скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Свобода и счастье человека скачать рефераты

Что же означает свобода для современного человека? Он стал свободен от

внешних оков, мешающих поступать в соответствии с собственными мыслями и

желаниями. Он мог бы свободно действовать по своей воле, если бы знал, чего

он хочет, что думает и чувствует. Но он этого не знает; он

приспосабливается к анонимной власти и усваивает такое "я", которое не

составляет его сущности. И чем больше он это делает, тем беспомощнее себя

чувствует, тем больше ему приходится приспосабливаться. Вопреки видимости

оптимизма и инициативы современный человек подавлен глубоким чувством

бессилия, поэтому он пассивно, как парализованный, встречает надвигающиеся

катастрофы.

При поверхностном взгляде видно лишь то, что люди вполне успешно

функционируют в экономической и социальной жизни, но было бы опасно не

заметить за этим благополучным фасадом подспудную неудовлетворенность. Если

жизнь теряет смысл, потому что ее не проживают, человек впадает в отчание.

Умирая от физического голода, люди не остаются тихи и спокойны; точно так

же они не могут тихо и спокойно умирать от голода психического. Если в

отношении "нормального" человека нас будет интересовать лишь его

экономическая обеспеченность, если мы упустим из виду подсознательное

страдание среднего автоматизированного человека, мы не сможем понять ту

опасность, исходящую из человеческого характера, которая угрожает нашей

культуре: готовность принять любую идеологию и любого вождя за обещание

волнующей жизни, за предложение политической структуры и символов, дающих

жизни индивида какую-то видимость смысла и порядка. Отчаяние людей-роботов

- питательная среда для политических целей фашизма.

2. Свобода и спонтанность

До сих пор в этой книге рассматривался лишь один аспект свободы: бессилие и

неуверенность изолированного индивида, который освободился от всех уз,

некогда придававших жизни смысл и устойчивость. Мы видели, что индивид не в

состоянии вынести эту изоляцию. Как изолированное существо он крайне

беспомощен перед внешним миром, вызывающим у него страх; из-за этой

изоляции для него разрушилось единство мира, и он потерял всякую

ориентацию. В результате его одолевают сомнения: он сомневается в себе

самом, в смысле жизни, а в конечном итоге - в любом руководящем принципе

собственного поведения. Беспомощность и сомнения парализуют жизнь, и, чтобы

жить, человек старается избавиться от своей негативной свободы. Это

приводит его к новый узам; но они отличаются от первичных, хотя до полного

разрыва тех первичных уз он также подчинялся какому-то авторитету или

социальной группе. Бегство от свободы не восстанавливает его утраченной

уверенности, а лишь помогает ему забыть, что он отдельное существо. Он

приобретает новую, хрупкую уверенность, пожертвовав целостностью своего

индивидуального "я". Он отказывается от своей личности, потому что не может

вынести одиночества. Таким образом, "свобода от" приносит ему новое

рабство.

Следует ли из нашего анализа, что существует неизбежный цикл, ведущий от

свободы к новой зависимости? Приводит ли освобождение от первичных уз к

такому одиночеству и изоляции индивида, которые неизбежно заставляют его

искать выход в новом рабстве? Обязательно ли независимость и свобода

тождественны изоляции и страху? Или возможно состояние позитивной свободы,

в котором индивид существует как независимая личность, но не изолированная,

а соединенная с миром, с другими людьми и с природой?

Полагаем, что на последний вопрос можно ответить положительно. Процесс

развития свободы - не порочный круг; человек может быть свободен, но не

одинок, критичен, но не подавлен сомнением, независим, но неразрывно связан

с человечеством. Эту свободу человек может приобрести, реализуя свою

личность, будучи самим собой. Но что значит реализовать свою личность?

Философы-идеалисты полагали, что личность может быть реализована одними

только усилиями интеллекта. Они считали для этого необходимым расщепление

личности, при котором разум должен подавлять и опекать человеческую натуру.

Однако такое расщепление уродовало не только эмоциональную жизнь человека,

но и его умственные способности. Разум, приставленный надзирателем к своей

узнице - натуре человека, стал в свою очередь узником, и, таким образом,

обе стороны человеческой личности -разум и чувство - колечили друг друга.

Мы полагаем, что реализация своего "я" достигается не только усилиями

мышления, но и путем активного проявления всех его эмоциональных

возможностей. Эти возможности есть в каждом человеке, но они становятся

реальными лишь в той мере, в какой они проявляются. Иными словами,

позитивная свобода состоит в спонтанной активности всей целостной личности

человека.

