скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Развитие финансовых систем, основанных на рыночных принципах - (диплом) скачать рефераты

p>нальные структуры и механизмы, которые необходимы для успешно го функционирования рыночной экономики. К этим структурам от носятся центральный банк, коммерческие банки, система платежей и рынки капиталов, а также механизмы, позволяющие справиться с унаследованным грузом проблем в финансовых институтах и их ак тивах.

    I. ТРОЙСТВЕННАЯ РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
    Независимо от различий законодательных и институциональ

ных структур разных стран центральный банк можно рассматривать как орган, исполняющий три функции. В центре этой триады стоит монетарная политика, первейшей задачей которой является со действие стабильности цен и экономическому росту. Но и две другие функции центрального банка очень тесно переплетаются с монетарной политикой. Таким образом они образуют единое целое. Эти две функции таковы: (1) всеобъемлющий надзор за финансовой системой, включающий контроль и регулирование банковской системы; (2) надзор или непосредственное участие в отдельных

    - 7

сторонах деятельности системы платежей. Эти функции независимы друг от друга, вместе же они служат гарантом монетарной ста бильности.

    Будучи частью этой функциональной трилогии, центральный

банк в большинстве стран также играет прямую или косвенную роль в управлении отдельными элементами сети безопасности фи нансовой системы. Например, центральный банк практически всег да служит гарантом ликвидности в непредвиденных обстоятельст вах. Хотя главной задачей большинства центральных банков счи тается формирование монетарной политики, многие центральные банки, включая Федеральный Резервный, были созданы в основном в целях предотвращения или по крайней мере сдерживания фи нансовых шоков и спадов.

    Как бы ни выглядел мандат центрального банка, бесспорно

центральный банк будет играть важную роль в содействии созда нию и утверждению веры в основополагающую стабильность бан ковской системы. В свою очередь, это означает, что сам цент ральный банк должен пользоваться максимальным доверием об щетсва. Достижение и поддержание этого доверия общества не посредственно связано с успехом центрального банка в выполне нии своих обязательств в области монетарной политики. Вот по чему монетарная политика находится в центре триады функций центрального банка. В этом также заключается причина того, по чему центральные банки должны иметь особый статус у прави тельств, которым они служат. И наконец, особый статус подразу мевает, что не следует ожидать прямого финансирования дефицита государственного бюджета центральными банками. Это также под разумевает, что центральный банк не должен отвечать за прямое финансирование других видов предприятий. Осуществление такого финансирования приводит к тому, что центральный банк рискует перегрузить свой баланс низколиквидными активами. В такой си туации может пострадать доверие к финансовой репутации цент рального банка.

    Организационная структура
    Поскольку центральные банки должны иметь особый статус у

своих правительств, степень независимости центрального банка в разных странах различна. Чем больше независимость центрального банка, тем меньше он подвержен сиюминутному политическому дав лению. Например, центральные банки, напрямую контролируемые правительством, могут быть принуждены проводить политику доступных кредитов или, что еще хуже, непосредственно финанси ровать дефицит гос. бюджета. Хотя такие меры могут снять опре деленные текущие проблемы, такие как высокий уровень безрабо тицы или сложности налоговыми поступлениями, в конце концов они приводят к высоким темпам инфляции и жесткому урезанию кредитов в будущем. Независимость от правительств также жела тельна в сфере надзора, с тем, чтобы позволить центральному банку противостоять нажиму на центральный банк с целью осла бить нормативы, касающиеся неплатежеспособности банков.

    При выборе структуры центрального банка необходимо

рассмотреть множество вариантов. Схема 1 демонстрирует одну из возможных структур по типу Федеральной Резервной Системы. В этой структуре именно законодательный орган правительства вы

    - 8

дает центральному банку документ на право ведения операций (лицензию, мандат). Законодатели устанавливают общие цели центральному банку, предоставляют полномочия осуществлять ре гулирование и могут потребовать от центрального банка периоди чески отчитываться о деятельности и достижении этих целей. Глава правительства страны назначает членов правления цент рального банка и его председателя и тем самым оказывает влия ние на монетарную политику через назначаемых кандидатов. Члены правления назначаются на длительный срок, и правительство не может их сместить. Чем больше срок пребывания в должности чле нов правления центрального банка, тем более они независимы от колебаний политического барометра. Центральный банк затем вырабатывает такую политику, которая позволяет достичь постав ленных перед ним целей.

