скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Анализ состояния и перспективы развития транспортной системы скачать рефераты

Анализ состояния и перспективы развития транспортной системы

1. Анализ состояния и перспективы развития транспортной системы

региона.

1.1 Анализ транспортной сети и грузопотоков Алтайского края.

1.1.1 Развитие транспортной сети Алтайского края.

Алтайский край расположен в центре Евразии и является составной частью

Западно-Сибирского экономического района России. В его границах

разместились юго-восточная окраина Западно-Сибирской равнины и часть

Алтайской горной области. Его территория составляет 168 тыс. кв. км,

население 2 684 300 человек. Среди краёв и областей России по площади край

занимает 12-е место, по численности населения – 16-е. Столица – город

Барнаул.

Важной особенностью экономико-географического положения Алтайского

края является его непосредственное соседство с первой угольной и второй

металлургической базой России – Кузбассом на востоке, промышленно высоко

развитой Новосибирской областью на севере, Республикой горного туризма –

Алтаем на юго-востоке, с Казахстаном на юге и западе.

Выгодное экономико-географическое положение, перебазирование в военные

годы производств из Западной части страны, освоение богатейших топливно-

энергетических и минерально-сырьевых ресурсов Восточной экономической зоны,

позволили развить Алтайскому краю целый комплекс промышленных предприятий и

занять важное место в народном хозяйстве Западной Сибири. На его долю

приходиться 15% валовой продукции района. Занимая 11% территории и

сосредотачивая около 19% населения района, Алтайский край является основным

в Западной Сибири производителем тракторов, паровых котлов, химических

волокон (более 3/5), хлопчатобумажных тканей (более 3/4), верхнего

трикотажа, товаров народного потребления (1/4); животного масла (более

29%), растительного масла (93%), сыра, сахара (100%); картона (около 2/5),

кирпича (1/4).

Находясь в более благоприятных природно-климатических условиях и имея

около 2/3 территории, расположенной в степной и лесостепной зонах,

Алтайский край является крупным производителем сельскохозяйственной

продукции. Он занимает первое место в Западной Сибири по производству

зерновых (44%), сахарной свёклы и подсолнечника (100%), льноволокна (29%),

картофеля (24%), а также производству мяса 24%, молока (27%), шерсти (54%).

Важную роль в развитии хозяйственного комплекса Алтайского края играет

транспорт. Все виды транспорта общего пользования составляют Единую

транспортную систему края. В её составе: железнодорожный, водный (речной),

автомобильный и воздушный транспорт.

По густоте автомобильных и железных дорог край стоит на одном из

первых мест в Сибири. Длина эксплуатируемой железнодорожной сети составляет

1 803 км. Алтайское отделение Западно-Сибирской железной дороги составляет

90 ж. д. станций и разъездов, 4 локомотивных и 4 вагонных депо, 4 дистанции

сигнализации и связи, 7 дистанций пути.

В настоящее время в крае действуют:

1. Турксиб - дорога, идущая от Великой Сибирской магистрали через

Барнаул (с веткой на Бийск) и Рубцовск, в Казахстан на Семипалатинск и

далее в Среднюю Азию через Алматы.

2. Линия, идущая от ст. Татарская на Славгород и Кулунду. В годы

Великой Отечественной войны она была проложена до Малинового Озера (для

вывоза соды), в одиннадцатой пятилетке продлена до ст. Локоть. Теперь юго-

западные районы края имеют выход на Турксиб.

3. Среднесибирская - от Омска на ст. Карасук к Камню-на-Оби, Барнаулу,

Артыште (Кемеровская обл.), построенная в года семилетки, способствует

развитию промышленности и сельского хозяйства в прилегающих к ней районах

края.

4. Южносибирская - от Павлодара на Кулунду, Барнаул, Новокузнецк,

Абакан, Тайшет, Усть-Кут.

Две последние дороги имеют большое народнохозяйственное значение. Они

связывают районы Востока, Кузбасса, Алтая второй и третьей линиями с

Центром. Кузбасское топливо и Кузнецкий металл получили прямой выход на

заводы Алтая. Они способствуют быстрому развитию экономики районов края,

располагающих лесными ресурсами, рудными и нерудными полезными ископаемыми

и продукцией сельского хозяйства.

Кроме того, Южносибирская и Среднесибирская железные дороги разгрузили

Транссибирскую магистраль. По ним идут значительные потоки транзитных

грузов. Здесь сформировался крупнейший транспортный узел. Станция Алтайская

превратилась в первоклассную сортировочную станцию с автоматическим

управлением и работой сортировочной горки.

Одновременно с новым железнодорожным строительством сооружены вторые

пути на участках: Алтайская – Артышта; Барнаул – Локоть; Камень-на-Оби –

Алтайская. Построен второй железнодорожный мост через р. Обь в городе

Барнауле. Проложены подъездные пути к крупным промышленным предприятиям,

пунктам «Заготзерно», свеклопунктам, складам минеральных удобрений и т.д.

Значительно улучшилось оснащение железнодорожного транспорта.

