Теория реформирования системы налогообложения и практика ее применения в Республике Беларусь 
За 2001г. в республиканский бюджет поступило 2 365,8 млрд. руб. Общая сумма задолженности предприятий республики по платежам в бюджет на 01.01.2002г. составила 134,2 млрд. руб. (2,2% к годовому плану доходов). Необходимо отметить, что впервые за последние 5 лет рост ВВП на 4% не нашел соответствующего отражения в динамике налоговых поступлений. Причины видятся в том, что рост объемов производства почти во всех отраслях сопровождался увеличением запасов готовой продукции на складах, а также опережающим ростом затрат на ее производство. Не способствовали пополнению бюджета и многочисленные индивидуальные льготы, предоставленные отечественным предприятиям, а так же новая методология исчисления и уплаты важнейшего доходного источника - НДС, которая предусматривает возврат части уплаченного налога из бюджета при экспорте продукции, облагаемом по нулевой ставке. В целом по республике зачтено в счет уплаты других налогов и сборов свыше 350 млрд. руб. НДС и возвращено из бюджета свыше 50млрд.руб., что составило 27,4% от поступивших в бюджет сумм по данному источнику.
В итоге удельный вес НДС в ВВП снизился с 7,2% в 1999 году (до введения зачетного метода) до 6,5% в 2001году. Поступления НДС составили 96,3% от уровня 2000г.
Динамика еще одного значительного источника - акцизов - была примерно на том же уровне, что и НДС - 97,2% по сравнению с 2000г.
Наиболее сложная ситуация с выполнением плана по налогу на прибыль - 79,7% от установленного задания. Это явилось результатом ухудшения финансового состояния многих отечественных предприятий. Так, в 2001 году прибыль от реализации продукции в сопоставимых ценах сократилась практически на 27,2%, количество убыточных предприятий возросло с 21,1% до 35%. В итоге поступления по налогу на прибыль по сравнению с 200 годом сократились на 10,8%, а по другим платежам из прибыли - на 28,7%.
По остальным доходным источникам, важнейшими из которых являются платежи от выручки и налоги на заработную плату, в 2001 году наблюдался заметный рост поступлений. Частично это позволило компенсировать выпадающие доходы по налогу на прибыль, НДС и акцизам и в целом обеспечить выполнение плана бюджета. Отметим, что план доходов консолидированного бюджета налоговыми органами выполнен на 100,2%, по местным бюджетам - 99,5%./17, с. 9/
Кроме того, нельзя не обратить внимания, что в бюджете 2002 года заметно вырос удельный вес доходов государственных целевых бюджетных фондов - 20%, в то время как в уточненном плане на 2001 год на их долю приходилось 15,7%, а в бюджете 2000 года - 18,3% (приложение 2).
На основании бюджетной классификации Республики Беларусь доходы бюджетов РБ делятся на три категории:
1. Текущие доходы - все доходные невозвратные платежи в бюджет, представляющие собой обязательные безвозмездные потоки средств, поступающих в сектор государственного управления, а так же добровольное и компенсируемое поступление средств от предоставления государственными учреждениями услуг; платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства, за исключением средств, полученных от других государственных органов или международных организаций. Текущие доходы, в свою очередь, по форме, методам изъятия и содержанию подразделяются на три группы - налоговые доходы, социальные отчисления (обязательные страховые взносы и отчисления в Фонд социальной зашиты населения) и неналоговые доходы и обязательные платежи (доходы от оказываемых государством платных услуг и продажи товаров, а так же полученные штрафы или иные санкции за нарушение законодательства).
2. Капитальные доходы - невозвратные платежи, классифицируемые по видам реализуемых основных фондов, предназначенных для многократного использования в процессе производства на протяжении более одного года и связанные с их приобретением, передачей, сооружение или продажи. Эта категория доходов включает так же поступления в бюджет от продажи нематериальных активов, от реализации государственных материальных резервов и ценностей, от продажи земли и др. Капитальные доходы делятся на две группы: налоговые доходы (налоги на имущество) и неналоговые доходы и обязательные платежи (доходы от реализации основных фондов, нематериальных активов и др.).
