скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Свобода и счастье человека скачать рефераты

нежели вера и надежда,- это лишь мечты расстроенного воображения" .

Доктрина предопределения имеет двоякий психологический смысл. С одной

стороны, она выражает и усиливает чувство беспомощности и ничтожности

индивида. Ни одна доктрина не могла бы более отчетливо сформулировать

бессмысленность человеческой воли, человеческих усилий. Решение судьбы

человека полностью изъято из его рук; человек не может сделать ничего,

чтобы изменить это решение, он лишь безвольное орудие в руках бога. Другой

смысл этой доктрины состоит - как и у Лютера - в том, что она должна

заглушить иррациональные сомнения, которые у последователей Кальвина и у

него самого имели тот же характер, что у лютеран и самого Лютера. На первый

взгляд кажется, что доктрина предопределения должна, скорее, усиливать, а

не заглушать эти сомнения. Не должен ли человек еще больше терзаться

сомнениями, если он узнает, что еще до рождения ему предназначено то ли

спасение, то ли вечное проклятие? Как может он быть уверен в своей участи?

Хотя Кальвин не утверждал, что такую уверенность можно как-то обосновать,

фактически и он сам, и его последователи были убеждены, что они принадлежат

к избранным;

эта убежденность происходила из того же механизма самоуничижения, о котором

мы говорили, рассматривая доктрину Лютера. При такой убежденности доктрина

предопределения дает неколебимую уверенность: человек не может совершить

ничего такого, что угрожало бы его спасению, поскольку это спасение

предопределено еще до его рождения и никак не зависит от его поступков.

Снова, как и в случае с Лютером, сомнение порождает потребность в

абсолютной уверенности. Но хотя доктрина предопределения, казалось бы, дает

такую уверенность, сомнение все же остается где-то в глубине, и его

необходимо снова и снова подавлять все растущей фанатической верой в то,

что религиозная община, к которой принадлежит человек, как раз и является

избранной богом частью человечества.

В кальвинистской доктрине предопределения есть одна сторона, которую

необходимо отметить особо, поскольку эта идея была поднята на щит в

идеологии нацизма. Это - принцип прирожденного неравенства людей. Для

Кальвина существовали две категории людей: те, что будут спасены, и те,

которым предназначено вечное проклятие. Поскольку эта судьба назначена еще

до рождения, никто не в состоянии ее изменить, что бы он ни делал в течение

своей жизни. Таким образом человеческое равенство отрицается в принципе:

люди созданы неравными. Из этого принципа вытекает и невозможность

солидарности между людьми, поскольку отрицается сильнейший фактор, лежащий

в основе этой солидарности,- общность человеческой судьбы. Кальвинисты

наивно полагали, что они - избранники, а все остальные прокляты богом.

Очевидно, что в этом убеждении проявляется психологическая подоплека:

презрение и ненависть к людям, та самая ненависть, которую они приписали

богу. И хотя современное мышление вело к возрастающему признанию равенства

людей, кальвинистский принцип никогда не исчезал окончательно. Доктрина,

утверждающая, что люди не равны в силу их расовой принадлежности, является

выражением все того же принципа. Рационализация здесь другая, но

психологическое содержание то же самое.

Второе отличие кальвинизма от учения Лютера - очень существенное отличие -

состоит в утверждении важности моральных усилий и добродетельной жизни.

Никакими усилиями человек не может изменить свою судьбу, но сам факт его

усилий является знаком его принадлежности к спасенным. Добродетели,

которыми должен обладать человек,- это скромность и умеренность ,

справедливость, в том смысле, что каждый должен получить причитающуюся ему

долю, и благочестие, соединяющее человека с богом. В дальнейшем

добродетельной жизни и непрерывным усилиям кальвинизм придавал все большее

значение, особенно утверждая, что успехи в земной жизни, вытекающие из этих

усилий, являются знаком спасения (25).

В том, что кальвинизм так настойчиво подчеркивал необходимость

добродетельной жизни, заключался особый психологический смысл. Кальвинизм

требует, чтобы человек постоянно старался жить по-божески и никогда не

ослаблял этого стремления; оно должно быть непрерывным. Эта доктрина

находится в видимом противоречии с доктриной бесполезности усилий человека

для его спасения; гораздо более подходящим ответом кажется фаталистический

отказ от любого усилия, однако некоторые психологические соображения

показывают, что это не так. Тревога, чувство бессилия и ничтожности,

особенно сомнения относительно своей участи после смерти,- все эти факторы

создают гнетущее душевное состояние, которого практически никто не может

выдержать. Трудно представить себе человека, который испытывал бы такой

страх и при этом был бы способен отдыхать, радоваться жизни и спокойно

смотреть в будущее. Избавиться от невыносимого состояния неуверенности, от

парализующего чувства собственного убожества можно только тем способом,

который так отчетливо предлагает кальвинизм: развить лихорадочную

деятельность, делать что-нибудь . При этом активность приобретает

принудительный характер: индивид должен быть деятелен, чтобы побороть свое

чувство сомнения и бессилия. Усилия и активность такого рода происходят не

из внутренней силы и уверенности в себе; это отчаянная попытка избавиться

от тревоги.

