скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Свобода и счастье человека скачать рефераты

определенно нет. Ребенок может хотеть пойти в школу достаточно часто, но

нередко он предпочел бы поиграть или заняться чем-нибудь еще. Если он

чувствует желание бывать в школе каждый день, то - скорее всего - подавляет

свое нежелание. Он чувствует, что от него ждут желания ходить в школу

ежедневно, и этого оказывается достаточно, чтобы не дать ему почувствовать,

что он это делает только по обязанности. Быть может, ребенок был бы

счастливее, если бы смел осознать, что иногда ему и на самом деле хочется в

школу, но иногда он идет только потому, что надо, приходится. Однако

давление чувства долга достаточно сильно, чтобы вызывать у него ощущение,

будто он хочет того, чего хотят от него.

Обычно предполагается, что люди вступают в брак по желанию. Конечно, бывают

случаи, когда женятся или выходят замуж по осознанному чувству долга,

единственно по обязанности. Бывают и другие случаи, когда человек женится

потому, что на самом деле он хочет этого. Но немало и таких случаев, когда

человек осознанно полагает, что хочет жениться (или выйти замуж, все

равно); на самом же деле он просто попал в такую полосу последовательных

событий, которые неминуемо ведут к браку, не оставляя никакой другой

возможности. В течение месяцев, ведущих к свадьбе, он твердо убежден, что

ом хочет жениться, и первый - несколько запоздалый - намек на то, что это,

быть может, не совсем так, появляется только в день свадьбы: на него вдруг

нападает паническое желание удрать. Если он человек "здравомыслящий", то

это чувство длится лишь считанные минуты; на вопрос, на самом ли деле он

хочет жениться, он с неколебимой уверенностью ответит "да".

Мы могли бы привести массу примеров из повседневной жизни, в которых людям

кажется, будто они принимают решение, будто хотят чего-то, но на самом деле

поддаются внутреннему или внешнему давлению "необходимости" и "хотят"

именно того, что им приходится; делать. Наблюдая, как люди принимают

решения, приходится поражаться тому, насколько они ошибаются" принимая за

свое собственное решение результат подчинения обычаям, условностям, чувству

долга или не- ;

прикрытому давлению. Начинает казаться, что собственное решение - это

явление достаточно редкое, хотя. индивидуальное решение и считается

краеугольным камнем нашего общества.

Я хочу привести еще один пример псевдожелания которое часто наблюдается при

анализе людей без каких-либо невротических симптомов. Этот частный случай

не связан с широкими общественными проблемами, которыми мы занимаемся

здесь, но он позволит читателю, не знакомому с действием подсознательных

сил, получить лучшее представление об этом феномене. Кроме того, этот

пример явственно выявляет связь между подавлением психических актов и

возникновением псевдоактов, о чем уже упоминалось выше, Обычно подавление

рассматривают с точки зрения его роли в невротическом поведении, в

сновидениях и т.п.; важно, однако, подчеркнуть, что всякое подавление

уничтожает какую-то часть подлинной личности и вызывает подмену

подавленного чувства псевдочувством.

Человек, о котором пойдет речь, - студент-медик, двадцати двух лет. Он

заинтересован своей работой и легко ладит с людьми. Нельзя сказать, чтобы

он был как-то особенно несчастен, но он нередко чувствует некоторую

усталость и у него нет особенного вкуса к жизни. Подвергнуться психоанализу

его побудила профессиональная любознательность: он собирается стать

психиатром. Единственная его жалоба состоит в том, что у него возникли

некоторые трудности в учебе. Он часто забывает прочитанное, чрезмерно

устает на лекциях и стал хуже сдавать экзамены. Это его удивляет, потому

что во всем остальном он не может пожаловаться на память. Он вполне уверен,

что хочет заниматься медициной, но часто сомневается, что сможет стать

хорошим врачом.

Через несколько недель он рассказывает сон, в котором он стоит на верхнем

этаже построенного им небоскреба и оглядывает сверху окружающие здания с

легким чувством торжества. Вдруг небоскреб рушится, и он оказывается под

развалинами. Он понимает, что его спасут (развалины уже разбирают), но

слышит, как кто-то говорит о нем, что он серьезно ранен и что скоро должен

появиться врач. Врача приходится ждать целую вечность, а когда тот наконец

появляется, то ничем не может ему помочь, потому что забыл свою сумку с

инструментами. На него накатывает волна ярости к врачу, и вдруг

оказывается, что он стоит на ногах и вовсе не ранен. Он высмеивает врача и

в этот момент просыпается.

