Сравнительный анализ культуры Средневековья и Возрождения
| |время было и постоянно |Е. Куртис) | |преломлена Возрождением, |
| |новым, исключающим всякое| | |конечно, не случайно. Она |
| |повторение, ибо нельзя | | |прекрасно соответствовала |
| |войти дважды в одну и ту | | |структуре ренессансного |
| |же воду, и постоянно | | |мироощющения, |
| |схожим. Это представление| | |противоречиво |
| |оставило свой след в | | |устремленного к переносу |
| |средневековой | | |абсолюта в естественную |
| |ментальности.( Наиболее | |«Есть три |плоскость и к космическому|
| |очевидным и действенным | |вещи, |возвышению земного и |
| |его пережитком среди всех| |которые |человеческого естества. |
| |циклических мифов был миф| |человек |Отсюда в зрелом |
| |о колесе Фортуны. Тот, | |может |ренессансном искусстве |
| |кто сегодня возвышен, | |назвать |постоянная и гармоничная |
| |завтра будет унижен, а | |принадлежв|двойственность |
| |того, кто ныне пребывает | |щими себе;|божественно-значительного,|
| |внизу, поворот Фортуны | |они |ученого, символического |
| |скоро вознесет на самый | |дарованы |смысла и полнейшей |
| |верх. Образ колеса | |природой |телесной достоверности |
| |Фортуны, идущий, | |со дня |изображения. |
| |несомненно, от Боэция, |«Все, что |рождения и|Объединяющим моментом для |
| |пользовался в средние |умрет, и |«до |всей образованной Европы |
| |века удивительным |все, что не|последнего|была латынь,она объединяла|
| |успехом. В это внесли |умрет, - |дня |не только в пространстве, |
| |свою лепту тексты и |Лишь |никогда не|но и во времени. Сочинять |
| |иллюстрации энциклопедий |отблеск |разлучаютс|на чистом языке Цицерона и|
| |12 – 13 вв. Миф о колесе |Мысли, коей|я с тобой»|Квинтилиана – значило |
| |Фортуны занимал важное |Всемогущий |(не |включать написанное в |
| |место в духовном мире |Своей |отделяются|великую историческую |
| |средневекового Запада. |Любовью |от тебя). |традицию, в не прерывный |
| |Однако ему не удалось |бытие дает»|Во-первых,|культурный ряд, облекать |
| |помешать средневековой |Данте. |это душа, |свой труд в бронзу и |
| |мысли отказаться от идеи |«Рай», XII.|ибо «хочет|мрамор, приобщать к |
| |круговорота и придать | |фортуна |вечности. Соотношение |
| |времени линейное, не | |или не |народного и ученого языков|
| |круговое направление. |«Земную |хочет, но |более или менее отвечало |
| |История имеет свое начало|жизнь, |душа |оппозициям времени и |
| |и конец – таков главный |пройдя до |остается |вечности, тела и души, |
| |тезис. Эти главные точки,|половины, |внутри |обыденности и |
| |начало и конец, являются |я очутился |нас». |сублимированности, |
| |одновременно позитивными |в сумрачном|Во-вторых,|невозделанности и |
| |и нормативными, |лесу, |это |искусства, неотесанности и|
| |историческими и |утратив |«инструмен|значительности, vulgus и |
| |теологическими. Вот |правый путь|т души», |sapientes. Гуманистическое|
| |почему хроники начинались|во тьме |тело, : |понимание времени ведет |
| |с сотворения мира, с |долины…» |«оба они, |происхождение от его |
| |Адама, и, если они |Данте. |душа и |сакрального смысла. Время |
| |останавливались на том |«Ад», I. |тело – |– ристалище добродетели. |
| |времени, когда писали | |наши». «А |Не растрачивать его |
| |хронисты, под их истинным| |что же за |впустую – значит, |
| |окончанием всегда | |третья |собственно не упускать ни |
| |подразумевался Страшный | |(вещь)? – |единой возможности, |
| |суд. Время для клириков | |спрашивает|пренебрегая суетным и |
| |Средневековья и тех, кто | |Лионардо, |внешним, возвысить душу и |
| |находился под их | |собеседник|сделать хоть малый шаг к |
| |воздействием, было | |Джанноццо.|славе, к земному |
| |историей, которая имела | |«Э! Вещь |бессмертию. “Время |
| |определенное направление.| |драгоценне|гуманистов” не только |
| |Однако она шла по | |йшая! Она |продолжало сакральную |
