скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Развитие финансовых систем, основанных на рыночных принципах - (диплом) скачать рефераты

p>обычными контрагентами, а также с брокером межбанковского рын ка контракты о получении квоты на однодневный кредит. Лучшая квота на $10 млн. , которую он получает, составляет 4 1/4%, и предлагается банком в Олбани. Банк 1 решает принять это пред ложение. Детали сделки, включая количество, срок (пятница) и ставку процента утверждаются двумя этими банкам.

    Второй банк находится в ведении Федерального Резервного

Банка (ФРБ) Нью-Йорка; а первый банк находится в ведении ФРБ Чикаго. Второй банк уведомляет ФРБ Нью-Йорка в 13: 00 о деталях сделки, включая точную сумму, наименование и адрес получателя, а также номера счетов, идентифицирующие как Банк 1, так и Банк 2. Уведомление осуществляется через компьютерный канал, свя занный с ФРБ Нью-Йорка. Могут также использоваться специальные телекс или телефон.

    Учетный отдел ФРБ Нью-Йорка удостоверяет подлинность и

точность уведомления. Оно также проверяет наличие на резервном счете у второго банка капитала, достаточного для того, чтобы

    - 75

покрыть сделку. В 14: 10 ФРБ Нью-Йорка дебетует резервный счет второго банка на $10 млн. и посылает ФРБ Чикаго уведомление на кредитование резервного счета Банка 1. Уведомление посылается через федеральную компьютеризированную систему коммуникаций. Раньше уведомления отправлялись телексом или телеграфом. По получении уведомления ФРБ Чикаго кредитует резервный счет Бан ка 1 и уведомляет Банк 1 о получении средств. Банк 1 сразу же получает доступ к средствам для покрытия дефицита средств.

    На следующий день Банк 1 отправляет уведомление об обрат

ной операции. Он отсылает уведомление в ФРБ Чикаго дебетовать свой счет на $10 001 164 и кредитовать резервный счет второго банка в ФРБ Нью-Йорка. Уведомление снова быстро переправляется между Федеральными Резервными Банками. Второй банк получает свои средства плюс $1 164 в качестве процента за однодневный кредит.

    Заметьте, что определенность платежей на межбанковском

рынке обеспечивается проводкой платежей через баланс Федераль ного Резерва. Федеральная система электронных платежей и уве домлений дает возможность осуществлять очень большие объемы операций с минимальным риском операционных срывов. Однако, да же при относительно низкой емкости системы коммуникаций эле менты операций на межбанковском рынке будут такими же. Факти чески, межбанковский рынок функционировал в США задолго до возникновения компьютеризированной системы коммуникаций.

    ------------------
    СХЕМА 26
    ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕЖБАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ НА БАЛАНС
    Связь между межбанковскими платежами и балансами цент

рального и коммерческих банков иллюстрируется следующим приме ром:

    Допустим, что Банки А и Б идентичны, за тем лишь исключе

нием, что банк А занял на одни сутки $100 у банка Б и планиру ет возвратить эти средства на следующий день (для простоты процентные платежи не рассматриваются). Для инициирования про цесса возврата Банк А требует, чтобы центральный банк перевел $100 из резервных депозитов Банка А на резервный счет Банк Б. Резервы Банка А сократились на $100, а резервы Банка Б соот вественно увеличились. Операции приводят к переводам резервов между банками, но не влияют на общее количество резервов в банковской системе.

    Балансы банков А, Б и центрального после проведения выше
    описанных операций.
    .
    - 76
    ¦

БАЛАНСЫ БАНКОВ ¦ БАЛАНСЫ БАНКОВ ДО ПЕРЕВОДА $100 ИЗ БАНКА А В БАНК Б ¦ ПОСЛЕ ПЕРЕВОДА $100 ИЗ БАНКА А В БАНК Б В УПЛАТУ КРЕДИТА БАНКА Б БАНКУ А ¦ В УПЛАТУ КРЕДИТА БАНКА Б БАНКУ А ¦

    ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК ¦ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК ¦

Актив ¦ Пассив ¦ Актив ¦ Пассив ---------------------+----------------------- ¦

    ---------------------+----------------------
    ¦ ¦ ¦

Кредиты ¦ Депозиты банка А 200 ¦ Кредиты ¦ Депозиты банка А 200 по учетной ¦ ¦ по учетной ¦ ставке 0 ¦ Депозиты банка Б 100 ¦ ставке 0 ¦ Депозиты банка Б 100 ¦ ¦ ¦