Электрифицированы и внедрены новые виды тяги на железных дорогах: Алтайская

– Новосибирск; Алтайская – Артышта; Алтайская – Карасук. Паровозы заменены

мощными тепловозами и электровозами. Должна осуществиться электрификация

участка Барнаул – Кулунда.

Одновременно с внедрением новых видов тяги строится и вводится в

эксплуатацию диспетчерская централизация. На Алтайском отделении дороги

переведено на электрическую централизацию более 900 стрелочных переводов,

автоматизирован ряд телефонных станций, 76% погрузочно-разгрузочных

операций на станциях и в дистанциях пути производится механизмами.

Внедрение новой техники привело к увеличению объема перевозок грузов и

пассажиров.

В последние годы произошли изменения в структуре перевозимых грузов.

Увеличилась доля промышленной продукции и сократилась сельскохозяйственной

при абсолютном росте как промышленных, так и сельскохозяйственных грузов.

По железной дороге перевозятся металлы, машины, оборудование,

строительные материалы, лес, хлебные грузы, товары народного потребления и

др.

Протяжённость сети железных дорог промышленных предприятий составляет

866 км, это позволяет производить доставку грузов «от двери до двери».

Суммарная протяжённость автомобильных дорог составляет более 31,5 тыс.

км, из них: 1,9% - общегосударственные, 4% - республиканские, более 3/4

(78%) дорог представлены междугородними.

По территории Алтайского края проходит автомобильная дорога

государственного значения Новосибирск – Барнаул - Бийск – Ташанта (Чуйский

тракт - 952 км), по которой осуществляется связь с Монголией.

На территории края проложено девять дорог республиканского значения

суммарной протяженностью более 2000 км. Почти на 600 км протянулась

автомобильная дорога Рубцовск - Барнаул - Камень - Новосибирск, с

ответвлением Поспелиха - Змеиногорск (152 км). Широтная дорога Кулунда -

Родино - Буканское - Алейск (307 км) соединяется с Барнаульско - Рубцовским

трактом. Важной дорогой является Бийск - Артыбаш (235 км), соединяющей

Телецкое озеро (крупный туристский район) с железнодорожной сетью.

Все районные центры связаны с главными направлениями - дорогами областного

значения.

Грузонапряженность автомобильных дорог, сильно различается по

территории края. Наиболее грузонапряженной является дорога государственного

значения - Чуйский тракт, особенно на участке Бийск-Верх-Катунское-Майма-

Усть-Сема-Черга. Большой объем перевозимых Чуйским трактом грузов

обусловлен отсутствием на территории Республики Алтай других видов

транспорта с высокой пропускной способностью. Из прочих автомобильных

дорог высокой грузонапряженностью выделяются участки: 1) Бийск – Сухая

Чемровка – Целинное; 2) Барнаул – Шахи – Павловск – Шелаболиха – Батурово;

3) Камень-на-Оби – Рыбное; 4) Заринск – Дмитрово – Кытманово; 5)

Благовещенск – Родино; 6) Заринск – Кытманово. На этих же дорогах наиболее

высокая интенсивность движения транспорта - от 2 до 5 тысяч автомобилей в

сутки.

В структуре перевозимых грузов преобладают: строительные,

сельскохозяйственные (в значительной мере хлебные), лесные,

каменноугольные, нефтепродуктовые и прочие. В степных районах края

возрастают потоки хлебных грузов, направляемых к железнодорожным станциям.

По Чуйскому тракту – перевозится большое количество лесных, минерально-

строительных и других грузов.

С улучшением дорожного покрытия Алтайских автомагистралей возрастает

дальность пробега грузов, приток туристов к курортам Горного Алтая.

Большое значение уделяется городскому автотранспорту и дорожному

строительству. Так в 1998 году сдан новый мостовой путепровод

международного стандарта через реку Обь в краевом центре, который разгрузил

городские магистрали от транзитного автотранспорта и приблизил барнаульцев

к зонам отдыха.

Водный транспорт. По территории края протекает много крупных и средних

рек, суммарной протяжённостью более 5 тыс. км. Однако небольшая их часть

используется для судоходства. Протяжённость эксплуатируемых водных путей

составляет примерно 830 км. В зоне воднотранспортного обслуживания

находится шестая часть территории края с населением 1 млн. чел. Речной

транспорт по размерам перевозок значительно уступает железнодорожному и

автомобильному из-за невысокой скорости и сезонности. Навигация на реках

края продолжается около 6 месяцев. Она совпадает с летним строительным

сезоном и массовыми перевозками урожая.

Перевозя в этот период значительную часть пассажиров и грузов, речной

транспорт снижает грузонапряжённость автомобильных и железных дорог края.

Так в 1999 году речным транспортом было перевезено более 5% всех грузов.

