скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Развитие финансовых систем, основанных на рыночных принципах - (диплом) скачать рефераты

p>торская и бухгалтерская документация может быть скудной, а экономические перспективы фирмы очень неопределенными. Эти обстоятельства означают, что оценка кредитов должна быть консервативной.

    Процесс оценки позволит правительству определить, какие

банки могут выжить без помощи, какие могут быть реабилитирова ны путем ограниченной помощи, и какие должны быть поглощены другими банками или вообще закрыты. Вынесение такого решения требует переоценки баланса каждого банка с учетом данных об убытках по кредитам и других необходимых поправок. Затем мо же быть оценена сумма помощи, необходимой для того, чтобы сделать банк платежеспособным и способным выполнить новые тре бования к собственному капиталу. В случаях исключительно боль ших убытков или абсолютно неприбыльных проектов банк должен быть закрыт или (если возможно) поглощен другим банком.

    Пример банковского баланса, представленный ниже на Схеме

18 показывает, как на практике может функционировать данный процесс оценки. Допустим, что коммерческий банк имеет активы, состоящие из резервных вкладов в центральном банке ($10000) и кредитов, оцененные на данный момент в $90000. Его обяза тельства состоят из кредита в $40000, взятого в центральном банке, и $50000 вкладов частного сектора. Этот банк оказался платежеспособным, так как у него есть $10000 собственного ка питала. Банк, однако, не имеет резерва на возмещение потерь по ссудам и при оценке стоимости его активов не учитывалось их качество. Если портфель банка включает малонадежные или вовсе безнадежные кредиты, которые стоят меньше своего номинала, тогда действительная чистая стоимость банка была бы меньше, чем сумма, отраженная в его балансе.

    -----------------
    СХЕМА 18
    Баланс коммерческого банка,

не имеющего резерва на возмещение потерь по ссудам ($, млн. )

    АКТИВ 100
    Депозит в центральном банке 10
    Всего кредиты 90
    ПАССИВ 100
    Вклады частного сектора 50
    Заем у центрального банка 40
    Собственный капитал 10
    -------------------
    При оценке качества кредитного портфеля банка следует от

делить ненадежные кредиты или те кредиты, которые, как ожида ется, станут ненадежными в ближайшем будущем, от надежных кре дитов. В некоторых случаях, когда заемщик считается надежным, но переживает временную проблему ликвидности, банк может либо

    - 53

пересмотреть график выплаты кредита, либо сократить или списать определенную часть кредита в замен на часть прав собственности на фирму. Затем банк может продать эту собствен ность.

    Однако, во многих случаях, у банка возникнет потребность

создать резервы под плохие или проблемные кредиты. Например, предположим, что начальный процесс оценки кредита показывает, что общий кредитный портфель банка составляет $90 млн. , из них $40 млн. оцениваются как надежные, а $50 млн. - как проблемные. Более того, первоначальный процесс оценки кредитов показывает, что процент убытков по плохим кредитам банка оценивается в 50%. В результате банк будет вынужден отложить $25 млн. как резервы на покрытие ожидаемых потерь по плохим кредитам в его портфеле. Это означает, что баланс должен содержать $25 млн. по статье "Резервы на возмещение потерь по ссудам".

    Если банк бы имел соответствующий собственный капитал, он

мог бы покрыть потери на создание резерва на возмещение потерь по ссудам из своих собственных ресурсов. Если бы этот банк был частным, то его владельцы (или акционеры), возможно, могли бы покрыть эти потери путем инвестирования дополнительного капи лала в банк. Для банка, который не имеет ни собственного капи тала, ни акционеров, для того, чтобы покрыть потери, необходи мы другие варианты, поскольку создание резерва на возмещение потерь по ссудам может привести к отрицательному значению собственного капитала, что недопустимо. Такой вариант показан на Схеме 19.

    -----------------
    СХЕМА 19
    Баланс коммерческого банка

с соответствующим резервом на возмещение потерь по ссудам ($, млн. )

    АКТИВ 75
    Депозит в центральном банке 10
    Надежные кредиты 40
    Ненадежные кредиты 50
    Резерв на возмещение потерь по ссудам -25
    ПАССИВ 75
    Вклады частного сектора 50
    Заем у центрального банка 40
    Собственный капитал -15
    ------------------
    Создание "реконструкционного органа"
    В принципе подходы к устанению неспособности банков соз

давать соответствующие резервы на покрытие потерь по выданным кредитам могут включать следующие шаги: (1) ликвидация или слияние с другим благополучным институтом; (2) сокращение обя

    - 54

зательств банка, возможно, путем списания его займов у цент рального банка; (3) прямое вливание капитала или (4) создание государственного органа для покупки или управления ненадежными активами ("реконструкционного органа").

    Первый подход был бы надежен только тогда, когда постра

давший банк является небольшим по отношению с тем банком, с которым он сливается. В противном случае, полученное таким об разом учреждение стало бы небалгополучным через некоторое вре мя.

