скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Развитие финансовых систем, основанных на рыночных принципах - (диплом) скачать рефераты

p>вивающихся странах, в которых вторичные рынки не достаточно развиты для того, чтобы удовлетворять финансовые потребности правительства, бремя финансирования государственного бюджета падает на центральный банк. Теоретически, увеличение финанси рования гос. бюджета центральным банком можно уравновесить сок ращением кредитования коммерческих банков. Однако такого рода кредитная политика может серьезно подорвать промышленный сек тор, что ведет к сокращению выпуска продукции и увеличению безработицы.

    Поэтому на практике монетарная политика зависит от нало

говой политики в странах со слаборазвитым вторичным рынком ценных бумаг. Следовательно, развитие жизнеспособного рынка, посредством которого государственный долг может финансиро ваться путем продажи государственных долговых обязательств, является необходимой предпосылкой проведения монетарной поли тики независимо от налоговой политики и освобождает централь ный банк от прямого финансирования дефицита государственного бюджета.

    ------------------
    Обязанности центрального банка по надзору
    Монетарная политика включает в себя обсуждение состоянии

финансовых рынков и институтов, включая подробные практические знания этих рынков и институтов. Главная составляющая процесса принятия решений основывается на информации центрального бан ка, полученной непосредственно из первых рук при взаимо действии с подконтрольными учреждениями. Определенный надзор за банковской системой, системой платежей и рынком госу дарственных ценных бумаг также необходим для того, чтобы пред видеть, предотврить и умерить финансовые спады. Эти обязан ности составляют вторую часть триады функций центрального бан ка.

    Так как коммерческие банки являются проводниками экономи

ческого роста, поскольку они направляют средства заемщикам, их здоровье очень важно для центрального банка. Способность цент рального банка поддерживать ликвидность, покрывать убытки и избегать риски, которые неизбежны в процессе опосредования кредитов, крайне существенна для успешного функционирования экономики. Поскольку коммерческие банки играют центральную роль в системе накопления сбережений и распределения кредитов, между ними существуют тесные связи, а также потому, что боль шое значение имеет доверие к банковским операциям, проблемы в любой одной части банковской системы могут быстро распростра ниться, угрожая стабильности экономики. Надзор за банковской системой позволяет центральному банку обладать знаниями, а также реагировать на финансовые спады и устранять их до того, как они привели к экономическому кризису. Регулирующая роль центрального банка усиливает его способность выступать в ка честве последней инстанции, обеспечивающей ликвидность фи нансовой системы.

    - 20
    Кроме того, желательно, чтобы центральный банк выполнял

функцию надзора за рынком государственных ценных бумаг. Веро ятно, именно этот рынок будет служить основой всех остальных рынков в процессе перехода к рыночной экономике. Более того, по всей вероятности, этот рынок будет представлять наибольшую часть ликвидных активов системы коммерческих банков и может играть ключевую роль в монетарной политике благодаря операциям центрального банка на открытом рынке. Репутация рынка госу дарственных ценных бумаг также тесно связана с доверием об щества к финансовой системе в целом.

    Надзор за рынком государственных ценных бумаг должен

строиться таким образом, чтобы гарантировать честность на этом рынке, не затрагивая эффективность этого рынка, его ликвид ность и способность удовлетворять государственное финансирова ние с минимальными издержками. В большинстве развитых рыночных экономик к конкретным функциям надзора относится установление порядка первичного аукционного рынка или синдикатов госу дарственных ценных бумаг (консорциумов по размещению госу дарственных ценных бумаг). В этот порядок включаются кредитные и хозяйственные нормативы для участников рынка, требования к ведению учета и отчетности, а также использование ценных бумаг и средств клиентов. Вероятно, положение министерства финансов, как эмитента долговых обязательств, наилучшим образом подходит для того, чтобы устанавливать этот порядок , хотя тесный кон такт центрального банка с этим рынком подразумевает, что ему принадлежит важная роль консультанта.

    Также тесный контракт, который центральный банк поддержи

вает с этим рынком и его участниками также означает, что он может успешно осуществлять инспектирование, позволяющее регу лирующим органам выявлять и непосредственно выходить на усло вия и операции, противоречащие порядку. Для успешного регули рования рынка государственных ценных бумаг очень важна своев ременная и точная информация. Центральный банк может пре доставлять органам, осуществляющим регулирование этого рынка собранную им информацию о незаконных или неэтичных действиях на нем (этом рынке). Возможность центрального банка выявлять и воздействовать на противоречащие установленному порядку усло вия на рынке государственных ценных бумаг является неотъемли мой частью его монетарной политики.

