скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Свобода и счастье человека скачать рефераты

выражать свою сущность, не стесненную больше теми узами, которые

ограничивали ее прежде. Но при этом ребенок освобождается от мира,

дававшего ему безопасность и покой. Процесс индивидуализации - это процесс

усиления и развития его личности, его собственного "я"; но в ходе этого

процесса утрачивается идентичность с остальными людьми, ребенок отделяется

от них. Прогрессирующее отделение может привести к изоляции, которая

перерастает в потерянность и порождает интенсивную тревогу и неуверенность;

оно же может привести и к принципиально новой близости: к солидарности с

другими людьми, если ребенок окажется в состоянии развить в себе внутреннюю

силу и творческую активность, которые являются предпосылками этого нового

типа связанности с миром.

Если бы каждый шаг в направлении отделения и индивидуализации сопровождался

соответствующим ростом личности, развитие ребенка было бы гармонично.

Этого, однако, не происходит. В то время как процесс индивидуализации

происходит автоматически, развитие личности сдерживается целым рядом

психологических и социальных причин. Разрыв между этими тенденциями

приводит к невыносимому чувству изоляции и бессилия, а это в свою очередь

приводит в действие психические механизмы, которые будут описаны ниже как

механизмы избавления, бегства.

Историю человека можно рассматривать как процесс растущей индивидуализации

и растущего освобождения также и в филогенетическом плане. Именно первые

шаги, направленные к освобождению от принуждающих инстинктов, вывели

человека из дочеловеческого состояния. Под инстинктами мы понимаем

специфические шаблоны деятельности, обусловленные наследственными нервными

структурами, которые в чистом виде можно наблюдать только в животном мире

(4) . Чем ниже уровень развития животного, тем в большей степени его

приспособление к природе и вся его деятельность определяются механизмами

инстинктивных и рефлекторных действий. Знаменитая сложная организация жизни

некоторых насекомых основана исключительно на инстинктах. Но чем уровень

развития животного выше, тем более гибким является его поведение. И тем

менее всеохватывающей оказывается врожденная адаптация при его появлении на

свет. Эта тенденция достигает вершины у человека. При рождении он самое

беспомощное из всех животных; его приспособление к природе основано главным

образом на процессе обучения, а не на инстинктивной предопределенности.

"Инстинкт... это ослабленная, если не исчезающая категория у высших форм

животных, в особенности у человека" (5).

Человеческое существование начинается тогда, когда достигает определенного

предела развитие деятельности, не обусловленной врожденными механизмами:

приспособление к природе утрачивает принудительный характер, и способы

действий уже не определяются наследственностью, инстинктами. Иными словами,

человеческое существование и свобода с самого начала неразделимы. Здесь

имеется в виду не позитивная "свобода чего-то" а негативная "свобода от

чего-то" - в данном случае свобода от инстинктивной предопределенности

действий.

Такая свобода представляет собой весьма сомнительное преимущество. Человек

рождается без врожденной способности к необходимым действиям, какая есть у

животных (6) ; он зависит от родителей дольше, чем любое из них; его

реакции на окружающую обстановку не так быстры и не так эффективны, как

инстинктивные действия, выполняемые автоматически. Он подвержен всем

опасностям и страхам, проистекающим из этой недостаточности его врожденных

инстинктов. Однако именно эта беспомощность явилась той почвой, на которой

развился и вырос человек: биологическое несовершенство человека обусловило

появление цивилизации.

С самого начала своего существования человек сталкивается с выбором между

различными способами действий. У животных существуют непрерывные цепи

рефлекторных реакций, которые начинаются со стимула, например голода, и

ведут к более или менее строго определенному поведению, позволяющему

избавиться от напряжения, вызываемого стимулом. У человека эти цепи

разорваны. Стимулы присутствуют, но способы удовлетворения - "открытые", то

есть человек должен выбирать между различными действиями; он начинает

думать. Его роль по отношению к природе меняется: вместо того, чтобы

действовать на основе инстинктивной предопределенности, человеку приходится

оценить в уме различные способы действия; от пассивного приспособления он

переходит к активному, то есть начинает трудиться. Он изобретает орудия

труда и тем самым, овладевая природой, отделяется от нее все больше и

больше. Он начинает смутно осознавать, что он - или, точнее, группа, к

которой он принадлежит,- это не то же самое, что природа вокруг. В нем

пробуждается сознание трагичности своей судьбы: быть частью природы, но не

вписываться в нее. Он осознает, что в конце концов его ожидает смерть, хотя

и пытается отрицать это в различных фантазиях.

