скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Теория реформирования системы налогообложения и практика ее применения в Республике Беларусь скачать рефераты

При определении основных направлений налоговой полити-ки следует исходить из особой важности стимулирования роста производства и его качественного параметра. В основу приори-тетов также должно быть заложено решение проблем экологии и социальной сферы, развитие производства товаров народного потребления, торговли и бытового обслуживания населения. В стратегическом плане в основу налоговой политики должна быть заложена концепция приоритетных направлений разви-тия тех отраслей и производств, которые обеспечат эффектив-ный экономический рост.

Требуют постоянного внимания, глубокого осмысления и практического применения вопросы льгот по налогам; введе-ния дифференцированных налоговых ставок отдельно для про изводителей национального богатства и тех, кто его перерас-пределяет; дальнейшего совершенствования подоходного нало-га в условиях инфляции.

Главным остается усиление стимулирующей предпринима-тельство функции налогов, поощрение товаропроизводителей, осуществление региональной экономической политики и устра-нение противоречий в налоговом законодательстве. Особо важ-ным направлением в налоговой политике является стабиль-ность налогового законодательства. Недопустимо вносить изме-нения каждые два-три месяца. Необходимо анализировать си-туацию, накапливать необходимые изменения и дополнения, вносить их на рассмотрение вместе с бюджетом, но ни в коем случае задним числом, как это бывало неоднократно. В резуль-тате нарушается главное требование, необходимое для беспере-бойного функционирования налогового механизма -- устойчи-вость и предсказуемость налогового законодательства в части налогообложения юридических и физических лиц. Нестабиль-ность налогового законодательства сдерживает как отечествен-ных, так и иностранных инвесторов.

Для большей стабильности законодательства и упрощения налоговой системы необходимо привести в порядок всю систему не только законодательных, но и подзаконных нормативных актов, регулирующих налоговые вопросы. Огромно количество ведомств, имеющих право издавать документы, касающиеся налоговых законов, и трактующих их по-разному. Нередко да-же инструкции подправляют налоговые законы. Необходимо, чтобы право на толкование законодательных и других норма-тивных актов, связанных с налоговыми вопросами, было пред-оставлено только тем органам, которые их принимают.

Не менее важным является установление паритетных отно-шений между налогоплательщиками и налоговыми органами. В настоящее время права налогоплательщиков ограничены, что выражается в бесспорном взимании налогов, пени, штрафных санкций, в невозможности получения консультаций в налого-вых инспекциях и в том, что налоговая инспекция не несет от-ветственности за разъяснения, оказавшиеся неточными. Даже в случае обращения налогоплательщика в суд и принятия ре-шения в его пользу ранее изъятые налоговыми органами суммы не всегда ему возвращаются, а засчитываются в уплату теку-щих налогов.

Налоговые платежи за пользование природными ресурсами установлены при отсутствии рынка земельных ресурсов и зе-мельного кадастра, что исключает возможность применения реальных рыночных цен на землю для целей налогообложения. Масштабы налогообложения в сфере природопользования и загрязнения окружающей среды несопоставимы с масштабами налогообложения доходов и имущества предприятий.

В современных условиях налоговое бремя для плательщи-ков налогов в Беларуси высоко, льготы несовершенны, эффек-тивность многих из них невелика. Тяжесть налогообложения во всех развитых странах является показательной характерис-тикой уровня налогообложения. Однако общепринятой методи-ки исчисления тяжести и уровня налогов нет. Существуют раз-розненные показатели, которые в косвенной форме могут да-вать представление о тяжести уплачиваемых налогов.

Особо важно подчеркнуть, что главным направлением со-вершенствования налогообложения было и остается сохране-ние существующей и наращивание налогооблагаемой базы, что прямо зависит от экономической политики, проводимой госу-дарством. Первостепенное внимание при совершенствовании налогообложения должно быть уделено расширению налогооб-лагаемой базы, в том числе и с помощью налогов, которые мо-гут оказывать стимулирующее влияние на налогообложение. Налоговый механизм должен взаимодействовать с банковско-кредитной системой, процентными ставками, предоставлять определенные преимущества финансовым и кредитным учреж-дениям и предприятиям, которые используют долгосрочные ссуды на инвестиционные цели.