Этот механизм легко наблюдать во время приступов панического страха.

Человек, который в течение ближайших часов должен узнать у врача диагноз

своей болезни - а диагноз может оказаться роковым,- вполне естественно,

находится в состоянии тревоги и страха. Как правило, он не станет спокойно

сидеть и ждать; гораздо чаще тревога - если только не парализует его -

погонит его что-либо делать. Он станет вышагивать взад и вперед, начнет

задавать вопросы, разговаривать с каждым, кто попадется, прибирать свой

стол, писать письма и т.д. Он может и продолжать свою обычную деятельность,

но более активно, лихорадочно. Какую бы форму ни принимала его активность,

эти усилия стимулируются беспокойством и направлены на подавление чувства

бессилия.

Усилие в кальвинистской доктрине имеет еще и другой психологический смысл.

Сам факт неутомимости человека в его усилиях, какие-то достижения в

моральном совершенствовании или в мирских делах служат более или менее

явным признаком того, что человек принадлежит к числу избранных.

Иррациональность такого вынужденного усилия состоит в том, что деятельность

служит не достижению какого-то результата, а выяснеет линию будущего;

причем это будущее предопределено заранее и не зависит от деятельности

человека, находится вне его контроля. Этот механизм хорошо известен у

невротиков. Когда такие люди боятся результатов какого-либо начинания,

важного для них, то в ожидании ответа они могут считать окна зданий или

деревья на улице: если получится четное число, человек чувствует, что все

будет в порядке; если нечетное - это знак, что дело худо. Часто такое

сомнение относится не к какому-то определенному моменту, а ко всей жизни

человека; в этом случае стремление увидеть "знак" будет непреходящим.

Нередко связь между таким подсчетом - деревьев, камней, игрой в карты и

т.п. - и сомнениями, тревогой является неосознанной. Человек может

пристраститься к картам из-за смутного чувства беспокойства, и только

анализ обнажает скрытую функцию этой его деятельности - отгадать будущее.

В кальвинизме такой смысл усилия стал частью религиозного учения. Сначала

это относилось главным образом к моральному усилию. Но с течением времени

акцент все больше смещался в сторону мирской деятельности и результатов

этой деятельности. Таким образом, экономический успех превратился в знак

милости божьей, а неуспех - в знак проклятия.

Из этого рассуждения видно, что стремление к непрерывному усилию,

неустанной работе отнюдь не противоречит принципиальному убеждению в

бессилии человека, а, напротив, является психологическим результатом этого

убеждения. Таким образом, усилия и работа приобрели совершенно

иррациональный характер. Они не могут изменить судьбу, предначертанную

богом, не зависящую ни от каких усилий человека, а служат лишь средством

заранее узнать эту предначертанную судьбу. В то же время лихорадочная

деятельность помогает справиться с невыносимым ощущением беспомощности.

Можно считать, что новое отношение к усилию и труду, ставшему самоцелью,-

это важнейший психологический сдвиг, какой произошел в человеке с конца

средних веков. В каждом обществе человек должен трудиться, чтобы жить.

Многие общества решали эту проблему, возлагая труд на рабов и позволяя

свободным гражданам посвящать себя "более благородным" занятиям. В таких

обществах работа была недостойна свободного человека. В средневековом

обществе бремя труда тоже было распределено между разными классами

социальной иерархии отнюдь не равномерно, существовала достаточно тяжелая

эксплуатация. Но отношение к труду было не таким, какое развилось

впоследствии, в Новое время. Труд не имел абстрактного характера, он

состоял не в производстве каких угодно товаров, которые, может быть,

удастся выгодно продать на рынке. Человек работал на конкретный спрос и

имел конкретную цель: заработать себе на жизнь. В то время, как специально

показал Макс Вебер, не было никакого стимула работать больше, чем

необходимо для поддержания традиционного жизненного уровня. Вероятно, в

некоторых группах средневекового общества работа доставляла труженикам

удовлетворение - как реализация их творческих возможностей,- но большинство

работало потому, что им приходилось работать, и эта необходимость была

обусловлена давлением извне. В современном обществе появилась новая черта:

людей стало побуждать к работе не столько внешнее давление, сколько

внутренняя потребность, заставляющая их трудиться с такой интенсивностью,

какая в другом обществе была бы возможна лишь у самого строгого хозяина.

