Сравнительный анализ культуры Средневековья и Возрождения
| | |юность, ты | | |
| | |чудесна. | | |
| | |Хоть | | |
| | |проходишь | | |
| | |быстро | | |
| | |путь» (Л. | | |
| | |Медичи). | | |
|Костюм Средневековья |Костюм Возрождения |
|Основным источником отражения |К эпохе Возрождения относится |
|внешнего облика человека и его |расцвет итальянских городов – |
|костюма в изобразительном искусстве|портов Гении и Венеции, |
|являются витражи и скульптура |разбогатевших во время крестовых |
|средневековых соборов, книжная |походов, Флоренция и Милана – |
|миниатюра. |крупных центров производства |
|Рост материальной культуры, развите|шелка. Италия становится в 15 в. |
|науки и техники, новые общественные|законодателем моды среди |
|потребности и эстетические идеалы в|европейских стран. В создании |
|значительной степени определили |итальянской моды принимали участие|
|развитие моделирования и |крупные художники, которые |
|конструирования одежды, которая |разрисовывали ткани, создавали |
|должна была воплощать и выявлять |ювелирные украшения, узоры для |
|эти идеалы. Возникшее различное |кружев (Б. Челлини, Чезаре |
|понимание мужской и женской красоты|Веччелио и др.). |
|потребовало разделения мужской и |Широкий, приземестый силуэт |
|женской одежды. Пропорции костюма |костюма, стремление к большим |
|должны подчеркнуть мужественность |объемам, устойчивые пропорции |
|мужчины и женственность женщины, т.|обнаруживают связь с |
|е. Появляется потребность в |горизонтальными линиями |
|облегающих одеждах. |архитектуры и прикладного |
|Период готики был временем расцвета|искусства эпохи, помогают |
|конструирования и моделирования |воссоздать эстетический идеал |
|одежды, формирования всех видов |красоты человека. |
|кроя, существующих в настоящее |Мужской костюм. |
|время. Появление различных видов |Главным законодателем моды в 15 в.|
|рукавов, юбок (прямых, клешеных, из|была Флоренция. В 16 в. – |
|клиньев), лифов (узких, широких) |Флоренция. Во Флорентийском |
|дало возможность разнообразить |мужском костюме 15 в. применялись |
|ассортимент и модели одежды. |яркие цвета, контрастные |
|Намечаются первые признаки моды. |сочетания, мех, отделка, вышивка. |
|В период раннего средневековья |Преобладающими в костюме были |
|наиболее распространенными |горизонтальные линии, которые в |
|материалами были лен, домотканный |композиции придавали фигуре |
|холст, сукно, мех, кожа, восточный |зрительную устойчивость, а в |
|и византийский шелк. Расцвет |сочетании с живописными |
|ремесленного производства в городах|драпировками – величественную |
|в готический период привел к |простоту. |
|развитию ткачества, расширению |В мужском костюме Венеции |
|ассортимента, качества материала, |значительно реже прибегают к ярким|
|разнообразию их орнаментации. |цветам, тканям, украшениям. Темные|
|Используются набивные и тканые |бархатные одежды расширяются в |
|узоры, рисунок – фантастические |объеме за счет |
|изображения животных и птиц, |конструктивно-декоративные |
|«павлинья перья», часто заключаемые|решения: спушенного плеча, широкой|
|в круги или овалы. |баски и т.д. одежда этого периода |
|Период ранего средневекавья (6-12 |отличается большим разнообразием, |
|в.) |обуславливающимся возрастными, |
|Форма мужского костюма, манера |сословными и имущественными |
|ношения, отделка напоминают |признаками. Большие объемы, пышные|
|византийские. Начиная с 11 в. |формы, применение тяжелых богатых |
|(романский период) форма мужского |тканей, выразительной отделки |
|костюма находиться под влиянием |являются общей чертой костюма 16 |
