Анализ состояния и перспективы развития транспортной системы
Руководитель целевой программы полностью распоряжается всеми видами
ресурсов, выделенных для разработки и реализации целевой программы, и несет
полную ответственность за их эффективное использование. Он ежемесячно
отчитывается о ходе выполнения программы на заседании штаба целевого
управления. В рамках целевой программы он может представлять интересы
авиапредприятия при взаимодействии с внешними партнерами.
Рис.__. Схема управления целевыми программами
Руководитель программы не обладает всей полнотой административной
власти над ответственными исполнителями подпрограмм, входящими в состав
функциональных подразделений, и управляет их деятельностью через
руководителей соответствующих структур и систему мотивации.
Для разработки и реализации каждой целевой программы создается рабочая
группа, обычно в составе двух-семи человек (в зависимости от объема
работы). На период работы по целевым программам члены рабочей группы
находятся в двойном подчинении: своему функциональному руководителю и
руководителю целевой программы. Руководитель целевой программы дает им
задания, контролирует и оценивает их работу. Совместно с функциональными
руководителями он координирует объем работы для каждого члена рабочей
группы в пределах оговоренного лимита рабочего времени и способ реализации
поставленной задачи.
Система мотивации участников целевого управления является
самостоятельной частью общей системы мотивации работников авиапредприятия.
Она осуществляется независимо от мотивации за результаты их основной работы
в том или ином подразделении и может иметь различные формы и методы.
Руководители целевых программ должны иметь специальный фонд для поощрения
исполнителей целевых программ. Схема ресурсного обеспечения целевого
управления представлена на рис.__
Рис.__. Схема ресурсного обеспечения целевого управления
На стадии реализации целевых программ система мотивации может
предусматривать:
. создание специального фонда руководителя целевой программы;
. использование системы персональных надбавок к должностным окладам
руководителям и участникам целевых программ.
Размер премии исполнителям определяется руководителем целевой
программы; размер персональной надбавки руководителю целевой программы –
руководителем штаба целевого управления. Руководитель целевой программы
несет ответственность за оптимальное использование выделенного премиального
фонда.
Наряду с подобным подходом мотивационное поле целевого управления
включает в себя использование системы стимулирования инициативы и
предприимчивости. Подобная система призвана активизировать творческий
потенциал всего персонала авиапредприятия, даже непосредственно не
задействованного в системе целевого управления. Формой реализации подобной
системы является внесение предложений, направленных на повышение
эффективности деятельности авиапредприятия с привязкой их к целевым
программам.
Система контроля за реализацией каждой целевой программы включает
следующие этапы:
• самоконтроль – контроль каждого исполнителя за практическим
выполнением определенного ему объема работ;
• контроль руководителя целевой программы:
• контроль руководителя штаба целевого управления за координацией
деятельности всех подразделений по реализации целевых программ.
Целевое управление как относительно новый для нашей экономической
системы метод управления требует определенных условий для реализации и
внедрения. Эффективность этого метода обеспечивается при выполнении
следующих условий:
• Демократический стиль руководства в сочетании со строгой
персональной ответственностью за разработку и внедрение всех мероприятий
системы целевого управления.
• Создание психологического комфорта для разработчиков системы
целевого управления в рамках сложившейся на предприятии корпоративной
культуры, позволяющего получить эффект синергии.
• Четкая координация всех видов работ с использованием
автоматизированной системы контроля за ходом работ и степенью
рассогласования между целевыми нормативами и целевыми показателями.
• Эффективная система морального и материального стимулирования
участников работ по целевым программам.
• Постоянное внимание со стороны всех руководителей высшего звена
управления к ходу работ, быстрое реагирование на возникающие отклонения.
Следует также отметить, что целевое управление – это не механическое
следование первоначально разработанной стратегии, а своевременная ее
корректировка с учетом возможного изменения, как стратегического потенциала
авиапредприятия, так и конъюнктуры рынка для достижения поставленных
стратегических целей. Правильный выбор целевой ориентации, таким образом,
является более важным, чем детальная проработка стратегии. Последняя должна
быть достаточно гибкой, чтобы была возможность адаптировать ее к изменениям
внешних условий и трансформировать в оперативные планы в соответствии с
результатами контроля за их выполнением.