3. Безвозмездное поступление (от юридических и физических лиц, из бюджетов других уровней, от стран-участников международных организаций и соглашений). Безвозмездные поступления могут быть текущими и капитальными (приложение 3).
Таким образом, доходная часть бюджета Беларуси весьма схожа с бюджетами развитых стран. В ней можно найти признаки ры-ночной экономики, когда решающая часть доходов формируется за счет множества налогов и сборов. Однако у большинства налогов высокие ставки, которые не стимулируют в должной мере развитие производства. Для изыскания источников покрытия всевозрастающих расходов, сбалансированности бюджета на первое место выдвинута фискальная функция налогов, а их экономическое воздействие, социальное значение остается незначительным.
3. Зарубежный опыт реформирования системы налогообложения и практика его применения в
Республике Беларусь
3.1. Зарубежный опыт реформирования системы налогообложения
Налоговые системы отдельных стран мира формировались в раз-ных условиях. Лишь в середине XX в. в развитии систем налогообло-жения наметились общие закономерности, связанные с послевоенны-ми экономическими реформами. Высокий уровень государственных расходов в то время естественно сопровождался высокими налогами. Кроме того, считается, что даже в странах европейского сообщества действуют весьма сложные и разноуровневые системы налогообложе-ния. Значимость одних и тех же налогов в различных странах неоди-накова. Так, во Франции доля косвенных налогов в доходах бюджета составляет 62,7 %, а в Нидерландах только 41,3 %.
Следует отметить, что механизм распределения и перераспределе-ния государственных финансовых ресурсов между центральными и местными органами, масштабы налоговой компетенции каждого уровня власти, наделение их налоговыми источниками в соответст-вии с выполняемыми функциями и принципами автономии определя-ются конституционным устройством страны. В зависимости от того, на скольких уровнях осуществляется разделение власти в стране, налоговая система может быть двух- или трехзвенной. Так, в странах с федеративным делением (США, Германия, Канада) налоговая поли-тика осуществляется на трех уровнях: правительственном, регио-нальными органами (штатами, департаментами, землями и т. п.), ме-стными органами власти (муниципалитетами, графствами, коммунами и др.). В государствах, не имеющих федеративного деле-ния (Франция, Япония и др.), существует двухуровневая налоговая система, основанная на общегосударственных и местных налогах.
Федеральные налоги являются доходной базой федеральных бюд-жетов. Федеральный бюджет -- бюджет центрального правительства в государствах, имеющих федеративную форму государственного ус-тройства. Бюджетная система федеративного государства имеет три звена: федеральный бюджет, бюджет планов федерации (в США -- штатов, в ФРГ -- земель, в Канаде -- провинций, в Швейцарии -- кантонов) и бюджеты местных органов власти. Как уже отмечалось, все звенья бюджетной системы формально независимы и не входят в федеральный бюджет. За федеральным бюджетом закрепляются важ-нейшие доходы и расходы.
Например, в США к доходам федерального бюджета относятся важнейшие прямые налоги (индивидуальный подоходный налог, на-лог на прибыль корпораций, взносы на социальное страхование, на-логи с наследств и дарений), ряда косвенных налогов (акцизы от об-ложения алкогольных напитков, табачных изделий, бензина, таможенные пошлины). В ФРГ в доходы федерального бюджета час-тично поступает ряд крупнейших налогов, в том числе в составе пря-мых -- налог на заработную плату (более 40 %), корпорационный налог (50 %); косвенных -- налог на добавленную стоимость (66--67 %), налог с оборота импорта. Кроме того, за федеральным бюджетом целиком закреплены более 10 индивидуальных акцизов, важнейшие из которых -- на табак, горючее, вино, кофе, сахар; та-моженные пошлины и некоторые другие налоги.
Дадим краткую характеристику отдельных налогов, наиболее рас-пространенных в экономически развитых странах мира.
