скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Анализ состояния и перспективы развития транспортной системы скачать рефераты

др.

К прочим конъюнктурообразующим факторам относятся такие, как военные и

социальные конфликты, стихийные бедствия, а также "разовые" события:

кинофестивали, олимпиады, международные спортивные состязания, различные

форумы и т. п.

Таковы лишь основные конъюнктурообразующие факторы, которых можно

насчитать не менее 100. И хотя их влияние на состояние рынка воздушных

перевозок не равнозначно, все они должны приниматься во внимание при

анализе и прогнозировании конъюнктуры рынка международных воздушных

перевозок.

Следует заметить, что изучение конъюнктуры рынка авиационных

перевозок, как правило, ведут отдельные авиакомпании, имея узкую

практическую увязку с интересами конкретной авиакомпании. При этом

специалисты авиакомпаний в большинстве случаев часто эмпирически подходят к

анализу и прогнозу конъюнктуры, подменяя качественные явления в

исследовании внутренних закономерностей конъюнктуры выявлением внешних

количественных соотношений для практического использования. Тем не менее, в

процессе анализа и прогнозирования конъюнктуры рынка авиакомпании учитывают

все основные факты, влияющие на формирование спроса на воздушные перевозки.

Особое внимание при этом уделяется изучению и прогнозированию конъюнктуры

мирового рынка воздушных перевозок, так как риск, связанный с падением

спроса на воздушные перевозки в мире, весьма велик, он сопряжен с крупными

финансовыми затратами и в отдельных случаях может даже привести и уже

нередко приводит к финансовому краху отдельных авиакомпаний.

Как пример, можно привести ошибки в прогнозировании мирового рынка

воздушного транспорта, допущенные в начале 70-х годов крупнейшими

капиталистическими авиакомпаниями, и связанные с ними избыточные закупки

широкофюзеляжных самолетов, которые привели к избыточному предложению

располагаемых самолето-кресел на многих авиалиниях. Самолеты этих

авиакомпаний на большинстве трансатлантических и транстихоокеанских линий

совершали полеты с большой недогрузкой. Многие авиакомпании оказались на

грани разорения, ряд авиакомпаний обанкротился.

Следует отметить, что прогнозирование конъюнктуры мирового рынка

воздушных перевозок экономистами капиталистических авиакомпаний имеет одну

общую принципиальную ошибку – не учитывается циклический характер колебаний

конъюнктуры капиталистического хозяйства. Они всячески стараются

подчеркнуть случайный характер конъюнктурных колебаний, отсутствие в них

внутренней закономерности. Так, не был учтен кризисный цикл середины 70-х

годов и совпавший с ним топливно-энергетический кризис.

Еще одним ярким примером печальных последствий неправильного

прогнозирования мировой конъюнктуры авиационных перевозок является

критическое положение самолетостроительных компаний Англии и Франции,

перенацеливших свое производство на выпуск сверхзвукового пассажирского

самолета "Конкорд", а также авиакомпаний "Эр Франс" и "Бритиш эруэйз",

закупивших эти самолеты. Эти авиакомпании несут крупные убытки от

эксплуатации энергоемких сверхзвуковых самолетов, и считавшиеся престижными

авиалинии "Конкордов" держатся только за счет дотации государств, которые

покрывают свыше 80 % расходов по эксплуатации этих авиалиний. В настоящее

время эти авиакомпании уже отказались от полетов "Конкордов" на большинстве

международных авиалиний и, по-видимому, скоро вообще прекратят эксплуатацию

этих убыточных самолетов.

Основными задачами изучения рынка международных воздушных перевозок,

как и целями всех конъюнктурных исследований авиакомпаний, являются

выявление и освоение рынка.

Выявление рынка заключается в определении спроса и предложения, т.е.

ответа на два главных вопроса: 1) где имеется спрос на перевозки, каков

этот спрос в данный момент и каков прогнозируемый потенциальный спрос; 2)

какова степень удовлетворения спроса на перевозки регулярными и

нерегулярными авиакомпаниями, а также другими видами транспорта.

Освоение рынка состоит в разработке и осуществлении мероприятий по

формированию спроса на перевозки данной авиакомпанией и его удовлетворению

на конкретном рынке. Сложность решения задачи по освоению рынка заключается

в том, что в настоящее время практически все региональные рынки поделены

между ведущими авиакомпаниями, главенствующими на том или ином рынке, и

авиакомпания, вступающая на рынок, должна реально представлять, на какую

долю перевозок на данном рынке она может претендовать в данный момент, и

каковы шансы на ее успех в конкурентной борьбе с другими авиакомпаниями и

другими видами транспорта в перспективе.

