скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Свобода и счастье человека скачать рефераты

мышление. С самых первых шагов обучения у человека отбивают охоту думать

самостоятельно, а в его голову закладываются готовые мысли. Легко увидеть,

как это происходит с детьми. Они преисполнены любопытства, хотят охватить

окружающий мир не только физически, но и интеллектуально. Они хотят знать

правду, потому что это самый надежный способ ориентироваться в чужом и

подавляюще сильном мире. Но их желания и стремления не принимают всерьез; и

не так уж важно, в какой форме это проявляется: в открытом пренебрежении

или в мягкой снисходительности, которая обычна в обращении со слабыми (будь

то дети, старики или больные). Такое обращение и само по себе наносит

серьезный вред самостоятельному мышлению, но дело обстоит гораздо хуже в

случае неискренности - часто неумышленной, которая обычна в поведении

родителей с детьми. Отчасти эта неискренность проявляется в том, что

ребенку дают искаженную картину мира. Это так же полезно, как описывать

жизнь в Арктике человеку, попросившему совета перед экспедицией в Сахару.

Но кроме общего искажения, бывает и много специальной лжи, направленной на

утаивание от детей каких-то фактов, знание которых детьми для родителей

нежелательно. "Не твоего ума дело",- говорят ребенку, и его расспросы

наталкиваются на враждебный-или вежливый отказ в самых различных случаях:

от плохого настроения родителей, которое рационализируется как оправданное

недовольство плохим поведением ребенка, и до половых отношений или семейных

ссор, о коих с детьми не говорят.

Подготовленный таким образом ребенок попадает в школу или в колледж. Здесь

применяются методы обучения, в действительности ведущие к дальнейшему

подавлению самостоятельного мышления; на некоторых из них я остановлюсь.

Один из них - настойчивое требование от учащихся знать факты, точнее,

информацию. Существует жалкое суеверие, будто человек достигает знания

действительности, усваивая как можно больше фактов. В головы учащихся

вдалбливаются сотни разрозненных, не связанных между собою фактов; все их

время и вся энергия уходят на заучивание этой массы фактов, а думать уже

некогда и нет сил. Разумеется, мышление само по себе - без знания фактов -

это фикция, но и сама по себе "информация" может превратиться в такое же

препятствие для мышления, как и ее отсутствие.

Другой способ подавления самостоятельного мышления, тесно связанный с

первым, состоит в том, что всякая истина считается относительной. Истина

рассматривается как метафизическое понятие; если кто-то говорит, что хочет

выяснить истину, то "прогрессивные" мыслители нашего века считают его

отсталым. Утверждается, что истина - это нечто совершенно субъективное,

чуть ли ни дело вкуса; что научное мышление должно быть отделено от

субъективных факторов; что его задача состоит в том, чтобы исследовать мир

без пристрастия и заинтересованности; что ученый должен подходить к фактам

со стерильными руками, как хирург к пациенту, и т.д. Этот релятивизм,

который часто выступает под именем эмпиризма или позитивизма и ссылается на

необходимость точного употребления слов, приводит к тому, что мышление

теряет свой основной стимул - заинтересованность мыслителя; ученый

превращается в машину для регистрации "фактов". Как само мышление развилось

из потребности овладения материальной сферой, так и стремление к истине

коренится в потребностях, в интересах отдельных людей или социальных групп;

без такого интереса не было бы стимула искать истину. Всегда есть группы,

чьим интересам способствует раскрытие истины; представители этих групп

всегда были пионерами человеческой мысли. Есть и другие группы, чьим

интересам способствует сокрытие истины, и заинтересованность становится

вредной для истины лишь в этом последнем случае. Поэтому вопрос не в том,

есть ли заинтересованность, а в том, какого рода эта заинтересованность.

Поскольку каждый человек когда-то проявляет какое-то стремление к истине,

нужно, по-видимому, признать, что в каждом человеке заложена потребность в

ней.

Это справедливо прежде всего в отношении ориентации человека во внешнем

мире, и особенно это касается детей. В детстве каждый человек проходит

стадию слабости, а истина - это сильнейшее оружие тех, у кого нет силы. Но

истина нужна человеку не только для того, чтобы ориентироваться во внешнем

мире; его собственная сила в значительной мере зависит от того, насколько

он знает истину о самом себе. Иллюзии о себе могут послужить костылями для

тех, кто не может ходить без них, но, вообще говоря, они ослабляют

личность. Наивысшая сила индивида основана на максимальном развитии его

личности, а это предполагает максимальное понимание самого себя. "Познай

самого себя" - это одна из главных заповедей силы и счастья человека.

