Сравнительный анализ культуры Средневековья и Возрождения
| |духовности отсутствовало.|распорядок | |мира и его конечности |
| |Вернее, оно было |чинов на | |привело к переоткрытию |
| |сакрализовано. Целостная |небе и на | |человека, но уже на |
| |духовность составляла |земле». | |новоевропейский лад: |
| |специальность клириков. |(Епископ | |истина человека в ег |
| |Единственными подлинными |Камбрэ и | |земном конечном |
| |искателями приключений в|Араса - | |существовании, на которое |
| |глазах средневековых |Жерар). | |он и должен нести |
| |христиан были те, кто | | |ответсвенность. |
| |пересекал границы | | |Европейская культура |
| |христианского мира: | | |возрождает убеждение, что |
| |миссионеры или купцы, | | |человек – хозяин Земли. И |
| |которые высаживались в | | |должен сам себя вести по |
| |Африке и в Крыму, | | |дороге жизни. |
| |проникали в Азию. | | |Стремление сохранить свое |
| |Средневековое общество | | |имя в веках – важный |
| |определялось подлинным, | | |гуманистический мотив в |
| |религиозным расизмом. | | |произведениях и жизни |
| |Принадлежность к | | |Петрарки. Однако одним из |
| |христианству была | | |истоков его желания |
| |критерием его ценностей и| | |увековечить своё имя был |
| |поведения. Черное и | | |страх смерти |
| |белое, без середины – | | |Человек поднимается над |
| |такова была | | |миром, впервые ощущая |
| |действительность для | | |власть над природой. Купол|
| |средневековых людей. | | |врезается в небо всей |
| |Итак, человек | | |своей стройной громадой, |
| |Средневековья был вечным | | |знаменуя торжество |
| |яблоком раздора между | | |человеческой воли. Человек|
| |Богом и Сатаной. | | |как бы вступает в диалог с|
| |Существование Дьявола | | |природой, проповедуя, он |
| |представлялось столь же | | |начинает слышать ее голос.|
| |реальным, как и бытие | | |С природы снимается |
| |бога; он даже испытывал | | |тяготевшее над нею |
| |меньшую нужду в том, | | |проклятие греховности. |
| |чтобы представать перед | | |Восхищенная любовь к |
| |человеком в | | |природе естественно |
| |перевоплощенном виде или | | |рождала желание полнее и |
| |в видениях. Главным | | |глубже познать природу, |
| |образом он принимал | | |изобразить ее как можно |
| |различный антропоморфный | | |правдивее. Человек |
| |вид. Особо избранные | | |занимает место Бога, |
| |жертвы подвергались | | |однако Бог не перестает |
| |неоднократным натискам | | |быть творцом всего сущего,|
| |Сатаны, который | | |он берет на себя |
| |использовал все уловки, | | |божественную функцию, |
| |маскировки, искушения и | | |человеческая личность |
| |пытки. Объект | |«Я обладаю|представляется творческой.|
| |препирательства между | |от природы|Человек мыслится как |
| |Богом и дьяволом на | |философски|овладевший природой, но |
| |земле, человек, после | |м и наукам|художественно – это титан.|
| |смерти становился ставкой| |пригодным |Эстетика Возрождения |
| |в их последнем и решающем| |умом. Я |исповедует подражание |
| |споре. Средневековое | |остроумен,|природе, но человек хочет |
| |искусство насыщено | |изящен, |вскрыть красоту, которая |
| |изображениями финальной | |находчив, |скрывается в тайниках |
| |сцены земного | |интеллиген|природы, поэтому он |
| |существования, когда душа| |тен, |считает, что искусство |
| |умершего раздиралась | |похотлив, |выше природы. |
| |между Сатаной и | |весел, |Гуманисты мыслили человека|
| |архангелом Михаилом | |праведен, |так: сильным, смелым, |
| |прежде, чем победитель | |верен, |развитым физически и |
| |уводил её в рай или ад. | |мудр, |духовно, прекрасным и |
| |Эта сцена, которой | |мыслящ, |гордым, подлинным хозяином|
| |заканчивалась жизнь | |любопытен,|своей судьбы и устроителем|
| |средневекового человека, | |услужлив, |лучшего мира, нашедшим |
| |подчеркивает пассивность | |завистлив,|свое воплощение в |
| |его существования. Она | |изобретате|искусстве. «Только |
| |представляет собой самое | |лен, учен,|благодаря искусству, мы |
| |сильное и впечатляющее | |благодаря |можем перешагнуть границы |
| |выражение того, что он не| |собственны|собственного «я», узнать, |
| |принадлежал самому себе. | |м |как другой видит мир…». |
| |В чем не сомневался | |стараниям,|Человек может подняться к |
| |средневековый человек, | |люблю |ангелам, и может упасть |
| |так это в том, что не | |чудеса,хит|так низко. Эта свобода |
| |только дьявол мог, | |ер, |воли человека делает его |
| |подобно Богу (разумеется | |жесток, |индивидуальностью. Отныне |
| |с его дозволения) творить| |знаю |он упирается своим |
| |чудеса, но этой | |множество |решением на себя, делая |
| |способностью обладали | |тайн, |себя, собственное «я» |
| |также и смертные, обращая| |мстителен,|мерой всех вещей. При этом|
| |её во благо или во зло. | |меленхолич|он может быть чудовищем, |
| |Каждый человек имел | |ен, |так как человек был |
| |своего ангела,и на земле | |коварен, |безответственен перед |