    Роль центрального банка в системе платежей
    Механизм осуществления платежей, который обуславливает

существование эффективного клиринга и расчетов по межбан ковским операциям и зависит от них, очень важен для успешного функционирования финансовой системы. Коммерческие банки не посредственно участвуют в системе расчетов и расширяют крат косрочное кредитование, выполняя свою роль финансовых посред ников при осуществлении платежей, передаче и расчетам по опе рациям с финансовыми инструментами, включая межбанковские де позиты и государственные ценные бумаги. Центральный банк также непосредственно участвует в системе расчетов, отчасти из-за того, что многочисленные виды платежей, включая крупные меж банковские перечисления и платежи по взаимозачету чеков, ско рее всего проходят через его бухгалтерию. Эти вопросы более полно раскрыты в Разделе III, посвященной системе платежей.

    - 21
    Участие центрального банка в системе платежей и, следова

тельно, выполнение функций надзора за этой системой расширяет его способность предвидеть и предотвращать или ослаблять фи нансовые спады. Система платежей является источником основных кредитных рисков, которые возникают из-за разрыва во времени на период совершения сделки. В этот период одна сторона пре доставляет кредит другой, откладывая получение средств. Эти временные лаги между совершения платежа между двумя сторонами финансовых обязательств, продолжительность которого может варьироваться от нескольких часов до дней, приводит к значи тельному расширению взаимопересекающихся кредитов между фи нансовыми институтами.

    Таким образом, существует множество причин, в результате

которых могут происходить задержка платежей и другие финансо вые срывы, включая неожиданное банкротство большинства участ ников, кредитные проблемы некоторых участников, из-за которых они будут неохотно осуществлять платежи, и различные техни ческие срывы. Задержка платежей может быстро распространяться по всей финансовой системе, что возможно приведет к цепи банк ротств. Центральный банк крайне заинтересован в избежании сры вов системы платежей и предоставлении гарантий того, что участники системы должным образом управляют своими кредитными рисками. Поэтому на институты, имеющие доступ к системе плате жей, должен распространяться контроль, гарантирующий надлежа щее управление ими и обеспеченность собственным капиталом.

    Другие функции центрального банка
    Центральный банк также может принимать на себя выполнение

других функций, совместимых с рассмотренной триадой. Он может выступать налоговым агентом для правительства, управляя госу дарственным долгом. Он может также вместе с правительством участвовать в формировании валютной политики, если между ва лютной и монетарной политикой существует тесная связь, он обычно отвечает за претворение в жизнь валютной политики. Способность банка успешно выполнять эти функции и при этом оставаться объективным по отношению к правительству будет способстовать дальнейшему росту доверия общества к нему. Более того, эти дополнительные функции могут расширить возможности центрального банка в исполнении ролей, относящихся к основной триаде, предоставляя ему подробную информацию из первых рук о рынках валют и ценных бумаг, где в первую очередь заментны симптомы изменения политики и шоков.

    II. КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК КАК КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ
    ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
    Хорошо продуманная, надежная и монолитная банковская

система - это краеугольный камень финансовой системы. Без эф фективно функционирующей банковской системы, которая преумно жает, аккумулирует и распределяет сбережения общества вряд ли можно надеяться на то, что экономика сможет мобилизовать достаточно ресурсов для экономического роста и стабильности. Таким образом на ряду со всеми реформами, необходимыми при пе реходе централизованного планирования к рыночной экономике, реформа банковской системы должна иметь приоритетное значение.

    - 22

Банковскую систему можно сравнить с кровеносной системой эко номики, и она является основополагающей для подъема уровня жизни.

    Для того, чтобы общество могло преумножать свое богатство

путем сбережения части своего текущего дохода, необходимо, чтобы существовал целый класс финансовых институтов и инстру ментов, которые бы общество считало бы надежным механизмом ак кумулирования сбережений и перераспределения средств на при быльные инвестиции. В то же время должны существовать способы надежного и быстрого осуществления платежей по сделкам. Почти во всех странах доминирующим классом институтов, которые справляются с этой задачей, являются коммерческие банки. Даже в промышленно развитых странах с хорошо развитым рынком капи тала, таких как США, система коммерческих банков до сих пор является самым важным элементом.

    Первостепенная роль банков в финансовой системе рыночной

экономике объясняется их уникальной функцией ведения текущих счетов. Эти счета являются высоколиквидным и легкопреобразуе мыми финансовыми активами, что поощряет владельцев сбережений доверять свои наличные средства банкам и упрощают целый ряд операций, поддерживающих экономическую активность. Являясь основными депозитными учреждениями в экономике банки лучше всего подходят для выполнения роли механизма аккумулирования и распределения сбережений общества. Выступая в роли держателя депозитов и отслеживая таких документов как отчеты о прибылях и убытках, балансы, проекты потоков платежей, банки преобрета ют важную информацию о кредитоспособности заемщиков. Эта ин формация является неотъемлимой частью распределения кредитов и позволяет банкам определить, кто может, а кто не может по лучпть кредит. Кроме функции опосредования банки выполнняют еще целый ряд в рыночной экономике. Являясь основными депозит ными учреждениями в экономике, банки выполняют роль механизма через который осуществляются быстрые платежи. При отсутствии эффективной системы платежей обмен товаров был бы громоздким и обременительным, а экономические ресурсы размещались бы неэф фективно, снижая экономическое развитие.