В добавление к упомянутым факторам существуют и другие, активно

содействующие уничтожению тех остатков способности к самостоятельному

мышлению, какие еще сохраняются у среднего взрослого человека. Значительный

сектор нашей культуры имеет единственную функцию: затуманивать все основные

вопросы личной и общественной жизни, все психологические, экономические,

политические и моральные проблемы. Один из видов дымовой завесы

представляет собой утверждение, что эти проблемы слишком сложны, что

среднему человеку их не понять. На самом деле наоборот: большинство проблем

личной и общественной жизни очень просто, настолько просто, что понять их

мог бы практически каждый. Их изображают - и зачастую умышленно - настолько

сложными для того, чтобы показать, будто разобраться в них может только

"специалист", да и то лишь в своей узкой области; и это отбивает у людей

смелость и желание думать самим, подрывает их веру в свою способность

размышлять о насущных проблемах. Индивид чувствует себя безнадежно увязшим

в хаотической массе фактов и с трогательным терпением ждет, чтобы

"специалисты" решили, что ему делать.

Результат такого влияния оказывается двояким: с одной стороны, цинизм и

скептицизм в отношении всего, что пишется и говорится, а с другой - детское

доверие ко всему, что будет сказано с достаточным апломбом. Сочетание

цинизма и наивности весьма типично для современного индивида, а результатом

этого сочетания становится боязнь собственного мышления, собственных

решений.

Другим фактором, парализующим способность к критическому мышлению,

становится разрушение целостного представления о мире. Факты утрачивают то

специфическое качество, которое имели бы, будучи составными частями общей

картины, и приобретают абстрактный, количественный характер; каждый факт

превращается просто в еще один факт, причем существенным кажется лишь то,

больше мы их знаем или меньше. В этом смысле воздействие кино, радио и

газет поистине катастрофично: сообщения о бомбардировке городов и гибели

тысяч людей бесстыдно сменяются - или даже прерываются - рекламой мыла или

вина; тот же диктор, тем же внушительным голосом, в той же авторитетной

манере, в какой он только что излагал вам серьезность политической

ситуации, теперь просвещает свою аудиторию относительно достоинств мыла

именно той фирмы, которая заплатила за передачу; хроника позволяет себе

показывать торпедированные корабли вперемежку с выставками мод; газеты

описывают любимые блюда или банальные изречения новой кинозвезды с такой же

серьезностью, как и крупные события в области науки или искусства, и так

далее.

Все это приводит к тому, что мы теряем подлинную связь с услышанным; оно

нас как бы не касается. Мы перестаем волноваться, наши эмоции и критическое

суждение заторможены; наше отношение ко всему, что происходит в мире,

становится безразличным. Во имя "свободы" жизнь утрачивает какую бы то ни

было целостность; она состоит теперь из массы мелких кусочков, отдельных

один от другого и не имеющих никакого смысла в совокупности. Индивид

оказывается перед грудой этих кусочков, как ребенок перед мозаичной

головоломкой; с той разницей, что ребенок знает, что такое дом, и может

различить его части на своих кубиках, а взрослый не видит смысла того

"целого", части которого попали ему в руки. Он ошарашенно и испуганно

разглядывает эти кусочки и не знает, что с ними делать.

Все сказанное об утрате оригинальности в мыслях и в чувствах относится и к

желаниям. Это особенно трудно заметить; может показаться, что у

современного человека нет недостатка в желаниях, что он знает, чего хочет,

и единственная его проблема - невозможность все свои желания выполнить. Вся

наша энергия уходит на достижение того, чего мы хотим, и большинство людей

никогда не задумывается о первопричине этой деятельности: знают ли они,

чего на самом деле хотят, сами ли они хотят достичь тех целей, к которым

стремятся. В школе они хотят иметь хорошие отметки; повзрослев, хотят как

можно больше преуспеть, больше заработать, добиться большего престижа,

купить лучшую автомашину, поехать в путешествие и т.д. Но если они вдруг

остановятся среди этой неистовой деятельности, то у них может возникнуть

вопрос: "Ну, получу я эту новую работу, куплю эту новую машину, поеду в это

путешествие, что тогда? Что проку во всем этом? Это на самом деле мне

нужно? Не гонюсь ли я за чем-то таким, что должно меня осчастливить, но

надоест мне тотчас, едва я этого добьюсь?" Если такие вопросы появляются,

они пугают, потому что затрагивают самую основу деятельности человека:

знание, чего он хочет. Поэтому люди стремятся поскорее избавиться от этих

тревожных мыслей. Они полагают, что эти вопросы потревожили их лишь из-за

усталости или депрессии, и продолжают погоню за теми целями, которые

считают своими.

