скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Теория реформирования системы налогообложения и практика ее применения в Республике Беларусь скачать рефераты

А как в других государствах? Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государ-ственных деятелей всех стран в различные эпохи. Современное государство раннего периода новой истории появилось в XVI-XVII вв. в Европе. Оно еще не имело теории налогов и достаточ-ного аппарата чиновников для их регулярного сбора. В качес-тве основных налогов во всех странах практиковались позе-мельные, налоги со строений, подушные (поголовные) налоги, акцизы, таможенные пошлины, коммунальные или местные налоги.

Поземельный налог выступал в двух формах -- в виде деся-тины и в виде налога на доход. Последний мог устанавливаться фиксированным на несколько лет вперед по усредненным пока-зателям или дифференцированным по годам в соответствии с реально полученным результатом. Нередко одновременно уста-навливались обе формы налога: первая десятина шла в пользу церкви; вторая -- государства.

Так, в эпоху раннего средневековья во Франкском государ-стве поземельный налог взимался, как правило, деньгами. На-логоплательщиками являлись все владельцы земли, получаю-щие с нее доход, а также владельцы домов в городских поселе-ниях. Знатные франки и высшие сановники церкви получали от короля привилегию не платить налоги. В Англии по мере становления государства все землевладельцы уплачивали налог в размере 10 % от объявляемого ими самими дохода. При этом устанавливался необлагаемый минимум. В Пруссии земли бы-ли разделены на классы в зависимости от их качества и место-расположения. Платежи составляли от 20 до 50 % чистого до-хода. Причем простые люди платили 25,5 % , духовенство Силезии -- 50 % чистого дохода. К поземельным налогам относи-лись также подати с рудников.

Один из наиболее древних и распространенных -- налог со строений. В Великобритании в средние века взималась подать со строений по количеству дымов, затем она преобразовалась в подать с окна, что упростило контроль за сбором.

Подушный (или поголовный) налог являлся основной фор-мой налогообложения еще со времен римского владычества а Европе. В государстве франков вносить подушную подать был обязан каждый, кто не владел землей или домом, то есть не пла-тил поземельного налога. Этим налогом облагались и несовер-шеннолетние, за которых вносить подать был обязан глава семьи. Освобождались от нее вдовы и сироты. В Англии пого-ловный налог существовал с 1379 г. и изменялся в связи с об-щественным положением: герцоги и бароны платили больше, нетитулованные лица -- значительно меньше. В Дании каж-дый житель уплачивал подушный налог. Освобождались лишь солдаты и дети до 12 лет.

В XIII в. во Франции был введен акциз на соль, затем его ввели в Голландии, позже -- в Англии и других странах Евро-пы. Акцизом облагались алкогольные напитки и табачные из-делия.

Таможенные пошлины не всегда взимались на государствен-ных границах. Кроме внешних функционировали внутренние пошлины: мостовой сбор при переезде через мост, причальная пошлина, торговые пошлины.

Чрезвычайные налоги вводились по мере необходимости, и связаны они в основном с ведением войн.

Коммунальные и местные налоги возникли еще в Древнем Риме. Чаще всего они носили целевой характер. В Англии, нап-ример, существовали налоги для бедных и неимущих, содержа-ние которых возлагалось на общины. Позднее здесь появились дорожный налог, налог на содержание церквей, на устройство плотин, на очистку рек, на содержание стражи и освещения, на устройство публичных библиотек и музеев, на здравоохранение и т.д.

Административно-хозяйственной единицей Англии был при-ход, который первоначально связывался с церковью. Приходы могли объединяться в округа, а более крупной административ-ной единицей являлось графство, сохранившееся до сих пор. Местное финансовое хозяйство традиционно имело высокую степень независимости от центральных органов управления.

Другой тип местного налогообложения складывался во Фран-ции, где у департаментов и провинций почти не было финансо-вой самостоятельности. Доходы общине давали процентные надбавки к государственным прямым налогам: поземельному, со строений, личному, промысловому. Надбавки могли быть об-щими и целевыми (субвенции), но всегда определялись вышес-тоящими органами управления.

Попытки обосновать систему налогообложения в различных странах имеют давнюю историю. Известный философ и церков-ный деятель XIII в. Фома Аквинский высказывался о налогах как о дозволенной форме грабежа и считал, что покрытие госу-дарственных расходов возможно за счет богатства знатных лю-дей. Проблемы налогообложения рассматривал в своих трудах английский философ Ф. Бэкон. Французский писатель и фило-соф XVIII в. Ш. Монтескье считал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у поддан-ных забирают, и той, которую оставляют им.

В конце XVII в. в европейских странах стало формироваться государство и вместе с ним -- достаточно стройная и рацио-нальная налоговая система, состоящая из прямых и косвенных налогов. Из прямых налогов основная масса приходилась на по-душный и подоходный налоги. Из числа косвенных налогов особое место занимал акциз, его размеры колебались от 5 до 25 %. Но какого-либо научного обоснования размеров налого-обложения не было.

Теоретическому осмыслению роли косвенных налогов в фи-нансировании расходов государства положил начало в XVII в. английский экономист У. Петти -- автор теории трудовой сто-имости. В своих трудах он обосновал преимущества и основные принципы косвенных налогов, в частности акцизов. Аббат Тэр-ре, назначенный министром финансов Франции в 1769 г., исхо-дил из целесообразности дифференциации косвенных налогов: продукты первой необходимости (зерно) должны быть от них освобождены, скот должен облагаться очень незначительно, ви-но -- немного больше, грубые ткани -- очень мало, а предметы роскоши -- очень высоко.