Здесь мы подходим к одной из труднейших проблем психологии - к проблеме

спонтанности. Попытка рассмотреть эту проблему, как она того заслуживает,

потребовала бы еще одной книги. Но сказанное выше позволяет в какой-то

степени понять, что такое спонтанность, рассуждая "от противного".

Спонтанная активность - это не вынужденная активность, навязанная индивиду

его изоляцией и бессилием; это не активность робота, обусловленная

некритическим восприятием шаблонов, внушаемых извне. Спонтанная активность

- это свободная деятельность личности; в ее определение входит буквальное

значение латинского слова sponte - сам собой, по собственному побуждению.

Под деятельностью мы понимаем не "делание чего-нибудь"; речь идет о

творческой активности, которая может проявляться в эмоциональной,

интеллектуальной и чувственной жизни человека, а также и в его воле.

Предпосылкой такой спонтанности являются признание целостной личности,

ликвидация разрыва между "разумом" и "натурой", потому что спонтанная

активность возможна лишь в том случае, если человек не подавляет

существенную часть своей личности, если разные сферы его жизни слились в

единое целое.

Хотя в нашем обществе спонтанность - довольно редкий феномен, мы все же не

совсем ее лишены. Чтобы лучше объяснить, что это такое, я хотел бы

напомнить читателю некоторые ее проявления в нашей жизни.

Прежде всего, мы знаем индивидов, которые живут - или жили - спонтанно, чьи

мысли, чувства и поступки были проявлениями их собственной личности, а не

автоматическими действиями роботов. По большей части это художники. В

сущности, художника можно и опеределить как человека, способного к

спонтанному самовыражению. Если принять это определение, а Бальзак именно

так определял художника, то некоторых философов и ученых тоже нужно назвать

художниками, а другие отличаются от них так же, как старомодный фотограф от

настоящего живописца. Есть и другие индивиды, наделенные той же

спонтанностью, хотя и лишенные способности - или, может быть, только умения

- выражать себя объективными средствами, как это делает художник. Однако

положение художника непрочно, потому что его индивидуальность, спонтанность

уважаются лишь в том случае, если он преуспел; если же он не может продать

свое искусство, то остается для своих современников чудаком и "невротиком".

В этом смысле художник занимает в истории такое же положение, как

революционер: преуспевший революционер - это государственный деятель, а

неудачливый - преступник.

Другой пример спонтанности - маленькие дети. Они способны чувствовать и

думать на самом деле по-своему, эта непосредственность выражается в том,

что они говорят, в том, как себя ведут. Я уверен, что та привлекательность,

какую имеют дети для большинства взрослых (кроме разного рода

сентиментальных причин), объясняется именно спонтанностью детей.

Непосредственность глубоко трогает каждого человека, если он еще не

настолько мертв, что уже не способен ощутить ее. В сущности, нет ничего

привлекательнее и убедительнее спонтанности, кто бы ее ни проявлял:

ребенок, художник или любой другой человек.

Большинству из нас знакомы хотя бы отдельные мгновения нашей собственной

спонтанности, которые становятся и мгновениями подлинного счастья. Это

может быть свежее и непосредственное восприятие пейзажа, или озарение после

долгих размышлений, или необычайное чувственное наслаждение, или прилив

нежности к другому человеку. В эти моменты мы узнаем, что значит спонтанное

переживание и чем могла бы быть человеческая жизнь, если бы эти

переживания, которые мы не умеем культивировать, не были столь редки и

случайны.

Почему же спонтанная деятельность решает проблему свободы? Мы уже говорили,

что негативная свобода превращает индивида в изолированное существо -

слабое и запуганное,- чье отношение к миру определяется отчужденностью и

недоверием. Спонтанная активность - это единственный способ, которым

человек может преодолеть страх одиночества, не отказываясь от полноты

своего "я", ибо спонтанная реализация его сущности снова объединяет его с

миром - с людьми, природой и самим собой. Главная, важнейшая составная

часть такой спонтанности - это любовь, но не растворение своего "я" в

другом человеке и не обладание другим человеком. Любовь должна быть

добровольным союзом с ним, на основе сохранения собственной личности.

Именно в этой полярности и заключается динамический характер любви: она

вырастает из стремления преодолеть отдельность и ведет к единению, но не

уничтожает индивидуальность. Другая составная часть спонтанности - труд. Но

не вынужденная деятельность с целью избавиться от одиночества и не такое

воздействие на природу, при котором человек, с одной стороны, господствует

над нею, а с другой - преклоняется перед ней и порабощается продуктами

собственного труда. Труд должен быть творчеством, соединяющим человека с

природой в акте творения. Что справедливо в отношении любви и труда,

справедливо и в отношении всех спонтанных действий, будь то чувственное

наслаждение или участие в политической жизни общества. Спонтанность,

утверждая индивидуальность личности, в то же время соединяет ее с людьми и

природой. Основное противоречие, присущее свободе,- рождение

индивидуальности и боль одиночества - разрешается спонтанностью всей жизни

человека.

