скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Свобода и счастье человека скачать рефераты

влияние на дальнейшее развитие европейской мысли, однако основные корни

современного капитализма, его экономической структуры и его духа мы находим

не в итальянской культуре позднего средневековья, а в экономической и

общественной ситуации Центральной и Западной Европы и в выросших из нее

доктринах Лютера и Кальвина.

Основное различие этих двух культур состоит в следующем. Культура

Возрождения представляла общество сравнительно высокоразвитого торгового и

промышленного капитализма; небольшая группа богатых и обладавших властью

индивидов управляла этим обществом, составляя социальную базу для философов

и художников, выражавших дух этой культуры. Реформация, напротив, была

главным образом религией крестьянства и низших слоев городского общества. В

Германии тоже были богатые дельцы, например Фуггеры, но не им были

адресованы новые религиозные доктрины и не они составляли ту основу, на

которой вырос современный капитализм. Как показал Макс Вебер, основой

современного капиталистического развития западного мира стал городской

средний класс.

В соответствии с совершенно различной социальной основой Возрождения и

Реформации естественно и различие духа этих движений '. Некоторые различия

будут видны из дальнейшего рассмотрения теологии Лютера и Кальвина. Мы

сосредоточим внимание на том, как освобождение индивида от прежних уз

повлияло на склад характера представителей городского среднего класса, и

покажем, что протестантство и кальвинизм, давая выражение новому чувству

свободы, в то же время представляли собой бегство от бремени этой свободы.

Вначале мы рассмотрим экономическую и социальную обстановку в Европе,

особенно в Центральной Европе, в начале XVI века, а затем обсудим, каким

образом эта обстановка влияла на личность людей, живших в то время, каким

образом учения Лютера и Кальвина были связаны с этим психологическим

фактором и в какой связи находились эти новые религиозные учения с духом

капитализма .

В средневековом обществе экономическая организация городов была

сравнительно статичной. В конце средних веков ремесленники были объединены

в цехи; каждый мастер имел одного или двух подмастерьев, а количество

мастеров определялось необходимостью удовлетворения общих нужд города. Хотя

среди них всегда были и такие, кто с трудом зарабатывал себе на жизнь, но,

в общем, член цеха мог быть уверен, что его работа его прокормит. Если он

делал хорошие стулья, башмаки, седла и т.д., то этого было достаточно,

чтобы обеспечить ему жизненный уровень, полагавшийся по традиции его

сословию. Он мог рассчитывать на "плоды трудов своих" (не в богословском, а

в простом, экономическом смысле этой формулы). Цехи препятствовали

серьезной конкуренции между своими членами и обязывали их к сотрудничеству

в сферах приобретения сырья, развития технологии и определения цен на

готовую продукцию. В противовес тенденции идеализировать цеховую систему -

вместе со всей средневековой жизнью - некоторые историки отмечают, что цехи

всегда были проникнуты монополистическим духом, стараясь оградить небольшую

группу от всех посторонних. Однако большинство авторов считает, что, даже

если отбросить какую-либо идеализацию, цехи были основаны на взаимном

сотрудничестве и обеспечивали своим членам относительную гарантию

существования (9).

Средневековая торговля, как показал Зомбарт, осуществлялась в основном

множеством очень мелких предпринимателей. Оптовая и розничная торговля еще

не отделились друг от друга, и даже те купцы, которые торговали с другими

странами, как, например, члены Северогерманской Ганзы, занимались и

розничной продажей. Накопление капитала до конца XV века тоже происходило

очень медленно. В этих условиях мелкий предприниматель был значительно

увереннее в своем положении, нежели в экономической обстановке позднего

средневековья, когда стало возрастать значение крупного капитала и оптовой,

монополистической торговли. Вот что говорит о жизни средневекового города

профессор Тоуни: "Многое из того, что сейчас делается механически, в то

время требовало личного и непосредственного участия человека. Поэтому не

было условий для возникновения организаций слишком большого масштаба по

отношению к отдельному человеку, как и для возникновения доктрин, которые

должны были бы избавлять людей от сомнений и настраивать их на стремление к

экономической эффективности" (10).

Это подводит нас к пункту, весьма важному для понимания положения индивида

в средневековом обществе, а именно к этическим взглядам на экономическую

деятельность, отразившимся не только в доктринах католической церкви, но и

в светском законодательстве. Тоуни нельзя заподозрить в попытках

идеализации средневекового мира, потому мы снова сошлемся на него.

Отношение к экономической деятельности было основано на двух главных

предпосылках: "Что экономические интересы второстепенны и должны быть

подчинены подлинному делу человеческой жизни - спасению души; и что

экономическое поведение является одной из сторон личного поведения вообще,

так что на него - как и на другие стороны поведения - распространяются

требования морали".

