скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Развитие финансовых систем, основанных на рыночных принципах - (диплом) скачать рефераты

p>синдиката имеют особый доступ к информации о ценах и качестве первичных выпусков ценных бумаг. Члены синдиката обсуждают друг с другом и с правительством цены до размещение. Исключи тельность синдикатов может повлиять на доверие инвесторов к справедливости рынка государственных ценных бумаг или увели чить обеспокоенность тем, что члены синдиката имеют несравнен ные преимущества. Правительство также может быть обеспокоено тем, получает ли оно максимально возможные цены на свои ценные бумаги. Эти соображения вызывают необходимость установить строгие правила членства в синдикате.

    КОНКУРСНЫЕ АУКЦИОНЫ. Опыт рыночной экономики показывает,

что синдикаты вытесняются конкурсными аукционами по мере раз вития рынков государственных займов как на государственном, так и на межгосударственном уровне. Конкурсные аукционы позво ляют факторам спроса и предложения определять цену госу дарственного займа. Конкурентные цены предложения потенциально приводят к более низким затратам правительства на выплату про центов по займу того объема, который правительство хочет раз местить. Процедура конкурентного предложения подразумевает, что покупатели подают заявки, в которых указана ставка процен та (или цена), приемлемая для них и номинальный объем ценных бумаг, держателями которых они хотели бы стать. Правительство должно предварительно объявить сумму займа, который будет вы пущен, чтобы позволить рынку определить цену, необходимую для продажи займа с аукциона.

    При конкурентном предложении правительство или заемщик

несут риск того, что им не удастся продать желаемый объем зай ма по устраивающей их ставке процента. Инвестор или предлагаю щая сторона несут риск того, что предложенная ими ставка про цента будет существенно отличаться от других предложений. Су ществуют различные способы проведения процедуры предложения, которые могут гарантировать справедливость аукциона и миними зировать риски как правительства, так и других эмитентов. По мере развития рынков конкурсные аукционы должны стать наиболее

    - 70

дешевым способом финансирования, одновременно увеличивая отк рытость и справедливость рынков.

    ТОРГОВЛЯ РЫНОЧНЫМ ЗАЙМОМ: ВТОРИЧНЫЙ РЫНОК. Рыночный займ

может быт перепродан другим инвесторам и маркетмейкерам на вторичном рынке. При торговле на вторичном рынке цены, по ко торым ценные бумаги торгуются в каждый момент времени, опреде ляются в каждый момент времени. Развитие вторичного рынка государственных ценных бумаг является ключевой составляющей создания рынка капитала, хотя некоторые из описанных ниже пре имуществ наиболее очевидны на хорошо развитых рынках капитала, таких, как в США.

    Торговля на вторичном рынке выполняет ряд важных функций:
    * ПОЗВОЛЯЕТ ШИРОКО РАСПРОСТРАНИТЬ ЗАЙМ. Через торговлю на

вторичном рынке государственный займ распространяется среди частных инвесторов, которые, в конце концов, являются владель цами большей части рыночных ценных бумаг. В США к этим ин весторам относятся коммерческие банки, страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды, власти штатов и местные власти, другие внутренние и иностранные официальные институты, а также частные лица.

    * СОКРАЩАЕТ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ РИСК. На вторичном рынке ин

весторы могут перепродать по желанию ценные бумаги, которыми они владеют. Этот процесс содействует развитию ликвидного глу бокого рынка. Ликвидность (возможность продать и купить разум ное количество ценных бумаг без чрезмерного колебания цен) снижает инвестиционный риск, так как инвесторы могут быстро и с низкими издержками изменять свой портфель ценных бумаг в случае возникновения потребности в наличных средствах или при изменении ожиданий будущих колебаний цены и ставки процента. Это сокращение риска благодаря вторичному рынку государствен ных ценных бумаг увеличивает желание общества владеть облига циями государственного займа, приводит к более низким издерж кам на эмиссию займа и позволяет инвесторам использовать госу дарственные ценные бумаги для удовлетворения своих потреб ностей в инвестициях и наличных средствах.

    * УСТАНАВЛИВАЕТ КОНКУРЕНТНО ОПРЕДЕЛЯЕМУЮ СТАВКУ ПРОЦЕНТА

ПО ЗАЙМУ. Активная торговля государственными ценными бумагами на вторичных рынках постоянно дает актуальную картину реакции рынка на цены и, следовательно, дает представление о ставке процента, по которой общество готово стать держателем займа. Ставка процента по государственным бумагам является отражением общественного мнения о денежной и налоговой политике госу дарства, включая экономический рост и инфляцию и может указать направление установления ставки процента по другим финансовым инструментам.

    * СПОСОБСТВУЕТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ. Вторичный

рынок государственных ценных бумаг позволяет органам денежной политики легко покупать или продавать (или занимать и одалжи вать) большие объемы ценных бумаг для тог, чтобы быстро влиять на ликвидность в банковской системе.