|рыцарских доспехов. Длинные и |в. |
|широкие одежды сменяются |Во второй половине 16 в. на одежде|
|облегающими и более короткими, т. |появляюися декоративные разрезы, |
|н. «блио». Силуэт блио к 11 – |расположенные по все длине ткани, |
|началу 12 в. характеризуется узкой |они закрепляются подкладкой |
|и покатой линией плеч, |другого цвета, что создает |
|подчеркнутыми линиями груди и |совершенно новую живописную |
|талией и расширением книзу от линии|фактуру костюма в новой цветовой |
|бедер. С конца 12 века цвет одежды |гамме. |
|феодалов начинает следовать цветам |Колористическое решение костюма, |
|герба, разделенного на 2-4 части |пышность его формы (буфированные |
|окрашенные в разные цвета. Так |рукава и баски, широкие, типа |
|возникает мода мипарти, согласно |шали, отложные бархатные или |
|которой отдельные части одежды |меховые воротники, общее |
|(рукава, половины штанов, обувь и |увеличение объема, игра светотени |
|т. д.) окрашивались в различные |в складках, ювелирные украшения – |
|цвета. |цепи, перстни – все это придает |
|Период позднего средневековья |большую художественную |
|(13-15 в. в.) |выразительность фигуре итальянца |
|Мужской костюм развивается на |15-16 в. Культ роскоши, богатство |
|основе 2 силуэтов: прилегающего и |и великолепие становятся |
|свободного. Конструктивные и |характерной чертой Венеции этого |
|декоративные линии подчеркивают |периода. |
|несколько заниженную линию талии. | |
|«Пропорции нового мужского костюма | |
|в сочетании с остроносой обувью | |
|«poulaine» и высоким головным | |
|убором слегка конусообразной | |
|формы.. как бы вытягивали фигуру, | |
|она казалась подчеркнуто гибкой и | |
|ловкой…»[17] для одежды | |
|прилегающего силуэта характерен | |
|пурпуан, детали его кроя повторяли | |
|форму рыцарских лат 14 – 15 в.в., в| |
|конце периода в костюмах такого | |
|типа использовались ватные | |
|прокладки для подчеркивания | |
|мужественноти облика. Остроносая | |
|обувь – пигаш, носочная часть | |
|которой с 14 века становится | |
|утрированно длинной (до 70 см.) | |
|подбиралась в цвет одежды. В | |
|контрасте 2 силуэтов эстетические | |
|качества мужской фигуры были еще | |
|более выразительны. Бархат | |
|становится самой модной тканью. | |
|Прически мужчины носили длинные с | |
|локонами и челкой на лбу. | |
|В женском костюме происходят такие | |
|же изменения, что и в мужском. | |
|Покрывала, как головные уборы | |
|исчезают. Женщины начинают носить | |
|длинные распущенные волосы, или | |
|косы, перевитые парчовыми лентами, | |
|венки с подвязкой под подбородком. | |
|Обувь по форме и материалу | |
|напоминает мужскую. | |
|Позднее средневековье. Удлиненные | |
|пропорции, легкие, изящные, | |
|уходящие ввысь линии готоческой | |
|архитектуры, безусловно, оказывают | |
|влияние на формы костюма позднего | |
|средневековья. | |
|Если прилегающий силуэт в мужской | |
|одежде подчеркивал мужественность, | |
|то в женской, наоборот, - покатые | |
|узкие плечи, хрупкость, красоту | |
|молодой девушки. От талии силуэт | |
|книзу расширялся. В 15 в. пропорции| |
|женского прилегающего костюма | |
|меняются. Линия талии в сюрко | |
|переносится под грудь, появляется | |
|шлейф. Спереди сюрко укороченно, | |
|как бы вздернуто в центре на талии.| |
|–это позволяет видеть украшенный | |
|подол котт и создает определенную | |
|постановку фигуры – животом вперед,| |
|что соответствовало представлениям | |
|о красоте женщины. Костюм дополнен | |
|конусообразным головным убором с | |
|вуалью, высота которого достигала | |
|70 см. | |
|Как мужскому, так и женскому | |
|костюму присуща искусственная | |