Изучение рынка международных воздушных перевозок и прогнозирование его

конъюнктуры позволяет установить, между какими парами пунктов целесообразно

начать воздушные перевозки и какие располагаемые провозные мощности

(емкость и частота движения) будут оптимальными на данном этапе и в

перспективе. Ответ на эти вопросы может дать системный анализ и

прогнозирование конъюнктуры рынка международных воздушных перевозок.

Анализ конъюктуры рынка проводится как по отдельным местным рынкам,

так и по региональным рынкам, с тем чтобы выявить состояние конъюктуры во

всех интерисующих авиакомпанию географических районах, а также в мировом

масштабе в целом. Оценка состояния конъюнктуры рынка воздушных перевозок

производится в виде анализа состояния рынка на определенное время, а также

в виде краткосрочных и долгосрочных прогнозов с учетом перевозок всеми

видами транспорта.

Изучение потенциальных возможностей компаний-конкурентов на данных

рынках проводится с целью выявления условий конкуренции, определяемых

стихийным характером взаимодействия между авиакомпаниями, а также другими

видами транспорта, действующими на данном рынке. Изучение деятельности и

перспективная оценка возможностей компаний-конкурентов на данном рынке

проводится различными способами, такими как анализ коммерческой статистики

перевозок различными транспортными компаниями и фирмами, выявление

финансовых и технических возможностей компаний, их кредитоспособности,

анализ расширения транспортного производства в исследуемом регионе и т. д.

Эти данные могут быть получены различными способами, в том числе

официальным путем из различных опубликованных источников или куплены у

специальных фирм, которые за определенную плату могут предоставить данные

по любой компании. Полученные такими способами данные заносят в специальные

досье, которые ведутся на каждую транспортную компанию - конкурента на

данном рынке.

В соответствии с полученными данными о потенциальных возможностях,

состоянии конъюнктуры рынка и ее прогнозах, а также данными о компаниях-

конкурентах авиакомпания может сделать выводы о емкости рынка и степени его

освоения. Далее фирма производит планирование объемов собственных

перевозок. На основе анализа величины неудовлетворенного спроса по объему и

видам перевозок, а также собственных технических и финансовых возможностей

авиакомпания разрабатывает план мероприятий по освоению исследуемого рынка.

В соответствии с прогнозируемой емкостью рынка авиакомпания планирует

необходимую для удовлетворения спроса частоту рейсов и располагаемые

емкости самолетов.

Изучение альтернативных видов транспорта на данном рынке производится

с точки зрения изыскания возможностей переключения перевозок с других видов

транспорта на воздушные перевозки рейсами данной авиакомпании. Для этой

цели используются различные методы убеждения в преимуществах перевозки

воздушным транспортом. Одним из методов убеждения являются стоимостной

анализ издержек при перевозках различными видами транспорта. При этом в

расчет должны приниматься не только издержки, включающие цену

непосредственно за транспортные услуги, но и так называемые дисбурсментские

расходы, связанные с перевозкой другими видами транспорта. Это — расходы и

потери, вытекающие из увеличения времени доставки груза, затраты на более

дорогую упаковку, дополнительные складские и другие расходы по хранению,

возможные потери рынков сбыта в связи с увеличением времени доставки и др.

Грузовая отправка

Фирма

Факторы человеческих решений

Системный анализ факторов, влияющих на выбор вида транспорта при

грузовых

перевозках

При выборе вида транспорта для перевозки грузов, например,

рассматриваются четыре решающих фактора: условия договора купли-продажи,

характеристики товара (скоропортящийся, крупногабаритный и т. д.), общее

время доставки с учетом качества транспортных и сопутствующих услуг и общий

размер отправок. Последовательность действия факторов, влияющих на выбор

вида транспорта, приведена на рисунке.

Основными конкурентами воздушному транспорту при решении вопроса о

выборе перевозчика являются морской, железнодорожный и автомобильный

транспорт.

Морской транспорт характеризуется относительно высокими затратами по

содержанию портов, что ограничивает его конкурентоспособность на коротких

маршрутах. Однако при перевозках на дальние расстояния морской транспорт

отличают наиболее низкие удельные затраты на 1 ткм по сравнению с другими

видами транспорта. По сравнению с морским транспортом на воздушном

транспорте как наиболее скоростном и дорогостоящем преимущество в скорости

возрастает с увеличением расстояния, однако увеличиваются и издержки

перевозки, так как эксплуатационные затраты на морском транспорте снижаются

по мере удлинения маршрута в значительно большей, степени, чем на воздушном

транспорте.

