скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Теория реформирования системы налогообложения и практика ее применения в Республике Беларусь скачать рефераты

Теория реформирования системы налогообложения и практика ее применения в Республике Беларусь

126

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические основы налоговых отношений

1.1 Возникновение налогов, их развитие. Эволюция учения о налогах

1.2 Основные налоговые теории

1.3 Сущность и функции налогов

2. Характеристика современного налогообложения в Республике Беларусь

2.1 Основные принципы и механизмы построения налоговой системы Беларуси

2.2 Современное состояние налоговой системы Республики Беларусь

3. Зарубежный опыт реформирования системы налогообложения и практика его применения в Республике Беларусь

3.1 Зарубежный опыт реформирования системы налогообложения

3.2 Совершенствование системы налогообложения в Республике Беларусь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Бюджетные отношения характеризуют финансовые отношения, возникающие между предприятиями, учреждениями и населением с государством и связанные с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для совместного потребления. Бюджетные отношения характеризуются многосторонностью в силу того, что опосредуют разные направления распределительного процесса (финансовых связей между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отдельными отраслями экономической системы, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (касательно нашей республики - это республиканский и местный уровни). Бюджетные отношения зависят от методов ведения хозяйства, социально-культурного развития страны, от финансовой политики государства. Необходимость в таких отношениях связана с тем, что в руках государства концентрируется определенная доля национального дохода (отчисления в виде налогов и платежей с доходов), которая должна быть распределена для нужд воспроизводства всего общества, для решения общественных задач, таких, как управление, оборона, социально-культурное развитие. В процессе функционирования бюджетные отношения овеществляются в бюджетном фонде страны, величина которого зависит от потребностей общества в развитии тех или иных отраслей народного хозяйства, структурных сдвигов в экономике.

В доходах бюджета находят выражение экономические отношения, которые возникают между плательщиками и государством. Проявляются эти экономические отношения при совершении платежей в виде налогов и сборов, направляемых на формирование бюджетного фонда государства. Создание рыночной экономики диктует необходимость использования в качестве основных методов формирования доходов установление различных налогов. Экономическая сущность налогов заключается в том, что возникают денежные отношения, имеющие четкую объективную обусловленность, а именно они позволяют государству получать определенную сумму денежных средств от первичных получателей доходов. Любой налог рассматривается в качестве экономической категории, которая выполняет две основные функции: фискальную, при помощи которой формируется бюджетный фонд, и экономическую, оказывающую влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабевая накопление капитала, расширяя или сокращая платежеспособность населения.

Проблемы, затрагиваемые в данной работе, являются весьма актуальными для нашего государства. Без надлежащего формирования доходной части бюджета невозможно финансирование целевых государственных проектов, поддержание науки, здравоохранения, образования, повышение уровня жизни в государстве, а так как основным источником доходов бюджета являются налоги, то необходимо проводить грамотную налоговую политику, которая позволит и налоги собрать и налогоплательщиков не разорить.

Целью данной работы является изложение теоретических основ налогообложения в Республике Беларусь, а также проведение исследования состава, структуры и динамики налогов Республики Беларусь. Также автор попытается выявить положительные и отрицательные тенденции в развитии структуры налоговой доходной части бюджета, и, соответственно, предложить меры по поиску путей оптимизации налоговой системы, а также по совершенствованию системы налогообложения. В этих целях при написании данной работы широко использовались периодические издания, в частности газеты «Национальная экономическая газета», «Белорусский рынок» и «Белорусская газета», а также соответствующие законодательные акты.

Объектом дипломного исследования является налоговая система Республики Беларусь, которая формируется из платежей граждан и субъектов хозяйствования.

Данная дипломная работа состоит из трех разделов: первый носит теоретический характер, в нем также приводятся данные о структуре и состоянии объекта исследования. Второй раздел носит рекомендательный характер: в нем указывается на достоинства и недостатки современной системы налогообложения Республики Беларусь.

Оценка системы налогообложения отдельного государства невозможна без ее сравнения с аналогичными показателями по другим странам. Поэтому, в третьем разделе дана краткая характеристика наиболее распространенных в экономически развитых странах налогов, так же освещен опыт налоговых реформ в развитых странах мира.

При исследовании налоговой системы автор работы использовал следующие методы: метод экономического анализа, метод статистической обработки данных, метод сравнения. Использование вышеуказанных методов облегчает восприятие цифровой информации, а также позволяет провести всесторонний анализ данных, выделить факторы и выявить резервы.

