Сравнительный анализ культуры Средневековья и Возрождения
| |деятельностью, с | | | |
| |телесностью. | | | |
| |Средневековый человек | | | |
| |подходил к миру со своей | | | |
| |собственной мерой, и | | | |
| |такой мерой было его | | | |
| |собственное тело. Он не | | | |
| |относился к нему как к | | | |
| |темнице души, поскольку | | | |
| |мало отличал одно от | | | |
| |другого. Его собственное | | | |
| |сознание обладало для | | | |
| |него такой же | | | |
| |реальностью, как и его | | | |
| |жизненный мир. Но и | | | |
| |наоборот, в природе | | | |
| |средневековый человек | | | |
| |видел то, что было в его | | | |
| |сознании. Он | | | |
| |действительно видел | | | |
| |русалок, леших и домовых,| | | |
| |поскольку в них он верил | | | |
| |с детства и вырастал в | | | |
| |постоянном ожидании | | | |
| |встреч с ними. Это было | | | |
| |языческое сознание, и не | | | |
| |церковь, а город | | | |
| |освобождал средневекого | | | |
| |человека от языческой | | | |
| |близости с природой. | | | |
|Свя|Святой. |«Рай только|«Я |Гуманист |
|той|Еще в 4-5 вв. появляются |нам |обращаюсь |Ввели это понятие сами |
| |первые монастыри, в |принадлежит|с |гуманисты, перетолковав |
| |которых принимаются |: |вопросами |по-своему Цицерона. |
|Гум|определенные уставы жизни|Святым и |то к |Удивительно новое |
|ани|монахов, но монашество |угодникам |одним, то |отношение к книге не |
|ст |раннего средневековья |светлым…» |к другим |только как к источнику |
| |состояло прежде всего из |«О виллане,|(книгам), |знания, но и как к |
| |людей, которые отказались|который |они |близкому другу; Петрарка |
| |от мира, уходили в |тяжбой |отвечают |отождествляет с образом её|
| |монастыри и там, в этих |приобрел |мне… иные |творца. |
| |замкнутых социальнах и |рай». |открывают |Уже к началу 15 в. |
| |религиозных ячейках, | |мне тайны |гуманисты сумели |
| |заботились прежде всего о| |природы, |гуманизировать некоторые |
| |спасении собственной | |иные дают |виды публичной |
| |души. Первоначально в | |совет, как|деятельности. Но все же |
| |Европе доминировал | |достойнее |гуманистов кормили не |
| |бенедиктинский устав 6 | |жить и |собственно гуманистические|
| |века, а в 817 г. он | |умереть, |занятия, которые, |
| |объявлен обязательным для| |иные |оставаясь их частным |
| |всех монастырей.В13 векек| |повествуют|делом, личным достоинством|
| |положение меняется. | |о своих и |и увлечением, приносили |
| |Возникают нищенствующие | |чужих |полезные для карьеры |
| |ордена. Святой Франциск | |высоких |«славу и репутацию», а |
| |Ассизский и святой | |подвигах, |иногда и подарки |
| |доминик основывают 2 | |напоминая |меценатов; они не стали, |
| |новых ордена: | |о давно |строго говоря, профессией.|
| |францисканцев и | |прошедших |Вред ли можно указать |
| |доминиканцев.. Монахи | |временах,…|фиксированные и чисто |
| |этих орденов отказываясь | |шутливыми |социальные признаки, |
| |от какой бы то ни было | |словами |которые отличали бы |
| |собственности, меняют | |рассеивают|гуманистов от негуманистов|
| |вместе с тем образ своей | |мою |и определяли бы границы их|
| |жизни и характер своей | |печаль, и |группы. Гуманисты были |
| |деятельности. Они видят, | |я вновь |социально-культурной |
| |что люди погрязли в | |улыбаюсь |группой, одновременно и |
| |грехе, что их нужно | |их шуткам.|реально сплоченной, |
| |оттуда вытаскивать, а для| |Иные учат |сознательно выделяющей |
| |этого мало сидеть по | |меня |себя, и неформальной. |
| |кельям и заботится о | |терпеть, |Некоторые из них были |
| |своей душе, для этого | |не лелеять|членами старых корпораций,|