Налог на добавленную стоимость (НДС) -- косвенный налог на товары и услуги, применяемый в странах -- членах Европейского экономического сообщества, а также в Швеции, Австрии и некоторых других промышленно развитых странах мира. Впервые введен во Франции в 1954 г. С середины 70-х годов он стал неотъемлемой час-тью налогообложения стран -- членов ЕЭС. Налоговая база -- сто-имость, добавленная на каждой стадии производства и реализации товара. В облагаемый оборот включается не вся выручка от реализа-ции товаров или услуг, а лишь добавленная стоимость на каждой ста-дии производства и реализации (заработная плата, начисления на нее, амортизация, прибыль). Налоговый оклад равен налогу с общей стоимости проданных товаров или оказанных услуг минус налог, уп-лаченный в предыдущем звене. В результате регулярного поступле-ния в бюджет и универсальности налог на добавленную стоимость -- один из наиболее эффективных фискальных инструментов. На его долю приходится около 80 % всех косвенных налогов во Франции, более 50 % в Великобритании и ФРГ. Его распространение объясня-ется сравнительно высокой эффективностью мобилизации средств в бюджет в условиях инфляции и возможностью использования для контроля за производством, а также регулированием цен, инвести-ций. Кроме того, налог на добавленную стоимость используется как средство регулирования экономики и инструмент экономической интеграции западноевропейских стран. Государство стимулирует экс-порт, освобождая его от налога на добавленную стоимость.
В странах -- членах ЕЭС налог на добавленную стоимость приме-няется в целью унификации национальных систем косвенного обло-жения (в соответствии с Римским договором) и для создания единой доходной базы бюджета ЕЭС, главным доходным источником которо-го с 1975 г. являются поступления от НДС в размере 1 % суммы нало-га (с 1986 -- 1,4 %), собранного каждой страной-членом. Полной унификации НДС препятствуют неодинаковый уровень ставок и раз-личная система льгот, действующая в разных странах -- членах ЕЭС. В настоящее время НДС может служить одним из примеров гармони-зации налоговой политики стран Сообщества. Летом 1991 г. практи-чески все государства -- члены ЕЭС (за исключением Великобрита-нии) согласились с необходимостью установить минимальную нормативную ставку НДС в размере 15%. До этого рекомендуемая ставка НДС определялась в интервале 9--19 % (пониженная 4-- 9 % ). Однако, несмотря на достижение принципиального согласия по поводу величины ставок НДС, говорить о гармонизации еще рано.
В социальном отношении введение НДС с его более широкой по сравнению с другими косвенными налогами налоговой базой и высо-кими основными ставками (если в Великобритании и Испании нор-мальная ставка НДС составляет 15 %, в ФРГ -- 14, то во Франции действует ставка -- 18,6 %, в Италии --19, а в Дании даже 25 %) привело к росту стоимости жизни. Аналогичные процессы особенно заметны в странах СНГ (в том числе в Беларуси), широко использую-щих этот налог.
Налог на доходы от денежных капиталов существует в некоторых развитых странах (например, в Австрии, Канаде, Испании, Фран-ции). Им облагаются дивиденды, проценты от акций и облигаций, проценты по вкладам в банки, выигрыши по займам и некоторые дру-гие доходы. Налог удерживается у источника при выплате дохода владельцу денежного капитала. Ставки налога пропорциональные и колеблются в отдельных странах в пределах от 20 до 40%.
Налог на личное состояние -- разновидность налога на собствен-ность; действует в ряде развитых стран: в Австрии, Дании, Ирландии, Испании, Нидерландах, Норвегии, Финляндии, Швейцарии, Шве-ции, а также в Индии. Налог на личное состояние в большей мере от-носится к местным налогам, которым облагается чистый доход.
Налог на прибыль корпораций -- налог на доходы юридических лиц (акционерные общества, страховые компании, банковские моно-полии) . Существует во всех экономически развитых странах и явля-ется одним из основных налогов. Его размеры при общемировой тен-денции к его снижению в разных странах неодинаковы. Несмотря на то, что бухгалтерские положения по определению прибыли, подлежа-щей налогообложению, могут существенно меняться в каждой стра-не, простое сопоставление базовых ставок налога свидетельствует о том, что до формирования единого налогового пространства даже в Европейском сообществе еще очень далеко. До настоящего времени разница налоговых ставок составляет от 10% в некоторых областях Ирландии до 50 % в Германии.