В связи с этим сном у него возникает лишь несколько ассоциаций, но зато

весьма многозначительных. Думая о построенном им небоскребе, он вскользь

упоминает, что всегда интересовался архитектурой. В детстве строительные

кубики долго оставались его любимой игрой, а в семнадцать лет он решил, что

станет архитектором. Когда он сказал об этом отцу, тот по-дружески ответил,

что сын, конечно, волен сам выбирать себе карьеру, но он (отец) уверен, что

эта идея лишь отголосок его (сына) детских увлечений и что для него (сына)

было бы лучше заняться медициной. Молодой человек решил, что отец прав, и

никогда больше не заговаривал с ним на эту тему. И начал изучать медицину.

Ассоциации по поводу врача, опоздавшего и забывшего инструменты, были

расплывчаты и скудны. Однако в разговоре об этой части сна ему вспомнилось,

что назначенное время его аналитического сеанса было передвинуто и что,

хотя он не возражал против этого изменения, на самом деле был очень

раздосадован. Вот и теперь, говоря об этом, он чувствует, как в нем снова

пробуждается раздражение. Он обвиняет аналитика в произволе и вдруг

заявляет: "Послушайте, вот я же не могу делать все, что хочу!" Он сам

чрезвычайно удивлен и своим раздражением, и этой своей фразой, потому что

до сих пор ни аналитик, ни занятия анализом не вызывали у него никакой

неприязни.

Через некоторое время ему снится еще один сон, из которого он запоминает

только фрагмент. Его отец. ранен в автомобильной катастрофе; сам он - врач

и должен оказать помощь отцу. Но когда он пытается осмотреть отца, то

чувствует, что полностью парализован, что не может даже двинуться, и в

ужасе просыпается.

В своих ассоциациях он нехотя упоминает, что в последние годы у него

появлялись мысли о возможности внезапной смерти отца и эти мысли его

пугали. Иногда он думал даже о наследстве, о том, что бы он стал делать с

этими деньгами. Эти фантазии особенно далекой его не заводили, поскольку он

их подавлял тотчас же. Он сравнивает этот сон с предыдущим и поражается,

что в обоих случаях врач не мог оказать никакой помощи. Теперь ему

становится ясно, как никогда, что врач из него не получится. Когда ему

напоминают, что в первом сне было чувство гнева и насмешки над бессилием

врача, он вспоминает, что, услышав или прочитав о случае, когда врач

оказался не в силах помочь пациенту, он испытывает какое-то злорадство,

которого до сих пор не осознавал.

В ходе дальнейшего анализа выявляется и другой материал, который все время

подавлялся. К своему удивлению, он обнаруживает в себе сильное чувство

гнева по отношению к отцу; а кроме того, выясняет, что его чувство бессилия

в качестве врача является частью более общего чувства бессилия,

пронизывающего всю его жизнь. Он думал, что организовал свою жизнь в

соответствии со своими собственными планами, но теперь чувствует, что в

глубине души был преисполнен покорности. Теперь он осознает свое прежнее

убеждение, что он не может делать того, что хочет, а должен приспособиться

к тому, чего от него ждут. Он видит все яснее и яснее, что на самом деле

никогда не хотел стать врачом, что кажущееся отсутствие способностей в

действительности было пассивным сопротивлением.

Этот случай являет типичный пример подавления своих подлинных желаний и

такого усвоения чужих ожиданий, при котором они воспринимаются как

собственные желания. Можно сказать, что подлинное желание замещено

псевдожеланием.

Замещение, подмена подлинных актов мышления, чувства и желания в конечном

счете ведет к подмене подлинной личности псевдоличностью. Подлинное "я"

является создателем своих психических проявлений. Псевдо-"я" лишь исполняет

роль, предписанную ему со стороны, но делает это от своего имени. Человек

может играть множество ролей и быть субъективно уверенным, что каждая из

них - это он. На самом же деле человек разыгрывает каждую роль в

соответствии со своими представлениями о том, чего от него ждут окружающие;

и у многих людей, если не у большинства, подлинная личность полностью

задушена псевдоличностью. Иногда во сне, в фантазиях или в состоянии

опьянения может проявиться какая-то часть подлинного "я": чувства и мысли

(5) , не возникавшие уже много лет. Иногда это дурные мысли, которые

человек подавляет потому, что боится или стыдится их. Иногда же это лучшее,

что в нем есть, но оно тоже подавлено из-за боязни подвергнуться насмешкам

или нападкам за эти чувства и мысли .

Утрата собственной личности и ее замещение псевдоличностью ставят индивида

в крайне неустойчивое положение. Превратившись в отражение чужих ожиданий,

он в значительной степени теряет самого себя, а вместе с тем и уверенность

в себе. Чтобы преодолеть панику, к которой приводит эта потеря собственного

"я", он вынужден приспосабливаться дальше, добывать себе "я" из

непрерывного признания и одобрения других людей. Пусть он сам не знает, кто

он, но хотя бы другие будут знать, если он будет вести себя так, как им

нужно; а если будут знать они, узнает и он, стоит только поверить им.

