Сравнительный анализ культуры Средневековья и Возрождения
| |предвозвестие. Ветхий |обыкновение| |бесконечен, время - |
| |завет возвещал Новый в |расставлять| |необратимый, непрерывный |
| |доходившем до абсурда |по вечерам | |исторический процесс, а |
| |параллелизме. Каждый |сети, а по | |обожествленный человек |
| |персонаж и эпизод имели |утру | |должен владеть им, чтобы |
| |свои соответствия. Эта |находят в | |творить. С изобретением |
| |тема пробилась в |них | |часов для итальянской |
| |готическую иконографию и |драгоценные| |торгово-промышленной среды|
| |расцвела на порталах |предметы,… | |была характерна привычка |
| |кафедральных соборов, в |имбирь, | |вести точный отсчет |
| |фигурах ветхозаветных |ревень, | |времени и не упускать его |
| |пророков и евангельских |алоэ и | |попусту. «Время купцов» – |
| |апостолов. В ней |корицу. | |это расчетливость, время |
| |воплотилось основное |Говорят, | |гуманистов – расчетливость|
| |свойство средневекового |что эти | |в осуществлении целей, |
| |восприятия времени: через|пряности | |далеких от утилитарного |
| |аналогию, как эхо. В |происходят | |расчета. Гуманистическое |
| |мирской истории |из земного | |восприятие времени ведет |
| |господствовала тема |рая, падая | |отсчет от сакрального |
| |перехода власти. |под ветром | |смысла. «Время гуманистов»|
| |Проникнутая страстным |с райских | |пронизано, как и «время |
| |национальным чувством |деревьев…. | |монахов» в Средневековье, |
| |концепция перехода власти|Они | |жаждой высшей мудрости и |
| |внушала прежде всего |рассказали,| |избранничества. Время – |
| |средневековым историкам и|что дошли | |ристалище добродетели |
| |теологам веру в подъем |до великого| |(virtus). Не растрачивать |
| |Запада. Эта упрощенная и |нагроможден| |впустую время – значит не |
| |упрощающая концепция |ия скал, на| |упускать ни единой |
| |имела, однако, ту |которое | |возможности возвести душу |
| |заслугу, что она |невозможно | |и сделать хоть малый шаг к|
| |связывала историю и |было | |славе, бессмертию земному.|
| |географию и подчеркивала |добраться. | |Но “время гуманистов” |
| |единство цивилизации. |С этой горы| |делалось конкретным |
| |Средневековые |падала | |достоянием индивида, |
| |христианские мыслители |река, и им | |снимая дуализм бренного |
| |пытались остановить |показалось,| |времени к трансцендентной |
| |историю, завершить её. |что на ее | |вечности, возвышая |
| |Феодальное общество с его|вершине | |самоосуществление личности|
| |2 господствующими |росло | |и ее краткий жизненный |
| |классами, рыцарством и |множество | |срок как посюстороннее |
| |духовенством, |деревьев…» | |торжество божества в |
| |рассматривалось как конец|Жуанвиль в | |человеке. Время приобрело |
| |истории. Схоласты |рассказе о | |неслыханную активность, |
| |старались обосновать и |VII | |оно стало “героическим”. |
| |укрепить представление об|крестовом | |“Время гуманистов” |
| |остановке истории, исходя|походе. | |возникло на скрещении двух|
| |из того, что историчность| | |ранее восприятии “времени |
| |обманчива и опасна, а | | |купцов” и “времени |
| |подлинную ценность имеет | | |церкви”. Они вносили в |
| |одна лишь вневременная | | |свои “труды” отрешенность |
| |вечность. 12 век был | | |и возвышенность, а в |
| |заполнен борьбой между | | |“досуги” – неутомимую |
| |сторонниками учения о | | |деловитость. “Время |
| |постепенно открываемой | | |гуманистов” было деловым |
| |истине (« Истина – дочь | | |вне дела и сакральным вне |
| |времени»,- сказал якобы | | |культа. |
| |Б. Шартрский) и | | |Время для человека |
| |приверженцами теории | | |Возрождения – “истребитель|
| |неизменной истины. | | |вещей”; все изменяется, |
| |Марк Блок нашел | | |преображается, глаз |
| |поразительную формулу, | | |воспринимает лишь то, что |
| |которая резюмировала | | |рождается перед человеком |
| |отношение средневековых | | |в данный миг, “ибо в |
| |людей ко времени: полное | | |следующий время уже |
| |безразличие. Это | | |совершит свое неизбежное и|
| |безразличие выражалось у | | |необратимое |
| |скупых на даты хронистов | | |дело”.[3]Человеку |
| |в неопределенных | | |открылась неустойчивость, |
| |выражениях типа «в это | | |текучесть видимого мира: |
| |время», «тем временем», | | |время быстротечно, и |
| |«вскоре после этого». | | |отсутствует вера в |
| |Смешение времен было в | | |грядущий день, т.к. |
| |первую очередь | | |понимает свою |
| |свойственно массовому | | |беспомощность перед |
| |сознанию, которое путало | | |громадой бесконечной жизни|
| |прошлое, настоящее и | | |и космоса. Но это |
| |будущее. Это смешение | | |уравновешивается |
| |проявлялось особенно | | |безграничной верой в |
| |отчетливо в стойкости | | |победу гармонии и красоты|
| |чувства коллективной | | |человека, который не |
| |ответственности. Все ныне| | |потерял еще чувства меры, |
| |живущие люди отвечают за | | |т.е. чувства своей |
| |проступок Адама и Евы, | | |фактической |
| |все современные евреи | | |неограниченности. |
| |ответственны за страсти | | |Антропоцентризм отличался |