С целью расширения налогооблагаемой базы должны быть разработаны методы налоговой защиты новых инвестиций и налоговые методы стимулирования НТП: возмещающий эф-фект от этих мероприятий скажется на получении дополни-тельного налога на прибыль. В то же время нельзя вводить льготы на капиталовложения без учета их значимости в воспро-изводственном процессе. Льготы, связанные со структурной пе-рестройкой экономики и стимулированием инвестиций, необ-ходимо сохранить. В нынешних условиях они должны иметь временный и направленный характер, и, что особо важно, льго-ты должны даваться участникам экономической деятельности, а не отдельным регионам и территориям.

Одной из важных проблем в современной ситуации налого-обложения является система налоговых ставок, которые опре-деляют сумму налогового изъятия. Она касается целого ряда налогов, и в первую очередь -- налога на прибыль. Было бы це-лесообразно ввести регрессивные ставки налога на прибыль, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли став ка понижается. При таком методе понижающая прогрессия ставок будет стимулировать стремление не уменьшить (скрыть) налогооблагаемую базу, а показать ее в полном объеме, так как чем больше сумма полученной прибыли, тем меньше ставка на-лога. Регрессия ставок привела бы к стимулированию капи-тальных вложений в научно-технический прогресс. Причем поступления в бюджет не сократятся, поскольку сумму плате-жей в бюджет определит не столько ставка, сколько величина налогооблагаемой базы, которая в этом случае будет иметь тен-денцию к росту.

Что касается земли, то она как главный вид общественного богатства должна быть очень дорогой, особенно для иностран-ных инвесторов.

Требует налоговой поддержки малое предпринимательство, которое создает новые рабочие места для населения, в том числе инвалидов и домохозяек; экономит пособия по безработице; да-ет возможность использовать вторичное сырье, материалы, от-ходы производства; создает новые формы обслуживания насе-ления.

Проблема платежей существует и при взимании налогов с физических лиц: подоходного налога с физических лиц и нало-га с имущества физических лиц,-- поскольку нет совершенной законодательной базы, что осложняет исчисление этих налогов и контроль за своевременной их уплатой.

Следует учитывать, что между налогами и инфляцией су-ществует многосторонняя связь, когда рост налогов, особенно косвенных, может усилить инфляцию, так как ведет к росту цен на потребительские товары. В результате инфляция обесце-нивает доходы не только населения, но и государства, что уси-ливает налоговое давление на население.

Обобщая отмеченное, следует сделать вывод о том, что ос-новными направлениями налоговой реформы являются:

» сокращение числа налогов путем их укрупнения и отмены некоторых налогов, не приносящих значительных поступле-ний;

» уменьшение количества льгот и исключение из общего ре-жима налогообложения в основном редко используемых нало-говых льгот;

» построение стабильной налоговой системы, обеспечиваю-щей единство, непротиворечивость и неизменность в течение финансового года системы налогов и платежей при сохранении действующих ставок налогов в течение двух-трех лет;

» облегчение налогового бремени производителей продук-ции и недопущение двойного налогообложения путем четкого определения налогооблагаемой базы;

» консолидация в государственном бюджете государствен-ных внебюджетных фондов с сохранением целевой направлен-ности использования денежных средств;

« ослабление финансовых санкций.

Таким образом, следует отметить, что налоговая система яв-ляется важнейшим инструментом государства по стимулирова-нию развития экономики и социального прогресса в стране. Со-вершенствование налоговой системы позволит эффективно и надежно решить практически все проблемы, мешающие Бела-руси достойно развиваться.

2.2 Современное состояние налоговой системы Республики Беларусь

Оценивая прошедшие годы, следует иметь в виду, что нало-говая система Беларуси возникла и развивается в условиях эко-номического кризиса. В тяжелой экономической ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает фун-кционирование всего хозяйственного механизма, позволяет фи-нансировать неотложные государственные потребности и в целом отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике.

Налоговая система Беларуси разрабатывалась с учетом оте-чественного опыта 20-х годов XX в. и практики тех стран, где на-логообложение прошло многовековой процесс развития. Базиру-ющаяся на требованиях рыночной экономики налоговая система призвана: обеспечивать более полную и современную мобилиза-цию доходов в бюджет, иначе невозможно проводить социаль-но-экономическую политику государства; создавать условия для регулирования производства и потребления в целом и по отдель-ным сферам хозяйства с учетом особенностей формирования и перераспределения доходов различных групп населения.