1. Теоретические основы налоговых отношений

1.1. Возникновение налогов, их развитие. Эволюция учения о налогах

Налоги возникли на заре человеческой цивилизации. Они стали необходимым звеном экономических отношений в общес-тве с момента возникновения государства. Развитие и измене-ние форм государственного устройства неизбежно сопровожда-ются преобразованием налоговой системы. В современном об-ществе налоги -- основная форма доходов государства. Кроме этой сугубо фискальной функции налоговый механизм исполь-зуется для экономического воздействия государства на общес-твенное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

В историческом развитии механизма взимания налогов обыч-но выделяют три основных этапа. Начальный этап (от древне-го мира до начала средних веков) характеризуется отсутствием финансового аппарата для определения и сбора налогов: госу-дарство лишь устанавливало общую сумму средств, которую желало получить, а сбор налогов поручало городу или общине. Очень часто оно прибегало к помощи откупщиков.

На втором этапе (XVI-XIX вв.) в стране возникла сеть го-сударственных учреждений, в том числе финансовых, и госу-дарство выполняло часть функций: устанавливало квоту обло-жения, наблюдало за процессом сбора налогов, определяло этот процесс. Роль откупщиков налогов в этот период была еще очень велика.

Третий (современный) этап характеризуется тем, что госу-дарство взяло в свои руки все функции установления и взима-ния налогов. Региональные органы управления, местные орга-ны власти играют роль помощников государства, имея опреде-ленную степень самостоятельности. Правила и законы налого-обложения выработаны.

На самых ранних ступенях развития государства начальной формой налогообложения было жертвоприношение. Оно при-знавалось неписаным законом, бывало как принудительная выплата или сбор. Причем процентная ставка была достаточно определенной и составляла 10 % от всех полученных доходов (десятину). В Библии сказано: «Всякая десятина на земле из се-мени земли и из плодов дерева принадлежит Господу». Начало десятине на Руси было положено князем Владимиром, который возвел в Киеве Церковь Святой Богородицы и дал ей десятину от всех доходов.

По мере развития государства наряду с десятиной церков-ной возникла десятина в пользу князей. Она просуществовала в различных странах на протяжении многих столетий -- от Древнего Египта до средневековой Европы. Так, в Египте взи-мался поземельный налог, который достиг высокой точности; в Китае, Вавилоне, Персии -- поголовный или подушный налог. В Древней Греции представители знати, закладывая основы го-сударства, ввели налоги на доходы в размере одной десятой или одной двадцатой части доходов. В те времена уже были и акци-зы в виде привратных сборов (у ворот города). Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наем-ных армий, на возведение укреплений вокруг городов, на стро-ительство храмов, водопроводов, дорог и другие общественные цели.

Многое в современном государстве уходит истоком в Древ-ний Рим, в том числе и система налогов. Там же были заложены основы декларации о доходах. Определение суммы налога (ценз) проводилось каждые пять лет избранными чиновника-ми. Граждане Рима делали цензорам клятвенное заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении.

По мере разрастания Римского государства происходили из-менения в налоговой системе. Появились коммунальные (мес-тные) налоги и повинности, величина которых зависела от размеров состояния граждан. Суммы налогов пересматривались каждые пять лет.

Длительное время римские провинции обходились без госу-дарственных финансовых органов, которые бы профессиональ-но устанавливали и взимали налоги. Отсутствие четких правил в налогообложении вело к полному произволу, злоупотреблени-ям и коррупции. Преобразование финансового хозяйства и пре-жде всего налоговой системы начал Юлий Цезарь: он для каж-дой общины определил сумму, которую она должна была внес-ти. Многие города получили налоговые льготы.

Император Август Октавиан продолжил эту деятельность: во всех провинциях были созданы финансовые учреждения, осуществлявшие контроль за налогообложением; оценен нало-говый потенциал с целью более справедливого распределения налогов и увеличения их отдачи; произведены обмеры и составлены кадастры с данными о землевладельцах по каждому горо-ду; проведена перепись имущественного состояния граждан. Каждый житель обязывался в определенный день представить властям общины декларацию.

Основным источником доходов в римских провинциях слу-жил поземельный налог. В среднем его ставка составляла одну десятую доходов с земельного участка, хотя применялись и осо-бые формы налогообложения (на количество фруктовых де-ревьев, включая виноградные лозы). Облагалась налогом и дру-гая собственность: недвижимость, живой инвентарь (включая рабов), ценности. Каждый житель провинции платил единую для всех подушную подать.

В б г.н.э. император Август ввел налог с наследства -- 5 %. Налог носил целевой характер, и эти средства направлялись для пенсионного обеспечения профессиональных солдат.

Кроме того, в Римской империи существовали налог с оборо-та (или акциз) на внутреннее потребление по ставке обычно 1 % и особый налог с оборота при торговле рабами; были введены новые таможенные пошлины во всех провинциях со всех выво-зимых или ввозимых на продажу товаров; установлен промыс-ловый налог. Таким образом, уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но имели роль сти-мулятора развития хозяйства. Поскольку налоги вносились деньгами, то они способствовали расширению товарно-денеж-ных отношений, углублению процесса разделения труда.