    Второй подход ослабил бы баланс центрального банка и выз

вал бы опасный прецедент покрытия центральным банком убытков от неправильных решений о кредитовании.

    Третий подход в некоторых ситуация является наилучшим, но

при определенных условиях. Во-первых, хотя часть капитала мо жет предоставить правительство, должны существовать инвесторы, желающие, чтобы создание достаточного собственного капитала банка позволило бы им рассчитывать на участие в успехе банка. Во-вторых вливание капитала должно быть достаточно большим не только для того, чтобы покрыть плохие кредиты, но также для того, чтобы позволить банку располагать достаточным капиталом в будущем. Кроме этих факторов портфель рискованных кредитов должен быть в разумной пропорции к общим активам банка, для того, чтобы это не требовало слишком больших затрат времени и энергии.

    Значительный риск состоит в том, что большой портфель с

проблемными кредитами может отрицательно повлиять на объектив ность процесса принятия решения о кредитовании. Объективность пострадает, если руководители банка будут неохотно отказывать в выдаче сомнительных кредитов или, что еще хуже, выдавать но вые кредиты, которые будут использоваться для создания види мости уплаты процентов по уже существующим кредитам. И нако нец, вливание капитала должно использоваться для поощрения ра зумного управления, а не для того, чтобы отложить осознание убытков, которые растут с каждым днем.

    Четвертый подход, по-видимому, будет эффективен, если

большое количество банков или вся банковская система обремене ны большой долей ненадежных кредитов. Основное преимущество этого подхода состоит в том, что он позволяет вывести значи тельную долю ненадежных активов из балансов банков и сконцент рировать их в руках одного органа, который будет нести от ветственность за надлежащее и разумное управление этими акти вами.

    Этот подход позволил бы правительству помочь большому

числу пострадавших банков или некоторым крупным банкам, имею щим особенно серьезные проблемы в относительно небольшой пери од времени. Это также позволит не вынуждать управляющих банков пытаться вернуть ненадежные кредиты и даст им возможность посвящать свое время другим видам банковской деятельности. Од нако этот подход нужно разрабатывать осторожно, так, чтобы ми нимизировать его недостатки, в частности риск, что орган, соз данный для реализации этой программы, уйдет от выполнения сво ей главной задачи управления проблемными активами на прочной финансовой основе.

    - 55
    Наилучшим решением может стать сочетание третьего и чет

вертого подходов, т. е. обеспечения притока капитала как из государственных, так и из частных источников для некоторых банков, одновременно устраняя долю наиболее слабых кредитов посредством переведения их в управление "реконструкционного органа". Этот комбинированный подход позволил бы выживающим банкам продолжить управлять частью своего первоначального кре дитного портфеля, концентрируясь в то же время на принятии верных решений о кредитовании в дальнейшем.

    Таким образом, главной целью этого органа является

восстановление здоровья банковской системы путем преобразова ния неблагополучных активов в отдельный государственный объ ект. Главные вопросы при разработке следующие: (1) доля проб лемных активов банков, выкупаемых данным органом; (2) цена, по которой будут куплены данные активы и (3) способы финансирова ния данного органа. Решения, касающиеся доли проблемных актив ов, которые будут выкуплены, а также их цены будет зависеть как от серьезности проблемы, так и от имеющихся финансовых ресурсов.

    Способ финансирования "реконструкционного органа" будет

иметь важные последствия. В большинстве случаев для этого ор гана было бы предпочтительнее покупать проблемные активы в за мен на государственные облигации вместо банкнот. Налоговые ор ганы вряд ли имеют достаточно ресурсов для финансирования по купки данных активов, не прибегая к займу у центрального бан ка, что приведет к быстрому расширению кредитной деятельности. В той степени, в которой банкноты будут использоваться для по купки проблемных активов, было бы желательно потребовать от банков использовать часть наличных средств для возвращения кредитов центральному банку, для того, чтобы минимизировать влияние этих операций на денежную массу.

    Если "реконструкционный орган" использует государственные

облигации для закупки проблемных активов, очень важно, чтобы облигации имели высокую кредитоспособность и высокую по срав нению с рыночной ставку процента. Так как целью замены активов является улучшение положения коммерческих банков и тем самым укрепление доверия к банковской системе, должно произойти яв ное улучшение балансов банков и их доходов. Самым надежным способом добиться этого является использование тех же госу дарственных ценных бумаг, возможно, с ограничением права бан ков торговать данными ценными бумагами определенный период времени для снижения давления ликвидности на рынок. Этот метод поможет создать рынок государственных ценных бумаг.

