Сравнительный анализ культуры Средневековья и Возрождения
| |святость – скорее подвиг | |ые одежды;|пытались утвердиться в |
| |всей жизни, чем | |и, |качестве носителей нового |
| |совокупность доблестей, | |надлежащим|«благородства». |
| |чудесным образом | |образом |«Благородство» |
| |переданных индивиду с | |переодетый|рассматривалось ими как |
| |самого рождения. | |, вхожу в |производное от овладения |
| |Духовенство, хотя и | |античные |«словесностью» и |
| |скованное принципами | |дворцы к |«ученостью». Специфическим|
| |целибата (безбрачия), | |античным |критерием «благородства» |
| |жило в миру и соблюдало | |людям. |стала культура. Гуманисты |
| |мирские нормы поведения. | |Там, с |претендовали на то, чтобы |
| |Епископы подчас | |любовью |воплощать собою высшую |
| |командовали военными | |ими |степень «человеческого |
| |отрядами, а каноники | |принятый, |достоинства». Гуманисты |
| |охотились с собаками и | |я вкушаю |устанавливали соотношение |
| |соколами.монастырь | |ту пищу, |латинского и итальянского |
| |представлялся | |которая |языков, языка элитарной |
| |средневековому человеку | |–единствен|культуры и языка |
| |то островом, оазисом, | |ная моя и |народного. Нередко они, |
| |убежищем от мирской | |для |сочиняя на латыни, сами же|
| |суеты, то «святым | |которой я |переводили, как, наприме, |
| |градом», образцом | |рожден; |Фичино на volgare. |
| |идеальной организации | |там я без |Двуязычие гуманистов |
| |человеческой общности. В | |стеснения |соответсвовало, как и |
| |«золотые века» | |беседую с |философский экзотеризм, их|
| |европейского монашества, | |ними и |двойственному |
| |наступившие с 10 века, | |расспрашив|общественному положению, |
| |эта социальная группа все| |аю о |диалектике |
| |больше осознавала себя | |разумных |интеллигентского |
| |как «святой коллегиум», | |основаниях|микрокосма и социального |
| |находящийся в | |их |макрокосма, к которым они |
| |привилегированных | |действий и|одинаково принадлежали. |
| |отношениях с | |они мне | |
| |Богом.,избравший путь | |приветливо| |
| |совершенства и именно | |отвечают. | |
| |поэтому незаменимой при | |И я не | |
| |определении загробной | |чувствую | |
| |судьбы всех людей. Как | |на | |
| |излюбленная добыча | |протяжении| |
| |Дьявола, монах наделен | |цетырех | |
| |опытом противостояния | |часов | |
| |натиску сатаны и способен| |никакой | |
| |защитить и других людей | |скуки; я | |
| |от врага человеческого. | |забываю | |
| |Монах – также советник и | |все | |
| |посредник в делах знатных| |печали, не| |
| |мирян, королей. Наконец, | |боюсь | |
| |монах- человек, | |бедности, | |
| |наделенный высшими | |и меня не | |
| |интеллектуальными | |приводит в| |
| |возможностями и | |смятение | |
| |средствами, знаток чтения| |смерть: я | |
| |и письма, хранитель | |целиком | |
| |классической культуры. В | |переношусь| |
| |средневековом сознании | |к | |
| |именно монах, больше чем | |ним».[12] | |
| |преставитель какого-либо | |«Этот дом | |
| |другого разряда имел | |поистине | |
| |шансы стать святым. | |мог быть | |
| |Монастыри обладали | |назван | |
| |хозяйственной мощью и, | |приютом | |
| |несмотря на все нарушения| |радости…. | |
| |бенедиктинского устава, | |Почтеннейш| |
| |высоким моральным | |ие нравы | |
| |авторитетом. Особое место| |былы | |
| |заняли духовно-рыцарские | |соединены | |
| |ордена: госпитальеры, | |с | |
| |тамплиеры, тевтонские | |величайшей| |
| |рыцари, ряд испанских | |свободой, | |
| |орденов. Свое назначение | |игры | |
| |они видели в борьбе с | |увеселения| |
| |врагами христианства. | |– с | |
| |Монашеский идеал – идеал | |изящной и | |
| |Христа – обладал | |торжествен| |
| |исключительной | |ной | |
| |притягательностью. Одним | |величестен| |