| |Христовы, а все | | |артистичным характером, |
| |мусульмане – за | | |человек мыслил себя в |
| |магометову ересь. | | |первую очередь творцом и |
| |Крестоносцы конца 11 века| | |художником, наподобие той |
| |считали, что они | | |абсолютной личности, |
| |отправляются за море, что| | |творением которой он себя |
| |бы покарать не потомков | | |сознавал. Чтобы полностью |
| |палачей Христа, а самих | | |проявить свои возможности,|
| |палачей. Равным образом и| | |ему надлежало обеспечить |
| |долго сохранявшийся | | |для своей деятельности |
| |анахронизм костюмов в | | |наиболее благоприятные |
| |изобразительном искусстве| | |условия в уделенный ему |
| |и театре свидетельствует | | |для жизни срок. Характер |
| |не только о смешении | | |этого человека, |
| |эпох, но о чувстве и вере| | |пытавшегося сбросить все |
| |средневековых людей в то,| | |нормы, состоит во |
| |что все существенное для | | |всепоглощающем стремлении |
| |человечества является | | |к истине, в каком-то даре |
| |современным. Каждый год | | |предвидения. Для него было|
| |на протяжении тысячелетий| | |мало природы, то ли в виде|
| |литургия заставляла | | |извечной и прекрасной |
| |христиан заново | | |данности, то ли в виде |
| |переживать сжатую в ней с|« Дивная | |результатов творения |
| |необычайной силой |Мине рва | |надприродной личности. |
| |священную историю. Здесь |обходит | |Мир в эпоху Возрождения |
| |мы имеем дело с |разные | |представляется открытым, |
| |магической ментальностью,|нации и | |прекрасным, безграничным, |
| |которая превращает |перемещаетс| |резкость пределов, |
| |прошлое в настоящее, |я с одного | |самобытная личность всего:|
| |потому что канвой истории|конца | |гор, долин, города, травы |
| |служит вечность. |Вселенной | |– одна из главных черт |
| |Средневековый человек ни |на другой, | |Италии; сливающиеся |
| |знал унифицированного |что бы | |пределы, пропадающие |
| |времени, ни единообразной|отдавать | |очертания – принадлежность|
| |хронологии. |себя всем | |севера. Прозрачно небо, на|
| |Множественность времен – |народам. Мы| |котором дома и |
| |такова реальность для |видим, что | |возвышенности |
| |средневекового разума. |она | |вырисовываются четко и |
| |Нигде потребность в |побывала у | |стройно. Картина мира для |
| |хронологии не была столь |индийцев, | |человека – не выдумка, не |
| |сильной, как в священной |вавилонян, | |умозрение эмпиризма, а то,|
| |истории. Всемирные |египтян, | |что видит глаз, – это есть|
| |хроники начинались с дат |греков, | |на самом деле. Эпоха |
| |священной истории. |арабов и | |Возрождения возвеличивает |
| |Конечно, средневековая |латинян. | |человека, возносит его на |
| |хронология, способы |Она | |беспримерно высокий |
| |измерения времени, приемы|покинула | |пьедестал, уделяет ему |
| |определения даты и часа, |Афины, | |такое место в мире, |
| |сам хронологический |оставила | |которое никогда до этого |
| |инструментарий – все это |Рим, забыла| |не грезилось ему. Человек |
| |носило рудиментарный |Париж и | |поднимается над миром, |
| |характер. Здесь полностью|только что | |впервые ощущая власть над |
| |сохранялась |счастливо | |природой. Художник творит |
| |преемственность с |достигла | |мир по воле самого Бога, |
| |греко-латинским миром. |Великобрита| |подчиняет себе |
| |Устройства, служившие для|нии, | |пространство путем |
| |измерения времени, |знаменитейш| |наложения на него |
| |оставались либо |его из | |различных форм и образов. |
| |связанными с капризами |островов, | | |
| |природы – таковы |микрокосма | | |
| |солнечные часы, либо |Вселенной».| | |
| |определяли лишь отдельные|Ричард | | |
| |временные отрезки – как |Бьюри 14 в.| | |
| |песочные или водяные | | | |
| |часы. Использовались и | | | |
| |заменители часов, которые| | | |
| |не измеряли время в | | | |
| |цифрах, но определяли | | | |
| |конкретные временные | | | |
| |вехи: ночь разделялась на| | | |
| |«3 свечи», короткие | | | |
| |промежутки определяли | | | |
| |временем, потребным для | | | |
| |чтения молитв «Miserere” | | | |
| |или „Отче наш“. | | | |
| |В разных странах год | | | |
| |начинался по-разному, | | | |
| |согласно религиозной | | | |
| |традиции, которая | | | |
| |отталкивалась от | | | |
| |различных моментов | | | |
| |искупления человечества и| | | |
| |обновления времени: с | | | |
| |Рождества, Страстей | | | |
| |Господних, Воскресения | | | |
| |Христова и даже с | | | |
| |Благовещенья.Самый | | | |
| |распростра-нёный | | | |
| |хронологический „стиль“ | | | |
| |на средневековом Западе | | | |
| |начинал год с Пасхи. | | | |
| |Очень мало был | | | |
| |распространён стиль, | | | |
| |которому принадлежало | | | |
| |будующее: с 1 января, | | | |
| |Обрезания Господа. С | | | |
| |различных моментов | | | |
| |начинались и сутки: с | | | |
| |заката, полуночи или | | | |
| |полудня. Сутки делились | | | |
| |на часы неодинаковой | | | |
| |протяженности; это были | | | |
| |христианизированные | | | |
| |старые римские часы. Час | | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|