Внутренняя потребность гораздо эффективнее любого внешнего давления для

мобилизации всех сил человека. Внешнее принуждение всегда вызывает

психологическое противодействие, которое снижает производительность труда

или делает людей неспособными к решению задач, требующих ума, инициативы и

ответственности. Побуждение к труду, при котором человек сам становится

своим надсмотрщиком, этих качеств не блокирует. Нет сомнения, что

капитализм не смог бы развиваться, если бы преобладающая часть человеческой

энергии не была направлена на работу. В истории нет другого периода, когда

свободные люди столь полно отдавали свою энергию единственной цели -

работе. Стремление к неустанному труду стало одной из главных

производительных сил, не менее важной для развития нашей промышленной

системы, чем пар и электричество. До сих пор мы говорили главным образом о

тревоге и чувстве бессилия, которые владели типичным представителем

среднего класса. Теперь мы должны рассмотреть другие черты его характера,

лишь вскользь упомянутые прежде: враждебность и завистливость.

Неудивительно, что в среднем классе эти черты развивались очень интенсивно.

Когда эмоции и чувственные потребности человека подавляются, когда, сверх

того, угрожают его существованию, нормальной реакцией человека становится

враждебность. Как мы видели, средний класс в целом испытывал и

подавленность, и серьезную угрозу; особенно это относится к тем его

представителям, которые не могли воспользоваться преимуществами

нарождавшегося капитализма. Усилению этой враждебности способствовали

роскошь и могущество, которыми обладали и кичились капиталисты - небольшая

группа, включавшая в себя и верхушку церковной иерархии. Естественным

результатом была зависть к этой группе. Но представители среднего класса не

могли найти для этой зависти и враждебности прямого выражения, которое было

возможно для низших классов. Те ненавидели своих эксплуататоров, мечтали

свергнуть их власть и потому могли позволить себе не только испытывать, но

и открыто проявлять свою враждебность.

Высший класс тоже мог открыто проявлять свою роскошь, силу, свою

агрессивность в стремлении к власти. Представители среднего класса были

консервативны; они хотели стабилизировать общество, а не подрывать его;

каждый из них надеялся преуспеть и принять участие в общем развитии.

Поэтому их враждебность не могла проявляться открыто, даже осознать ее было

невозможно: ее надо было подавлять. Однако подавление враждебности не

уничтожает ее, а только уводит из сознательного восприятия. Более того,

враждебность подавления, не находящая прямого выражения, разрастается до

такой степени, что овладевает человеком целиком, определяя его отношение ко

всем окружающим и к себе самому, но в замаскированной, рационализированной

форме.

Лютер и Кальвин воплотили эту всепоглощающую враждебность. Дело не только в

том, что они сами - лично - принадлежали к величайшим человеконенавистникам

среди ведущих исторических деятелей, во всяком случае, среди религиозных

лидеров. Гораздо важнее, что их учения проникнуты духом враждебности и

могли быть привлекательны только для людей, объятых той же напряженной

подавленной враждебностью. Ярче всего эта враждебность проявляется в их

представлении о боге, особенно в учении Кальвина. Хотя мы все знакомы с

этой концепцией, но часто не вполне отдаем себе отчет в том, что значит

представлять себе бога столь деспотичным и безжалостным, каков бог

Кальвина, приговоривший часть человечества к вечным мукам без всякого

оправдания или объяснения, кроме того, что это является проявлением его

власти и могущества. Сам Кальвин, конечно, был озабочен очевидными

возражениями, которые могли быть выдвинуты против этой концепции; но более

или менее искусные конструкции, изобретенные им, чтобы сохранить образ

справедливого и любящего бога, выглядят совершенно неубедительно. Образ

бога-деспота, которому нужна безграничная власть над людьми, их покорность,

их уничижение,- это проекция собственной завистливости и враждебности

среднего класса.

Враждебность и завистливость проявляются и в отношении к людям. Как

правило, это принимает форму негодования, возмущения, которое остается

характерной чертой среднего класса со времен Лютера и до Гитлера. Этот

класс, в действительности завидуя богатым и сильным, способным наслаждаться

жизнью, рационализировал свою неприязнь и зависть в терминах морального

негодования, в убеждении, что эти высшие слои будут наказаны вечным

проклятием '. Но напряженная враждебность по отношению к людям нашла и

другое воплощение. Режим правления, установленный Кальвином в Женеве, был

проникнут духом враждебности и подозрительности каждого к каждому; в этом

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34