При всякой спонтанной деятельности индивид сливается с миром. Но его

личность не только сохраняется, она становится сильнее. Ибо личность сильна

постольку, поскольку она деятельна. Обладание чем бы то ни было силы не

дает, идет ли речь о материальных ценностях или о психических способностях

к чувству или мысли. Присвоение неких объектов, манипулирование ими тоже не

усиливают личность; если мы что-то используем, оно не становится нашим

только потому, что мы его используем. Наше - только то, с чем мы подлинно

связаны своей творческой деятельностью, будь то другой человек или

неодушевленный объект. Только качества, которые вытекают из нашей

спонтанной активности, придают личности силу и тем самым формируют основу

ее полноценности. Неспособность действовать спонтанно, выражать свои

подлинные мысли и чувства и вытекающая из этого необходимость выступать

перед другими и перед самим собой в какой-то роли - под маской

псевдоличности - вот в чем источник чувства слабости и неполноценности.

Сознаем мы это или нет, но мы ничего так не стыдимся, как отказа от себя, а

наивысшую гордость, наивысшее счастье испытываем тогда, когда думаем,

говорим и чувствуем подлинно самостоятельно.

Отсюда следует, что важна именно деятельность сама по себе, а не ее

результат. В нашем обществе принято противоположное убеждение. Мы

производим не для удовлетворения конкретных потребностей, а для абстрактной

цели продать свой товар; мы уверены, что можем купить любые материальные

или духовные блага и эти блага станут нашими без какого-либо творческого

усилия, связанного с ними. Точно так же наши личные качества и плоды наших

усилий мы рассматриваем как товар, который можно продать за деньги, за

престиж или власть. При этом центр тяжести смещается с удовлетворения

творческой деятельностью на стоимость готовой продукции; и человек теряет

единственное удовлетворение, при котором мог бы испытать настоящее счастье,-

наслаждение процессом творчества. Человек же охотится за призраком, за

иллюзорным счастьем по имени Успех, который каждый раз оставляет его

разочарованным, едва ему покажется, что он достиг наконец чего хотел.

Если индивид реализует свое "я" в спонтанной активности и таким образом

связывает себя с миром, то он уже не одинок: индивид и окружающий мир

становятся частями единого целого: он занимает свое законное место в этом

мире, и поэтому исчезают сомнения относительно его самого и смысла жизни.

Эти сомнения возникают из его изолированности, из скованности жизни; если

человек может жить не принужденно, не автоматически, а спонтанно, то

сомнения исчезают. Человек осознает себя как активную творческую личность и

понимает, что у жизни есть лишь один смысл - сама жизнь.

Если человек преодолевает сомнение относительно себя и своего места в мире,

если актом спонтанной реализации своей жизни он сливается с миром, то он

приобретает силу как индивид, обретает уверенность. Однако эта уверенность

отличается от той, какая была характерна для доиндивидуального состояния,

так же как новая связанность с миром отличается от первичных уз. Новая

уверенность не основана на защите индивида какой-то высшей внешней силой;

она и не игнорирует трагическую сторону жизни. Новая уверенность динамична;

она основана - вместо внешней защиты - на спонтанной активности самого

человека; он обретает ее постоянно, в каждый момент своей спонтанной жизни.

Это уверенность, какую может дать только свобода; и она не нуждается в

иллюзиях, поскольку устранила условия, вызывавшие потребность в этих

иллюзиях.

Позитивная свобода как реализация личности подразумевает безоговорочное

признание уникальности индивида. Люди рождаются равными, но разными. Основу

этого различия составляют врожденные физиологические и психические качества

людей, с которыми они начинают жизнь; затем накладывается влияние тех

обстоятельств и переживаний, с которыми пришлось столкнуться каждому из

них. Индивидуальная основа личности так же не может быть тождественна ни

одной другой, как не могут быть физически тождественны два разных

организма. Подлинное развитие личности всегда состоит в развитии именно

данной индивидуальной основы; это органический рост, развитие того

зародыша, который характерен именно для данного человека, и только для

него. Противоестественное развитие человека-робота втискивает

индивидуальную основу в форму псевдоличности, которая, как мы видели, по

сути, состоит из внешних шаблонов мышления и чувствования. Органическое

развитие возможно лишь при условии наивысшего уважения к особенностям

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34