверчивая к |
| |в глазах современников и | |я, что |самоуверенному |
| |в собственных глазах | |телесные |умствованию. |
| |Бертран де Борн и | |свойствадо|Географические открытия и |
| |Виллардуэн, Дешан и | |лжны быть |освоение новых пространств|
| |Виллани были рыцарями, а | |подчинены |раздвинули горизонты |
| |не поэтами и хронистами. | |душевным, |мироощущения людей эпохи |
| |Тысячи профессоров и | |как и тело|Возрождения. Естественно, |
| |студентов выступали как | |душе» |что к духу странствий |
| |жестко разграниченные | |Фильефо. |«были причатны» неслабые |
| |общественные группы. | |«Размышлен|люди. Титанизм Возрождения|
| |Однако это обособление | |ия об |проявился не в |
| |было рождено не | |изгнании».|произведениях искусства, а|
| |потребностью выделить | | |в произведении человека, |
| |специфически духовный | | |способного оценить себя и |
| |труд, а лишь | | |быть самому себе опорой. В|
| |универсальным | | |этом отношении важна |
| |средневековым принципом, | | |автохарактеристика |
| |согласно которому |«Царь царей| |Джероламо Кардано(1501 или|
| |дифференциации подлежали |организует | |1506-1576), итальянского |
| |даже ангельские чины. |по | |математика, философа и |
| |«Инетеллигентные» цеха |различным | |врача. Возрождение было |
| |стояли в одном ряду с |чинам | |восстановлением античного |
| |торгово-ремесленными; |небесное, | |понимания человека, |
| |представление об особой, |духовное | |согласно которому его |
| |не узкотехнической, а |общество, | |достоинство определяется |
| |социально-культурной |ровно как и| |здесь, в условиях земной |
| |функции всех подобных |общество | |жизни, а не в загробном |
| |профессий, об |земное, | |мире. Географические |
| |интеллигенте вообще как |мирское. | |открытия и освоения новых |
| |носителе |Сам Бог | |земель стали возможны |
| |концентрированной |установил | |благодаря такому |
| |образованности и |священный | |мировоззрению. Открытие |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|