Теория реформирования системы налогообложения и практика ее применения в Республике Беларусь
При определении основных направлений налоговой полити-ки следует исходить из особой важности стимулирования роста производства и его качественного параметра. В основу приори-тетов также должно быть заложено решение проблем экологии и социальной сферы, развитие производства товаров народного потребления, торговли и бытового обслуживания населения. В стратегическом плане в основу налоговой политики должна быть заложена концепция приоритетных направлений разви-тия тех отраслей и производств, которые обеспечат эффектив-ный экономический рост.
Требуют постоянного внимания, глубокого осмысления и практического применения вопросы льгот по налогам; введе-ния дифференцированных налоговых ставок отдельно для про изводителей национального богатства и тех, кто его перерас-пределяет; дальнейшего совершенствования подоходного нало-га в условиях инфляции.
Главным остается усиление стимулирующей предпринима-тельство функции налогов, поощрение товаропроизводителей, осуществление региональной экономической политики и устра-нение противоречий в налоговом законодательстве. Особо важ-ным направлением в налоговой политике является стабиль-ность налогового законодательства. Недопустимо вносить изме-нения каждые два-три месяца. Необходимо анализировать си-туацию, накапливать необходимые изменения и дополнения, вносить их на рассмотрение вместе с бюджетом, но ни в коем случае задним числом, как это бывало неоднократно. В резуль-тате нарушается главное требование, необходимое для беспере-бойного функционирования налогового механизма -- устойчи-вость и предсказуемость налогового законодательства в части налогообложения юридических и физических лиц. Нестабиль-ность налогового законодательства сдерживает как отечествен-ных, так и иностранных инвесторов.
Для большей стабильности законодательства и упрощения налоговой системы необходимо привести в порядок всю систему не только законодательных, но и подзаконных нормативных актов, регулирующих налоговые вопросы. Огромно количество ведомств, имеющих право издавать документы, касающиеся налоговых законов, и трактующих их по-разному. Нередко да-же инструкции подправляют налоговые законы. Необходимо, чтобы право на толкование законодательных и других норма-тивных актов, связанных с налоговыми вопросами, было пред-оставлено только тем органам, которые их принимают.
Не менее важным является установление паритетных отно-шений между налогоплательщиками и налоговыми органами. В настоящее время права налогоплательщиков ограничены, что выражается в бесспорном взимании налогов, пени, штрафных санкций, в невозможности получения консультаций в налого-вых инспекциях и в том, что налоговая инспекция не несет от-ветственности за разъяснения, оказавшиеся неточными. Даже в случае обращения налогоплательщика в суд и принятия ре-шения в его пользу ранее изъятые налоговыми органами суммы не всегда ему возвращаются, а засчитываются в уплату теку-щих налогов.
Налоговые платежи за пользование природными ресурсами установлены при отсутствии рынка земельных ресурсов и зе-мельного кадастра, что исключает возможность применения реальных рыночных цен на землю для целей налогообложения. Масштабы налогообложения в сфере природопользования и загрязнения окружающей среды несопоставимы с масштабами налогообложения доходов и имущества предприятий.
В современных условиях налоговое бремя для плательщи-ков налогов в Беларуси высоко, льготы несовершенны, эффек-тивность многих из них невелика. Тяжесть налогообложения во всех развитых странах является показательной характерис-тикой уровня налогообложения. Однако общепринятой методи-ки исчисления тяжести и уровня налогов нет. Существуют раз-розненные показатели, которые в косвенной форме могут да-вать представление о тяжести уплачиваемых налогов.
Особо важно подчеркнуть, что главным направлением со-вершенствования налогообложения было и остается сохране-ние существующей и наращивание налогооблагаемой базы, что прямо зависит от экономической политики, проводимой госу-дарством. Первостепенное внимание при совершенствовании налогообложения должно быть уделено расширению налогооб-лагаемой базы, в том числе и с помощью налогов, которые мо-гут оказывать стимулирующее влияние на налогообложение. Налоговый механизм должен взаимодействовать с банковско-кредитной системой, процентными ставками, предоставлять определенные преимущества финансовым и кредитным учреж-дениям и предприятиям, которые используют долгосрочные ссуды на инвестиционные цели.