Государствен- ¦ Депозиты других ¦ Государствен- ¦ Депозиты других ные ЦБ 1000 ¦ банков 400 ¦ ные ЦБ 1000 ¦ банков 400

    ¦ ¦ ¦
    ¦ Валюта 200 ¦ ¦ Валюта 200
    ¦ ¦ ¦

Итого активы 1000 ¦ Собств. капитал 100 ¦ Итого активы 1000 ¦ Собств. капитал 100

    ¦ ¦ ¦
    ¦
    ¦
    БАНК А ¦ БАНК А
    ¦

Актив ¦ Пассив ¦ Актив ¦ Пассив ---------------------+----------------------- ¦

    ---------------------+----------------------
    Резервы в ¦ Депозиты 1000 ¦ Резервы в ¦ Депозиты 1000

центр. банке 200 ¦ ¦ центр. банке 100 ¦ ¦ Кредит от ¦ ¦ Кредит от

Ценные бумаги 100 ¦ банка Б 100 ¦ Ценные бумаги 100 ¦ банка Б 0 ¦ ¦ ¦

    Кредиты ¦ Собственный ¦ Кредиты ¦ Собственный
    выданные 900 ¦ капитал 100 ¦ выданные 900 ¦ капитал 100
    ¦ ¦ ¦
    Итого актив 1200 ¦ ¦ Итого актив 1100 ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦
    ¦
    ¦
    БАНК Б ¦ БАНК Б
    ¦

Актив ¦ Пассив ¦ Актив ¦ Пассив ---------------------+----------------------- ¦

    ---------------------+----------------------
    Резервы в ¦ Депозиты 1000 ¦ Резервы в ¦ Депозиты 1000
    центр. банке 100 ¦ ¦ центр. банке 200 ¦ ¦ ¦ ¦
    Ценные бумаги 100 ¦ ¦ Ценные бумаги 100 ¦ ¦ ¦ ¦
    Кредит ¦ ¦ Кредит ¦ банку А 100 ¦ ¦ банку А 0 ¦ ¦ ¦ ¦
    Прочие ¦ Собственный ¦ Прочие ¦ Собственный
    кредиты 800 ¦ капитал 100 ¦ кредиты 800 ¦ капитал 100
    ¦ ¦ ¦
    Итого актив 1100 ¦ ¦ Итого актив 1100 ¦ ¦ ¦ ¦
    УЧАСТНИКИ МЕЖБАНКОВСКОГО РЫНКА. Основными участниками

межбанковского рынка являются депозиторные институты, которые имеют счета в центральном банке. Ими могут являться коммер ческие банки и сберегательные учреждения. Другие институты, предоставляющие некоторые банковские услуги, такие как кредит ные кооперативы, также могут быть участниками межбанковского рынка посредством корреспондентских соглашений с банками.

    Операции на межбанковском рынке могут осуществляться или

через непосредственный контакт между депозиториями, или через брокеров. Брокеры сводят приказы по кредитам и займам, получая при этом комиссионные, но они не ссужают и не занимают средства за свой собственный счет. Путем концентрации в одном месте информации о желающих получить или выдать кредиты броке ры увеличивают ликвидность рынка, не только упрощая торговлю, но также распространяя информацию о ценах.

    Было бы желательным ограничить доступ небанковских корпо

раций на межбанковский рынок. Так как эти участники не явля ются банковскими институтами, они не подвергаются такому конт ролю, как банки, а также не имеют доступа к альтернативным формам ликвидности, таким как "сеть безопасности", включая последний источник финансирования - центральный банк. Следова тельно, так как межбанковские кредиты не имеют обеспечения, они должны быть очень ликвидными, было бы благоразумным до пускать на межбанковский рынок только банковские институты и ограничить доступ других корпораций на этот рынок путем введе ния для данных институтов требований обеспечения.

    МЕЖБАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ. Операции на межбанковском рынке

США в основном имеют срок возвращения кредитов одни сутки. То есть деньги занимаются на один день и возвращаются утром сле дующего дня (овернайт). Операции на срок (более одного дня) используются менее часто. Операции на срок могут помочь нап равлению средств между институтами вместо кредитов, предостав ляемых центральным банков или кредитных линий других кредитных учреждений.