    * ПОЗВОЛЯЕТ УЧАСТНИКАМ ЗАНИМАТЬ И ОДАЛЖИВАТЬ ЦЕННЫЕ БУМА

ГИ. Вместо того, чтобы сразу купить (или продать) ценную бума

    - 71

гу, дилер может пожелать одолжить (или занять) ее. Одалживание ценной бумаги за наличные средства (по которым дилер выплачи вает процент) поможет дилеру заплатить за ценные бумаги, кото рые он выбрал для своего портфеля. Заем ценной бумаги поможет дилеру выполнить обязательства продать ценную бумагу, которой он в данный момент не имеет в своем портфеле. Способность фи нансировать обязательства является важным элементом обеспече ния ликвидности и глубины вторичного рынка.

    В США торговля на вторичном рынке происходит на внебирже

вом рынке. Внебиржевые рынки обеспечивают большую степень гиб кости и использования инноваций, так как участники рынка могут осуществлять торговлю из кабинетов, и новые торговые договоры могут заключаться путем неформальных соглашений между участни ками. Внебиржевые рынки требуют сильного давления конкуренции для того, чтобы гарантировать, что рыночные силы минимизируют возможность злоупотреблений и недобросовестной торговли.

    Независимо от того является вторичный рынок биржевым или

внебиржевым, существующие процедуры соглашений и расчетов по сделкам должны быть стандартными среди участников для того, чтобы увеличить эффективность и ликвидность торговой деятель ности. Стандартизация также создает потенциальным участникам справедливый и равный доступ на вторичный рынок. Надежные и честные операции с государственными ценными бумагами в пол ностью зависят от качества, выгодности и надежности системы платежей, что является еще одним примером центральной роли платежей в финансовой системе.

    УЧАСТНИКИ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАЙМА. Дилеры или мар

кетмейкеры являются ключевыми участниками рынка государствен ных ценных бумаг. Дилеры, которые всегда готовы купить или продать ценные бумаги по рыночной цене, обеспечивают ликвид ность рынка путем предложения на аукционах. Они также держат позицию и имеют запас ценных бумаг для содействия торговле за счет клиентов и для получения прибыли от продажи и от движения ставки процента. Дилеры также получают прибыль от управления запасами ценных бумаг, если они могут приобрели эти запасы по ставкам ниже, чем прибыль, которую они от этого получают. На начальной стадии развития большинство дилеров будет являться банковскими институтами.

    Вторым типом участников рынка является брокер. Брокеры

совершают сделки между участниками рынка путем сведения поку пателей и продавцов одной ценной бумаги. Брокеры не держат собственной позиции, т. е. они не имеют портфеля ценных бумаг. Тот факт, что брокеры являются агентами, а не основными сторо нами сделок, позволят избежать конфликта интересов. Брокеры увеличивают ликвидность рынка путем сведения покупателей и продавцов, тем самым создавая текущие цены ценных бумаг и поз воляя быстро осуществлять торговлю большим количеством ценных бумаг. Прежде чем согласиться действовать в качестве агента и позволить клиентам иметь доступ к его информации по текущим центам, брокер может требовать от клиентов отвечать некоторым финансовым критериям. Дилеры и инвесторы могут вести торговые переговоры непосредственно или через брокера.

    РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ. Цент
    - 72

ральная роль рынка государственных ценных бумаг и необходи мость поддерживать доверие общества к честности и надежности данного рынка требует соответствующего надзора. Регулирование рынка государственных ценных бумаг служит двум целям госу дарственной политики: (1) оно поддерживает справедливое и кон курентное ценнообразование на рынке, увеличивая доверие об щественности, необходимое как для того, чтобы поощрять сбере жеия и инвестиции, так и для того, чтобы минимизировать затра ты на выпуск государственные займы; (2) оно гарантирует, что провал основного участника рынка не распространится по всем финансовым рынкам с потенциальным системным риском для эконо мики.

    Регулирование участия на рынке государственных ценных бу

маг может быть направлено на то, чтобы ограничить распростра нение рисков, которые принимают на себя маркетмейкеры, а также гарантировать, что дилеры и другие участники рынка имеют соот ветствующее финансовое состояние для того, чтобы покрыть по тенциальные финансовые потери. Положения о регулировании могут быть установлены для отслеживания и ограничения следующих классов риска:

    * РЫНОЧНЫЙ РИСК: риск потерь, проистекающих от колебания
    цен на рынке.
    * РИСК ЛИКВИДНОСТИ: риск того, что ценные бумаги не могут

быть куплены и проданы быстро без существенных изменений в це не.

    * КРЕДИТНЫЙ РИСК: риск потерь, проистекающий от неплате
    жеспособности контрагента.
    * БИЗНЕС-РИСК: риск потерь, проистекающих от неадекватных
    систем управления и контроля.
    Орган регулирования может также установить правила пове

дения на рынке. Эти правила могут включать правила защиты ин весторов, нормативы собственного капитала, требования отчет ности и ограничение масштабов деятельности или масштабов сде лок, предпринимаемых отдельными фирмами.