Фундаментальная связь между человеком и свободой чрезвычайно показательно

отображена в библейском мифе об изгнании из рая. Миф отождествляет начало

человеческой истории с актом выбора, но при этом особо подчеркивает

греховность этого первого акта свободы и те страдания, которые явились его

следствием. Мужчина и женщина живут в садах Эдема в полной гармонии друг с

другом и природой. Там мир и покой, там нет нужды в труде; нет выбора, нет

свободы, даже размышления не нужны. Человеку запрещено вкушать от древа

познания добра и зла. Он нарушает этот запрет и лишает себя гармонии с

природой, частью которой он являлся, пока не вышел за ее пределы. С точки

зрения церкви, представляющей собой определенную структуру власти, этот

поступок является бесспорно греховным. Однако с точки зрения человека, это

- начало человеческой свободы. Нарушив установленный богом порядок, он

освободился от принуждения, возвысился от бессознательного

предчеловеческого существования до человеческого. Нарушение запрета,

грехопадение, в позитивном человеческом смысле является первым актом

выбора, актом свободы, то есть первым человеческим актом вообще. Согласно

мифу, формально грех состоял в том, что человек вкусил от древа познания.

Таким образом, акт неподчинения, акт свободы прямо связывается с началом

человеческого мышления.

Миф говорит и о других последствиях этого первого акта свободы. Разрушается

первоначальная гармония между человеком и природой. Бог объявляет войну

между мужчиной и женщиной, между человеком и природой. Человек отделился от

природы; став "индивидом", он сделал первый шаг к тому, чтобы стать

человеком. Он совершил первый акт свободы, и миф подчеркивает страдания,

возникшие в результате этого акта. Обособившись от природы, отделившись от

другого человеческого существа, человек видит себя нагим и ощущает стыд. Он

одинок и свободен, но беспомощен и напуган. Только что обретенная свобода

оборачивается проклятием: человек свободен от сладостных уз рая, но не

свободен сам собой руководить, не может реализовать свою личность. "Свобода

от..." не идентична позитивной свободе. Выход человека из природы - это

длительный процесс; человек остается в значительной степени привязан к тому

миру, из которого вышел; он остается частью природы. Тут и земля, на

которой он живет, и солнце, и луна, и звезды; деревья, и цветы, и животные,

и люди, с которыми он связан кровным родством. Первобытные религии

свидетельствуют о чувстве единства человека с природой. Живая и даже

неживая природа является в них частью человеческого мира; иными словами,

человек сам остается еще частью мира природы.

Первичные узы блокируют его человеческое развитие. Они стоят на пути

развития его разума и критических способностей; они позволяют ему

осознавать себя и других лишь в качестве членов племени, социальной или

религиозной общины, а не в качестве самостоятельных человеческих существ.

Другими словами, первичные узы мешают человеку стать свободным творческим

индивидом, самостоятельно определяющим собственную жизнь. Но это лишь одна

сторона дела, а есть еще и другая. Та же идентичность с природой, племенем,

религией дает индивиду ощущение уверенности. Он принадлежит к какой-то

целостной структуре, он является частью этой структуры и занимает в ней

определенное, бесспорное место. Он может страдать от голода или угнетения,

но ему не приходится страдать от наихудшего - от полного одиночества и

сомнений.

Как видим, процесс развития человеческой свободы имеет тот же

диалектический характер, какой мы обнаружили в процессе индивидуального

роста. С одной стороны, это процесс развития человека, овладения природой,

возрастания роли разума, укрепления человеческой солидарности. Но с другой

- усиление индивидуализации означает и усиление изоляции, неуверенности; а

следовательно, становится все более сомнительным место человека в мире и

смысл его жизни. Вместе с этим растет и чувство бессилия и ничтожности

отдельного человека.

Если бы процесс развития человечества был гармоничным, если бы он следовал

определенному плану, то обе стороны этого развития - растущее могущество и

растущая индивидуализация - могли бы уравновеситься. На самом же деле

история человечества - это история конфликта и разлада.

Каждый шаг по пути большей индивидуализации угрожал людям новыми

опасностями. Первичные узы, уже разорванные, невосстановимы; человек не

может вернуться в потерянный рай. Для связи индивидуализированного человека

с миром существует только один продуктивный путь: активная солидарность с

другими людьми, спонтанная деятельность (любовь и труд), которые снова

соединяют его с миром, но уже не первичными узами, а как свободного и

независимого индивида.