    Кредиторы устанавливают кредитные ограничения своим конт

рагентам для того, чтобы контролировать свою позицию по отно шению к любому учреждению. Институт может пожелать выдавать кредиты только определенному типу институтов, кредитоспособ ность которых превышает определенный минимум.

    На межбанковском рыке уровень ставки процента может быть

выше для менее кредитоспособных институтов, чем для более кре дитоспособных. Если заемщик нуждается в средствах, превышающих лимиты, которые может установить кредитор, то заемщик будет вынужден обращаться к другим институтам для завершения опера ции. Это предложение о приобретении средств может повлиять на межбанковский процент (в США он называется "Процент Федераль ных Фондов) в сторону повышения в общем или в сторону повыше ния для конкретного института.

    РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА. Центральный банк заинтересован в

укреплении межбанковского рынка. Средства, добавленные цент ральным банком в банковскую систему или изъятые из нее, расп ределяются как внутри так и вне межбанковского рынка. Таким образом, операции по резервам центрального банка влияют на ставку процента, по которой торгуются фонды на межбанковском рынке. Межбанковская ставка процента отражает спрос на кредиты по всей экономике и, таким образом, является самой важной ставкой процента в экономике. Более того, так как межбан ковский рынок является основным источником краткосрочной лик видности для банков, возможность системного риска, распростра няющяяся на всю экономику из-за проблем на данном рынке, явля ется самой важной заботой центрального банка.

    ПРЕИМУЩЕСТВА МЕЖБАНКОВСКОГО РЫНКА. Межбанковский рынок

обеспечивает возможность институтам, имеющим временно свобод ные средства, получать прибыль на эти остатки. Этот рынок так же позволяет занимать средства в тот же день, когда в этом возникает потребность для (1) удовлетворения требований резер ва, (2) поддержание остатков для клиринга или (3) выполнить обязательства по платежам, не допуская овердрафта по счетам в центральном банке. Таким образом, межбанковский рынок способствует распределению средств по всей банковской системе, увеличивая ее эффективность и снижая уровень беспроцентных банковских активов.

    Межбановский рынок также обеспечивает ликвидность бан

ковской системы. Депозиторные институты с излишком средств (например, сберегательные институты), которые имеют стабильную депозитную базу, но испытывают сильного кредитного спроса, мо гут заработать проценты на свои остатки путем кредитования институтов, имеющих потенциальный дефицит данных средств. Институты, которые сталкиваются с нехваткой средств как вре менно, так и на более длительный период, могут использовать межбанковский рынок для устранения нехватки средств, не обра щаясь в центральный банк.

    Межбанковский рынок также служит для ускорения потока

платежей через центральный банк. Как показано в разделе о системе платежей, некоторые институты имеют обязательства осу ществлять оплату за различные услуги почти каждый день, вклю чая клиринг чеков и поставку ценных бумаг, в то время как дру гие институты будут ожидать платежей. Активно функционирующий межбанковский рынок позволяет участникам иметь доступ к средствам при необходимости удовлетворения потребности в пла тежах.

    Еще одно преимущество межбанковского рынка состоит в том,

что он обеспечивает равновесную цену или ставку процента по кредитам на одни сутки. Эта межбанковская ставка процента яв ляется базовой ставкой, с которой тесно связаны ставки процен та на других денежных рынках, и может служить основой при установлении цен по другим депозитам и ценным бумагам. Таким образом, межбанковский рынок может рассматриваться как основа всего краткосрочного денежного рынка.

    И, наконец, межбанковская ставка процента быть важным по

казателем или целью политики центрального банка. Так как эта ставка процента отражает баланс между спросом и предложением на краткосрочные фонды, а центральный банк может влиять на предложение данных фондов через рычаги монетарной политики, центральный банк может влиять на эту ставку процента. Межбан ковский рынок может, таким образом, быть основным каналом вли яния монетарной политики на всю экономику.

    РЫНКИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И АКЦИЙ
    Рынки обязательств и титулов собственности (акций) явля

ются неотъемлимой частью развитой рыночной экономики. Они поз воляют гражданам и институтам покупать ценные бумаги, в основе которых лежат долговые обязательства и права собственности, непосредственно у их эмитентов и через посредников. Эти рынки частных капиталов дополняют кредитное посредничество банков и служат еще одним средством соединения владельцев сбережений и инвесторов. Более того, промежуточная роль ценового механизма на рынках титулов собственности способствует экономической эф фективности и росту, выявляя рыночную оценку состояния частных компаний. Таким образом, рыночные цены управляют соответствую щими инвестиционными решениями и распределением сбережений в экономике. Рынки частных капиталов должны, однако, основы ваться на соответствующей базе. Эти рынки имеют особый риск, который требует осторожности действий. Отслеживние креди тоспособности участников и решение потенциальных проблемам ликвидности эмитентов - самые важные проблемы, которые ставит рынок капиталов.

    Одна из основных черт традиционного процесса банковского

посредничества состоит в то, что банки обладают специализиро ванной информацией и навыками кредитного анализа. Благодаря возможности банка отслеживать кредитоспособность заемщиков эти институты минимизируют риски кредитования. Более того, так как банки подлежат надзору и распределяют риски среди множества заемщиков, а также имеют другие средства обеспечения безо пасности, вкладчики могут поместить средства в банки, не проводя сложный кредитный анализ.

    Напротив, когда процесс кредитования принимает форму вы

пуска ценных бумаг, покупатели ценных бумаг принимают на себя ответственность финансового состояния эмитента на протяжении существования данных ценных бумаг. Помимо помощи, которую ин вестор получает от андерайтеров и рейтинговых агентств при принятии инвестиционного решения, качество кредитной оценки инвестора зависит от качества системы учета, надежности про цесса государственного аудита и от частоты и качества пуббли куемой финансовой отчетности. Таким образом, эффективная дея тельность рынков акций и облигаций требует не только достаточ ной умудренности инвесторов, но также развития других аспектов финансовой инфраструктуры.

    Более того, эффективность и эластичность рынков ценных

бумаг также зависит в большей степени от прочности банковской системы. Банки нуждаются в разработке системы платежей и расчетов по сделкам с ценными бумагами. К тому же банкам необ ходимо быть основой ликвидности отдельных эмитентов кредитных инструментов, так как рынки ценных бумаг сравнительно не обо рудованы для того, чтобы влиять на ликвидность или решать проблемы отдельных заемщиков.

    Следовательно, развитие рынков капитала в странах, стре

мящихся к переводу экономик на рыночные рельсы, должно про исходить обдуманно, потому что этого требует как сложная фи нансовая инфраструктура, так и необходимость для этих рынков в большой доли умудренных инвесторов. Всеобъемлющая структура регулирования, которая обеспечивает защиту инвесторов, должна стать основой привлечения широкого круга участников на этот рынок.

    Промежуточной ступенью в странах, осуществляющих реформу,

является создание ограниченного числа компаний коллективного инвестирования и взаимных фондов. Эти фонды могут способство вать ускорению процесса приватизации в случае, если они имеют долю собственности в приватизированных фирмах. Доли участия в этих фондах, в свою очередь, могут распространяться среди населения. Таким образом права собственности были бы широко распределены в обществе, но отслеживаение финансовой надеж ности частных предприятий было бы оставлено в руках управляю щих фондами, которые компетентны в области коммерции и фи нансов.

    В условиях, когда количество опытных инвесторов невелико,

этот подход обеспечивает первоначальную концентрацию контроля за акционерными обществами до тех пор, пока не образуется бо лее широкий круг опытных инвесторов. Операции с ценными бума гами отдельных предприятий могли бы первоначально широко пров диться управляющими взаимными инвестиционными компаниями, а затем охватили бы более широкий круг инвесторов. С этой точки зрения рыночная структура, включающая брокеров, дилеров, ан деррайтеров, управляющих инвестициями и организованные биржи, могла бы развиваться естественным образом.

    ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК
    Эффективный и конкурентный рынок иностранной валюты явля

естя другой ключевой частью рыночной экономики. Курс обмена отражает цены иностранных товаров по отношению к ценам нацио нальных товаров. Это позволяет производителям и потребителям определять цены как импорта, так и экспорта. Он также сильно влияет на конкурентоспособность и прибыльность национальных товаров и предприятий. К тому же курс обмена является цент ральным для определения прибыли по инвестициям и сбережениям по сравнению с другими странами и для привлечения иностранных инвестиций. Если курс обмена считается нецелесообразным или недопустимым, то приток капитала может быстро смениться отто ком.