|вытянутость форм, в линиях | |
|сказывается особенность «готической| |
|кривой», фигуры приобретают | |
|S-образный силуэт. | |
|Искусство |Искусство |
|Романское искусство12 века, |Для Возрождения характерен культ |
|преисполненное пессимизма, |красоты, прежде всего красоты |
|довольствовалось изображением |человека. Итальянская живопись, |
|животных. В 13 веке рвущаяся к |которая на время становиться |
|счастью готика обратилась к цветам |ведущим видом искусства, |
|и людям. Готическое искусство |изображает прекрасных, совершенных|
|скорее аллегорично, чем символично.|людей. Живопись Раннего |
|В «Романе о Розе» отвлеченные |Возрождения представлена |
|понятия предстают именно в |творчеством Боттичелли |
|человеческом обличье, будь они |(1445-1510), создавшего |
|хорошие или плохие: Скупость, |произведения на религиозные и |
|Старость, Приветливость, Грубость, |мифологические сюжеты, в том чиле |
|Разум, Притворство, Природа. Готика|картины «Весна», «Рождение |
|ещё фантастична, но её |Венеры», а также Джотто |
|фантастичность скорее причудлива, |(1266-1337), освободившего |
|чем отпугивающа. |итальянскую фресковую живопись от |
|Иконография становиться |влияния византийской. |
|нравоучительной., она стремилась |Реалистическую манеру изображения,|
|учить. Жизнь деятельная и жизнь |присущую Джотто, в начале 15 века |
|созерцательная, добродетели и |продолжил и развил Мазаччо |
|пороки, все с человеческими лицами,|(1401-1428). Используя законы |
|распологались в определенном |перспективы, он сумел сделать |
|порядке на порталах соборов, |изображения фигур объемными. |
|украшая их и обеспечивая |Одним из наиболее известных |
|проповедникам иллюстрации к их |скульпторов того времени был |
|нравственным проповедям и |Донетелло (1386-1466), автор ряда |
|поучениям. Разумеется, задача |реалистических работ портретного |
|служить назиданием и раньше всегда |типа, впервые вновь после |
|возлагалась церковью на искусство. |античности представившего в |
|«Живопись,- говорил Гонорий |скульптуре обнаженное тело. |
|Августодунский, - имеет 3 задачи. |Крупнейший архитектор Раннего |
|Первой из них является задача |Возрождения – |
|обучения основам катехезиса, ибо |Брунеллески(1377-1446). Он |
|живопись есть «литература для |стремился сочетать элементы |
|мирян», а 2 другие задачи – |древнеримского и готического |
|эстетическая и историческая». Уже в|стилей, строил храмы, дворцы, |
|1025г. Арраский собор утверждал: |капеллы. |
|«Неграмотные созерцают в живописи |Титаном Высокого Возрождения был |
|то, что они не могут прочесть». |Леонардо да Винчи (1456-1519). |
|Однако первым стремлением было |Леонардо одновременно был |
|произвести впечатление и даже |художником, теоретиком искусства, |
|напугать. Отныне все становилось |скульптором, архитектором, |
|нравоучением: изложение Библии, |математиком, физиком, астрономом, |
|псалтыря. Морализирующие травники |физиологом, анатомом; почти все |
|трансформировали писание в собрание|области науки обогатил гениальными|
|занимательных историй, на которых |догадками. Важнейшие его |
|строилось религиозное восприятие. |художественные работы – «Тайная |
|Эти изменения имели, однако, не |вечеря»- фреска в миланском |
|только положительнле последствие. |монастыре Санта Мария делла |
|«Возможно, самое важноеиз всех |Грацие, а также всемирно известный|
|изменений, и являет нам |портрет молодой флорентийки Моны |
|средневековое искусство, - было то,|Лизы или «Джоконда». |
|что породило – вместе с разумом или|Титаном Высокого Возрождения был и|
|натурализмом – новый взгляд на мир,|великий живописец Рафаэль Санти |