По территории Алтайского края протекает крупная река Обь (верхнее

течение) с притоками. Она судоходна (более 500 км, в границах края) весь

период навигации. Судоходны также Бия до Турочака (202 км.), Катунь от

слияния с Бией до Верх-Катунского (32 км) и Чарыш от Устья до Усть-Калманки

и выше по течению. По Оби осуществляются связи с Новосибирском,

Среднеобьем, Хантымансийском и Ямало-ненецким автономным округом.

В структуре грузоперевозок речного транспорта преобладают минерально-

строительные материалы от 32% (Усть-Чарышская Пристань – Ересная) до 45%

(Ересная – Барнаул). На отдельных участках минерально-строительные грузы

достигают 80-100% (Бийск – Сахарный завод, Семеновод – Малоугренево –

Бийск). Среди минерально-строительных материалов преобладают песчано-

гравийные смеси. Эти грузы формируются на пристанях; Семеновод и

Малоугренево (на Бие), Кабаново, Усть-Калманка, Чарышский, Коловый Мыс (на

Чарыше).

Главные принимающие пристани: Барнаул, Бийск, Сахарный завод

(Бийский), Калистратиха, Володарка, Вяткино, Усть-Чарышская Пристань,

Елбанка, Камень и др. Большой объем песка перевозится в Барнаул от пристани

Ересной (южнее города). Прочие грузы минерально-строительных материалов

(преимущественно бетонные и железобетонные изделия) формируются на

Барнаульской, меньше - на Бийской пристанях. Они поступают в Чарышское,

Усть-Чарышскую Пристань, Быстрый Исток и др. Часть этих грузов идет за

пределы края - в Нефтеюганск.

Второе место в грузоперевозках речного транспорта занимают хлебные

грузы, составляющие четвертую часть. Хлебные грузы формируются на

пристанях: Усть-Калманка (на Чарыше), Усть-Чарышская Пристань, Быстрый

Исток, Усть-Катунское, Володарское, Шелаболиха, Камень-на-Оби.

Структура грузов на речном транспорте. %

| |Минерально-|Хлебные |Кам. |Нефтепрод.|Прочие|

|Грузы |строительн.| |уголь | | |

|Участки | | | | | |

|рек | | | | | |

|1. Ересная - Барнаул |45 |23 |13 |13 |6 |

|(р.Обь) | | | | | |

|2. Усть-Чарышская |32 |28 |15 |16 |8 |

|Пристань- | | | | | |

|Ересная (р.Обь) | | | | | |

|3. |100 |- |- |- |- |

|Бийск-Малоугренево-Семено| | | | | |

|вод (р. Бия) | | | | | |

|4.Устье Бии-Сахарный |80 |- |- |- |20 |

|завод (р.Обь) | | | | | |

Большая часть зерна поступает на Барнаульскую Пристань, где

осуществляется перевалка на железную дорогу и вывоз его в другие

экономические районы страны. Меньшая часть зерна от Шелаболихинской и

Каменской пристаней вывозится в Новосибирск и далее в Томск.

Каменный уголь и нефтепродукты примерно в равных соотношениях (13-16%)

поступают с железной дороги на Барнаульскую пристань. Отсюда развозятся

вниз по Оби (уголь), вверх по Оби и Чарышу (нефтепродукты и уголь).

По грузообороту выделяются наиболее крупные пристани: Барнаул

(преобладают грузы прибытия - минерально-строительные, хлебные и прочие),

Ересная, Семеновод, Малоугренево - отправляющие минерально-строительные

материалы; Шелаболиха, как отправляющая хлебные грузы. Со средним

грузооборотом равного соотношения грузов ввоза и вывоза следующие пристани:

Камень, Усть-Чарышская Пристань, Быстрый Исток и др.

На пассажирских линиях курсируют теплоходы типа "Заря" и "Ракета".

В бассейне Оби выделяется ряд пассажиронапряжённых линий. Наиболее

мощный пассажирский поток наблюдается на участках: Барнаульская Пристань –

Барнаульская РЭБ – Бобровка – Рассказиха. Далее вверх по течению

поступательно уменьшается число пассажиров после Усть-Чарышской Пристани,

Акутихи и от Бийской пристани вниз - после слияния рек Катуни и Бии, Усть-

Ануя, а также вверх по Бии - после Усть-Кажи к Турачаку.

По пассажирообороту (пас. км) выделяются пристани: Барнаул, Барнаульская

РЭБ, Бобровка, Камень, Рассказиха, Усть-Чарышская Пристань, Бийск,

Дресвянка, Акутиха, Володарка и др.

Большое значение для края имеет воздушный транспорт. Он осуществляет

перевозку пассажиров, почты и грузов, широко применяется в сельском

хозяйстве, санитарной авиации, в лесопотрулировании лесных массивов и т.д.

После банкротства Барнаульского государственного авиапредприятия на

территории аэропорта образовалось четыре предприятия: «Алтайские

авиалинии», филиал авиакомпании «Сибирь», Авиационный технический центр и

Авиапредприятие «Алтай».

ОАО «Авиапредприятие «Алтай» было создано в сентябре 1997 года на базе

аэропортного комплекса.

Благодаря огромной помощи администрации края главным событием для

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12