С целью расширения налогооблагаемой базы должны быть разработаны методы налоговой защиты новых инвестиций и налоговые методы стимулирования НТП: возмещающий эф-фект от этих мероприятий скажется на получении дополни-тельного налога на прибыль. В то же время нельзя вводить льготы на капиталовложения без учета их значимости в воспро-изводственном процессе. Льготы, связанные со структурной пе-рестройкой экономики и стимулированием инвестиций, необ-ходимо сохранить. В нынешних условиях они должны иметь временный и направленный характер, и, что особо важно, льго-ты должны даваться участникам экономической деятельности, а не отдельным регионам и территориям.
Одной из важных проблем в современной ситуации налого-обложения является система налоговых ставок, которые опре-деляют сумму налогового изъятия. Она касается целого ряда налогов, и в первую очередь -- налога на прибыль. Было бы це-лесообразно ввести регрессивные ставки налога на прибыль, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли став ка понижается. При таком методе понижающая прогрессия ставок будет стимулировать стремление не уменьшить (скрыть) налогооблагаемую базу, а показать ее в полном объеме, так как чем больше сумма полученной прибыли, тем меньше ставка на-лога. Регрессия ставок привела бы к стимулированию капи-тальных вложений в научно-технический прогресс. Причем поступления в бюджет не сократятся, поскольку сумму плате-жей в бюджет определит не столько ставка, сколько величина налогооблагаемой базы, которая в этом случае будет иметь тен-денцию к росту.
Что касается земли, то она как главный вид общественного богатства должна быть очень дорогой, особенно для иностран-ных инвесторов.
Требует налоговой поддержки малое предпринимательство, которое создает новые рабочие места для населения, в том числе инвалидов и домохозяек; экономит пособия по безработице; да-ет возможность использовать вторичное сырье, материалы, от-ходы производства; создает новые формы обслуживания насе-ления.
Проблема платежей существует и при взимании налогов с физических лиц: подоходного налога с физических лиц и нало-га с имущества физических лиц,-- поскольку нет совершенной законодательной базы, что осложняет исчисление этих налогов и контроль за своевременной их уплатой.
Следует учитывать, что между налогами и инфляцией су-ществует многосторонняя связь, когда рост налогов, особенно косвенных, может усилить инфляцию, так как ведет к росту цен на потребительские товары. В результате инфляция обесце-нивает доходы не только населения, но и государства, что уси-ливает налоговое давление на население.
Обобщая отмеченное, следует сделать вывод о том, что ос-новными направлениями налоговой реформы являются:
» сокращение числа налогов путем их укрупнения и отмены некоторых налогов, не приносящих значительных поступле-ний;
» уменьшение количества льгот и исключение из общего ре-жима налогообложения в основном редко используемых нало-говых льгот;
» построение стабильной налоговой системы, обеспечиваю-щей единство, непротиворечивость и неизменность в течение финансового года системы налогов и платежей при сохранении действующих ставок налогов в течение двух-трех лет;
» облегчение налогового бремени производителей продук-ции и недопущение двойного налогообложения путем четкого определения налогооблагаемой базы;
» консолидация в государственном бюджете государствен-ных внебюджетных фондов с сохранением целевой направлен-ности использования денежных средств;
« ослабление финансовых санкций.
Таким образом, следует отметить, что налоговая система яв-ляется важнейшим инструментом государства по стимулирова-нию развития экономики и социального прогресса в стране. Со-вершенствование налоговой системы позволит эффективно и надежно решить практически все проблемы, мешающие Бела-руси достойно развиваться.
2.2 Современное состояние налоговой системы Республики Беларусь
Оценивая прошедшие годы, следует иметь в виду, что нало-говая система Беларуси возникла и развивается в условиях эко-номического кризиса. В тяжелой экономической ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает фун-кционирование всего хозяйственного механизма, позволяет фи-нансировать неотложные государственные потребности и в целом отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике.
Налоговая система Беларуси разрабатывалась с учетом оте-чественного опыта 20-х годов XX в. и практики тех стран, где на-логообложение прошло многовековой процесс развития. Базиру-ющаяся на требованиях рыночной экономики налоговая система призвана: обеспечивать более полную и современную мобилиза-цию доходов в бюджет, иначе невозможно проводить социаль-но-экономическую политику государства; создавать условия для регулирования производства и потребления в целом и по отдель-ным сферам хозяйства с учетом особенностей формирования и перераспределения доходов различных групп населения.