Давая в целом положительную оценку складывающейся принципиально новой налоговой системе Беларуси, следует сказать о трудностях, с которыми она столкнулась. Во-первых, она формировалась при слабом развитии налоговых отношений, которые охватывали преимущественно физических лиц; во-вто-рых, она возникла при крайне отрицательном отношении к ней хозяйствующих субъектов, поэтому требовались строгий учет и контроль при обложении; в-третьих, в стране не было четко раз-работанной налоговой политики, зато имелись нестабильность экономики и высокие темпы инфляции; в-четвертых, отсут-ствовала собственная научная школа в области налогообложе-ния, способная усовершенствовать действующую налоговую систему, предвидеть, спрогнозировать экономические и соци-альные последствия от проведения в жизнь того или иного ком-плекса мероприятий; в-пятых, налоговый аппарат не был под-готовлен к сложным условиям, когда изменения в налогообло-жении происходят непрерывно, нередко задним числом.

Современная налоговая система Беларуси характеризуется следующими чертами:

» базируется на правовой основе, а не подзаконных актах, как это было ранее. Она пронизывает все финансовые отноше-ния, связанные с перераспределением части совокупного обще-ственного продукта;

» построена по единым правилам, на едином механизме ис-числения и сбора платежей, независимо от организационно-пра-вовых форм субъектов хозяйствования и физических лиц. За всеми налоговыми взносами осуществляется единый контроль со стороны налоговых органов;

» предъявляет к плательщикам одинаковые требования и создает равные стартовые условия формирования доходов пу-тем определения перечня налогов, унификации ставок, упоря-дочения льгот и механизма их предоставления, невмешательст-ва в использование средств, оставшихся после уплаты налога;

» обеспечивает более справедливое распределение налогового бремени между отдельными категориями плательщиков, юри-дическими лицами, усиливает правовую защиту их интересов;

» учет опыта западных стран дает возможность Беларуси присоединиться к мировому рынку, включиться в международ-ные экономические интеграционные связи.

Вместе с этим, созданная налоговая система в силу разных причин имеет существенные недостатки. Во-первых, налоги но-сят в основном фискальный характер. При решении вопросов о налогах главным выступает доходность бюджета, тогда как ре-гулирующей и стимулирующей роли налогов не придается серьезного значения, хотя именно эти функции налогов могут способствовать экономическому росту государства.

Во-вторых, важным недостатком системы является высокий уровень налогообложения хозяйствующих субъектов. Несмот-ря на то, что по ставке он сравним с развитыми странами (США, Япония и др.), экономическое положение национальных юри-дических лиц намного скромнее, вследствие чего налоговое бре-мя отечественных предприятий очень велико. Суммарные на-логовые платежи (все налоги и внебюджетные средства) по раз-ным оценкам составляют от 40 до 70 % валовых доходов юриди-ческих лиц (прибыль плюс зарплата). Высок уровень косвен-ных налогов (НДС, акцизы, таможенные пошлины), оплачива-емых населением, именно они выступают одним из генераторов инфляционных процессов. При установлении налогов необхо-димо иметь в виду, что в экономической науке существует по-нятие предельного уровня налогообложения. Доказано (по кри-вой Лаффера), что у плательщика можно безболезненно изъять до 20 % совокупного дохода. Расширенное воспроизводство еще будет продолжаться и при изъятии до 25 % доходов, но пос-леднее вызовет недовольство предпринимателя, и инфляция начнет набирать темпы. Рост ставок выше этого предела приве-дет к прекращению даже простого воспроизводства, сократятся и поступления в бюджет, возникнут основания для возникнове-ния гиперинфляции.

В-третьих, большое количество налогов, сборов, отчисле-ний, взносов -- республиканских, местных, целевых, внебюд-жетных -- осложняет налогообложение.