    Более того, именно банки обеспечивают мобильность и воз

можность маневра другим видам институтов (как финансовых , так и нефинансовых). Даже в высокоразвитых финансовых системах рынки капиталов используют в основном банковскую систему для удовлетворения ежедневной потребности в быстрых расчетах и предоставления вспомогательных финансовых услуг. И, наконец, банке служат передаточным механизмом для осуществления полити ки цент

рального банка в отношении денежной-кредитной политики и эко номической активности. Схема 7 демонстрирует эту ведущую роль банка в рыночной экономике.

    Баланс коммерческого банка
    Особый статус банков в рыночной экономике определяется

уникальной природой активов и пассивов их баланса. Хотя раз личные банки могут иметь особенности в составлении баланса, определяющей чертой является то, что их пассивы краткосрочны и высоколиквидны, а активы долгосрочны и низколиквидны. Т. о. об зор основных составляющих банковского баланса поможет понять

    - 23

как то, почему банки могут выполнять свои основные в рыночной экономике, так и природу рисков и проблем, возникающих в бан ковской деятельности. Это иллюстрирует консолидированный ба ланс всех коммерческих банков США за 1990 год, приведенный в Схеме 8.

    -----------------
    СХЕМА 8
    Млрд. $ %
    ПАССИВЫ
    (привлеченные и собственные средства)
    Текущие счета 630 19
    Срочные депозиты 1720 52
    Межбанковские кредиты полученные 200 6
    Прочие привлеченные средства 600 17
    Собственный капитал 180 6
    Всего 3300 100
    АКТИВЫ
    Резервы и банкноты в хранилищах 220 6
    Казначейские обязательства 440 13
    Другие ценные бумаги 170 5
    Коммерческие кредиты 2110 63
    Межбанковские кредиты выданные 200 6
    Прочие активы 250 7
    Резервы на возмещение потерь по ссудам -60 -
    Всего 3300 100
    ---------------------
    Пассивы
    Для того, чтобы убедить юридические и физические лица до

верить свои деньги банкам, последние должны предоставить на дежные, убедительные и высоколиквидные финансовые инструменты. Поскольку приоритетом номер один на начальном этапе реформ ял вяется мобилизация частных сбережений, важным компонентом в разработке структуры финансовой системы является разработка инструментов текущих и депозитных операций банков. Не менее важно, однако, создание инфраструктуры для этих инструментов. Для текущих счетов и особенно для расчетов между банками важны надежные и быстрые системы аккумулирования средств и осущест вления платежей. Инструменты эффективны только при наличии ин фраструктуры.

    К пассиву банковского баланса относятся следующие статьи:
    1. ТЕКУЩИЕ ДЕПОЗИТЫ. Текущие депозиты являются пассивами

банка, номинал которых выплачивается немедленно по требованию и перечисляется любой третьей стороне. Так как вкладчик может по требованию перечислить или обналичить сумму, лежащую на те

    - 24

кущем счете, такие счета обычно называются "депозитами до востребования". Владельцы текущих депозитов могут изымать де понированные средства, выписывать чеки на сумму в пределах суммы счета или перечислить всю эту сумму или ее часть третьей стороне.

    Возможность вносить на эти счета и перечислять с них

средства, а также ликвидность этих счетов заставляет владель цев сбережений доверять их банкам и позволять финансовой системе функционировать быстро и эффективно. Уникальная способность привлекать пассивы, которые должны быть возвращены по первому требованию отличает банки от всех других институ тов.

    Банки также являются единственным видом институтов, кото

рый может пополнять свои текущие счета или депозиты до востре бования, выдавая кредиты и тем самым расширяя предложение де нег через действие денежного мультипликатора (см. Схему 3). Гибкость кредитования и ликвидность, которую могут обеспечить банки, благодаря тому, что они обладают способностью формиро вать свои пассивы за счет текущих счетов, жизненно важна для беспрепятственного развития и роста рыночной экономики.

    2. СРОЧНЫЕ ДЕПОЗИТЫ. Кроме депозитов до востребования

банки также принимают срочные вклады, которые служат как средством более надежного и стабильного формирования пассивов банка, так и удобным механизмом сбережения средств для вклад чиков. Сочные депозиты - это счета, на изъятие средств с кото рых наложены определенные ограничения. За размещение средств на этих менее ликвидных счетах банки выплачивают вкладчикам проценты. Поскольку процент по депозитам до востребования незначителен или вообще отсутствует, структура пассивов банков может изменяться по мере увеличения ставки процента, так как вкладчики перемещают средства с депозитов до востребования на срочные депозиты, приносящие процент.

    Банки, как правило, предлагают различные виды срочных де

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14