Дальше Тоуни подробно рассматривает средневековые взгляды на экономическую

деятельность. "Материальное богатство необходимо, поскольку без него люди

не могут существовать и помогать друг другу, но значение его

второстепенно... Экономические мотивы поведения подозрительны. Люди

опасаются силы этих вожделений и не настолько низки, чтобы их одобрять... В

средневековой теории нет места такой экономической деятельности, которая не

связана с моральной целью. Если бы средневековый мыслитель столкнулся с

учением об обществе, основанным на предположении, что стремление к

материальной выгоде является постоянно действующей и существенной силой,

которая вместе с другими естественными силами должна быть признана

самоочевидной и неизбежной,- это учение показалось бы ему не менее

абсурдным и безнравственным, чем социальная философия, построенная на

допущении ничем не ограниченного действия таких постоянно присутствующих

человеческих качеств, как драчливость или сексуальный инстинкт... Как

говорит святой Антоний, богатство существует для человека, а не человек для

богатства... И потому на каждом шагу существуют ограничения, запреты,

предупреждения не позволять экономическим интересам вмешиваться в серьезные

дела. Человеку дозволено стремиться к такому богатству, которое необходимо

для жизни на уровне, подобающем его положению. Но стремление к большему -

это уже не предприимчивость, а жадность, которая есть смертный грех.

Торговля - занятие законное; различие в природных богатствах разных стран

свидетельствует о том, что она предусмотрена Провидением. Но это опасное

дело; человек должен быть уверен в том, что занимается им ради всеобщей

пользы и что прибыли, которые он извлекает, не превышают справедливой

оплаты его труда. Частная собственность необходима, по крайней мере в этом

падшем мире; когда добро принадлежит отдельным людям, а не всем вместе,

люди больше работают и меньше спорят. Но ее приходится терпеть лишь как

уступку человеческой слабости, а сама по себе она отнюдь не желательна;

идеал - если бы только человеческая натура могла до него подняться - это

коммунизм. Имущество, даже в наилучшем случае, представляет собой некоторое

бремя. Оно должно быть добыто законным путем; оно должно принадлежать как

можно большему числу людей; оно должно давать средства для помощи бедным.

Пользоваться им нужно по возможности сообща. Его обладатели должны быть

готовы делиться с теми, кто в нужде, даже если нужда их не достигает

нищеты" (11).

Хотя эти взгляды выражают лишь нормы поведения и не являются точной

зарисовкой реальной экономической практики, они до какой-то степени

отражают подлинный дух средневекового общества.

Относительная стабильность положения ремесленников и торговцев, характерная

для средневекового города, постепенно подтачивалась в течение позднего

средневековья и наконец рухнула полностью в XVI веке. Уже в XIV веке - или

даже раньше - начала усиливаться дифференциация внутри цехов, развивавшаяся

несмотря на все попытки ее предотвратить. Некоторые члены цехов имели

больший капитал и нанимали по пять-шесть подмастерьев вместо одного или

двух. Вскоре в некоторые цехи стали допускать людей лишь с определенным

начальным капиталом. Другие цехи превратились в мощные монополии, которые

извлекли все возможные выгоды из своего положения и эксплуатировали

потребителей как только могли. Вместе с тем многие обедневшие члены цехов

должны были искать какой-то заработок вне своих традиционных занятий; часто

они подрабатывали мелкой торговлей. Многие из них утратили экономическую

независимость и уверенность в своем положении, хотя отчаянно цеплялись за

идеал этой независимости (12).

В связи с таким развитием цеховой системы положение наемных подмастерьев

еще ухудшилось. На мануфактурах Италии и Фландрии обездоленные рабочие -

как целый класс населения - существовали уже в XIII веке, если не раньше;

по сравнению с ними положение подмастерьев в ремесленных цехах было тогда

достаточно надежным. Хотя и не каждый из подмастерьев мог стать мастером и

членом цеха, многие все же становились. Однако чем больше возрастало число

подмастерьев у каждого мастера, чем больший капитал требовался, чтобы стать

мастером, чем более монополистический характер приобретали цехи, тем меньше

перспектив оказывалось у подмастерьев. Ухудшение их экономического и

социального положения приводило к тому, что росло и их недовольство, о чем

свидетельствует появление их собственных организаций, забастовки и даже

бурные мятежи.

