скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Развитие финансовых систем, основанных на рыночных принципах - (диплом) скачать рефераты

Развитие финансовых систем, основанных на рыночных принципах - (диплом)

Дата добавления: март 2006г.

    РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВЫХ СИСТЕМ,
    ОСНОВАННЫХ НА РЫНОЧНЫХ ПРИНЦИПАХ
    ВВЕДЕНИЕ
    Надежная банковская и финансовая система является стерж

нем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распреде ляющей сбережения общества и облегчающей его повседневные опе рации. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к эко номике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надеж ную банковскую и финансовую систему. После того, как создана надежная банковская и финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

    Из-за центральной роли банковской и финансовой системы в

рыночной экономике на начальной фазе перехода к данному типу экономике приоритетное значение должно быть придано реформе и адаптации коммерческой банковской системы. Успешная реформа коммерческой банковской системы, в свою очередь предполагает одновременное преобразование центральной банковской системы. По крайней мере и в первую очередь при преобразовании цент ральной банковской системы необходимо прекратить практику фи нансирования центральным банком дефицита госбюджета. К тому же такая реформа в дальнейшем должна обеспечить механизм, посредством которого центральные банки смогут влиять на повы шение или понижение активности в экономике, не размещая целе вые кредиты.

    Однако, банковская и финансовая система может выполнить

свои важнейшие задачи мобилизации и распределения сбережений общества и ускорения повседневных операций только в том слу чае, если эта система пользуется доверием общества. Желание субъектов экономических отношений доверить свои сбережения особенно высоколиквидные - какому-либо институту предполагает, что эти субъекты верят в порядочность данного института.

    Таким образом, основной актив, которым должны располагать

коммерческие и центральные банки - это доверие общества. Этот фактор доверия важен не только для финансовых институтов, но и для понимания властями сущности этих институтов и рынков, а также для решения ими (властями) надлежащим образом возникаю щих в этой области проблем. Следовательно, для достижения цели реформы в области развития рыночной финансовой системы необхо димо уделить огромное внимание всеобъемлющей задаче приобрете ния доверия в глазах общества. Итак, самой высокой оценкой успеха проведения реформ является достижение доверия общества в контексте тех условий, в которых они проводятся.

    Эта книга уделяет внимание основным принципам, лежащим в

основе рыночной финансовой системы, а также описывает ключевые элементы и понятия, которые необходимо учитывать при разработ

    - 2

ке или преобразовании основных сегментов банковской и финансо вой системы. Большая часть примеров заимствована из опыта США, а в отношении центральной банковской системы - из опыта их Фе деральной Резервной Системы. Подход, практикуемый Соединенными Штатами, конечно, не единственный и не идеальный. Более того, конкретное применение этих принципов не будет одинаковым в двух различных рыночных экономиках. Тем не менее, концепция и опыт, лежащие в основе американской системы, позволяют конк ретно выразить основные проблемы, которые являются общими для всех успешно функционирующих структур банковской и финансовой системы.

    ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
    РЫНОЧНОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
    Для успешного проведения структурной экономической и фи

нансовой реформы ее элементы должны учитывать традиции, обы чаи, культуру и историю стран, проводящих реформу. Тем не ме нее, определенные основные принципы являются общими почти для всех рыночных финансовых систем, и они важны практически всег да. Прежде чем мы обратимся к более конкретным элементам раз вития рыночной финансовой системы, необходимо усвоить те цен ности и понятия, которые лежат в основе функционирования фи нансовой системы и рыночной экономики. Именно из этих принци пов вытекают конкретные элементы структуры финансового рынка и институтов, которые рассматриваются в этой работе. Эти принци пы можно разбить на три категории:

    (1) основные функции банковской и финансовой системы;
    (2) цели государственной политики, существенные для

обеспечения возможности эффективного и надежного выполнения этих функций;

    (3) приоритеты политики, позволяющие создать основу ры
    ночной финансовой системы.
    1. Основные функции банковской и финансовой системы
    * Соединение
    В рыночной экономике банковская и финансовая система иг

рает решающую роль в концентрации сбережений общества и расп ределении данных сбережений на объективно наиболее эффективное и прибыльное использование и инвестиции. Этот процесс создает основу экономического развития и повышения уровня жизни.