| |обитало двойное | |предатель,|Богом, «потому, что |
| |население, люди и их | |колдун, |последним критерием для |
| |небесные спутники, или, | |маг, |человеческого поведения |
| |вернее, тройное, т.к. к | |несчастен,|считалась тогда сама же |
| |ним прибавлялся | |не люблю |изолированно чувствовавшая|
| |подстерегавший их мир | |своих, |себя личность». Человек |
| |демонов. Земное общество | |отвратител|этой эпохи знал, что есть |
| |было лишь сколком с | |ен, |добро и что – зло, он |
| |общества небесного. | |сумрачен, |принадлежал самому себе, |
| |Представление о небесной | |вещун, |поэтому мог сам сделать |
| |иерархии сковывало волю | |ревнив, |выбор между добром и злом.|
| |людей, мешало им касаться| |шутник, |Но совершая зло, он не |
| |здания земного общества, | |клеветник,|отвечал за содеянное перед|
| |не расшатывая | |изменчив, |Богом, почувствовав себя |
| |одновременно общество | |слабохарак|творцом, властелином мира.|
| |небесное. Средневековые | |терен; вот|Лишь фортуна направляет |
| |люди доводили до | |какие во |его по жизни. Вечное |
| |крайности аллегорическое | |мне |борение добра и зла |
| |толкование содержавшихся | |противореч|трактовалось уже не как |
| |в Библии более или менее | |ия |борьба Сатаны и Архангела |
| |символических дат и | |характера |Михаила, которые раздирали|
| |сроков творения. | |и |на небе душу умершего, а |
| |Предвестники | |поведения.|как борьба двух начал, |
| |светопреставления – | |»[8] |которые заложены в |
| |войны, голод, эпидемии – | | |человеке, которая |
| |казались особенно явными | | |подчеркивает активность |
| |людям Раннего | | |земного существования. |
| |Средневековья. | | |Важно было самостоятельно |
| |Разрушительные варварские| | |созерцаемое и измеряемое |
| |нашествия, страшная чума | | |человеческое тело. |
| |6 в. и неурожаи | | |Художник в вглядывается в |
| |непрерывной своей чередой| | |человеческое тело, |
| |держали людей в | | |погружается в него как в |
| |напряженном ожидании, в | | |самостоятельную |
| |котором страх смешивался | | |эстетическую данность. |
| |с надеждой, но наиболее | | |Человеческое тело – |
| |сильным был все же страх,| | |носитель артистической |
| |панический ужас, | | |мудрости, |
| |владевший массами людей. | | |индивидуалистического |
| | | | |мышления – трехмерно, |
| |Люди средневековья вообще| | |рельефно. Искусство |
| |не считали нужным | | |ренессанса основывалось на|
| |стесняться проявления | | |логике, на откровениях |
| |чувствжаркие объятия, как| | |человеческого разума, |
| |и «потоки слез», не | | |подтвержденных |
| |случайно сплошь и рядом | | |математическими расчетами.|
| |упоминаются в самых | | |Человеческий разум – |
| |разных литературных | | |движущая сила искусства. |
| |сочинениях 11 – 13 вв. и | | |Человек мера всех вещей |
| |гнев, и страх, и | | |постольку, поскольку он |
| |ненависть выражались | | |задает эту меру. |
| |неприкрыто и прямо. | | |Гармоничный человек должен|
| |Хитрость и скрытность | | |обладать как физическим, |
| |выступали скорее в | | |так и духовным |
| |качестве отклонения от | | |совершенством: благородной|
| |нормы, чем правила. | | |красотой, грацией, |
| |Своеобразным было и | | |чувством меры, логикой, и |
| |восприятие собственного | | |разумом, которые |
| |тела. Граница, незримо | | |главенствуют над чувством,|
| |отделяющая одно | | |смиряют самые безудержные |
| |человеческое существо от | | |порывы. |
| |другого, осмысливались | | | |
| |тогда иначе, чем ныне. | | | |
| |Знакомые нам брезгливость| | | |
| |и стыдливость | | | |
| |отсутствовали. | | | |
| |Естествеными казались еда| | | |
| |из общей миски и питье из| | | |
| |общей чаши. На одной | | | |
| |постели вповалку спали | | | |
| |мужчины и женщины, | | | |
| |взрослые и дети. Супруги | | | |
| |совокуплялись в | | | |
| |присутствии детей и | | | |
| |родственников. Детородный| | | |
| |акт еще не обрел ореола | | | |
| |таинственности. Половая | | | |
| |активность мужчины была | | | |
| |предметом столь же | | | |
| |пристального внимания, | | | |
| |что и его воинские | | | |
| |доблести. Даже церковью | | | |
| |импотенция признавалась | | | |
| |одним из главных | | | |
| |оснований для развода. | | | |
| |В период реннего | | | |
| |Средневековья (%-8 вв.) | | | |
| |влияние церкви на | | | |
| |мировоззрение было | | | |
| |особенно сильным. Позже | | | |
| |оно стало ослабевать, | | | |
| |общество получило доступ | | | |
| |к академическому | | | |
| |образованию, светской | | | |
| |лттературе, воникло | | | |
| |философское | | | |
| |свободомыслие. | | | |
| |Официальная культура | | | |
| |эволюционировала от идеи | | | |
| |отрицания земных | | | |
| |ценностей к их признанию.| | | |
| |Мироощущение простого | | | |
| |человека было связанно | | | |
| |прежде всего с | | | |
| |непосредственной | | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|