|новую систему ценностей». |(1483-1520), создатель |
|Литература |«Сикстинской мадонны», величайшего|
|Важным элементом художественной |произведения мировой живописи. |
|культуры Средневековья было |Последним великим представителем |
|литературное творчество. Одним из |культуры Высокого Возрождения был |
|наиболее образованных людей своего |Микеланджело Буонаротти |
|времени был Беда Достопочтенный, |(1475-1564) – скульптор, |
|автор первого крупного сочинения по|архитектор и поэт, создатель |
|истории. К доминиканскому ордену |знаменитой статуи Давида, |
|принадлежал философ Средневековья |скульптурных фигуг «Утро», |
|Фома Аквинский (1225 или |«Вечер», «День», «Ночь», |
|1226-1274), сформулировавшего 5 |выполненных для гробниц в капелле |
|доказательств бытия Бога. Высокого |Медичи. Микеланджело расписал |
|развития достигает устная поэзия. |потолок и стены Сикстинской |
|Лучшими образцами её являются |капеллы Ватиканского дворца; одной|
|произведения героического эпоса |из самых впечатляющих фресок |
|Англии и Скандинавии: «Поэма о |является сцена Страшного суда. |
|Беовульфе» (700 г.); «Старшая Эда».|Замечательными художниками этого |
|Весьма важный элемент устного |периода был Джорджоне (1477-1576),|
|творчества –саги, сохранившие |зоздавший знаменитые полотна |
|память народа о действительных |«Юдифь» и «Спящая Венера», и |
|исторических событиях («Сага о |Тициан (1477-1576), воспевавший |
|Ньяле», «Сага об Эгиле», «Сага об |красоту окружающего мира и |
|Эрике Рыжем» и др.). |человека. |
|Еще одно крупное направление |Многие живописцы, поэты, |
|художественного творчества – |скульпторы, архитекторы отказались|
|рыцарская литература, получившая |от идей гуманизма, стремясь |
|развитие в период Классического |освоить лишь «манеру» великих |
|Средневековья. Героем ее был |деятелей Возрождения. Наиболее |
|воин-феодал, совершающий подвиги. |крупными художниками, работающими |
|Наиболее известны «Песнь о Роланде»|в стиле маньеризма, были Понтормо |
|Готфридат Страсбургского (Франция),|(1494-1557), Бронзино (1503-1572),|
|рыцарский стихотворный роман |скульптор Челлини(1500-1573). Их |
|«Тристан и Изольда» (Германия), |произведения отличались |
|«Песнь о Нибелунгах» (Германия), |усложненностью и напряженностью |
|«Песнь о моем Сиде» и «Родриго» |образов. В то же время некоторые |
|(Испания) и др. |живописцы продолжают развивать |
|К западноевропейской литературе |реалистическую традицию в |
|относится и распространенная |живописи: Веронезе (1528-1588), |
|рыцарская лирическая поэзия, |Тинторетто (1518-1594), Караваджо |
|воспевавшая образцы верности Даме |(1573-1610), братья Караччи. |
|сердца, ради которой рыцари |Победа Реформации с середине 16 |
|подвергали себя возможным |века вызвала общественный подьем и|
|испытаниям с риском для жизни. |рост национальной культуры. |
|Поэты-певцы,прославлявшие в своих |Замечательного расвета достигло |
|песнях рыцарскую любовь, в Германии|изобразительное искусство. В этой |
|назывались миннезингерами (певцы |области работали знаменитый |
|высокой любви), на юге Франции – |живописец и гравер Альбрехт Дюрер |
|трубадурами, а на севере страны - |(1471-1528), художники Ганс |
|труверами. Наиболее извесные авторы|Гольбейн Младший (1497-1543), |
|– Бертран де Брон (ок. 1140-1215), |Лукас Кранах Старший (1472-1553). |
|Джаурфре Рюдель (1140-1170), Арно |Литература. |
|Даниэль. |У истоков Возрождения в Италии |
|Важнейший памятник английской |стоял великий Данте Алигьери(1265 |
|литературы 13 в. – знаменитые |– 1321), автор «Божественной |
|Баллады о Робин Гуде. |комедии». Данте взял привычный для|