    Очевидно, долгосрочные экономические цели общества наи

лучшим образом достигаются тогда, когда население и хозяйству ющие субъекты других секторов экономики свободно принимают ре шение о сбережении части их текущего дохода. Но решения о сбе режении не достаточно для того, чтобы обеспечить экономический рост и благосостояние, если не существует структуры, пост редством которой данные сбережения могут быть переведены в продуктивные инвестиции. Поэтому население должно принять ре шение не только о сбережении средств, но и о доверии этих сбе режений структуре, которая может надежно разместить их. В любом случае, население будет идти на риск, сберегая свои средства, и рассчитывать на соответствующее вознаграждение. К тому же население в любом обществе будет стремиться держать определенную часть своих сбережений в форме высоколиквидных активов, включая активы, которые можно использовать при совер

    - 3
    шении повседневных и периодических операций.
    * Создание процесса объективного и независимого распреде
    ления
    Способность банковской системы мобилизовывать сбережения

путем привлечения депозитов - это только фрагмент картины. Не менее важна способность вернуть депозиты и удачно испльзовать их. Если банк беззаботно выдает кредиты, это повлечет за собой потери, и банк не сможет выполнить свои обязательства перед вкладчиками. Если способность банка выполнить свои обяза тельства стоит под вопросом, то банк будет подвержен риску от тока депозитов или увеличения требований возврата. Именно этот ключевой риск заставляет банки выдавать кредиты мудро, осоз нанно и беспристрастно.

    Надежность решений о кредитовании важна и в дальнейшем.

Даже при высокоразвитых рынках капитала решения банковской системы о кредитовании остаются наиболее важным элементом, оп ределяющим размещение сбережений общества. Эти решения о кре дитовании определяют, кто получает кредиты, а кто - нет. Если эта система работает правильно, те, кто получает кредиты, бу дут наиболее эффективными, конкурентоспособными и прибыльными. В результате они будут обладать наибольшей способностью произ водить поток товаров и услуг, которые обеспечат рост экономики и подъем уровня жизни.

    Необходимость объективности и беспристрастности в приня

тии решений о кредитовании является обязательной чертой любой эффективной рыночной банковской системы. Частью из-за очевид ных проблем политического давления, но также и по другим при чинам, правительство не достаточно хорошо приспособлено для принятия таких решений. Принятие решений о том, кто получит кредиты, а кто- нет, следует оставить за частной инициативой, когда тот, кто принимает решение, делает собственную ставку свое экономическое существование - на решение о кредитовании, которое он принимает.

    * Предоставление инструментов гарантированных (обеспечен
    ных) средств платежа
    Если необходимо, чтобы банковская система в рыночной эко

номике выполняла свою главную задачу мобилизации и перераспре деления сбережений общества, эта система должна также пре доставлять инструменты, с помощью которых можно будет быстро, эффективно и надежно осуществить платежи за товары и услуги. Для того, чтобы это было возможно, должен существовать класс финансовых институтов и финансовых инструментов, которые об щественность считает надежной и удобной возможностью сбыта для своих сбережений, при которой хотя бы часть этих сбережений является высоколиквидной и может использоваться для платежей, которые осуществляются быстро и надежно. Рыночная экономика просто не может функционировать, если покупатели и продавцы товаров и услуг не уверены в том, что используемые ими при расчетах инструменты не будут обеспечены и приняты всеми сто ронами по любой сделке и всем последующим сделкам в течение длительного времени.

    Любой институт, предоставляющий обществу возможность
    - 4

пользоваться инструментами, обладающими такими свойствами, должен быть институтом, который инвестирует сбережения общест ва не только осторожно, но и таким образом, который способствует экономической эффективности и росту. Единственный основной вид институтов, которые возникли для того, чтобы иг рать эту решающую роль - это коммерческие банки, которые действуют практически во всех странах как хранилище большой доли ликвидных сбережений общества и структура, через которую осуществляются платежи.

    2. Цели государственной политики в отношении госу
    дарственной системы
    * Формирования веры общества в честность финансовых
    институтов
    Желание населения доверить свои сбережения - особенно

высоколиквидные - какому-либо институту предполагает, что эти субъекты верят в порядочность данного института. Если эта вера невелика, то будет подвергнута риску способность общества мо билизовать свои сбережения, а также будет подорвана его способность пожинать плоды экономической специализации в про изводстве и распределении товаров и услуг.

    Аналогично, если это доверие утрачено, то население ри

нется переразмещать свои сбережения, возникнет утечка средств в наличность и товары длительного пользования, при чем все вы текающие из этого последствия (инфляция и дестабилизация) от разятся на банках. Таким образом, потеря доверия к отдельным институтам может распространиться на всю систему в целом, соз давая так называемый "феномен системного риска", который может нанести - как уже бывало - огромный ущерб экономике.

    * Создание органа, осуществляющего эффективное регулиро

вание и надзор в целях обеспечения безопасности, надежности и доверия

    Хотя функции, выполняемые банковскими и финансовыми

институтами необходимы для достижения экономического успеха, эти же функции по самой своей природе несут в себе потенциаль ные риски, которые могут свести на нет возможность успеха в будущем. Именно на это указывал еще два века назад Адам Смит в своей работе "Богатство нации". Эта реальность заставила пра вительства в конце концов признать, что банковские и финансо вые институты должны подлежать по крайней мере какому-то регу лированию или государственному надзору.

