Анализ состояния и перспективы развития транспортной системы
Анализ состояния и перспективы развития транспортной системы
1. Анализ состояния и перспективы развития транспортной системы
региона.
1.1 Анализ транспортной сети и грузопотоков Алтайского края.
1.1.1 Развитие транспортной сети Алтайского края.
Алтайский край расположен в центре Евразии и является составной частью
Западно-Сибирского экономического района России. В его границах
разместились юго-восточная окраина Западно-Сибирской равнины и часть
Алтайской горной области. Его территория составляет 168 тыс. кв. км,
население 2 684 300 человек. Среди краёв и областей России по площади край
занимает 12-е место, по численности населения – 16-е. Столица – город
Барнаул.
Важной особенностью экономико-географического положения Алтайского
края является его непосредственное соседство с первой угольной и второй
металлургической базой России – Кузбассом на востоке, промышленно высоко
развитой Новосибирской областью на севере, Республикой горного туризма –
Алтаем на юго-востоке, с Казахстаном на юге и западе.
Выгодное экономико-географическое положение, перебазирование в военные
годы производств из Западной части страны, освоение богатейших топливно-
энергетических и минерально-сырьевых ресурсов Восточной экономической зоны,
позволили развить Алтайскому краю целый комплекс промышленных предприятий и
занять важное место в народном хозяйстве Западной Сибири. На его долю
приходиться 15% валовой продукции района. Занимая 11% территории и
сосредотачивая около 19% населения района, Алтайский край является основным
в Западной Сибири производителем тракторов, паровых котлов, химических
волокон (более 3/5), хлопчатобумажных тканей (более 3/4), верхнего
трикотажа, товаров народного потребления (1/4); животного масла (более
29%), растительного масла (93%), сыра, сахара (100%); картона (около 2/5),
кирпича (1/4).
Находясь в более благоприятных природно-климатических условиях и имея
около 2/3 территории, расположенной в степной и лесостепной зонах,
Алтайский край является крупным производителем сельскохозяйственной
продукции. Он занимает первое место в Западной Сибири по производству
зерновых (44%), сахарной свёклы и подсолнечника (100%), льноволокна (29%),
картофеля (24%), а также производству мяса 24%, молока (27%), шерсти (54%).
Важную роль в развитии хозяйственного комплекса Алтайского края играет
транспорт. Все виды транспорта общего пользования составляют Единую
транспортную систему края. В её составе: железнодорожный, водный (речной),
автомобильный и воздушный транспорт.
По густоте автомобильных и железных дорог край стоит на одном из
первых мест в Сибири. Длина эксплуатируемой железнодорожной сети составляет
1 803 км. Алтайское отделение Западно-Сибирской железной дороги составляет
90 ж. д. станций и разъездов, 4 локомотивных и 4 вагонных депо, 4 дистанции
сигнализации и связи, 7 дистанций пути.
В настоящее время в крае действуют:
1. Турксиб - дорога, идущая от Великой Сибирской магистрали через
Барнаул (с веткой на Бийск) и Рубцовск, в Казахстан на Семипалатинск и
далее в Среднюю Азию через Алматы.
2. Линия, идущая от ст. Татарская на Славгород и Кулунду. В годы
Великой Отечественной войны она была проложена до Малинового Озера (для
вывоза соды), в одиннадцатой пятилетке продлена до ст. Локоть. Теперь юго-
западные районы края имеют выход на Турксиб.
3. Среднесибирская - от Омска на ст. Карасук к Камню-на-Оби, Барнаулу,
Артыште (Кемеровская обл.), построенная в года семилетки, способствует
развитию промышленности и сельского хозяйства в прилегающих к ней районах
края.
4. Южносибирская - от Павлодара на Кулунду, Барнаул, Новокузнецк,
Абакан, Тайшет, Усть-Кут.
Две последние дороги имеют большое народнохозяйственное значение. Они
связывают районы Востока, Кузбасса, Алтая второй и третьей линиями с
Центром. Кузбасское топливо и Кузнецкий металл получили прямой выход на
заводы Алтая. Они способствуют быстрому развитию экономики районов края,
располагающих лесными ресурсами, рудными и нерудными полезными ископаемыми
и продукцией сельского хозяйства.
Кроме того, Южносибирская и Среднесибирская железные дороги разгрузили
Транссибирскую магистраль. По ним идут значительные потоки транзитных
грузов. Здесь сформировался крупнейший транспортный узел. Станция Алтайская
превратилась в первоклассную сортировочную станцию с автоматическим
управлением и работой сортировочной горки.
Одновременно с новым железнодорожным строительством сооружены вторые
пути на участках: Алтайская – Артышта; Барнаул – Локоть; Камень-на-Оби –
Алтайская. Построен второй железнодорожный мост через р. Обь в городе
Барнауле. Проложены подъездные пути к крупным промышленным предприятиям,
пунктам «Заготзерно», свеклопунктам, складам минеральных удобрений и т.д.
Значительно улучшилось оснащение железнодорожного транспорта.