| |нужно идти в город и в | |тщетных |но то, что их делало |
| |деревню, жить в гуще | |надежд |гуманистами и объединяло, |
| |людей, проповедовать | |познать |не имело отношения к цехам|
| |среди них и тем самым | |себя». |и университетам. Местом их|
| |просвещать. В этой связи | |« Хотя бы |встречи служили загородная|
| |огромное значение | |то время, |вилла, монастырская |
| |приобретает проповедь. | |которое |библиотека, книжная лавка,|
| |Проповедник должен | |оставляют |дворец государя и просто |
| |объяснить верующим основы| |тебе |частный дом, где уютно |
| |христианского учения. С | |другие |разговаривать, |
| |13 века жанр проповеди | |заботы и |перелистывать рукописи, |
| |переживает небывалый | |необходимы|разглядывать античные |
| |подъем. Самой известной | |е для |медали. Ничто, пожалуй, не|
| |из героических жертв | |жизни |могло принести раннему |
| |Сатаны был св. Антоний, | |дела, с |гуманисту такого внешнего |
| |чьё искушение станет – | |великой |успеха, как искусство |
| |уже за рамками средних | |пользой |устной латинской речи. В |
| |веков – источником | |присвой и |подражание древним они |
| |вдохновения для | |употреби |начали называть свои |
| |необузданной фантазии | |на то, в |кружки "«кадемиями"» |
| |художников и писателей от| |чем |однако не принадлежность к|
| |Иеронима Босха до | |способна |академии делала |
| |Флобера. Было | |развиться |гуманистами, а гуманисты |
| |двусмысленное, | |твоя |создавали академию. и |
| |двойственное отношение к | |одаренност|чтобы войти в их тесный |
| |черной и белой магии, | |ь. Нет |круг, требовалось лишь |
| |природа воздействия | |ничего |одно условие – блеснуть |
| |которой была, как | |более |знаниями и способностями |
| |правило, скрыта от | |пригодного|на ниве studia |
| |непосвященных. Отсюда и | |и |humanitatis. |
| |антиподы – Симон волхв и | |подобающег|Конструирующим признаком |
| |Соломон Мудрый. С одной | |о для |служила исключительно |
| |стороны – злокозненная | |приобретен|духовная общность, которая|
| |порода колдунов, с другой| |ия |отчасти превращалась в |
| |– благословенное воинство| |добродетел|общность |
| |святых. Несчастье | |ей и |реально-групповую.причастн|
| |состояло в том, что | |благонрави|ость к новой среде |
| |ведуны принимали облик | |я, чем |зависила преимущественно |
| |святых; они принадлежали | |усердное |от духовных свойств |
| |к большой семье | |чтение |конкретной личности. |
| |обманщиков-лжепророков. | |античных |Именно индивидуальность, |
| |Но каким образом их | |писателей»|именно перекличка и |
| |разоблачить? Одной из | |.[10] |сцепление личных позиций –|
| |главных задач истинных | |«Прогулки,|исходный момент |
| |святых и было распознание| |которыми |формирования |
| |и изгнание тех, кто | |они |гуманистической |
| |творил ложные или, | |предавалис|интеллигенции. К 16 в. |
| |вернее, дурные чудеса, то| |ь, были |групповой облик гуманистов|
| |есть демонов и их земных | |заполнены |начал застывать. |
| |преспешников, колдунов. | |рассуждени|Классическая |
| |Мастером этого дела слыл | |ями о |образованность обернулась |
| |св. Мартин. «Он блистал | |словесност|модой, а сопричастность к |
| |умением распознавать | |и, об |ней – почтенным клеймом, |
| |демонов, - сказано в | |управлении|уже не обязательно |
| |«Золотой легенде», - и | |общественн|соответствующим личным |
| |разоблачал их, какой бы | |ыми делами|достоинствам. В |
| |облик они не принимали. | |и о других|представлениях |
| |Средневековье изобиловало| |достойных |гуманистической среды уже |
| |одержимыми, несчастными | |вещах… |со второй половины 14 в. |