1.4.3 Рыночно-конъюнктурные исследования в коммерческой работе
авиакомпаний
Особенностью работы на МВЛ является постоянное изменение политических
и экономических условий, в которых приходится работать авиакомпании,
большое количество разноемких рынков воздушных перевозок и перевозчиков,
предлагающих свои услуги на этих рынках. Сложность международных условий и
задачи по повышению экономической эффективности коммерческой эксплуатации
МВЛ, требуют совершенствования стиля и методов организации коммерческой
работы, в том числе научного подхода к изучению рынка воздушных перевозок и
его конъюнктуры. Изучение этого рынка и прогнозирование его конъюнктуры
является неотъемлемой составной частью коммерческой деятельности любой
авиакомпании и обязательным условием ее эффективного функционирования. Без
знания состояния рынка авиационных перевозок в любой данный момент и без
умения определить его перспективу невозможно прибыльно работать в условиях
присущей ему жесточайшей конкуренции. Под конъюнктурой
понимается совокупность факторов и условий, взятая в их взаимной связи и
дающая представление о состоянии рынка в определенный момент времени.
Следует различать общехозяйственную и рыночную конъюнктуру (характеризующую
состояние дел на рынке конкретного товара или услуг). Конъюнктура рынка
воздушных перевозок относится к категории рыночной конъюнктуры, так как она
характеризует состояние дел на рынке воздушных перевозок. Под рынком в
общеэкономическом смысле понимается сфера обмена товарами, имеющими
потребительскую и меновую стоимость, обязательным условием существования
которого является наличие платежеспособного спроса на товары или услуги и
предложения, способного в определенной мере удовлетворить этот спрос.
Отсюда рынок международных воздушных перевозок — это платежеспособный спрос
на перевозки воздушным транспортом, при которых затрагиваются два или более
государства, и предложение провозных мощностей перевозчиков, способных в
той или иной степени удовлетворить этот спрос.
По отношению к конкретной авиалинии рынок делится на внутренний и
внешний. Под внутренним рынком понимается местный рынок, на котором спрос
на международные перевозки непосредственно тяготеет к авиалинии между двумя
странами и удовлетворяется перевозчиками, предлагающими свои услуги на этой
линии. Например, внутренним рынком для линии Монреаль-Москва является рынок
Канады.
Под внешним рынком следует понимать рынок за пределами внутреннего, на
котором имеется спрос, тяготеющий к удовлетворению совокупностью авиалиний,
эксплуатируемых между данными регионами. Например, внешним рынком для той
же авиалинии Монреаль-Москва является регион Северной Америки, откуда
имеются потенциальные и фактические пассажиро- и грузопотоки на линиях,
стыкующихся с авиалинией Монреаль-Москва.
Под мировым рынком воздушных перевозок понимается платежеспособный
спрос на перевозки воздушным транспортом в мировом масштабе,
удовлетворяемый всей совокупностью мировых авиалиний.
Мировой рынок воздушных перевозок представляет собой многофакторную
динамическую систему, представляющую собой регулярно взаимодействующую и
взаимозависящую группу отдельных составных частей, образующих единое целое.
Составными частями рыночной системы являются: 1) система мирового
воздушного транспорта, предлагающая совокупную транспортную продукцию; 2)
система формирования спроса, включающая в себя систему цен, систему продажи
и привлечения покупателей и т. д. и 3) система удовлетворения спроса,
охватывающая инфраструктуру мирового воздушного транспорта, собственную
инфраструктуру авиакомпаний и всю систему транспортных услуг.
В рыночную систему входят и все потребители авиатранспортной
продукции, в совокупности удовлетворяемые системой мирового воздушного
транспорта. Последняя взаимодействует с внешним окружением. Внешним
окружением по отношению к этой системе является политическая система мира,
макроэкономика, социально-экономическая система, географическая среда и др.
Взаимодействие между рыночной системой и внешним окружением осуществляется
посредством их внешних связей, которые характеризуют как влияние окружения
на систему, так и воздействие системы на ее внешнее окружение. Все эти
факторы и условия взаимодействия рынка и его внешнего окружения оказывают
влияние на формирование конъюнктуры мирового рынка воздушных перевозок.
Таким образом, конъюнктура мирового рынка воздушных перевозок
формируется под воздействием множества факторов, которые определяют условия
развития и существования рыночной системы. Эти факторы могут носить
постоянный или временный характер, быть циклическими и нециклическими.