    В свете своей центральной роли в экономике валютный рынок

требует большого внимания и решения ряда задач. Предоставление определения курса валют рыночным силам помогает гарантировать, что цены будут отражать общую потребность экономики, и что курс обмена будет ориентировать на относительно эффективное использование средств. Однако, так как курс обмена валют ока зывает очень большое воздействие на экономику и очень чутко реагирует на мимолетные изменения, лишь немногие отстаивают систему свободно плавающего курса, определяемого исключительно рыночными силами, особенно для стран, переживающих переходный период. На практике политикам следует попытаться достичь ба ланса, при котором рыночные силы могли бы выполнять свои фук ции распределения ограниченных ресурсов, а правительство имело бы возможность оставить за собой некоторую степень контроля для того, чтобы гарантировать, что расстройство валютного рын ка не подорвет всю экономику.

    Первая группа проблем, которая встанет перед политиками,

связана со степенью доступа внутренних и внешних резидентов к валюте для различных целей. Пределы и сроки конвертируемости вопрос спорный. Широко распространено мнение, что предприятиям нужен определенный доступ к валюте для приобретений в целях вложения в производство. Дополнительные препятствия для приоб ретения ими валюты (будь то через сложные схемы лицензирования импорта, требования сдачи экспортной выручки или другие подоб ные меры) поощряют обман посредников и, что более важно, не позволяют ценам определять рациональное и эффективное размеще ние ресурсов. Доступ к валюте для граждан и для перевода капи тала кроме перевод прибыли часть более ограничен, большей частью из-за опасений, что быстрый отток капиталов может выз вать дестабилизацию. Однако большинство стран со временем пришло к либерализации контроля над капиталом, так как этот контроль также ведет к искажения, и его следует избегать, если очевидно, что политика обменного курса дала трещину.

    Другой ряд вопросов касается выбора режима обменного

курса. Даже если исключить возможность свободно плавающего курса, остаются еще два режима: фиксированный курс, которым национальная валюта привязана к какой-либо одной валюте, и ин дексированный курс, при котором курс меняется в соответствии с колебаниями корзины валют, причем вес последних может опреде ляться, например, по их значимости для внешней торговли данной страны. В любом случае, потребуются периодические поправки об менного курса по мере того, как уровень национальной инфляции в стране будет отклоняться от уровня инфляции ее торговых партнеров, или если давление на валютные резервы указывают на недостаточную уверенность в обменном курсе. В свете взаимозвя зи, существующей в экономике между обменным курсом с одной стороны и определением цен и заработной платы - с другой, главным политическим вопросом становится вопрос о том, как части и в какой мере требуется вносить поправки к обменному курсу. Таким образом, монетарная политика и политика обменного курса оказываются тесно связанными.

    Монетарную политику и политику обменного курса также свя

зывает механизм поддержания режима обменного курса. Если в стране спрос на валюту превышает предложение по данному обмен ному курсу, курс обмена валюты данной страны приобретет тен денцию к понижению, т. е. к ее обесценению по отношению к валю те или валютам, на которые она обменивается. Для того чтобы противостоять этой тенденции, центральный банк может продавать иностранную валюту участникам рынка в обмен на депозиты нацио нальной валюты. Этот процесс сокращает не только запас резер вов иностранной валюты в стране, но также и монетраную базу, так как коммерческие банки платят за иностранные активы посредством дебетования своих резервных счетов в центральном банке. Центральный банк может нейтрализовать это воздействие на монетарную базу, предпринимая определенные действия, нап равленные на восстановление резервов, например операции на от крытом рынке. Однако, если давление на обменный курс продолжа ется, центральный банк может повысить привлекательность разме щения средств в национальных активах, поднимая обменный курс. Коротко говоря, чем теснее обменный курс национальной валюты связан с узким торговым пространством, тем более тесно моне тарная политика связана с политикой обменного курса.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Не существует какого-либо одного, определенного пути, по

которому следовало бы идти, разрабатывая рыночную финансовую систему. Опыт показывает, что успешные элементы структурной экономической реформы не могут быть не связаны с традициями, обычаями, культурой и историей страны, проводящей реформу. Хо тя основные принципы могут служить указателями вдоль дороги реформы, успех любых попыток преобразования в конце концов бу дет измеряться тем, могут ил они работать и создавать доверие в тех конкретных условиях, в которых они применяются.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14