    В других организационных схемах центральные банки мо

гут центральные банки могут обладать большей или меньшей неза висимостью от правительства. Например, в некоторых странах контроль исполнительной власти осуществляется путем включения центрального банка в состав министерства финансов. Хотя конк ретные организационные структуры могут отличаться в разных странах, опыт показал, что для эффективности центрального бан ка необходима большая степень независимости от правительства, для того, чтобы не отвлекали от исполнения его главной роли стабилизатора цен и экономического роста.

    Проведение монетарной политики
    Способность центрального банка выполнять свою роль в со

действии стабильности цен и экономическому росту зависит от его баланса и доступности (наличия) соответствующих (необходи мых) конкретных способов влияния на предложение кредитных ресурсов в экономике (хозяйстве). Центральный банк претворяет в жизнь свою монетарную политику, используя ряд инструментов и способов, которые можно разбить на три группы: (1) установле ние требований резервирования к банкам; (2) предоставление кредитов коммерческим банкам; (3) покупка и продажа госу дарственных ценных бумаг или других инструментов фондового рынка. Как предоставление кредитов коммерческим банкам, так и покупка/продажа государственных ценных бумаг оказывают влияние на объем балансов центрального банка и коммерческих банков.

    БАЛАНС ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА. В центре финансовой системы

находится хороший баланс центрального банка. Чтобы поддержи вать доверие общественности к тому, что центральный банк не отвлекут от его основных принципов содействия экономической и финансовой стабильности, он должен быть кредитоспособен. Для кредитоспособности необходимо, чтобы активы центрального банка были как можно качественнее. Это существенно, так как в итоге способность центрального банка контролировать рост кредитных ресурсов, обеспечивать надлежащую ликвидность для отклонения системных проблем и гарантировать совершение платежных опера ций зависит от безусловного доверия общества финансовой чест вности баланса центрального банка. Что касается Федеральной Резервной Системы, то ее активы состоят из портфеля ценных бу маг, находящихся в собственности государственных инвесторов и надежно обеспеченных кредитов депозитным учреждениям. В активы центрального банка также входят конвертируемые иностранные ва

    - 9
    люты и золотой запас.
    Пассивная часть баланса центрального банка является осно

вой предложения денег. Эта монетарная база состоит из депози тов (которые также называют резервами) коммерческих банков и других депозитных учреждений, находящихся в центральном банке, плюс денежные средства, выпущенные в обращение. Изменения в этой монетарной базе, производимые с помощью одного из инструментов, находящихся в распоряжении центрального банка, сказываются на балансах коммерческих банковских систем и предложении денег в результате процесса известного под названием "денежного мультипликатора", которые описан ниже. Они тажке влияют на процентную ставку и предложение кредитных ресурсов. Таким образом, изменения в балансе центрального банка в конце концов распространяются на всю экономику. Связи между балансом центрального банка и балансами коммерческих банков показана на Схеме 2.

    ------------------
    СХЕМА 2
    Балансы центрального и коммерческого банков
    Баланс центрального банка является ключевым в финансовой

системе. Ссуды депозитным учреждениям и держателям госу дарственных ценных бумаг - это два самых важных актива в ба лансе центрального банка. К тому же в активы центрального бан ка могут включаться иностранная валюта и золотой запас. Денеж ные знаки, выпущенные в обращение, а также депозиты, находящи еся в депозитных учерждениях, отражаются на счетах центрально го банка как основные пассивы. Счета резервов коммерческих банков в центральном банке являются пассивами для центрального банка и активами для коммерческих банков.

    Изменения в балансе центрального банка непосредственно

влияют на монетарную базу, которая определяется как резервы, находящиеся в центральном банке, плюс денежные средства в хра нилищах банка и в обращении. Изменения монетарной базы воз действуют на различные показатели предложения денег, как, нап ример, сумм наличных денег плюс депозиты до востребования. Из мениене этих монетарных показателей в свою очередь влияет на ставки процента, доступность кредита и деловую активность. Приведенные ниже балансы представляют собой упрощенные отчеты об активах и пассивах центрального банка, коммерческого банка и консолидированный баланс коммерческой банковской системы.

    .
    - 10
    БАЛАНС ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
    В этом примере центральный банк не имеет выданных по
    учетной ставке кредитов.
    Активы ¦ Пассивы
    ---------------------------+--------------------------
    Кредиты по учетной ¦ Резервы коммерческих
    ставке 0 ¦ банков 100
    ¦
    Государственные ЦБ 900 ¦ Денежные средства
    ¦ в обращении 850
    Золотой запас и ¦
    валюты иностранных ¦
    государств 100 ¦ Собственный капитал 50
    ¦
    Всего активы 1000 ¦ Всего пассивы 1000
    ¦
    ¦
    БАЛАНС КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
    $10 в графе "Резервы" - это резервы коммерческого банка в
    центральном банке.
    Активы ¦ Пассивы
    ---------------------------+--------------------------
    ¦
    Резервы 10 ¦ Депозиты 100
    ¦
    Ценные бумаги 10 ¦
    ¦ Собственный капитал 10
    Кредиты выданные 90 ¦
    ¦
    Всего активы 110 ¦
    ¦
    БАЛАНС БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
    Консолидированный баланс банковской системы получают сум

мированием показателей отдельных коммерческих банков по соот ветствующим статьям. В данном примере банковская система состоит из десяти одинаковых банков, чьи балансы идентичны приведенному выше.

