Сравнительный анализ культуры Средневековья и Возрождения
Сравнительный анализ культуры Средневековья и Возрождения
Самарский Государственный
Университет
Контрольная работа
по истории культуры
4семестр
студентки второго курса
социологического факультета
группа: культурологи и Борода М. В.
Проверил доцент кафедры теории и истории культуры: Левитская И. В.
Самара2000/2001 гг.
Культура Средневековья и Возрождения.
1. Дайте сравнительную характеристику типологических черт культуры
Средневековья и Возрождения.
2. Продемонстрируйте отличия картины мира и образа человека Средневековья
и Возрождения на материале художественных произведений указанных
периодов.
|Про|Средневековье |Тексты |Тексты |Возрождение |
|стр|История | | | |
|анс|западноевропейского |Земля: «… -|«Взгляните|Темп жизни ускоряется, и |
|тве|средневековья - это в |и видел |на |резко меняется сама оценка|
|нно|первую очередь история |этот шар |огромную |времени. Теперь же |
|-вр|новых народов, ступивших |столь |машину |отношение к нему деловых |
|еме|на историческую арену в |жалким, что|мира, |людей можно определить |
|нны|эпоху заката древнего |не мог не |сработанну|словами одного из них: |
|е |мира. Контрасты |усмехнуться|ю и |«Время – дорого стоящая |
|пон|общественной жизни Европы|». |установлен|вещь для купцов». |
|яти|того времени, бесконечные|Данте |ную для |Рождалось |
|я. |войны, стихийные |«Божественн|творения и|индивидуалистическое |
| |бедствия, эпидемии |ая комедия»|процветани|сознание, давшее мощный |
| |наложили неизгладимый | |я всех |импульс формированию |
| |отпечаток на | |сотворенны|идеологии Возрождения. |
| |мировоззрение, культуру и| |х вещей… |Французское Возрождение |
| |искусство. Особое место в| |Круглое |очень скоро утратило свой |
| |средневековом мире | |небо, |беспечно жизнерадостный, |
| |занимала религия. На | |украшенное|языческий характер, |
| |развалинах римской | |столькими |благодаря возгоревшейся |
| |империи христианская | |звездами, |религиозной борьбе, |
| |церковь приступала к | |а |подобно тому, как это |
| |обращению народов в свою | |посередине|случилось в Германии. Во |
| |веру. Возникающие в самых| |земля… |Франции Возрождение |
| |глухих уголках Европы | |держащаяся|начиналось, как ив Италии,|
| |церкви и монастыри | |собственны|классическими занятиями и |
| |становились центрами | |м весом, |новеллистикою. То и другое|
| |новой культуры. Там, в | |солнце, |отражало общественный |
| |основном, и создавались | |которое, |рост: служило ответом на |
| |выдающиеся произведения | |кружась, |культурные запросы |
| |нового стиля | |освещает |буржуазии, но буржуазии, |
| |В структуре Дантовой | |все… луна,|не ставшей еще «буржуазно |
| |«Комедии» отражена в | |получающая|ограниченной».Яростный |
| |основном средневековая | |от него |напор кальвинизма нарушил |
| |картина мира (в которую | |свет… и |спокойное течение |
| |была включена система | |остальные |культурного процесса, и , |
| |Птоломея): Земной шар | |пять |начиная с Лефевра |
| |является неподвижным |«Мы |звезд, |д,Эстапль, гуманизм стал |
| |центром Вселенной, а |вернемся в |которые |насыщатся религиозными |
| |Солнце - одной из планет,|лес, |ровно |интересами. Выяснить свое |
| |вращающихся вокруг Земли.|который |следуют |отношение к католицизму и |
| |В Северном полушарии |прикроет и |тому же |протестанству стало |
| |находился Ад в виде |защитит |пути….» |обязательным для всякого |
| |постепенно сужающейся |нас. Идем, |Кастильоне|гуманистически |
| |воронки (возникшей в |милая |«Кортеджиа|образованного писателя. |
| |результате низвержения с |Изольда!… |но» |Филология была основным |
| |небес богом Люцифера – |Они идут | |инструментом и фундаментом|
| |сатаны). Её остриё, « где|через | |гуманизма. Безыпречное |
| |гнет всех грузов отовсюду|высокие | |владение «обоих языков», и|
| |слился» (Ад,34,111), |травы и | |особенно искусное владение|
| |является центром и Земли,|вереск, и | |классической латынью, |
| |и Вселенной. Отсюда ход в|вот уже | |составляло условие |
| |камне ведёт на |деревья | |репутации гуманистов; иные|
