Сравнительный анализ культуры Средневековья и Возрождения
| |скорбящего и страдающего.| | |излюбленным орнаментом в |
| |Готическое искусство | | |оформлении мебели осталась|
| |постоянно обращалось к | | |арабеска, широко |
| |образу Богоматери. Культ | | |использовались тонкие |
| |Богоматери сложился | | |точеные элементы, отделка |
| |практически одновременно | | |кожей. В начале 17 века |
| |с поклонением прекрасной | | |ренессанс постепенно и |
| |даме, характерным для | | |органично переходит в |
| |средневековья. Нередко | | |стиль барокко. |
| |оба культа переплетались.| | | |
| |Главная башня нередко | | | |
| |окружена башенками | | | |
| |меньшего размера, | | | |
| |создается впечатление, | | | |
| |будто камень невесом и | | | |
| |собор парит в небе. Стены| | | |
| |собора не представляют | | | |
| |собой ровной поверхности,| | | |
| |- они изрезаны высокими | | | |
| |узкими окнами и изломаны | | | |
| |выступами и нишами | | | |
| |–углублениями, в которых | | | |
| |установлены статуи. В | | | |
| |определенных частях | | | |
| |собора огромные окна с | | | |
| |витражами имеют форму | | | |
| |круга, - это «роза», одно| | | |
| |из главных его украшений.| | | |
| |Готический собор кажется | | | |
| |целой Вселенной. Он так и| | | |
| |был задуман своими | | | |
| |создателями – как образ | | | |
| |гармоничного Божьего | | | |
| |мира. Человек кажется | | | |
| |маленьким по сравнению с | | | |
| |огромными пропорциями | | | |
| |храма, но храм не | | | |
| |подавляет его. | | | |
| |Достигается это тем, что | | | |
| |искусство архитектора, | | | |
| |скульпторов и каменщиков | | | |
| |как бы лишило его тяжести| | | |
| |и материальности. | | | |
| |На 14-15 вв. приходится | | | |
| |завершающий этап | | | |
| |готического искусства в | | | |
| |средневековье. Этот | | | |
| |период получил название | | | |
| |поздней, или | | | |
| |«пламенеющей», готики: | | | |
| |линии самых разных | | | |
| |изображений приобрели | | | |
| |форму языков пламени, | | | |
| |широко использовались | | | |
| |криволинейные формы, | | | |
| |сложный рисунок, ажурный | | | |
| |орнамент. В это время | | | |
| |почти не строили крупных | | | |
| |соборов – заканчивали уже| | | |
| |начатые здания. Рост и | | | |
| |расцвет городов привели к| | | |
| |развитию торговли и | | | |
| |ремесел. Возникающие в | | | |
| |средневековых городах | | | |
| |цеховые общины объединяют| | | |
| |квалифицированных | | | |
| |мастеров, формируются | | | |
| |отдельные отрасли | | | |
| |ремесел, например, из | | | |
| |цеха плотников выходят | | | |
| |новые специалисты — | | | |
| |столешники, сундучники, | | | |
| |шкапники. В уставы | | | |
| |ремесленных цехов были | | | |
| |внесены строгие | | | |
| |предписания по качеству | | | |
| |продукции, поощрялось | | | |
| |соревнование. Благодаря | | | |
| |изобретению лесопильной | | | |
| |мельницы (начало XIV | | | |
| |века), дающей возможность| | | |
| |получать доски, заново | | | |
| |возрождается утраченная | | | |
| |техника | | | |
| |рамочно-филеночной вязки.| | | |
| | | | | |
| |В начале XII века в | | | |
| |феодальном обществе | | | |
| |формируются новые | | | |
| |моральные принципы и | | | |
| |более тонкие нравы. | | | |
| |Возросшие жизненные | | | |
| |запросы дворянства | | | |
| |возрождают потребность в | | | |
| |роскошной бытовой | | | |
| |обстановке. Дома | | | |
| |средневековой знати | | | |
| |становятся значительно | | | |
| |уютнее, появляются | | | |
| |оконные стекла, стены | | | |
| |облицовываются деревом | | | |
| |или украшаются настенной | | | |
| |живописью. Центром | | | |
| |интерьера становятся | | | |
| |богато оформленные | | | |
| |кафельные печи или | | | |
| |камины. Развитие | | | |
| |общественной жизни | | | |
| |способствует появлению | | | |