    Активы ¦ Пассивы
    ---------------------------+--------------------------
    ¦
    Резервы 100 ¦ Депозиты 1000
    ¦
    Ценные бумаги 100 ¦
    ¦ Собственный капитал 100
    Кредиты выданные 900 ¦
    ¦
    Всего активы 1100 ¦
    ¦
    --------------------
    - 11
    ТРЕБОВАНИЯ РЕЗЕРВА. Мощным орудием проведения монетарной

политики, которое находится в распоряжении центрального банка, служит возможность требовать от коммерческих банков и других институтов, принимающих вклады, резервировать некоторую часть своих активов либо в виде резервов в центральном банке, либо в виде наличности в хранилищах. Эти требования резерва обычно устанавливаются как доля депозитов банка, причем они могут быть различными для разных видов счетов.

    Возможность центрального банка изменять требования резер

ва является особенно действенным орудием, потому что эти тре бования определяют степень ("мультипликатор"), в которой изме нения монетарной базы приводят к изменениям предложения денег, так как коммерческие банки либо оказываются вынуждены заморо зить кредитование, либо могут свободно расширять его. Схема 3 очерчивает влияние снижения требований резервов, предъявляемых центральным банком, на баланс коммерческого банка и следующее из этого расширение доступа банков к ресурсам (средствам) для нового кредитования. Она также демонстрирует взаимодействие банковских кредитов, депозитов и резервов, эффект которого, умноженный на этот коэффициент ("мультипликатор"), сказывается на предложении денег.

    -----------------
    СХЕМА 3
    Влияние изменений требований резерва на денежное обращение
    ("эффект мультипликатора")
    Требования к коммерческим банкам держать в цент

ральном банке резервы, равные по крайней мере части их депози тов до востребования и других обязательств по вкладам, явля ется мощным рычагом монетарной политики. "Норма резервного покрытия" определяет максимальную сумму, которую банк может привлечь на депозит, имея определенный резерв. Например, если банк имеет резерв $10, а норма резервного покрытия составляет 10%, то банк может привлечь на депозит максимум $100.

    Активы ¦ Пассивы
    ---------------------------+--------------------------
    Резервы в ¦
    центральном банке 10 ¦ Депозиты 100
    ¦
    Ценные бумаги 10 ¦
    ¦ Собственный капитал 10
    Кредиты выданные 90 ¦
    ¦
    Всего активы 110 ¦
    ¦
    Это баланс коммерческого банка, у которого нет превышения
    нормы резервного покрытия, если норма составляет 10%.
    Денежный мультипликатор. Изменения требований резерва в

степени, определяемой денежным мультипликатором, влияют на объемы депозитов и кредитов, а также на предложение денег в финансовой системе. Это можно проиллюстрировать следующим при

    - 12

мером. Допустим, что банковская система состоит из 10 одинако вых банков, имеющих баланс, приведенный выше. Допустим, цент ральный банк сокращает норму резервного покрытия с 10 до 5%. У каждого коммерческого банка, первоначально имевшего в резер ве 10$, окажется $5 "избыточного" резерва. Очевидно, сокраще ние требования резерва приводит к значительному увеличению объема привлекаемых депозитов. Немедленно после сокращения требования резервов баланс рассматриваемого коммерческого бан ка будет выглядеть следующим образом:

    Активы ¦ Пассивы
    ---------------------------+--------------------------
    Требуемые ¦
    резервы 5 ¦ Депозиты 100
    ¦
    Избыточные ¦
    резервы 5 ¦
    ¦
    Ценные бумаги 10 ¦
    ¦ Собственный капитал 10
    Кредиты выданные 90 ¦
    ¦
    Всего активы 110 ¦
    ¦
    Рассматриваемая нами банковская система из 10 одинаковых

в совокупности получает излишек резервов в центральном банке в размере $50. Банки сразу же используют эти избыточные средства для выдачи кредитов, если, конечно, у них есть кредитоспособ ные потенциальные заемщики.

    Эффект денежного мультипликатора начинает сказываться,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14