Давая в целом положительную оценку складывающейся принципиально новой налоговой системе Беларуси, следует сказать о трудностях, с которыми она столкнулась. Во-первых, она формировалась при слабом развитии налоговых отношений, которые охватывали преимущественно физических лиц; во-вто-рых, она возникла при крайне отрицательном отношении к ней хозяйствующих субъектов, поэтому требовались строгий учет и контроль при обложении; в-третьих, в стране не было четко раз-работанной налоговой политики, зато имелись нестабильность экономики и высокие темпы инфляции; в-четвертых, отсут-ствовала собственная научная школа в области налогообложе-ния, способная усовершенствовать действующую налоговую систему, предвидеть, спрогнозировать экономические и соци-альные последствия от проведения в жизнь того или иного ком-плекса мероприятий; в-пятых, налоговый аппарат не был под-готовлен к сложным условиям, когда изменения в налогообло-жении происходят непрерывно, нередко задним числом.
Современная налоговая система Беларуси характеризуется следующими чертами:
» базируется на правовой основе, а не подзаконных актах, как это было ранее. Она пронизывает все финансовые отноше-ния, связанные с перераспределением части совокупного обще-ственного продукта;
» построена по единым правилам, на едином механизме ис-числения и сбора платежей, независимо от организационно-пра-вовых форм субъектов хозяйствования и физических лиц. За всеми налоговыми взносами осуществляется единый контроль со стороны налоговых органов;
» предъявляет к плательщикам одинаковые требования и создает равные стартовые условия формирования доходов пу-тем определения перечня налогов, унификации ставок, упоря-дочения льгот и механизма их предоставления, невмешательст-ва в использование средств, оставшихся после уплаты налога;
» обеспечивает более справедливое распределение налогового бремени между отдельными категориями плательщиков, юри-дическими лицами, усиливает правовую защиту их интересов;
» учет опыта западных стран дает возможность Беларуси присоединиться к мировому рынку, включиться в международ-ные экономические интеграционные связи.
Вместе с этим, созданная налоговая система в силу разных причин имеет существенные недостатки. Во-первых, налоги но-сят в основном фискальный характер. При решении вопросов о налогах главным выступает доходность бюджета, тогда как ре-гулирующей и стимулирующей роли налогов не придается серьезного значения, хотя именно эти функции налогов могут способствовать экономическому росту государства.
Во-вторых, важным недостатком системы является высокий уровень налогообложения хозяйствующих субъектов. Несмот-ря на то, что по ставке он сравним с развитыми странами (США, Япония и др.), экономическое положение национальных юри-дических лиц намного скромнее, вследствие чего налоговое бре-мя отечественных предприятий очень велико. Суммарные на-логовые платежи (все налоги и внебюджетные средства) по раз-ным оценкам составляют от 40 до 70 % валовых доходов юриди-ческих лиц (прибыль плюс зарплата). Высок уровень косвен-ных налогов (НДС, акцизы, таможенные пошлины), оплачива-емых населением, именно они выступают одним из генераторов инфляционных процессов. При установлении налогов необхо-димо иметь в виду, что в экономической науке существует по-нятие предельного уровня налогообложения. Доказано (по кри-вой Лаффера), что у плательщика можно безболезненно изъять до 20 % совокупного дохода. Расширенное воспроизводство еще будет продолжаться и при изъятии до 25 % доходов, но пос-леднее вызовет недовольство предпринимателя, и инфляция начнет набирать темпы. Рост ставок выше этого предела приве-дет к прекращению даже простого воспроизводства, сократятся и поступления в бюджет, возникнут основания для возникнове-ния гиперинфляции.
В-третьих, большое количество налогов, сборов, отчисле-ний, взносов -- республиканских, местных, целевых, внебюд-жетных -- осложняет налогообложение.
В-четвертых, сложность для плательщиков создает и неста-бильность налоговых законов, особенно касающихся налога на прибыль и НДС: существует огромное количество нормативных актов, к которым не гарантируется право доступа. Если указы Президента, законы, постановления Правительства публику-ются в печати, то ведомственные письма, инструкции, приказы с важными изменениями и дополнениями не всегда доходят до налогоплательщиков. В налоговой практике отсутствуют регу-лярная публикация и бесплатная раздача тематических сбор-ников, брошюр, как это принято за рубежом. Порой нечет-кость, противоречивость отдельных статей законов, инструк-ций не дают уверенности плательщику в правильности совер-шаемых им действий, а налоговым органам оставляют возмож-ность вольного их толкования в пользу бюджета. Методически исчисление налогов и налоговой базы представляет большие трудности для плательщиков. Особые трудности возникают при определении НДС, в налоговую базу которого заложена себесто-имость продукции, что создает криминальную основу, связан-ную с уклонением от уплаты налогов.