| |новых привычек, а вместе | | | |
| |с ними и новых предметов | | | |
| |мебели. К концу | | | |
| |средневековья (в XIV | | | |
| |веке) появляются | | | |
| |прототипы почти всех | | | |
| |основных предметов | | | |
| |современной обстановки. | | | |
| |Активная работа в области| | | |
| |художественного решения | | | |
| |интерьера приводит к | | | |
| |возникновению | | | |
| |стилистических различий в| | | |
| |мебели отдельных стран. | | | |
| |От используемой породы | | | |
| |дерева зависел и способ | | | |
| |украшения изделий. Из | | | |
| |хвойного дерева, с | | | |
| |применением приемов | | | |
| |плоской резьбы, | | | |
| |создавались на юге (Южная| | | |
| |Германия, Швейцария, | | | |
| |Австрия) лиственные | | | |
| |завитки на синем или | | | |
| |красном фоне. Жесткая | | | |
| |древесина (дуб, орех) | | | |
| |использовалась на | | | |
| |северо-западе | | | |
| |(Скандинавия, Англия, | | | |
| |Испания, Северная Италия)| | | |
| |под фальтверк * и филенки| | | |
| |с Х-образным | | | |
| |переплетением. Во Франции| | | |
| |и Северо-западной | | | |
| |Германии мебель | | | |
| |украшалась гравированными| | | |
| |завитками, кустиками и | | | |
| |гирляндами из цветов и | | | |
| |плодов.. | | | |
|Кре|Простой человек |«Косматый | |Художник-автор (творец). |
|сть|обрисовывается в |широченный | |На протяжении 15 – начала |
|яни|средневековых источниках |лоб | |16 в. многие итальянские |
|н |– особенно по ранним |Как будто | |художники ослабляют свою |
| |периодам – крайне |череп | |зависимость от цеха, |
|мас|схематично. Он выступает |лошадиный | |попадают в сферу влияния |
|тер|там прежде всего как |У этого | |гуманистов. Они более или |
| |объект политического |простолюдин| |менее втягиваются в |
| |господства феодалов либо |а Густыми | |просвещенную ренессансную |
|худ|как объект сеньориального|космами | |среду, усваивают её стиль |
|ожн|или фискального |волос | |жизни и поведения, хотя |
|ик |обложения, в лучшем |Он весь, | |неизбежно сохраняют |
| |случае как адресат |как дикий | |некоторые |
|тво|религиозной проповеди, |зверь | |профессионально-групповые |
|рец|нуждавшийся в моральном |зарос. | |особенности. Но в это |
| |наставлении и |Под стать | |время социальный статус |
| |«усовершенствовании». |громоздкой | |живописца и особенно |
| |Неудивительны |этой туше | |скульптора в глазах массы |
| |лаконичность и |Слоновые | |стоял еще невысоко; |
| |стереотипность памятников|свисают уши| |изменения в умах широко |
| |во всех тех случаях, | | |начались только во второй |
| |когда в них идет речь о |С | |половине Кватроченто. |
| |восприятии крестьянина |продолговат| |Выделялись мастерские, |
| |власть имущими. В этих |ой головы | |терявшие |
| |клише запечатлелось |Кошачий | |корпоративно-патриархальны|
| |прежде всего социальное |нос, глаза | |й облик. Сюда охотно |
| |противостояние низов и |совы…» Пер.| |заходили интеллектуалы и |
| |верхов общества и |В. | |вельможи. Здесь не только |
| |«естественная» |Микушевича | |работали, но и вели, по |
| |приниженность и |(см.: | |выражению Вазари, |
| |несовершенство первых, |Ивейн, или | |«прекраснейшие речи и |
| |оправдывающее господство |рыцарь со | |важные диспуты». Художники|
| |вторых. Соответственно и |львом. | |усваивали литературные и |
| |в произведениях, |Средневеков| |теоретические интересы и |
| |воспроизводящих рыцарский|ый роман и | |наравне с гуманистами и |
| |мир, крестьянин |повесть. М.| |поэтами начинали |
| |обрисовывается |1974 г. с. | |осознавать себя носителями|
| |клишированными формулами |37 | |широкой духовности. Для |
| |как существо низшего |«Мужики, | |Леона Альберти бесспорно, |
| |сорта, как моральный и |что злы и | |что художник должен быть |
| |физический урод или даже |грубы, на | |человеком, сведущим в |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|