Железнодорожный транспорт характеризуется наиболее высокой долей,

приходящейся в общей величине эксплуатационных расходов на затраты по

содержанию путей сообщения и постоянных устройств. Кроме того, маршруты

перевозок этим видом транспорта ограничены и предопределены существующими

магистралями. Несмотря на сравнительно невысокий уровень издержек перевозки

больших партий грузов полными отправками по магистральным линиям, этому

виду транспорта в большей мере свойственны проблемы эксплуатационного

порядка, что нередко приводит к задержкам в доставке грузов.

Автомобильный транспорт имеет наиболее высокие эксплуатационные

расходы, не считая воздушного транспорта, однако затраты на содержание

постоянных устройств сравнительно невелики, что обеспечивает этому виду

транспорта достаточно высокую конкурентоспособность при перевозках на

короткие расстояния. Наибольшая гибкость этого вида транспорта в отношении

возможности выбора маршрута перевозки обеспечивает ему главенствующую роль

в качестве средства доставки грузов непосредственно получателю.

По сравнению с этими видами транспорта удельные издержки перевозки на

воздушном транспорте резко снижаются по мере увеличения расстояния, и на

протяженных маршрутах воздушный транспорт становится вполне

конкурентоспособным по отношению к автомобильному и железнодорожному

транспорту, а учитывая скорость доставки, — и к морскому транспорту.

Издержки перевозок различными видами транспорта наряду с расстоянием

отправок зависят также от объема отправок. Однако в принятии решения о

выборе транспорта во внимание принимаются не только затраты на перевозку,

но и срок доставки, от которого зависят также возможные потери от

нереализованных сделок. А эти факторы как раз и имеют решающее значение при

выборе воздушного транспорта.

На рисунке приведен в качестве примера метод "чартов" при выборе

средства транспорта. Транспорт А обеспечивает самые короткие сроки

доставки, но характеризуется наиболее высокими издержками для отправителя,

тогда как вид транспорта В дает меньшие затраты, однако увеличивается

продолжительность доставки. Вид транспорта С дает минимальные затраты на

перевозку, но наибольшую продолжительность доставки, чем увеличиваются

потери от упущенной выгоды от нереализованных сделок. С учетом этих

факторов наиболее подходящий вид транспорта определяется точкой х на

"чарте", в которой общая величина издержек перевозки и потерь от

нереализованных сделок является минимальной.

[pic]

Сроки поставки

«Чарт» зависимости между издержками перевозок и сроками доставки груза при

различных видах транспорта: А – транспорт А; В – транспорт В; С – транспорт

С; 1 – суммарные издержки от перевозок и упрощенной выгоды; 2 – потери от

упущенной выгоды; 3 – издержки от перевозки.

Основой для принятия решений, касающихся выбора вида транспорта,

служит анализ альтернатив, который производится с помощью ЭВМ.

Таким образом, анализ всех составляющих затрат на транспортировку с

учетом потерь от упущенной выгоды при перевозках альтернативными видами

транспорта может дать преферентное решение в пользу воздушного транспорта.

В качестве примера приведем расчет народнохозяйственной эффективности

от передачи некоторых видов внешнеторговых грузов на воздушный транспорт.

Народнохозяйственный эффект от сокращения суммарных издержек в

процессе транспортировки вследствие ускорения доставки может быть определен

по формуле:

[pic]

где Е — эффект от ускорения доставки; К – коэффициент эффективности

капиталовложений (К = 0,15); П – годовой объем перевозок данного товара

(т); Ц – средняя цена данного товара (руб./т); [pic]- разница в сроках

доставки разными видами транспорта.

Расчет эффекта от передачи грузов с железнодорожного на воздушный

транспорт приведем на примере перевозок товаров между ФРГ и Россией

(табл.6):

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]руб.

Суммарный эффект Е = 719 000 руб. Общий эффект от

сокращения срока доставки при передаче грузов на воздушный транспорт с

учетом экономии валютных расходов в пограничных пунктах при транспортировке

по железной дороге может быть определен по формуле

[pic]

где [pic]- общий эффект от перевозки грузов воздушным транспортом;

[pic] - экономия валюты при передаче груза с железнодорожного транспорта на

воздушный;

Таблица 6.

Эффект от передачи грузов с железнодорожного на воздушный транспорт

[pic] [pic]

[pic]- валютные расходы, приходящиеся на перевозку 1 т i-го товара;

[pic]- накладные расходы на пограничных станциях (таможенные и пр.); [pic]-

расходы на оплату грузовых перевозок воздушным транспортом [pic], где [pic]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12