Электрифицированы и внедрены новые виды тяги на железных дорогах: Алтайская
– Новосибирск; Алтайская – Артышта; Алтайская – Карасук. Паровозы заменены
мощными тепловозами и электровозами. Должна осуществиться электрификация
участка Барнаул – Кулунда.
Одновременно с внедрением новых видов тяги строится и вводится в
эксплуатацию диспетчерская централизация. На Алтайском отделении дороги
переведено на электрическую централизацию более 900 стрелочных переводов,
автоматизирован ряд телефонных станций, 76% погрузочно-разгрузочных
операций на станциях и в дистанциях пути производится механизмами.
Внедрение новой техники привело к увеличению объема перевозок грузов и
пассажиров.
В последние годы произошли изменения в структуре перевозимых грузов.
Увеличилась доля промышленной продукции и сократилась сельскохозяйственной
при абсолютном росте как промышленных, так и сельскохозяйственных грузов.
По железной дороге перевозятся металлы, машины, оборудование,
строительные материалы, лес, хлебные грузы, товары народного потребления и
др.
Протяжённость сети железных дорог промышленных предприятий составляет
866 км, это позволяет производить доставку грузов «от двери до двери».
Суммарная протяжённость автомобильных дорог составляет более 31,5 тыс.
км, из них: 1,9% - общегосударственные, 4% - республиканские, более 3/4
(78%) дорог представлены междугородними.
По территории Алтайского края проходит автомобильная дорога
государственного значения Новосибирск – Барнаул - Бийск – Ташанта (Чуйский
тракт - 952 км), по которой осуществляется связь с Монголией.
На территории края проложено девять дорог республиканского значения
суммарной протяженностью более 2000 км. Почти на 600 км протянулась
автомобильная дорога Рубцовск - Барнаул - Камень - Новосибирск, с
ответвлением Поспелиха - Змеиногорск (152 км). Широтная дорога Кулунда -
Родино - Буканское - Алейск (307 км) соединяется с Барнаульско - Рубцовским
трактом. Важной дорогой является Бийск - Артыбаш (235 км), соединяющей
Телецкое озеро (крупный туристский район) с железнодорожной сетью.
Все районные центры связаны с главными направлениями - дорогами областного
значения.
Грузонапряженность автомобильных дорог, сильно различается по
территории края. Наиболее грузонапряженной является дорога государственного
значения - Чуйский тракт, особенно на участке Бийск-Верх-Катунское-Майма-
Усть-Сема-Черга. Большой объем перевозимых Чуйским трактом грузов
обусловлен отсутствием на территории Республики Алтай других видов
транспорта с высокой пропускной способностью. Из прочих автомобильных
дорог высокой грузонапряженностью выделяются участки: 1) Бийск – Сухая
Чемровка – Целинное; 2) Барнаул – Шахи – Павловск – Шелаболиха – Батурово;
3) Камень-на-Оби – Рыбное; 4) Заринск – Дмитрово – Кытманово; 5)
Благовещенск – Родино; 6) Заринск – Кытманово. На этих же дорогах наиболее
высокая интенсивность движения транспорта - от 2 до 5 тысяч автомобилей в
сутки.
В структуре перевозимых грузов преобладают: строительные,
сельскохозяйственные (в значительной мере хлебные), лесные,
каменноугольные, нефтепродуктовые и прочие. В степных районах края
возрастают потоки хлебных грузов, направляемых к железнодорожным станциям.
По Чуйскому тракту – перевозится большое количество лесных, минерально-
строительных и других грузов.
С улучшением дорожного покрытия Алтайских автомагистралей возрастает
дальность пробега грузов, приток туристов к курортам Горного Алтая.
Большое значение уделяется городскому автотранспорту и дорожному
строительству. Так в 1998 году сдан новый мостовой путепровод
международного стандарта через реку Обь в краевом центре, который разгрузил
городские магистрали от транзитного автотранспорта и приблизил барнаульцев
к зонам отдыха.
Водный транспорт. По территории края протекает много крупных и средних
рек, суммарной протяжённостью более 5 тыс. км. Однако небольшая их часть
используется для судоходства. Протяжённость эксплуатируемых водных путей
составляет примерно 830 км. В зоне воднотранспортного обслуживания
находится шестая часть территории края с населением 1 млн. чел. Речной
транспорт по размерам перевозок значительно уступает железнодорожному и
автомобильному из-за невысокой скорости и сезонности. Навигация на реках
края продолжается около 6 месяцев. Она совпадает с летним строительным
сезоном и массовыми перевозками урожая.
Перевозя в этот период значительную часть пассажиров и грузов, речной
транспорт снижает грузонапряжённость автомобильных и железных дорог края.
Так в 1999 году речным транспортом было перевезено более 5% всех грузов.