| |из самах серьезных | |ностью, и | |
| |последствий этого стала | |сама | |
| |низкия оценка мирского | |свобода | |
| |существования. | |служила | |
| | | |величайшей| |
| | | |уздой….» | |
| | | |(Кастильон| |
| | | |е). | |
|Жен|Женщина: прекрасная дама |«Сопровожда|«И мира |Женское любопытство и |
|щин|и Богоматерь. |емая |нет – и |болтливость могут |
|а |Семья. |похвалой, |нет нигде |оказаться небезопасны. |
| |В центре родственных |Она идет; |врагов; |Всегда надежнее, чтобы |
|люб|отношений в средние века |смиренья |Страшусь, |женщина не только не |
|овь|находились не брачные |ветер веет.|– надеюсь,|хотела бы, но и не могла |
| |узы, но кровные связи. | |стыну – и |повредить мужу. Жена |
| |Они были более священны, |Узрев |пылаю; |должна слушаться и |
| |глубоки и тесны, чем |небесное, |В пыли |почитать мужа. Чистота и |
| |брачные. Термин, которым |благоговеет|влачусь – |скромность, почтительность|
| |в современность |, |и в |и смирение – вот |
| |обозначают семью, мог |Как перед |небесах |добродетели женщины. Ей |
| |подразумевать в ту эпоху |чудом, этот|витаю; |прилично скорее слушать, |
| |совокупность как широкого|мир |Всем в |нежели говорить. Жена |
| |круга людей, связанных |земной». |мире чужд |должна быть тактична: не |
| |кровным родством и |«Замолчите,|– и мир |распространяться о своих |
| |свойством, так и |- заявляет |обнять |делах и не интересоваться |
| |совместно проживавших с |Гарэн |готов. |чужими. Она должна |
| |супружеской семьёй в |Лотарингски|У ней в |научиться со слугами |
| |одном «домохозяйстве» |й, - герой |плену |держать себя госпожой. Ей |
| |людей, не являвшихся их |рыцарской |неволи я |не пристало судачить с |
| |родственниками. Членами |эпической |не знаю; |прислугой и верить её |
| |«семьи», например, |поэмы |Мной не |доносам. Вне дома ей |
| |считались подмастерья и |рубежа 12 |хотят |надлежит держаться с |
| |ученики, проживавшие в |–13 вв., |владеть, а|достоинством. Достоинство,|
| |доме мастера и |вдове |гнет |однако, должно сочетаться |
| |столовавшиеся у него. |своего |суров; |с веселостью. |
| |Родичи помогали друг |брата, - |Амур не |Любовь. Смерть Лауры |
| |другу мстить за обиду. |«Вы еще |губит – и |ничего не изменила для |
| |Месть за родственника – |выйдете |не рвет |Петрарки, т. к. для него |
| |моральное обязательство, |замуж за |оков; |была важна не Лаура, а его|
| |обладавшее наибольшей |благородног|А жизни |собственное чувство к ней:|
| |силой. |о рыцаря. |нет конца |именно оно составляет |
| |Воззрения на институт |Это мне |и мукам |содержание его поэзии. Это|
| |брака и вообще на |подобает |краю…» |чувство, в отличие от |
| |взимоотношения полов |глубокая |Благослове|абстрактной любви |
| |пережили в средние века |скорбь». |н день, |предшествовавшего периода |
| |весьма глубокую эволющию.|«Что |месяц, |было индивидуально. Оно |
| |Католическая церковь |касается |лето, час |ближе к любви современного|
| |«признала» брак довольно |тех мужчин,|И миг, |человека, чем |
| |поздно. Првоначально отцы|что из |когда мой |средневекового. Любовь у |
| |церкви видели в любом |удовольстви|взор те |Петрарки – скорбит, реже |
| |браке прежде всего |я возводят |очи |радуется, безуспешно |
| |повторение «первородного |напраслину,|встретил! |стремится вырвать из |
| |греха». Поэтому любые |то |Благослове|своего сердца чувство, |
| |брачные союзы решительно |неудивитель|н тот |сомневается, надеется. Не |
| |осуждались и подлинно |но, что они|край, и |имеет большого значения, |
| |достойным христианином |клевещут на|дол тот |кем Лаура являлась в |
| |считались лишь те, кто |женщин… и |светел, |действительности, важно, |
| |отказывался от брака. |заверяю |Где |что эта красавица |
| |Браком называли более или|тебя, что |пленником |вдохновила его на любовную|