Кроме того, не во всех странах действует единая ставка налога на прибыль. Так, в США и Великобритании она приобретает черты про-грессивного налога. В США первые 25 тыс. долларов прибыли компа-ний облагаются по ставке 15 %, сверх 100 тыс. долларов -- 46 %. Сейчас пересматриваются ставки в сторону снижения, и максималь-ный уровень обложения составляет 33 %. В Великобритании также применяется прогрессивная система налоговых ставок (от 25 до 35 % ) в зависимости от величины прибыли, подлежащей обложению. Во Франции налог на прибыль составляет 42 %, при этом нераспреде-ленная прибыль облагается по ставке 37 %. В Германии наоборот. Ес-ли прибыль не распределяется, то налоговая ставка составляет 50 %, а при ее распределении в виде дивидендов -- 36 %.
Объектом налога на прибыль корпораций служит облагаемая при-быль компаний, равная валовой прибыли за минусом суммы установ-ленных налоговым законодательством вычетов и скидок. К вычетам относятся производственные, коммерческие, транспортные издерж-ки, проценты по задолженности, убытки, расходы на рекламу, науч-но-исследовательские расходы, а также дивиденды.
Законами предоставлены разнообразные налоговые льготы и скид-ки. В развитых странах очень часто предусматривается возврат ранее уплаченных налогов, погашение налоговой задолженности, освобож-дение отдельных групп плательщиков. Большие преимущества при обложении имеют крупные монополии. Общая сумма вычетов и ски-док с прибыли акционерных обществ, страховых компаний, банков-ских монополий достигает 40--60%. Для компаний существует ряд льгот, освобождающих от уплаты налогов на прибыль: образование за счет прибыли разнообразных фондов (резервных, благотворительных, пенсионных и др.), свободных от налога; списание доходов, рассмат-риваемых как деловые издержки; выплата завышенных окладов ме-неджерам; переоценка активов; перевод прибыли в другие страны с льготным налоговым режимом и др.
В результате налоги на прибыль корпораций имеют тенденцию к относительному сокращению. За последние 20 лет удельный вес этого налога в доходах бюджета центрального правительства США снизил-ся с 21,8% до 9,9%, в Великобритании --с 11,9 до 6,2%.
Одним из важнейших моментов выступает налогообложение вы-плат по дивидендам. Обычно уплата этого налога зависит от того, яв-ляется ли акционер юридическим лицом, резидентом (постоянно жи-вущим в стране) или иностранцем. Различия в подходах к налогообложению дивидендов весьма значимы, так как они во многом могут способствовать переливу капитала из страны в страну.
Во многих странах налоги на прибыль дополняются еще и местны-ми прямыми налогами. В Италии, например, это так называемый местный налог, взимаемый по весьма сложной системе ставок (в раз-мере не более 5 % вновь созданной стоимости).
С налогом на прибыль тесно связан подоходный налог с физиче-ских лиц. Традиционно считалось, что подоходный налог оказывает относительно небольшое, по сравнению с налогом на прибыль, влия-ние на размещение производства, выработку тех или иных инвести-ционных стратегий. Однако в настоящее время, когда формируется единый рынок рабочей силы и сняты почти все ограничения на пере-лив капитала, важность различий в системах, а особенно в макси-мальных ставках подоходного налога возрастает. Особенно сущест-венное влияние этот налог может оказывать на размещение штаб-квартир корпораций, а также научно-исследовательских центров, производств, использующих высококвалифицированную и высо-кооплачиваемую рабочую силу. Сравнение ставок подоходного нало-га с физических лиц -- еще более сложная задача, чем анализ налогов на прибыль. Основная проблема состоит в том, что во всех странах Европейского сообщества применяется система прогрессив-ных ставок подоходного налога с совершенно несхожими характери-стиками прогрессии, с различными базовыми и максимальными став-ками налога.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|
|