По территории Алтайского края протекает крупная река Обь (верхнее
течение) с притоками. Она судоходна (более 500 км, в границах края) весь
период навигации. Судоходны также Бия до Турочака (202 км.), Катунь от
слияния с Бией до Верх-Катунского (32 км) и Чарыш от Устья до Усть-Калманки
и выше по течению. По Оби осуществляются связи с Новосибирском,
Среднеобьем, Хантымансийском и Ямало-ненецким автономным округом.
В структуре грузоперевозок речного транспорта преобладают минерально-
строительные материалы от 32% (Усть-Чарышская Пристань – Ересная) до 45%
(Ересная – Барнаул). На отдельных участках минерально-строительные грузы
достигают 80-100% (Бийск – Сахарный завод, Семеновод – Малоугренево –
Бийск). Среди минерально-строительных материалов преобладают песчано-
гравийные смеси. Эти грузы формируются на пристанях; Семеновод и
Малоугренево (на Бие), Кабаново, Усть-Калманка, Чарышский, Коловый Мыс (на
Чарыше).
Главные принимающие пристани: Барнаул, Бийск, Сахарный завод
(Бийский), Калистратиха, Володарка, Вяткино, Усть-Чарышская Пристань,
Елбанка, Камень и др. Большой объем песка перевозится в Барнаул от пристани
Ересной (южнее города). Прочие грузы минерально-строительных материалов
(преимущественно бетонные и железобетонные изделия) формируются на
Барнаульской, меньше - на Бийской пристанях. Они поступают в Чарышское,
Усть-Чарышскую Пристань, Быстрый Исток и др. Часть этих грузов идет за
пределы края - в Нефтеюганск.
Второе место в грузоперевозках речного транспорта занимают хлебные
грузы, составляющие четвертую часть. Хлебные грузы формируются на
пристанях: Усть-Калманка (на Чарыше), Усть-Чарышская Пристань, Быстрый
Исток, Усть-Катунское, Володарское, Шелаболиха, Камень-на-Оби.
Структура грузов на речном транспорте. %
| |Минерально-|Хлебные |Кам. |Нефтепрод.|Прочие|
|Грузы |строительн.| |уголь | | |
|Участки | | | | | |
|рек | | | | | |
|1. Ересная - Барнаул |45 |23 |13 |13 |6 |
|(р.Обь) | | | | | |
|2. Усть-Чарышская |32 |28 |15 |16 |8 |
|Пристань- | | | | | |
|Ересная (р.Обь) | | | | | |
|3. |100 |- |- |- |- |
|Бийск-Малоугренево-Семено| | | | | |
|вод (р. Бия) | | | | | |
|4.Устье Бии-Сахарный |80 |- |- |- |20 |
|завод (р.Обь) | | | | | |
Большая часть зерна поступает на Барнаульскую Пристань, где
осуществляется перевалка на железную дорогу и вывоз его в другие
экономические районы страны. Меньшая часть зерна от Шелаболихинской и
Каменской пристаней вывозится в Новосибирск и далее в Томск.
Каменный уголь и нефтепродукты примерно в равных соотношениях (13-16%)
поступают с железной дороги на Барнаульскую пристань. Отсюда развозятся
вниз по Оби (уголь), вверх по Оби и Чарышу (нефтепродукты и уголь).
По грузообороту выделяются наиболее крупные пристани: Барнаул
(преобладают грузы прибытия - минерально-строительные, хлебные и прочие),
Ересная, Семеновод, Малоугренево - отправляющие минерально-строительные
материалы; Шелаболиха, как отправляющая хлебные грузы. Со средним
грузооборотом равного соотношения грузов ввоза и вывоза следующие пристани:
Камень, Усть-Чарышская Пристань, Быстрый Исток и др.
На пассажирских линиях курсируют теплоходы типа "Заря" и "Ракета".
В бассейне Оби выделяется ряд пассажиронапряжённых линий. Наиболее
мощный пассажирский поток наблюдается на участках: Барнаульская Пристань –
Барнаульская РЭБ – Бобровка – Рассказиха. Далее вверх по течению
поступательно уменьшается число пассажиров после Усть-Чарышской Пристани,
Акутихи и от Бийской пристани вниз - после слияния рек Катуни и Бии, Усть-
Ануя, а также вверх по Бии - после Усть-Кажи к Турачаку.
По пассажирообороту (пас. км) выделяются пристани: Барнаул, Барнаульская
РЭБ, Бобровка, Камень, Рассказиха, Усть-Чарышская Пристань, Бийск,
Дресвянка, Акутиха, Володарка и др.
Большое значение для края имеет воздушный транспорт. Он осуществляет
перевозку пассажиров, почты и грузов, широко применяется в сельском
хозяйстве, санитарной авиации, в лесопотрулировании лесных массивов и т.д.
После банкротства Барнаульского государственного авиапредприятия на
территории аэропорта образовалось четыре предприятия: «Алтайские
авиалинии», филиал авиакомпании «Сибирь», Авиационный технический центр и
Авиапредприятие «Алтай».
ОАО «Авиапредприятие «Алтай» было создано в сентябре 1997 года на базе
аэропортного комплекса.
Благодаря огромной помощи администрации края главным событием для
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|