    Правила защиты инвесторов включают положения, касающиеся

процедуры продажи для того, чтобы гарантировать, что цены по сделкам справедливы, и что дилеры должным образом выполняют свою обязанность равного обращения со всеми клиентами. Положе ния о соответствии собственного капитала касаются необходи мости финансового буфера для того, чтобы покрыть потенциальные потри, которые могут проистекать от рисков, связанных с опреа циями дилеров с ценными бумагами. Требование к дилерам иметь больше собственного капитала сокращает риск неплатежеспособ ности; требование большей доли ликвидных активов сокращает риск неликвидности.

    К каждому дилеру и брокеру может быть предъявлено требо

вание зарегистрироваться в регулирующем органе, придерживаться требований финансовой отчетности, финансовой ответственности, и подвергаться периодической проверке органами надзора. Регу лирование также может обеспечить законодательную базу для расследования и пресечения мошеннической деятельности дилеров

    - 73
    органами надзора.
    Финансовая отчетность должна основываться на стандартных

принципах финансовой бухгалтерии. Принятые принципы бух. учета могут включать правила, регулирующие (1) запись и учет конк ретных видов сделок и (2) оценку активов и пассивов. Требова ние гласности финансовой информации, предъявляемое к брокерам и дилерам ценных бумаг, помогает создать доверие инвесторов к стабильности фирм, которые ведут клиентские счета и держат ценные бумаги.

    РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА. Центральный банк может выполнять

роль финансового агента правительства. В этом качестве цент ральный банк мог бы контролировать многие операционные момен ты, связанные с выпуском и погашение государственных ценных бумаг. Он мог бы также руководить системой ведения записи вла дельцев и передачи ценных бумаг от одного держателя к другому. По этим соображениям техническая экспертиза гарантий, платежей и клиринга должна концентрироваться в одной организации. Также в качестве финансового агента центральный банк может хорошо выполнять роль правительственного советника по руководству вы пуском займов.

    Центральный банк также особенно заинтересован в рынке

государственных займов из-за неизбежной связи между денежной политикой, банковской системой и рынком государственных ценных бумаг. Вовлечение центрального банка в роль финансового аген та, а также его участие в проведении денежной политики позво ляет органам, регулирующим денежное обращение, быть в курсе событий, происходящих на рынках, реагировать на них должным образом и тем самым более эффективно выполнять свою роль над зора над банковской системой и системой платежей.

    МЕЖБАНКОВСКИЙ РЫНОК
    Межбанковский рынок также является составным элементом

развития рыночной экономики. Межбанковский рынок является рын ком, посредством которого банки занимают и ссужают средства один другому в основном на один день или очень короткий срок. Обычно дневные потоки между банками непредсказуемы, и институт часто оказывается в состоянии временной нехватки резервов или остатка своих средств на счете в центральном банке, который необходим для проведения операций и выполнения требований ре гулирования. Межбанковский рынок является клапаном, который дает банкам возможность удовлетворить свои временные потреб ности в средствах и сократить потребность в осуществлении за ймов непосредственно у центрального банка. Межбанковские кре диты могут также направлять средства банков, которые привлека ют депозиты, но имеют ограниченные кредитные возможности, в банки, сталкивающиеся с высоким кредитным спросом.

    Ключом к межбанковскому рынку является то, что операции

производятся путем записей на резервных счетах банков в цент ральном банке (еще одна стержневая роль баланса центрального банка). Когда банки достигают соглашения по сделкам (включая ставку процента, количество, срок) банк, который намеревается ссудить средства другому банку, взаимодействует с центральным банком. Связь может осуществляться телефоном, телексом или бо

    - 74

лее совершенной системой передачи информации. Требования полу чаются и обрабатываются системой учета центрального банка. Система учета центрального банка должна гарантировать доста точность средств ссужающего банка на его счете для осуществле ния платежа без овердрафта этого счета. Затем центральный банк немедленно кредитует резервный счет банка заемщика. Срок, опе рация, а также процент проводится через дебет и кредит резерв ных счетов.

    Таким образом, межбанковский рынок зависит от надежности

платежа, скорости платежа, а также надежности баланса цент рального банка и механизма платежей. Таким образом, межбан ковский рынок тесно связан с ролью центрального банка в систе ме платежей. Пример операции на межбанковском рынке предложен в Схеме 25. Схема 26 представляет пример влияния межбанковской операции на баланс.

    -----------------
    СХЕМА 25
    ОПЕРАЦИИ НА МЕЖБАНКОВСКОМ РЫНКЕ
    Механизм операций на межбанковском рынке и стержневая

роль, которую играет на этом рынке баланс центрального банка, описываются следующим примером:

    Пусть Банк 1, средний чикагский банк, определяет в чет

верг утром, что его обязательства по платежам превышают сумму средств, которую он ожидает получить в этот день, на $10 млн. Это несоответствие может возникнуть при позднем уведомлении банка крупным клиентом о том, что накануне он приобрел госу дарственные ценные бумаги и должен оплатить их в четверг. Банк 1 мог бы покрыть платеж путем списания остатка на своем счете в центральном банке, но этот остаток был на низком уровне еще накануне. Банк 1 решает покрыть свои финансовые потребности путем займа на межбанковском рынке.

    Банк 1 подписывает с несколькими банками, явялющиеся его

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14