| |поверхность Южного |смыкают над| |только на этом строили |
| |полушария, где |ними свои | |репутацию. Хотя память в |
| |расположена гора |ветви, и | |известном смысле совпадала|
| |Чистилища, которую |они | |с культурой именно в |
| |окружает океан. Вершина |скрываются | |средние века (как и во |
| |горы представляет собой |за густой | |всяком обществе, |
| |Земной Рай – Эдем. |листвой». | |ориентированном на |
| |Небесный Рай находится на|«Садитесь |«О дивное |авторитет традиционного |
| |9 небесах – это сферы |на коня и |и |прошлого, заветной |
| |Луны, Меркурия, Венеры, |поезжайте в|возвышенно|мудрости, священного |
| |Солнца, Марса, Юпитера, |лес. Вы там|е |писания, на готовые |
| |Сатурна, неподвижных |развеете |назначение|образцы и формулы) и хотя |
| |звезд и, наконец, девятая|свою |человека, |ренессансное мышление |
| |сфера – Эмпирей, |печаль, |которому |сохраняло отчасти |
| |перводвигатель; здесь |увидите |дано |средневековые свойства, |
| |находится Райская роза, |травы и |достигнуть|все же в характере и |
| |отсюда свет и движение |цветы». |того, к |фунциях культурной памяти |
| |передаются всем остальным| |чему он |происходило существенное |
| |сферам. | |стремиться|изменение. Оно состояло |
| |Страна короля Марка | |, и быть |прежде всего в |
| |(«Тристан и Изольда») – |«Я не |тем, чем |серуляризации памяти, |
| |вовсе не легендарная |царствую, я|он |устремленной к «языческой»|
| |земля, созданная |буду |хочет!». |мудрости и красноречию. |
| |воображением трувера. Это|царствовать|Пико делла|Следовательно память |
| |физическая реальность |, я |Мирандола.|приобщала не к |
| |средневековья. Долгое |царствую, я| |надвременной истине, а к |
| |время средневековый Запад|царствовал.| |истине, развернутой в |
| |оставался скоплением |.» (14 в.) | |истории.память не |
| |поместий, замков и | | |приковывает к тексту, а |
| |городов, возникших среди | | |освобождает. Если |
| |невозделанных и пустынных| | |собственные мысли |
| |пространств. В лес | | |нуждаются в опоре на |
| |удалялись вольные или | | |чужие, зато чужое |
| |невольные адепты бегства |« Мы видим,| |становится своим, |
| |от мира: отшельники, |что мир | |заимствование сливается с |
| |любовники, странствующие |дряхлеет, | |творчеством; помнить здесь|
| |рыцари, разбойники, люди |угасает и, | |означает не только знать, |
| |вне закона. Для крестьян |если можно | |но и уметь жить в |
| |и мелкого трудового люда |так | |античности, отождествлять |
| |лес был источником |сказать, | |себя с нею и свободно |
| |дохода. Но из леса |готов уже | |распоряжаться античной |
| |выходила и угроза, – он |испустить | |культурой. Больше всего |
| |был средоточием |дух». О. | |тогда ценили именно |
| |вымышленных или |Фрейзингенс| |способность претворять |
| |действительных |кий 12 в. | |классическую эрудицию в |
| |опасностей, тревожным |« Ной, | |непосредственное действие |
| |горизонтом средневекового|Авраам и | |и жизненные формы. В этом |
| |мира, границей, «ничейной|Давид – | |смысле Ренессанс предстает|
| |землей». Собственность |имена Богом| |как проникнутая |
| |как материальная или |любимые. Их|«Не думай,|возвышенной серьезностью |
| |психологическая |времена |о |игра в античность. |
| |реальность была почти |Славны и |Пеллегрино|Ренессансный тип мышления,|
| |неизвестна в средние |доблестны. |, что |как известно, отнюдь не |
| |века. Каждый человек не |Ныне одна |бежать от |характеризовал синхронную |
| |только имел над собой |Дряхлость и|толпы, |ему итальянскую культуру в|
| |господина или кого-то |хрупкость, |стараться |целом и не выступал как |
| |обладающего более мощным |упадка |не видеть |нечто тождественное ей. |
| |правом, кто мог насильно |волна. |прекрасные|Этот тип мышления, в |
| |лишить его земли, но и |Все |вещи, |отличие от средневековрй |
| |само право признавало за |размывает, |запираться|религиозности, не имел |
| |синьором легальную |все губит |в |общеобязательной силы. |
| |возможность отнять у |она!» |монастыре |Ренессансная культура была|
| |серва или вассала его |(Жития |и |более или менее элитарна и|