    Ответственность за надзор во многих странах была возложе

на на центральные банки, большая часть которых была создана для предотвращения или хотя бы сдерживания экономических шоков и спадов. Таким образом, в большинстве рыночных экономик се годня явно или неявно признано, что одной из важнейших функций центрального банка является сохранение и увеличение стабиль ности банковской и финансовой системы.

    * Создание "сети безопасности" в отношении системного
    риска
    В целях повышения доверия общественности к банковской и
    - 5

финансовой системе посредством надзора и регулирования создали своего рода "сеть безопасности". На практике конкретные формы этой сети в разных странах могут иметь существенные различия (как в терминах де-юре так и де-факто). В общих чертах, одна ко, сеть безопасности обычно разрабатывается для того, чтобы обеспечить осуществление следующих функций: во-первых, регули рование деятельности банковских институтов, включая их инспек цию и проверку; во-вторых, некоторые формы предотвращения по терь хотя бы для небольшой части вкладчиков и инвесторов; в-третьих, некоторые формы обеспечения ликвидности в чрезвы чайных обстоятельствах; и, наконец, некоторые формы госу дарственного регулирования или участия в деятельности системы осуществления платежей.

    * Обеспечение безопасности, честности и надежности систем
    платежей, клиринга и расчетов
    Разработка и функционирование обширной инфраструктуры

инструментов, используемых для расчетов и сбережений в бан ковской и финансовой системе, не менее важна, чем создание са мих этих инструментов. При создании и поддержании доверия не обходимы эффективные, надежные и оперативные системы накопле ния и платежей для обслуживания счетов, отражающих опреации по сделкам, и в особенности для перемещения капиталов между бан ками.

    Сегодня важность доверия механизму платежей обуславлива

ется взаимосвязью институтов и инструментов во всем рыночном хозяйстве. Масштабы и комплексность этих связей включает как договорные обязательства, так и кредит, ликвидность и риски расчетов между различными сторонами различных сделок. В ре зультате этих связей локальные проблемы финансовой системы мо гут распространиться на всю систему платежей, клиринга и расчетов. Так как система платежей очень важна для стабиль ности и интеграции финансовой и экономической системы, боль шинство центральных банков непосредственно участвует в совер шении этих операций и контроле над ними.

    3. Приоритеты политики
    * Развитие надежной системы учета
    Важной основой создания условий объективного и непредвзя

того размещения кредитов является развитие надежной системы учета, приемлемой во всех странах. Система учета служит целому ряду целей, но ни одна из них не важна так, как роль этой системы в помощи кредиторам принимать точные решения в отноше нии того, какое предприятие может удовлетворять тем рыночным критериям эффективности, конкурентоспособности и прибыльности, которые необходимы для того, чтобы предприятие выполнило свои обязательства. Надежная система учета также позволяет инвесто рам определять цену предприятий и таким образом помогает прив лечь как иностранные, так и внутренние инвестиции.

    * Выявление проблем банковской и финансовой системы, иду
    щих из прошлого, и их решение
    - 6
    Балансы многих банков в странах, переходящих от централи

зованно планируемой экономике к рыночной, обременены тяжелым положением с кредитами, принадлежащими слабым или неплате жеспособным предприятиям частной или государственной форм собственности. Так как у многих из этих банков нет соот ветствующих резервов под эти кредиты, они не могут отразить в своем балансе связанные с этим убытки, не уничтожив большую часть или все собственные средства.

    Правительственные и центральные банки в странах, проводя

щих реформы, будут должны решать эту проблему в рамках рефор мы. Решение этой проблемы сыграет ключевую роль в предоставле нии банковской и финансовой системе возможности успешно прив лекать сбережения общества и размещать их наиболее эффективным образом.

    * Ускорение создания надежных рынков капитала
    По мере продвижения централизованно планируемой экономике

к рыночной системе и установления основных элементов надежной банковской системы рынки капиталов будет необходимо развивать рынок капиталов, в первую очередь - эффективный первичный и вторичный рынок государственных ценных бумаг. Хотя межбан ковский рынок, рынок ценных бумаг и валютный рынок являются существенными чертами рыночной экономики, развитие рынка государственных ценных бумаг, включая стимулирующий вторичный рынок этих ценных бумаг - это особенно важная задача. Нормаль но функционирующий рынок государственных ценных бумаг по край ней мере избавит центральный банк от необходимости не посредственно финансировать дефицит государственного бюджета. Более того, он создаст основу, на которой смогут развиваться другие элементы рынка капиталов.

    ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ И МЕХАНИЗМЫ
    В ПЕРЕХОДЕ К РЫНОЧНОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ
    Учитывая эти принципы, можно описать основные институцио

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14