|Итальянская литература представлена|Средневековья сюжет и сумел силой |
|в основном лирической поэзией, т.н.|своего воображения провести |
|«новый сладостный стиль», |читателей по всем кругам Ада, |
|прославляющий любовь к женщине. |Чистилища и Рая; некоторые его |
|Основатель этого стиля – болонский |современники полагали, что Данте |
|поэт Гвидо Гвиницелли (1230-1276), |действительно побывал там. Данте, |
|а крупнейшие представители – |Франческо Петрарка(1304-1274) и |
|флорентийцы Брунетто Латини и Гвидо|Джованни Бокаччо (1313-1375_ - |
|Кавальканти (1259-1300). |знаменитые поэты Возрождения, были|
|Представителями городской культуры |создателями итальянского |
|были Чекко Анджольери, Гвидо |литературного языка. Всемирную |
|Орланди (конец 13 в.). |известность получили сонеты |
|Весьма значительным явлением в |Петрарки на жизнь и смерть иадонны|
|литературном творчестве |Лауры. |
|средневековой Европы была поэзия |В ней сочетал Господь любовь и |
|вагантов (от лат. Vagari – |честь, |
|бродить), родиной которой считается|Очарованьем наделя под стать |
|Франция. Вместе с появлением |Природой красоте – очам на |
|нецерковных школ в 12 веке и |радость. |
|возникает данная субкультура – в |И что-то у нее во взоре есть, |
|форме поэтического творчества |Что в полночь день сиять заставит,|
|учащихся этих школ, бродивших по |засиять, |
|городам и весям. Особенностью |Даст горечь меду и полыни |
|творчества вагантов была его яркая |сладость. |
|антиклерикальная направленность, |Последователем Петрарки был |
|что безусловно вызывало ответные |Бокаччо, автор «Декамерона»- |
|репрессивные меры со стороны |собрания реалистических новелл, |
|церкви. |объединенных общим гуманистическим|
|«Эй, - раздался светлый зов, - |идеалом и представляющих единое |
|началось веселье! |целое. |
|Поп, забудь про часослов! |К концу 15 – первой трети 16 вв. |
|Прочь, монах, из кельи!» |относится расцвет творчества |
|Сам профессор, как школяр, |Ариосто (1474-1537), итальянского |
|Выбежал из класса, |поэта, автора поэмы «Неистовый |
|Ощутив священный жар |Роланд». |
|Сладостного часа. |Выдающимся представителем немецкой|
| |гуманистической литературы был |
| |Иоганн Рейхлин (1455-1522), автор |
| |сатирического произведения «Письма|
| |темных людей». Крупнейшими |
| |немецками поэтами эпохи Реформации|
| |были Ганс Сакс (1494-1576) и |
| |Иоганн Фишарт (1546-1590). |
| |Крупнейшим представителем культуры|
| |Возрождения в Нидерландах был |
| |Эразм Роттердамский (1496-1536)., |
| |ему принадлежит «Похвала |
| |глупости». |
| |Величайшей фигурой английского |
| |Возрождения был Вильям Шекспир |
| |(1564-1616), создатель трагедий |
| |«Гамлет», «Король Лир», «Отелло», |
| |исторических пьес «Генрих |
| |VI»,«Ричард 111», сонетов. |
| |В Испании в жанре плутовского |
| |романа впервые выступил Фернандо |
| |де Рохас, автор трагикомедии |
| |«Селестина», его продолжил Мигель |
| |де Сервантес (1547-1616), автор |
| |«Дон-Кихота». Основоположник |
| |испанской драмы Лопе де Вега, |
| |автор «Собака на сене», «Учитель |
| |танцев». |
| |Во Франции представителем |
| |гуманизма был Француа Рабле |
| |(1494-1553), автор сатирического |
| |романа «Гаргантюа и пантагрюэль». |
| |Направление «Плеяды» возглавляли |
| |знаменитые поэты Пьер де Ронсар |
| |(1524-1585) и Жоакен Дю Белле |
| |(1525-1565) |
| |До той поры, как в мир любовь |
| |пришла |
| |И первый све из хаоса явила, |
| |Не созданы, кишели в нем светила |
| |Без облика, без формы, без числа… |
Список используемой литературы:
1. Жак Ле Гофф «Цивилизация Средневекового Запада» М. «Прогресс» 1992г.