Позднее традиции и устои Древнего Рима перешли к Визан-тии. В империи существовал 21 вид прямых налогов: поземель-ный налог, подушная подать, налоги на оснащение армии, на-лог на покупку лошадей, налог на рекрутов, заплатив который можно было освободиться от воинской повинности, пошлина на продажу товаров, пошлина на выдачу государственных актов и т.д. Широко практиковались чрезвычайные налоги на строи-тельство флота и др.

Несколько позже стала складываться финансовая система Руси. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны тогда была дань -- по сути сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог.

К той эпохе относятся и первые сведения о русской гривне. Население Новгорода обязано было ежегодно платить князю 300 гривен -- целевой сбор на содержание наемной дружины. Гривной назывался слиток серебра различной формы, служив ший самым крупным денежным знаком на Руси вплоть до XIV в.

В Древней Руси практиковалось поземельное обложение. Главным источником внутренних доходов были пошлины. Кос-венное налогообложение происходило в форме торговых пош-лин, взимавшихся при любом передвижении, складировании или продаже товаров, а также таможенных и судебных пош-лин. Наиболее крупными источниками дохода были торговые сборы. В летописях упоминается пошлина с серебряного литья, с клеймения лошадей, гостиная, с соляных варниц, с рыбных промыслов, сторожевая, медовая, пошлина с браков и т.д.

Торговые пошлины очень часто отдавались на откуп, что служило серьезным препятствием для развития торговли, осо-бенно из-за усложнения, придирок, вымогательств со стороны откупщиков и нанятых ими сборщиков. Сохранились многие решения царя, касающиеся таможенных сборов. В царскую казну шли пошлины с гостиных дворов и лавок, сборы с пуб-личных бань, с питейной торговли, так как изготовление и про-дажа пива, меда и водки составляли исключительно прерогати-ву государства.

Кроме дани источником дохода казны служили оброки. На оброк тем, кто платил больше, отдавались пашни, сенокосы, ле-са, реки, мельницы, огороды. Описание земель имело важное значение, поскольку на Руси получила развитие посошная по-дать, включавшая в себя и поземельный налог, который опре-делялся не только количеством земли, но и качеством.

Несмотря на политическое объединение Русских земель к концу XV в., стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Для новой династии Ро-мановых финансы были наиболее слабым местом. Необдуман-ность налогообложения, ошибочность некоторых практичес-ких шагов порой приводили к тяжелым последствиям. Так, увеличение акциза на соль привело в 1648 г. к соляным бунтам.

Крупномасштабные государственные преобразования во всех сферах экономики России, включая финансы, связаны с име-нем Петра Великого (1672-1725). Ранее финансовая система ориентировалась на увеличение налогов по мере возникновения и возрастания потребностей казны -- вне связи с реальным эко-номическим положением страны. Петр предпринял усилия для развития производительных сил Руси, видя в этом необходи-мое условие укрепления финансового положения. В народно-хозяйственный оборот вошли новые промыслы, началась разработка нетронутых богатств, получили развитие горное дело, обрабатывающая промышленность. При Петре создавались ка-зенные фабрики и заводы, которые затем передавались в част-ные руки. Зачинателям производства предоставлялись значи-тельные денежные ссуды и льготы. В этот период в России воз-никли металлургия, горнозаводская промышленность, судос-троение, суконное дело и парусное дело. Все это сказалось на расширении налоговой базы.

Кроме того, Россия вела непрерывные войны, требовавшие расходов на реорганизацию армии, строительство флота. Вво-дились новые военные налоги. Царь даже учредил особую дол-жность -- прибылыциков, обязанностью которых было изобре-тать новые источники доходов казны. Так были введены гербо-вый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, с печей, с арбузов, с орехов, с продажи съестного, с най-ма домов и другие налоги и сборы. Усилиями прибылыциков была наложена пошлина на усы и бороды (сибирские жители от этой пошлины освобождались). В дальнейшем прибылыцики предложили коренное изменение системы налогообложения, а именно переход от налогообложения «по сохе» к подушной по-дати и от подворной системы обложения к поголовной, когда налогом облагалась каждая мужская душа.

Давали доход и оброчные ставки: казенные рыбные ловли, мельницы, соляные варницы, сенные покосы, огороды, бобро-вые гоны, ледоколы, публичные бани, кладовые, амбары, вос-кобойни, винокурни, пивоварни, солодовни и др. Петр 1 близко подошел к идее промыслового налога, когда учитывались не только дворы, характер промыслов и ремесел, но и объем про-мыслов и наемная плата за помещение.

Одновременно был принят ряд мер, обеспечивающих спра-ведливость налогообложения, равномерность раскладки нало-гов. Тяжесть некоторых из них была ослаблена, в первую оче-редь для малоимущих людей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11