    Для иллюстрации того, как операции с участием "ре

конструкционного органа" могут помочь коммерческим банкам, до пустим, что этот орган покупает все проблемные активы банков по номиналу в обмен на процентные государственные ценные бума ги, как показано на Схеме 20. Если государственные ценные бу маги выпущены в обмен на номиналы проблемных кредитов, баланс банка, имевшего проблемных кредитов на $50 млн. будет выгля деть следующим образом.

    - 56
    --------------------
    СХЕМА 20
    Баланс коммерческого банка
    после продажи ненадежных кредитов ($ млн. )
    АКТИВ 100
    Депозит в центральном банке 10
    Надежные кредиты 40
    Государственные ценные бумаги 50
    ПАССИВ 100
    Вклады частного сектора 50
    Заем у центрального банка 40
    Собственный капитал 10
    Эта операция устранила все плохие активы коммерческого

банка, его потребность в резерве на покрытие потерь по ссудам и его отрицательное значение собственного капитала.

    --------------------
    Баланс "реконструкционного органа"
    При создании "реконструкционного органа" его превоначаль

ные активы будут состоять из облигаций или банкнот, которые предоставлены правительством. Стоимость этих активов должна соответствовать обязательствам "реконструкционного органа", которые сначала будут равны ожидаемым затратам на помощь бан кам в будущем плюс некоторые дополнительные собственные средства поддержки. Ожидаемые затраты - это разность между затратами на приобретение банковских кредитов, которые "ре конструкционный орган" собирается приобрести и предполагаемой их продажной стоимостью. Со временем первоначальные активы этого органа в виде облигаций или наличных средств, полученные от правительства будут заменены проблемными кредитами, которые этот орган приобретет у банков.

    В описанном выше примере первоначальные затраты на "ре

конструкционный орган" составили бы $50 млн. в связи с тем, что он должен передать коммерческому банку государственных ценных бумаг стоимостью на $50 млн. Однако, окончательная стоимость операции будет меньше, так как "реконструкционный орган" получает поступления от перепродажи ненадежных акти вов. В данном примере конечная стоимость слабых активам рав нялать 50% от их номинала, и "реконструкционного органа" воз местил бы себе $25 млн. или половину первоначальной стои мости при продаже данных активов. Общие затраты по данной операции для "реконструкционного органа" были бы ниже, если бы слабые активы были куплены у банка по стоимости ниже номи нала (что тоже практикуется).

    Первоначальный баланс "реконструкционного органа" ил
    - 57

люстрируется предполагаемым сценарием. Предположим, что на основе первоначальной оценки качества активов коммерческого банка "реконструкционный орган" ожидает получить от всех ком мерческих банков в целом через определенное время проблемных активов на сумму $180 млн. Он полагает, что эти активы могут быть перепроданы за $90 млн. , предполагая уровень возмещения 50%. Это означает, что, принимая во внимание, что средства от перепродажи активов будут получены через некоторое время, по наиболее точной оценке "реконструкционного органа" его помощь банкам составит $90. Если допустить, что правительство решает предоставить этому органу собственный капитал в размере $10 млн. для того, чтобы покрыть непредвиденные расходы, то пер воначальный баланс "реконструкционного органа" будет следую щим:

    СХЕМА 21
    Первоначальный баланс
    "реконструкционного органа" (млн. долл)
    АКТИВ 100
    Государственные ценные бумаги 100
    ПАССИВ 100
    Ожидаемые чистые затраты
    на будущую помощь банкам 90
    Собственный капитал 10
    ------------------
    "Реконструкционный орган" будет также нуждаться в

ресурсах для работающего капитала, для того, чтобы покрыть расходы в период между выплатой коммерческим банкам по преоб ретению кредитов и конечной реализацией или выплатой приобре тенных у банков кредитов. В вышеприведенном примере прави тельство могло бы обеспечить "реконструкционный орган" допол нительно банкнотами на $80 млн. в качестве работающего капи тала, если "реконструкционный орган" планирует приобрести все проблемные активы на $180 млн. у коммерческих банков в корот кий срок. "Реконструкционный орган" мог бы в конце концов оп латить займ на работающий капитал из доходов от реализации проблемных активов. Кредит на работающий капитал, таким обра зом, составляет обязательства в первоначальном балансе "ре конструкционного органа" (и является активом для госу дарства), в то время как наличные средства, которые этот ор ган получает по данному кредиту будут представлены в активной части его баланса. В этом случае первоначальный баланс "ре конструкционного органа" выглядел бы следующим образом:

    .
    - 58
    СХЕМА 22
    Первоначальный баланс "реконструкционного органа"
    с кредитом на работающий капитал (млн. долл)
    АКТИВ 180
    Государственные ценные бумаги 100
    Банкноты 80
    ПАССИВ 180
    Ожидаемые чистые затраты
    на будущую помощь банкам 90
    Кредит на работающий капитал 80
    Собственный капитал 10
    Приобретение ненадежных банковских активов
    и управление ими
    Со временем "реконструкционный орган" приобрел бы все

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14