В-четвертых, сложность для плательщиков создает и неста-бильность налоговых законов, особенно касающихся налога на прибыль и НДС: существует огромное количество нормативных актов, к которым не гарантируется право доступа. Если указы Президента, законы, постановления Правительства публику-ются в печати, то ведомственные письма, инструкции, приказы с важными изменениями и дополнениями не всегда доходят до налогоплательщиков. В налоговой практике отсутствуют регу-лярная публикация и бесплатная раздача тематических сбор-ников, брошюр, как это принято за рубежом. Порой нечет-кость, противоречивость отдельных статей законов, инструк-ций не дают уверенности плательщику в правильности совер-шаемых им действий, а налоговым органам оставляют возмож-ность вольного их толкования в пользу бюджета. Методически исчисление налогов и налоговой базы представляет большие трудности для плательщиков. Особые трудности возникают при определении НДС, в налоговую базу которого заложена себесто-имость продукции, что создает криминальную основу, связан-ную с уклонением от уплаты налогов.

В-пятых, несовершенство налоговой системы связано с не-оправданно широкими правами налоговых органов, которые нередко самостоятельно трактуют положения налогового зако-нодательства, наказывая непомерным штрафом за нарушения установленных ими положений, не неся ответственности за соб-ственные ошибки. Справедливости ради следует отметить, что налоговая систе-ма создана и функционирует совсем недавно и поэтому не га-рантирована от ошибок, характерных для переходного перио-да, когда экономика подвергается постоянным колебаниям. В условиях коренной ломки производственных отношений неиз-бежны изменения и дополнения к ранее изданным норматив-ным актам, допускается поспешность в их разработке, в резуль-тате возникают недостатки в налоговой системе.

В динамике основных до-ходных статей бюджета (таблица 2.2.1) обращает на себя внимание снижение на 2 процентных пункта (2 пп.) удельного веса текущих нало-говых доходов, в том числе прямых налогов на прибыль на 1 пп. Учитывая, что никаких налоговых послаблений на те-кущий год не предполагается, остается предположить, что сокращение их удельного веса вызвано, в первую оче-редь, непропорциональным ростом иных доходов бюдже-та. А именно: рост внебюд-жетных доходов на 2,6 пп., в том числе фонда поддержки сельхозпроизводителей на 3,9 пп. А в целом на сельское хозяйство может уйти 1/9 часть бюд-жета.

Таблица 2.2.1

Основные статьи доходов республиканских бюджетов в 1998-2001 годах, в % к итогу (Рассчитана на основании законодательных актов Республики Беларусь)

Показатели

1998

1999

2000

2001

Всего доходов

100

100

100

100

Текущие налоговые доходы

77,7

75,1

73,1

72,1

Прямые налоги на доходы и прибыль

14,9

16,5

15,5

15,3

Налог на прибыль

14,5

16

15

15

Налог на доходы предприятий и граждан

0,4

0,5

0,5

0,6

Внутренние налоги на товары и услуги

44,1

44,1

44,1

44,3

НДС

28,8

31,1

27,7

26,5

Акцизы

14

11,8

15,2

15,4

Налоги, взимаемые с фонда заработной платы (Чрезвычайный налог)

4,6

4,2

4,1

4,2

Доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций

10,3

10,3

9,3

9,6

Текущие неналоговые доходы

6,6

7

5,7

5,3

Доходы от госсобственности и предпринимательской деятельности

1,7

3,3

1,6

1,8

в т. ч. прибыль Национального банка

0,9

2,7

0,9

1,2

Административные сборы и платежи

1,5

1,8

1,6

1,7

Поступления по штрафным санкциям

1,9

1,1

-

1,2

Прочие текущие неналоговые доходы

1,4

0,8

2,6

2,8

Капитальные доходы

1,7

1,3

2,1

2,5

Доходы от реализации произведенных активов

1,7

1,3

2,1

2,3

Текущие безвозмездные поступления

0

0

0

0

Доходы СЭЗ

0

0,6

0,5

0,6

Доходы целевых внебюджетных фондов

14,1

15,9

18,5

19,3

Доходы республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции

8,1

8,5

11,4

12,2

Республиканского дорожного фонда

4

5,7

5,2

5,1

Государственного фонда содействия занятости

1,8

1,5

1,8

1,7

Республиканского фонда "Энергосбережение"

0

0

0

0

Республиканского фонда охраны природы

0,2

0,1

0

0

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11