Однако если экономические, социальные и политические условия, от которых

зависит весь процесс индивидуализации человека, не могут стать основой для

такой позитивной реализации личности, но в то же время люди утрачивают

первичные связи, дававшие им ощущение уверенности, то такой разрыв

превращает свободу в невыносимое бремя: она становится источником сомнений,

влечет за собой жизнь, лишенную цели и смысла. И тогда возникает сильная

тенденция избавиться от такой свободы: уйти в подчинение или найти какой-то

другой способ связаться с людьми и миром, чтобы спастись от неуверенности

даже ценой свободы.

История Европы и Америки с конца средних веков - это история полного

обособления индивида. Этот процесс начался в Италии в эпоху Возрождения и,

по-видимому, достиг своей наивысшей точки только сейчас. Потребовалось

больше четырехсот лет, чтобы разрушить средневековый мир и освободить людей

от самых явных ограничений. Во многих отношениях индивид вырос, развился

умственно и эмоционально; степень его участия в культурных достижениях

приобрела не слыханные прежде масштабы. Но в то же время диспропорция между

свободой от каких-либо связей и ограниченными возможностями для позитивной

реализации свободы и индивидуальности привела в Европе к паническому

бегству от свободы в новые узы или по меньшей мере к позиции полного

безразличия.

Наше исследование значения свободы для современного человека мы начнем с

анализа той обстановки, которая существовала в Европе в средние века и в

начале Нового времени. В этот период экономический базис западного общества

претерпел радикальные перемены, которые сопровождались столь же

радикальными изменениями в психике человека. Тогда же возникла и новая

концепция свободы, получившая наиболее яркое идеологическое выражение в

новых религиозных доктринах Реформации. Понимание свободы в современном

обществе невозможно без рассмотрения этого периода, в течение которого

закладывались основы современной культуры. Именно тогда - в начале

формирования современного человека - яснее, чем в любое последующее время,

проявилась та cвойственность свободы, с которой мы имеем дело в течение

всего Нового времени: с одной стороны, растущая независимость человека от

внешних властей, с другой - его растущая изолированность, а в результате и

растущее чувство ничтожности и бессилия. Мы сможем лучше понять новые

элементы в характере современного человека, если проследим их

возникновение. Изучая основные особенности капитализма и индивидуализма у

самых истоков их появления, мы можем сопоставить их с экономической

системой и с типом характера личности, которые фундаментально отличались от

наших. Именно этот контраст позволяет лучше осветить характерные черты

современной социальной системы и то влияние, которое она оказывает на

характеры людей, живущих в этой системе. А отсюда и особенности нового

духа, возникшего в результате этих изменений в человеческой психике.

В следующей главе будет показано, что условия эпохи Реформации были гораздо

ближе к современным, чем это кажется на первый взгляд. Несмотря на все

очевидные различия между двумя эпохами, с XVI века, пожалуй, не было

другого периода, который был бы настолько похож на нынешнее время - с точки

зрения двойственного смысла свободы,- как период Реформации. Реформация -

это один из источников идеи свободы и автономии человека в том виде, как

эта идея представлена в современных демократиях. Всегда подчеркивается

именно этот аспект Реформации, особенно в некатолических странах. При этом,

однако, забывают о другом аспекте Реформации: об ее акценте на порочность

человеческой натуры, на ничтожность и беспомощность индивида, на

необходимость подчинения индивида внешней силе. Та же идея ничтожности

отдельной личности, ее принципиальной неспособности полагаться на себя, ее

потребности в подчинении составляет главный тезис идеологии Гитлера, в

которой, однако, не нашлось места для понятий свободы и моральных

принципов, характерных для протестантства.

Это идеологическое подобие не единственное, что делает изучение XV и XVI

веков особенно полезным для понимания современной картины. Налицо также

фундаментальное сходство социальной обстановки. Я постараюсь показать, как

от этого сходства зависит сходство идеологическое и психологическое. В те

времена, как и ныне, традиционные жизненные устои значительной части

населения находились под угрозой вследствие революционных перемен в

экономическом и социальном плане; средний класс, как и теперь, испытывал

особенно сильный страх перед подавляющей мощью крупного капитала и

монополий, и этот страх оказывал существенное влияние на дух и идеологию

той части общества, которая находилась под угрозой, обостряя чувства

одиночества и бессилия, присущие отдельно взятым людям.

(1) Здесь надо отметить, что фрустрация инстинктов сама по себе

враждебности не вызывает. Что возбуждает в ребенке чувство бессилия и

вытекающую из него враждебность, это - подавление его

(2) Jean Piaget. The Moral Judgment of the Child. Harcourt, Brace & Co.,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34