| |менее длительный |всякий, кто|я стал |лирику, которая по праву |
| |супружеский половой союз,|открыто |прекрасных|считается одной из вершин |
| |нередко сосуществвовавший|клевещет на|глаз! |мировой поэзии. |
| |с иной формой |женщин, |«… волосы |Красота женщины |
| |сожительства, также |делает это |женщины |проявляется в совершенстве|
| |признанной в праве. |по злобе |должны |и ее линий и бесконечном |
| |Церковь участвовала в |сердца, |быть |ее становлении. Художник и|
| |процедуре бракосочетания,|вопреки |нежными, |поэт прославляет и |
| |как правило, только |разуму и |густыми, |утверждает любовь к |
| |тогда, когда дело |природе. |длинными и|женщине как символ |
| |касалось королевских |Вопреки |волнистыми|радости, и скорбит при ее |
| |семей. Знатные нередко |разуму, |, цветом |утрате Ему уже важен |
| |оставляли прежнею жену |поскольку |они должны|внутренний мир героини, |
| |раду более выгодной |проявляет |уподоблятс|который передается |
| |партии. |великую |я золоту |телесной чувственностью. В|
| |В условиях цивилизации, |неблагодарн|или же |эпоху Возрождения |
| |ориентированной на |ость: |меду, или |изменилось отношение |
| |потребительское |благодеяния|же горящим|куртизанкам. В это время |
| |хозяйство, именно дом, |женщин |лучам |распространились даже |
| |домохозяйство являлись ее|столь |солнечным.|целые трактаты, |
| |подлинным ядром, наиболее|велики, что|Телосложен|посвященные этому ремеслу.|
| |существенной ячейкой |как бы он |ие должно |Это женщины 12-40 лет, |
| |жизни. Именно здесь |ни |быть |которые кроме этого |
| |протекала жизнь |–старался, |большое, |занимались физиогномикой, |
| |средневекового человека. |он никогда |прочное, |хиромантией, врачеванием и|
| |И женщина правила там. |не смог бы |но при |изготовлением лечебных и |
| |Господствующий вне сферы |без них |этом |любовных средств. Им |
| |домохозяйства мужчина |обойтись, |благородны|запрещалось одевать |
| |оказывался как бы |постоянно |х форм. |мужскую одежду и делать |
| |зависимым от женщины в |нуждаясь в |Чрезмерно |мужские прически. Институт|
| |этой важной сфере. |услугах |рослое |куртизанок поощряли даже |
| |Фактически за женщиной |женщин. |тело не |некоторые папы, «поскольку|
| |признавалась правовая |Вопреки же |может |уж слишком распространился|
| |возможность распоряжаться|природе |нравиться,|«гнусный грех». В Италии |
| |имуществом – привнесенным|потому, что|так же как|не существовало никакой |
| |ею в семью в виде |нет ни |небольшое |разницы между честными |
| |приданого и частью |одной твари|и худое. |женщинами и куртизанками. |
| |нажитого совместно с |– ни зверя,|Белый цвет|Образ женщины в эпоху |
| |мужем. Правовой статус |ни птицы, -|кожи не |Возрождения в изображении |
| |незамужней был выше и |которая не |прекрасен,|художников и поэтов – |
| |лучше чем у той, что |любила бы |ибо это |образ юной прекрасной |
| |состояла в браке. Идеал |своих |значит, |богини, спустившейся с |
| |женщины – смиренная, но |самок, и |что она |небес на землю, ощущающей |
| |пользующая авторитетом |было бы |слишком |земную красоту, |
| |хозяйка, супруга, мать. |совершенно |бледна; |почувствовавшей себя |
| |Воспитание женщины |противоесте|кожа |земной, но не теряющей |
| |получали в монастыре. |ственно для|должна |контроля небесной красоты.|
| |Имеющее практический |разумного |быть |Облик Мадонны – это и |
| |смысл образование – |человека |слегка |чудесное видение земной |
| |умение прясть, шить, быть|поступать |красновато|царицы, и человеческая |
| |хорошей |наоборот.»[|й от |заступница, и мать, |
| |домоправительницей. |13] |кровообращ|отдающая самое драгоценное|
| |Исключенные из сферы |«Смертельно|ения... |– сына. В образе древней |
| |муниципального |бледен мой |Плечи |богини обаяние сочетается |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|