На основе анализа составляющих рыночной системы и внешнего окружения
можно определить основные конъюнктурообразующие факторы. Такими факторами
являются: государственно-политические, макроэкономические, технологические,
демографические, природно-географические, социально-экономические и пр.
К государственно-политическим факторам относятся: общее состояние
внешнеполитической обстановки в мире, уровень стабильности политической
обстановки в отдельных странах и группах стран, характер взаимоотношений
между государствами, осуществляющими воздушные сообщения, а также отношение
к ним третьих стран, через территорию которых производятся международные
полеты, государственные интересы стран, участвующих в международных
воздушных сообщениях, политика государств в области международного
воздушного транспорта, национальная политика отдельных государств в области
развития внешних связей: внешней торговли, культурного, научного и
спортивного обмена, международного туризма и т.д., международная и
государственная система регулирования воздушного транспорта и др. Все эти
государственно-политические факторы должны учитываться при изучении
конъюнктуры рынка международных воздушных перевозок, так как они имеют
непосредственную связь с состоянием мировой экономики в целом.
Макроэкономические факторы - это: общее состояние мировой экономики,
объем внешней торговли и ее динамика, состояние валютного рынка, платежного
и торгового баланса, энергетические проблемы и уровень цен на авиационное
топливо, уровень банковских ставок и условия кредитования, валовый
национальный продукт и темпы роста производительности труда, состояние
общехозяйственной конъюнктуры, уровень экономического развития стран и
регионов, финансовое положение авиакомпаний, характер конкурентной борьбы и
степень монополизации рынков. Важную роль в состоянии макроэкономики играют
циклические кризисы капиталистической экономики, а также носящие регулярный
характер отраслевые или так называемые частичные кризисы, которые оказывают
глубокое воздействие на экономику не только воздушного транспорта, но и
смежных с ним отраслей капиталистического хозяйства и таким образом – на
динамику конъюнктуры мирового рынка воздушных перевозок. Так, например,
частичные кризисы середины и конца 70-х годов одновременно охватили целый
ряд отраслей капиталистической экономики: судостроение, черную и цветную
металлургию, самолетостроение и др. Разразившийся топливно-энергетический
кризис больше всего ударил по воздушному транспорту: цены на авиационное
топливо подскочили вдвое и стали составлять свыше 30% всех эксплуатационных
расходов. Поэтому при планировании и организации рыночной коммерческой
деятельности авиакомпания должна учитывать как современное состояние
макроэкономики, так и тенденции развития отдельных ее сфер.
Технологическими факторами считаются не только технические факторы,
воздействующие на рынок воздушных перевозок, но и состояние общего научно-
технического прогресса во всех отраслях. К ним относятся: достижения НТР, в
том числе уровень ее достижений в области гражданской авиатехники,
технологический уровень авиатранспортного производства, уровень
технического совершенства воздушных судов, средств наземного обслуживания
воздушных перевозок и управления воздушным движением, состояние
инфраструктуры воздушного транспорта и др.
К демографическим факторам следует, прежде всего, причислить
численность и темпы прироста народонаселения мира, отдельных регионов,
стран, половозрастную структуру населения и демографические тенденции в
индустриально развитых и развивающихся странах, уровень рождаемости и
продолжительность жизни, жизненный цикл семьи, занятость и авиаподвижность
населения и др.
К природно-географическим факторам относятся: географические и
климатические особенности стран и регионов, уровень природной и историко-
архитектурной привлекательности отдельных стран и населенных пунктов,
степень развитости других видов транспорта, наличие аэропортов и их
удаленность от населенных пунктов, господствующая метеорологическая
обстановка в пунктах отправления, назначения и по трассам полетов и др.
Среди социально-экономических факторов, прежде всего, нужно упомянуть
уровень экономического развития отдельных стран, уровень реальных доходов
населения и его дискреционную покупательную способность, уровень
безработицы, налоговую политику государств, степень развития туризма,
социальную структуру общества, социально-психологический климат общества и
бытовые традиции населения, привлекательность воздушного транспорта для
населения, уровень тарифов на авиаперевозки, предоставляемые скидки и
льготы, уровень безопасности и регулярности полетов, удобство расписания,
популярность и репутацию авиакомпаний, эксплуатирующих данные авиалинии и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|