Все сказанное о капиталистическом развитии ремесленных цехов в еще большей

степени относится к торговле. Средневековая торговля была по преимуществу

мелкой и внутригородской. В XIV и XV веках быстро росла общенациональная и

международная торговля. Историки расходятся в мнениях относительно того,

когда именно начали развиваться крупные торговые компании, но все согласны

с тем, что в XV веке эти компании уже превратились в монополии, обладавшие

подавляющим капиталом и в одинаковой степени угрожавшие как мелкому

торговцу, так и покупателю. Реформа императора Сигизмунда в XV веке имела

целью обуздать монополии посредством законодательства. Но положение мелкого

предпринимателя становилось все более и более ненадежным; "его влияние было

достаточным лишь для того, чтобы жалобы его были услышаны, но не для того,

чтобы вызвать действенные меры" (13).

Возмущение и злобу мелкого торговца по отношению к монополиям красноречиво

выразил Лютер в памфлете "О торговле и лихоимстве" , напечатанном в 1524

году. "Они наложили руку на все товары и открыто используют все уловки, о

которых мы говорили; они повышают и понижают цены как им угодно и тем

разоряют и губят всех мелких торговцев, словно щука мелкую рыбешку, как

будто они владыки над твореньями Божьими и нет для них никаких законов веры

и любви". Эти слова Лютера могли бы быть написаны сегодня. Страх и

ненависть, с которыми средний класс относился к богатым монополистам в XV-

XVI веках, во многом напоминают чувства нынешнего среднего класса по

отношению к монополиям и могущественным капиталистам.

Роль капитала усиливалась и в промышленности. Характерный пример дает

горная промышленность. Первоначально доля каждого члена горного цеха была

пропорциональна той работе, которую он выполнял сам. Но уже в XV веке

прибыли зачастую делились между капиталистами, которые сами не работали; а

работа все в большем объеме выполнялась наемными рабочими, получавшими

плату, но не имевшими доли в прибылях предприятия. Тот же процесс

капиталистического развития происходил и в других отраслях промышленности,

что усиливало тенденции, возникшие в ремесленных цехах и в торговле:

усиление роли капитала, увеличение дистанции между богатыми и бедными,

возрастающее недовольство бедных классов.

В отношении положения крестьянства мнения историков расходятся. Однако

приведенный ниже анализ Шапиро, по-видимому, достаточно согласуется с

результатами большинства исследователей. "Несмотря на эту видимость

процветания, условия жизни крестьянства быстро ухудшались. В начале XVI

века лишь меньшинство крестьян были подлинными хозяевами той земли, которую

они обрабатывали, и имели представительство в местных органах

самоуправления, что в средние века служило признаком классовой

независимости и равенства. Огромное большинство составляли Носите - класс

лично свободных людей, обязанных отрабатывать барщину или по соглашению

платить оброк за пользование землей... Именно они были ядром всех

крестьянских восстаний. Средний крестьянин, живший в полунезависимой общине

рядом с имением землевладельца, понимал, что увеличение оброка и барщины

фактически превращает его в крепостного раба, а деревенскую общину - в

часть господского имения" (14).

Экономическое развитие капитализма сопровождалось значительными изменениями

в психологической атмосфере. К концу средних веков жизнь стала насыщаться

духом беспокойства. Возникло современное понятие времени, минуты приобрели

ценность. Симптомом этого нового чувства времени стал тот факт, что в

Нюрнберге куранты начали отбивать четверти часа именно в XVI веке (15) .

Чрезмерное количество праздников стало казаться бедствием; время стало

настолько ценным, что его уже нельзя было тратить без пользы. Труд все

больше превращался в наивысшую ценность. Развилось новое отношение к работе

- настолько требовательное, что в среднем классе возникло возмущение

экономической неэффективностью церковных учреждений. Нищенствующие

монашеские ордена вызывали негодование: раз они непроизводительны - они

безнравственны. Продуктивность приобрела роль одной из высочайших моральных

ценностей. В то же время стремление к богатству и материальному успеху

стало всепоглощающей страстью. Проповедник Мартин Бутцер говорил: "Все

вокруг ищут занятий, дающих наибольшую выгоду. Все готовы променять науки и

искусства на самый низменный ручной труд. Все умные головы, наделенные

Господом способностями к более благородным наукам, захвачены коммерцией, а

она в наши дни столь проникнута бесчестностью, что стала наипоследнейшим

делом, которым мог бы заниматься достойный человек" (16).

Описанные нами экономические перемены имели одно чрезвычайно важное

следствие, касавшееся каждого. Средневековая социальная система была

разрушена, а вместе с нею и та стабильность и относительная безопасность,

которые она давала индивиду. Теперь, с началом капитализма, все классы

общества пришли в движение. Не существовало больше определенного места в

экономической структуре, которое могло бы считаться естественным и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34