| |жертвами колдовских чар | |Родились |studia humanitatis |
| |или вошедшего в их тело | |между |стереотипно сопряжены с |
| |дьявола. Одни лишь святые| |названными|понятием «досуг» (otium), |
| |могли их спасти и | |мужами узы|тоже заимствованым у |
| |заставить нечистого | |любви |Цицерона. Этот заполненный|
| |выпустить свою жертву из | |столь |высокими занятиями, |
| |когтей. Изгнание беса | |–великой, |сладостный и отрадный |
| |было основной функцией | |что можно |досуг всегда |
| |святого. Поскольку всякий| |сказать – |противопоставлен службе и |
| |святой стремиться при | |были нои |вообще деловым |
| |жизни уподобиться Христу,| |многими |обязанностям. Время |
| |то образ его | |душами в |приходилось выкраивать, и |
| |представлялся | |одном |гуманистами становятся |
| |стереотипным. В | |теле. |именно в эти |
| |многочисленных житиях | |Таковы |высвобожденный часы |
| |трудно разглядеть черты | |плоды |досуга. Свобода |
| |их реального земного | |истинной |распоряжаться собой и |
| |бытия, каждое событие и | |дружбы. |своим временем – |
| |каждый факт их биографии | |Был столь |преварительное условие для|
| |представляются авторами | |силен |того, чтобы стать |
| |житий как «фрагменты | |дружеский |гуманистом; причина выбора|
| |вечности». У истоков | |союз |необычного пути неизменно |
| |средневекового культа | |стольких |описывается как |
| |святых стоит | |достойных |неидержимый внутренний |
| |позднеантичный культ | |людей, что|порыв, как веление личной |
| |мучеников, которых именно| |редкий |судьбы. Конкретные |
| |смерть приобщала к | |день они |социальные облики |
| |святости, если они | |не |гуманистов разнообразны, |
| |погибали за веру. 99% все| |собирались|потому что их функция |
| |святых этой эпохи | |вместе |универсальна: они не |
| |мужчины, все они | |из-за |«узкие специалисты», а |
| |взрослые, их мральное и | |сходства |специалисты по культуре |
| |религиозное совершенство | |их нравов |вообще. Все они – |
| |тесно связано с их | |(совпадени|личности, пусть |
| |аристократическим | |я их |неодинакового масштаба, |
| |положением. Но постепенно| |образа |все жеждут самовыражения, |
| |основой святости | |жизни)».[1|многим их них изящная |
| |становиться личный | |1] |латынь заменяет |
| |опытжизни и внутренние | |«С |родословную, а остроумие –|
| |моральные требования. Эта| |наступлени|власть, Цицерон и Платон |
| |эволюция в восприятии | |ем вечера |прокладывают им дорогу к |
| |святости, была усилена | |я |славе. Гуманисты затевали |
| |развитием процедуры | |возвращаюс|склоки, осыпали друг друга|
| |канонизации. Отныне на | |ь домой и |оскорблениями и тем |
| |Западе- две категории | |вхожу в |пародоксально доказывали |
| |святых: утвержденные | |свой |свою групповую общность. В|
| |папой и поэтому ставшие | |кабинет; у|какой бы город ни прехол |
| |объектом литургического | |порога |гуманист, он легко |
| |культа, с одной стороны, | |сбрасываю |разыскивал собратьев по |
| |и те, кому приходиться | |будничное |духу. Гуманисты обращались|
| |довольствоваться лишь | |платье, |лишь к людям, которые |
| |местным почитанием, в | |полное |могли прочесть их |
| |пределах одного города | |грязи и |латинские или хотя бы |
| |или области, - с другой. | |сора, и |итальянские трактаты, |
| |Святые из числа королей, | |облачаюсь |правящей верхушке и |
| |исцеляющие прикосновением| |в |средним слоям горожан, к |
| |рук золотуху, явление | |царственны|своей ближайшей среде, |
| |характерное для 11 века. | |е и |которую они пытались |
| |Уже в житиях 14 века | |великолепн|наставлять и в которой |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|