| |земельное имущество. |Алексея, |укрываться|не могла быть иной в виду,|
| |Не только материальный |человека |в скиту – |по крайней мере, двух |
| |интерес не удерживает |Божьего |это и есть|простых причин: новизны и |
| |большинство из них дома, |11в.) |путь к |учености. Тем не менее |
| |но сам дух христианской |И радость, |совершенст|нельзя отрицать, что |
| |религии выталкивает их на|и веселье |ву. Ты |импульсы, шедшие из все |
| |дороги. Средние века |угаснут до |действител|городской пополанской |
| |эпоха пеших и конных |зари, - об |ьно |толщи, и встречные |
| |странствий. Средневековая|этом нынче |веришь, |импульсы гуманистической |
| |дорога была удручающе |всякий со |что богу |среды глубоко проникали |
| |долгой, медленной (прямые|страхом |угодней |друг в друга. Ренессансная|
| |римские дороги были |говорит. |одинокий и|интеллигенция смогла |
| |практически разрушены). |Дрожат |бездеятель|прекрасно ответить на |
| |Лес, дорога и моря |перед |ный Павел,|широкие социальные запросы|
| |возбуждали чувства |грядущим – |чем |и, в свою очередь, |
| |средневековых людей, они |богатый и |трудолюбив|перерасти их, создав |
| |воздействовали на них не |бедняк… |ый Адам?..|громадный исторический |
| |столько своими реальными |Конец не за|Спасаясь |задел. Мир трехмерный – |
| |аспектами и подлинными |горами! |от мира, |объемный, осязаемый – |
| |опасностями, сколько |Клянусь вам|ты можешь |открыт вновь, победно |
| |символами, которые они |– это так!…|низвергнут|утвержден кистью |
| |выражали. Лес – это |(Пер. Д. А.|ься с неба|художника, и новому |
| |сумерки или, как в |Коцюбинског|на землю, |человеку –надлежит |
| |«детской песне» |о) |в то |украсить, облагородить |
| |миннезингера Александра | |время, как|его. Воображение людей |
| |Странника, век с его | |я, |Возрождения оставалось еще|
| |иллюзиями; море – земной | |оставаясь |в рамках средневекового, |
| |мир и его искушения; | |посреди |но жажда познания и |
| |дорога – поиски и | |земных |экономического процветания|
| |паломничество. Этому | |вещей, |городов а также |
| |смешению пространства или|« Молодежь |смогу |религиозный фактор |
| |пространственной |более |возвысить |открывают им новый мир, с |
| |непрерывности, которая |ничему не |свое |помощью техники они |
| |переплетала и соединяла |желает |сердце от |расширяют свои горизонты. |
| |небо и землю, |учиться, |земли к |Культура Возрождения есть |
| |соответствовала |наука в |небу». [1]|локальное по масштабам |
| |аналогичная непрерывность|упадке, | |(только Западная Европа и |
| |времени. Время – лишь |весь мир | |только высшие сферы |
| |момент вечности. Оно |стоит вверх| |культурной деятельности – |
| |принадлежит одному Богу и|ногами, | |главным образом литература|
| |может быть только |слепцы | |и изобразительное |
| |пережито. Овладеть |ведут | |искусство), но глобальное |
| |временем, измерить его, |слепцов и | |по последствиям явление |
| |извлечь из него пользу |заводят их | |мировой культуры. Его |
| |или выгоду считалось |в трясину, | |специфику составляет |
| |грехом. Урвать у него |осел играет| |совмещение двух |
| |хоть одну частицу – |на лире, | |противоположенных |
| |воровством. Это |быка | |импульсов: |
| |божественное время |танцуют, | |традиционалистского (что |
| |непрерывно и линейно. Оно|батраки | |выразилось в отношении к |
| |отличается от времени |идут | |античной культуре как |
| |философов и ученых |служить в | |абсолютной норме) и |
| |греко-римской античности,|войско.… | |нновационного (что |
| |которые, если и не |То, чего | |выразилось в обострении |
| |исповедовали единый |прежде | |внимания к культурному |
| |взгляд на время, |стыдились, | |смыслу индивидуальной |
| |прельщались все же в той |ныне | |деятельности). |
| |или иной мере |превозносит| |Древняя мифологическая |
| |представлением о |ся. Все | |концепция знания как |
| |постоянно возобновляемом |отклонились| |тайны, открытой лишь |
| |циклическом времени, |от своего | |немногим избранным, была с|
| |вечном круговороте. Такое|пути».. ( | |интузиазмом воспринята и |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|