| |нисходящей линии, являла | |в большей |традицию, оно и резко |
| |собой картину упадка. В | |мере |отличалось от нее, делая |
| |непрерывность | |(принадлеж|время конкретным |
| |христианской истории | |ит) мне, |достоянием индивида, |
| |вмешивались различные | |чем эти |снимая диализм бренного |
| |факторы периодизации. | |руки и |времени и трансцендентной |
| |Одной из наиболее | |глаза». |вечности, возвышая |
| |действенных схем было | |«Никоим |самоосуществление личности|
| |разделение времени по | |образом |и ее краткий жизненный |
| |дням недели. Макрокосм, | |она не |срок как посюстороннее |
| |вселенная, проходит, как | |может быть|торжество божества в |
| |и микрокосм, человек, | |твоей»; |человеке. Тем самым время |
| |через 6 возрастов как 6 | |это |приобрело неслыханную |
| |дней недели: от | |«время, |активность, оно стало |
| |сотворения Адама до | |мой |“героическим”. |
| |потопа, от потопа до | |Лионардо, |Ренессансное “время |
| |Авраама, от Авраама до | |время, |гуманистов” возникло на |
| |Давида, от Давида до | |дети мои».|скрещении 2 ранее |
| |вавилонского пленения, от| | |известных мировосприятий, |
| |вавилонского пленения до | |«Если кто…|“времени купцов” и |
| |Рождества Христова, от | |использует|“времени церкви”, |
| |Христа до конца света. | |время в |перевоплотившихся в нечто |
| |Таковы же и шесть | |учении, |совсем третье, иное и |
| |возрастов человека: | |размышлени|необычное. Отношение |
| |детство, юность, | |и и в |гуманистов к времени было |
| |молодость, зрелость, | |занятиях |деловым вне дела и |
| |старость и дряхлость (7; | |достохваль|сакральным вне культа. Оба|
| |14; 21; 50; 70; 100 лет | |ными |свойства, устремляясь |
| |или смерть). Шестой | |–вещами, |навстречу и соединяясь, |
| |возраст, которого достиг | |тот делает|меняли друг друга. Это |
| |мир, есть, стало быть, | |время |вообще показательно для |
| |возраст дряхлости. | |своим; а |двойственно-целостной |
| |Средневековое мышление и | |кто |структуры ренессансного |
| |чувствование были | |упускает |стиля мышления. Время |
| |проникнуты глубочайшим | |час за |теряют, не употребляя его,|
| |пессимизмом. Мир стоит на| |часом в |и оно достанется тому, кто|
| |грани гибели, на пороге |«Творец |безднлье, |сумеет употребить его ради|
| |смерти. Тот же |зовется |без |“телесных благ и душевного|
| |погребальный звон слышен |творцом по |всякого |счастья”. Время – |
| |и в поэзии вагантов. |отношению к|благородно|естественное и |
| |Однако в этом необратимом|Своим |го |прирожденное достояние |
| |процессе упадка, |тварям |занятия, |человека. Но, в отличие от|
| |единственном направлении |подобно |тот, |души и тела, оно дано |
| |истории, были если не |тому, как |конечно, |человеку как чистая |
| |купюры, то по крайней |господин |его |возможность, реализация |
| |мере привилегированные |зовется |теряет». |которой всецело зависит от|
| |моменты. Линейное время |господином |Л.Б. |доброй воли человека. |
| |было разрезано надвое в |по |Альберти |Для ранних гуманистов |
| |главном пункте: |отношению к|«О |культура была, во-первых, |
| |воплощении Господа. В 6 |своим |семье»[2] |путем к общественному |
| |веке Дени Малый заложил |слугам» | |благу, во-вторых, путем к |
| |основы христианской |Блаженный | |самоформированию |
| |хронологии, которая вела |Августин. | |целостного человека; |
| |счет времени с | | |в-третьих, путем к богу. |
| |отрицательным и | | |Три значения культуры |
| |положительным знаком от | | |совпадали. Знание вело к |
| |Рождества Христова: до и | | |бессмертию. Высокое |
| |после Иисуса Христа. | | |Возрождение, не |
| |Судьба людей | | |отказываясь от этого |
| |представлялась совершенно| | |исходного представления, |
| |разной в зависимости от | | |подчеркнуло связь знания с|
| |того, по какую сторону от| | |местом человека в |
| |этого центрального | | |мироздании. |