В-пятых, несовершенство налоговой системы связано с не-оправданно широкими правами налоговых органов, которые нередко самостоятельно трактуют положения налогового зако-нодательства, наказывая непомерным штрафом за нарушения установленных ими положений, не неся ответственности за соб-ственные ошибки. Справедливости ради следует отметить, что налоговая систе-ма создана и функционирует совсем недавно и поэтому не га-рантирована от ошибок, характерных для переходного перио-да, когда экономика подвергается постоянным колебаниям. В условиях коренной ломки производственных отношений неиз-бежны изменения и дополнения к ранее изданным норматив-ным актам, допускается поспешность в их разработке, в резуль-тате возникают недостатки в налоговой системе.
В динамике основных до-ходных статей бюджета (таблица 2.2.1) обращает на себя внимание снижение на 2 процентных пункта (2 пп.) удельного веса текущих нало-говых доходов, в том числе прямых налогов на прибыль на 1 пп. Учитывая, что никаких налоговых послаблений на те-кущий год не предполагается, остается предположить, что сокращение их удельного веса вызвано, в первую оче-редь, непропорциональным ростом иных доходов бюдже-та. А именно: рост внебюд-жетных доходов на 2,6 пп., в том числе фонда поддержки сельхозпроизводителей на 3,9 пп. А в целом на сельское хозяйство может уйти 1/9 часть бюд-жета.
Таблица 2.2.1
Основные статьи доходов республиканских бюджетов в 1998-2001 годах, в % к итогу (Рассчитана на основании законодательных актов Республики Беларусь)
Показатели
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
|
Всего доходов
|
100
|
100
|
100
|
100
|
|
Текущие налоговые доходы
|
77,7
|
75,1
|
73,1
|
72,1
|
|
Прямые налоги на доходы и прибыль
|
14,9
|
16,5
|
15,5
|
15,3
|
|
Налог на прибыль
|
14,5
|
16
|
15
|
15
|
|
Налог на доходы предприятий и граждан
|
0,4
|
0,5
|
0,5
|
0,6
|
|
Внутренние налоги на товары и услуги
|
44,1
|
44,1
|
44,1
|
44,3
|
|
НДС
|
28,8
|
31,1
|
27,7
|
26,5
|
|
Акцизы
|
14
|
11,8
|
15,2
|
15,4
|
|
Налоги, взимаемые с фонда заработной платы (Чрезвычайный налог)
|
4,6
|
4,2
|
4,1
|
4,2
|
|
Доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций
|
10,3
|
10,3
|
9,3
|
9,6
|
|
Текущие неналоговые доходы
|
6,6
|
7
|
5,7
|
5,3
|
|
Доходы от госсобственности и предпринимательской деятельности
|
1,7
|
3,3
|
1,6
|
1,8
|
|
в т. ч. прибыль Национального банка
|
0,9
|
2,7
|
0,9
|
1,2
|
|
Административные сборы и платежи
|
1,5
|
1,8
|
1,6
|
1,7
|
|
Поступления по штрафным санкциям
|
1,9
|
1,1
|
-
|
1,2
|
|
Прочие текущие неналоговые доходы
|
1,4
|
0,8
|
2,6
|
2,8
|
|
Капитальные доходы
|
1,7
|
1,3
|
2,1
|
2,5
|
|
Доходы от реализации произведенных активов
|
1,7
|
1,3
|
2,1
|
2,3
|
|
Текущие безвозмездные поступления
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
Доходы СЭЗ
|
0
|
0,6
|
0,5
|
0,6
|
|
Доходы целевых внебюджетных фондов
|
14,1
|
15,9
|
18,5
|
19,3
|
|
Доходы республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции
|
8,1
|
8,5
|
11,4
|
12,2
|
|
Республиканского дорожного фонда
|
4
|
5,7
|
5,2
|
5,1
|
|
Государственного фонда содействия занятости
|
1,8
|
1,5
|
1,8
|
1,7
|
|
Республиканского фонда "Энергосбережение"
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
Республиканского фонда охраны природы
|
0,2
|
0,1
|
0
|
0
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|
|