Роботизация индивида в современном обществе усугубила беспомощность и

неуверенность среднего человека. Поэтому он готов подчиниться новой власти,

предлагающей ему уверенность и избавление от сомнений. В следующей главе мы

рассмотрим особые условия, которые были необходимы для того, чтобы эти

предложение было принято в Германии.

Мы покажем, что для низов среднего класса, ставших ядром нацистского

движения, наиболее характерен именно авторитарный механизм. В последней

главе нашей книги мы вернемся к вопросу о человеке-роботе в связи с

общественными явлениями в обстановке нашей демократии.

(1) Исходя из другой точки зрения, К. Хорни пришла к концепции

"невротических склонностей", в известной мере сходной с моей концепцией

механизмов "бегства". Главные различия между ними состоят в том, что

"невротические склонности" - это движущие силы невротической личности, а

механизмы "бегства" - движущие силы нормального человека. Кроме того, Хорни

сосредоточила свое внимание на тревоге, а я - на изоляции индивида.

(2) Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и

гражданского. М., 1936, с. 97.

(3) Маркиз де Сад придерживался мнения, что сущность садизма состоит в

господстве. Он это выразил наглядно в следующем отрывке: "То, что вы хотите

заставить почувствовать вашего партнера, - это не наслаждение, а

впечатление, которое вы хотите произвести; боль производит гораздо более

сильное впечатление, чем наслаждение... вы понимаете это; Горер в своем

исследовании определяет садизм как "наслаждение от наблюдения изменений,

произведенных наблюдателем во внешнем мире". Это определение ближе подходит

к моей точке зрения на садизм, чем определения других психологов. Но, по-

моему, Горер ошибается, понимая садизм как наслаждение обладанием.

Садистское обладание характеризуется тем, что превращает объект в

безвольное орудие в руках садиста. Несадистская радость влияния на людей

уважает целостность их личности и основана на чувстве равенства. В

определении Горера садизм теряет свое специфическое качество и

отождествляется с любым видом результативного влияния на людей.

(4) Виктор Гюго ярко выразил идею невозможности освободиться от вины в

образе Жавера в романе "Отверженные".

(5) Психоаналитическая процедура - это, в сущности, процесс, в котором

человек пытается выявить свою подлинную личность. "Свободные ассоциации"

означают, что человек должен выражать свои подлинные чувства и мысли,

говоря всю правду. Но правдивость при этом относится не только к тому, что

надо говорить все, что подумал, а и к тому, что само по себе мышление

обязано быть совершенно правдивым, не связанным сознанием того, какие мысли

иметь можно, а какие - нет. Фрейд подчеркивал подавление "дурных" мыслей;

по-видимому, он не заметил, насколько часто подавляются мысли "хорошие".

Глава 6

ПСИХОЛОГИЯ НАЦИЗМА

В предыдущей главе мы сосредоточили внимание на двух психологических типах:

на авторитарной личности и на человеке-роботе. Я надеюсь, что детальный

анализ этих типов поможет нам понять проблемы, рассматриваемые в этой и

следующей главах: с одной стороны, психологию нацизма, с другой -

психологию современной демократии.

Приступая к психологии нацизма, мы прежде всего должны уяснить, каково

значение психологических факторов для понимания нацизма. В научной и

популярной литературе о нацизме высказывались две противоположные точки

зрения. Первая состоит в том, что фашизм - это сугубо экономическое и

политическое явление и психология никак его не объясняет; вторая - в том,

что фашизм - чисто психологическая проблема.

Первая точка зрения рассматривает нацизм либо как результат сугубо

экономического развития, то есть как результат экспансионистских тенденций

германского империализма, либо как сугубо политическое явление, то есть

захват государственной власти политической партией, опирающейся на

промышленников и юнкеров. Иначе говоря, победа нацизма объясняется как

результат обмана и подавления большинства народа вероломным меньшинством.

Согласно второй точке зрения, нацизм может объяснить только психология,

точнее, психопатология. Гитлер считается маньяком или "невротиком", а его

последователи - безумцами или психически неуравновешенными людьми. В свете

этого объяснения, как его излагает Л. Мамфорд, подлинные корни фашизма надо

искать "не в экономике, а в человеческой душе". Он продолжает: "Объяснение

фашизма заключается не в Версальском договоре и не в слабости Веймарской

республики, а в безмерной гордыне, в наслаждении жестокостью и в

невротическом распаде".

По нашему мнению, ни одно из этих взаимоисключающих объяснений неверно.

Нацизм - это психологическая проблема, но сами психологические факторы;

могут быть поняты лишь при учете их формирования под воздействием факторов

социально-политических и экономических. Нацизм - это экономическая и

политическая проблема, но без учета психологических факторов невозможно

понять, каким образом он приобрел власть над целым народом. В этой главе мы

займемся именно психологическим аспектом нацизма, его человеческой базой.

Нам предстоит рассмотреть два вопроса: особенности характера тех людей, к

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34