| |события они жили. Кроме | | |Открытие мира не могло |
| |как многочисленным |«Таким | |происходить без карт, |
| |ветхозаветным |образом, | |пусть самых примитивных, |
| |праведникам, спасение |две части | |т.к. в каталонском атласе |
| |было уготовано также |мира | |(1375 г.) по-прежнему |
| |нескольким популярным |наступают | |Иерусалим помещают в |
| |персонажам античности, |на третий, | |центре мира, но этот атлас|
| |которых священное |и Европа, | |уже более точно отражает |
| |предание исторгло |которая | |картину нашей планеты. А |
| |окольным путем из ада. |все-таки не| |существованию современной |
| |Но, как правило, |признает | |картографии мы обязаны |
| |персонажи античной |вся целиком| |Португалии, т.к. с XV в. |
| |истории были осуждены на |Христова | |на картах начали |
| |забвение. Они разделили |имени, | |изображать широты, |
| |судьбу тех идолов, |должна | |определяемые на основе |
| |которых средневековое |сражаться | |наблюдений за солнцами и |
| |христианство вычеркнуло |против двух| |звездами. |
| |из своей памяти как « |других» | |Также, чтобы бороздить |
| |отклонение от истории». «|(«Путь | |просторы Атлантики, |
| |Вандализм» средневекового|паломников»| |необходимы суда другого |
| |христианства – независимо|). | |типа – каравеллы, хорошо |
| |от того, был ли он | | |управляемые судна при |
| |направлен против | | |встречном ветре, |
| |античного язычества или | | |изобретенные португальцами|
| |средневековых ересей, | | |в XVв. Позже появляются |
| |книги и памятники которых| | |более крупные виды судов –|
| |беспощадно уничтожались, | | |нефы и галионы. |
| |- представлял собой лишь | | |Колонизация завоеванных |
| |одну из форм того | | |земель являлась |
| |исторического | | |преимущественно |
| |тоталитаризма, который | | |государственной политикой,|
| |побуждал вырывать с | | |хотя большую роль играла и|
| |корнем все сорняки на | | |частная инициатива, за |
| |поле истории. Священная | | |счет нее государство |
| |история начиналась с | | |обогащалось. Также темпы |
| |первичного события: акта | | |колонизации были |
| |творения. Самая | | |результатом устремлений |
| |популярная библейская | | |различных слоев и |
| |книга «Бытие», вернее её | | |соперничества между |
| |начало, которое | | |буржуазией и дворянством. |
| |трактовалось как | | |Но колонизация связана с |
| |шестидневная история, | | |религиозным фактором. |
| |«Hexameron». Под | | |Церковь и миссионеры |
| |естественной историей | | |сыграли большую роль в |
| |понималось сотворение | | |обучении туземцев, но |
| |неба и земли, животных и | | |также распространение |
| |растений; под | | |христианства повлекло за |
| |человеческой -–прежде | | |собой уничтожение |
| |всего история главных | | |индейской цивилизации. |
| |действующих лиц, ставших |«Подобает | |Итак, мир оказался |
| |основой и символами |теперь | |объемнее, чем думали до |
| |средневекового гуманизма,|повести | |этого. Европа встретилась |
| |Адама и Евы. История |речь о | |с народами, о которых она |
| |определялась |реке, | |ничего не знала. Появление|
| |драматическим |которая | |европейцев было подобно |
| |происшествием, из |пересекает | |взрыву, от которого |
| |которого проистекало все |Египет и | |некоторые туземные |
| |остальное: искушением и |вытекает из| |общества пострадали, но со|
| |первородным грехом. Затем|земного | |временем превосходство |
| |история как бы |рая…. В том| |Европы сменится взаимным |
| |разделялась на 2 большие |месте, где | |влиянием, а конфронтация |
| |створки: сакральную и |Нил | |цивилизаций – более |
| |мирскую, причем в каждой |проникает в| |глубоким |
| |господствовала одна |Египет, | |взаимопроникновением |
| |главная тема. В |местные | |внутри единой человеческой|
| |сакральной истории такой |жители | |семьи. |
| |доминантой было |имеют | |Мир создан Богом, он |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|