2. Культура и общественная мысль. Античность. Средние века. Возрождение.
М. «Наука» 1988г.
3. «Средневековая Европа глазами современников и историков». М.
«Интерпракс» 1994г. 3 – 4 т.
4. «Культура и искусство средневекового города»
под ред. И. П. Русанова М. «Наука» 1984г.
5. «Искусство» И.Д.Д. Москва «Аванта+»1999г. (стр.222 – 260; 402 – 480)
6. Л. М. Баткин «Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления». М.
«Наука» 1978 г.
7. «Средневековое городское право XII – XIII веков. Сборник текстов. Под
ред. С. М. Стама. Саратов 1989
8. «Всемирная история». Крестовые походы. У истоков Ренессанса. М.-Минск
1999 г.
9. А. Я. Гуревич, Д. Э. Харитонович. «История Средних веков». М.
«Интерпракс»1994 г.
10. А. К. Дживелегов «Рабле» Вступительная статья. «Гаргантюа и
Пантагрюэль». Рабле Ф. М. «Правда». 1981 г.
11. М. Н. Мерцалова «История костюма» М. 1972 г.
12. «Культурология. История мировой культуры» под ред А. Н. Марковой. М.
1998г.
13. «Культура и общество Западноевропейского Средневековья». Лучицкая С.И..
– М.: Интерпакс,1994.
14. «Культура эпохи Возрождения.» Мирецкая Н.В. Мирецкая Е В.– М.:
Просвещение,1996
-----------------------
(
[1] см сноску № 2 стр.82
[2] Л.М. Баткин «Итальянские гуманисту: стиль жизни, стиль мышления».
«Наука». 1978г. стр 79.
[3] Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. М.: Просвещение, 1996. - С –
185.
[4] Л.М. Баткин «Итальянские гуманисту: стиль жизни, стиль мышления».
«Наука». 1978 г. с.47
[5] «Песни трубадуров.» песня жонглера, мечтающего о богатстве и знатности.
М. 1979 г. стр. 182-183.
[6] А. Я. Гуревич «Культура Средневековья» стр 300-301
[7] См. сноску №2.
[8] Цит. По: Рабинович. В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры.
М., 1979 стр. 347.
[9] См. сноску №2.
[10] См. письмо Поджио Браччолини к Гуарино (1416 г.) см. сноску №2
[11] см. сноску № 2 стр. 31.
[12] См. сноску № 1 стр 59.
[13] «Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов 14 –
15 вв. под ред. Ю. Л. Бессмертного. Стр. 218 –229. М 1991г.
[14] см сноску №10 стр 257-260
[15] см сноску №10 стр 139-142 «Стриженный луг»
[16] см сноску №10 «Книга рыцаря Делатур Ландри, написанная в назидание
дочерям»
[17] Мерцалова М.Н. «История костюма». М.,1972 г. стр 32.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|