Однако здесь проявляется смутное понимание правды - той правды, что

современный человек живет в состоянии иллюзии, будто он знает, чего хочет;

тогда как на самом деле он хочет того, чего должен хотеть в соответствии с

общепринятым шаблоном. Чтобы принять это утверждение, необходимо уяснить

себе, что знать свои подлинные желания гораздо труднее, чем кажется

большинству из нас; это одна из труднейших проблем человеческого бытия. Мы

отчаянно стараемся уйти от этой проблемы, принимая стандартные цели за свои

собственные. Современный человек готов пойти на громадный риск, стараясь

добиться цели, которая считается "его" целью, но чрезвычайно боится риска и

ответственности задать себе подлинно собственные цели. Бурную деятельность

часто считают признаком самостоятельного действия, но мы знаем, что такая

деятельность может быть не более самостоятельной, чем поведение актера или

загипнотизированного человека. Когда ставится пьеса, каждый актер может

очень энергично играть свою роль и даже вставлять какие-то реплики или

детали действия от себя. Но при этом он все-таки всего лишь играет

порученную ему роль.

Весьма трудно определить, насколько наши желания - так же как и мысли и

чувства - не являются нашими собственными, а навязаны нам со стороны; и эта

специфическая трудность тесно связана с проблемой власти и свободы. В ходе

новой истории власть церкви сменилась властью государства, власть

государства - властью совести, а в наши дни эта последняя была вытеснена

анонимной властью здравого смысла и общественного мнения, которые

превратились в орудия конформизации. Освободившись от прежних открытых форм

власти, мы не замечаем, что стали жертвами власти нового рода. Мы

превратились в роботов, но живем под влиянием иллюзии, будто мы

самостоятельные индивиды. Эта иллюзия помогает индивиду сохранять

неосознанность его неуверенности, но на большее она не способна. В

результате личность индивида ослабляется, так что неосознанное чувство

бессилия и неуверенности не только сохраняется, но и крайне возрастает.

Индивид живет в мире, с которым потерял все подлинные связи, в котором все

и вся инструментализованы; и сам он стал частью машины, созданной его

собственными руками. Он знает, каких мыслей, каких чувств, каких желаний

ждут от него окружающие, и мыслит, чувствует и желает в соответствии с

этими ожиданиями, утрачивая при этом свое "я", на котором только и может

быть построена подлинная уверенность свободного человека.

Утрата своего "я" вызывает глубокие сомнения в собственной личности и тем

самым усиливает потребность в приспособлении. Если я представляю собой лишь

то, чего - по моему мнению - от меня ожидают, то кто же я? Мы уже видели,

как с крушением средневекового строя, в котором каждый индивид имел свое

бесспорное место, начались сомнения относительно собственной сущности.

Начиная с Декарта подлинная сущность индивида стала одной из основных

проблем современной философии. Сегодня мы считаем бесспорным, что мы - это

мы; однако сомнение - что же это такое? - не только не исчезло, но, может

быть, даже увеличилось. Это ощущение современного человека выражено в

пьесах Пиранделло. Он ставит вопросы: Кто я? Есть ли у меня доказательства

собственной идентичности, кроме моего физического тела? Его ответы непохожи

на ответы Декарта. Тот утверждал индивидуальную личность, Пиранделло ее

отрицает: у "я" нет собственной сущности, личность является лишь отражением

того, чего ожидают от нее остальные, личность - это "что вам будет угодно".

Такая потеря собственной сущности превращает конформизацию в императив:

человек может быть уверен в себе лишь в том случае, если живет в

соответствии с ожиданиями других. Если мы живем не по общепринятому

сценарию, то рискуем не только вызвать неодобрение и возросшую изоляцию, но

и потерять уверенность в своей сущности, что угрожает психическому

здоровью.

Приспосабливаясь к ожиданиям окружающих, стараясь не отличаться от них,

человек может приглушить свои сомнения по поводу собственной сущности и

приобрести какую-то уверенность. Однако цена за это высока: отказ от своей

спонтанности, индивидуальности и свободы. Психологический робот живет лишь

биологически, эмоционально он мертв; он двигается, как живой, но тем

временем жизнь его, словно песок, уходит сквозь пальцы. Современный человек

изображает удовлетворение и оптимизм, но в глубине души он несчастен, почти

на грани отчаяния. Он судорожно цепляется за все индивидуальное, он хочет

быть "не таким, как все", ведь нет лучшей рекомендации для чего бы то ни

было, чем слова "это что-то особенное". Нам сообщают имя железнодорожного

кассира, у которого мы покупаем билет; сумки, игральные карты и портативные

приемники "персонализованы" инициалами их владельцев. Все это

свидетельствует о жажде "особенного", но это, пожалуй, последние остатки

индивидуальности. Современный человек изголодался по жизни, но поскольку он

робот, жизнь не может означать для него спонтанную деятельность, поэтому он

довольствуется любыми суррогатами возбуждения: пьянством, спортом или

переживанием чужих и вымышленных страстей на экране.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34