Что касается России, то преобразование системы управле-ния финансами приходится на период создания Министерства финансов, учрежденного Манифестом Александра I в 1802 г. Программа финансовых преобразований этого периода связана с именем выдающегося государственного деятеля М.М. Сперан-ского. Предлагалось проведение ряда неотложных мер по упо-рядочению доходов и расходов. До сих пор не потеряло актуаль-ности основное правило расходования государственных средств: расходы должны соответствовать доходам, поэтому никакой новый расход не может быть назначен, пока не найден сораз-мерный ему источник дохода.

На протяжении XIX в. главным источником доходов в Рос-сии оставались прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом была подушная подать. С 1863 г. с мещан вместо по-душной подати стал взиматься налог с городской недвижимос-ти, которым облагались строения, а также сады, огороды, пус-тующие земли. Второе место среди прямых налогов занимал об-рок. Это была плата казенных крестьян за пользование землей. Ставка оброка дифференцировалась по классам губерний.

Наряду с основными ставками по прямым налогам вводи-лись надбавки целевого назначения: на строительство больших государственных дорог, на устройство водных сообщений. Кро-ме государственных прямых налогов функционировали зем-ские (местные) сборы: с земли, фабрик, заводов, торговых заве-дений.

В 80-х годах XIX в. наряду с общей отменой подушной пода-ти стало внедряться подоходное налогообложение. Был уста-новлен налог на доходы с ценных бумаг, затем государственный квартирный налог. Взимались сборы с пассажиров железных дорог, пароходств, с железнодорожных грузов, перевозимых большой скоростью, сборы в морских портах. Действовали пошлины с имущества, переходящего по наследству или по актам дарения. В зависимости от степени родства они имели став-ку от 1 до 6 % стоимости имущества. Существовали паспор-тные сборы, в том числе с заграничных паспортов, облагались налогом полисы по страхованию от пожара.

Среди косвенных налогов в XIX в. крупные доходы давали акцизы на табак, сахар, керосин, соль, спички, дрожжи, осве-тительные нефтяные масла и др. Значительны были поступле-ния налогов от производства и торговли алкогольными напит-ками. Система акцизов, как и таможенные пошлины, имела не только фискальный характер. Она обеспечивала государствен-ную поддержку отечественным предприятиям, защищала их в конкурентной борьбе с иностранцами.

В конце 60-х и в 80-х годах XIX в. претерпевал реорганиза-цию промысловый налог. Положение о государственном про-мысловом налоге было утверждено в 1898 г., и он просущество-вал вплоть до Октябрьской революции. Основной промысловый налог состоял из налога с торговых заведений и складских по-мещений, налога с промышленных предприятий и со свиде-тельств на ярмарочную торговлю. Ставки промыслового налога были фиксированными и дифференцировались по губерниям России. Акционерные общества платили дополнительный про-мысловый налог с капитала и процентного сбора с прибыли. Ставки налога стимулировали промышленников России к по-лучению максимальной прибыли.

Если говорить о государстве в целом, то его финансовое по-ложение перед началом первой мировой войны было довольно устойчивым. Наиболее крупной статьей в доходной части бюд-жета был доход от казенной винной монополии, крупные дохо-ды обеспечивали железная дорога и лесное хозяйство. Налоги планировались по трем подразделениям: прямые, косвенные и пошлина. Среди прямых общегосударственных налогов выде-лялись промысловый, поземельный, имущественный и подати. Из косвенных налогов почти половину составляли акцизы на алкогольные напитки (питейный налог), сахар и табачные из-делия и спички.

Исполнение бюджета 1914 г. было прервано первой мировой войной. Произошел резкий экономический спад: подскочила бумажно-денежная эмиссия, выросли внутренние и внешние займы, резко упала покупательная способность рубля, погло-щаемая инфляцией, уменьшился золотой запас России, возрос выпуск обесцененных бумажных денег.

Очередной спад во всей финансовой системе России насту-пил после революции 1917 г.: основным источником доходов бюджета стала эмиссия денег, а местные органы существовали за счет контрибуции.

Укрепление и налаживание финансовой системы страны связано с новой экономической политикой (нэпом): были сняты запреты на торговлю, на местный кустарный промысел, появи-лись иностранные концессии; разработана система налогов, займов, кредитных операций; приняты меры по укреплению денежной единицы.

Финансовая система нэпа имела много специфических осо-бенностей, но отталкивалась она от налоговой системы дорево-люционной России и воспроизводила ряд ее черт.

В 1923-1925 гг. существовали следующие виды налогов:

* прямые: сельскохозяйственный, промысловый, подоход-но-имущественный, рентные налоги, гербовый сбор и различ-ные пошлины.

* косвенные: акцизы (на продажу чая, кофе, сахара, соли, алкогольных напитков, табачных изделий, спичек, нефтепро-дуктов, текстильных изделий и некоторых других потребитель-ских товаров) и таможенное обложение.

В системе прямых налогов самым значительным был про-мысловый налог, которым облагались торговые и промышлен-ные предприятия, а также единичные ремесла и промысловые занятия. В состав промыслового налога входили уравнитель-ный сбор и патентный налог. Уравнительный сбор представлял собой налог на оборот, позволявший улавливать и аккумулиро-вать в бюджете излишки доходов.

В общемировой практике налог с оборота превратился в на-лог на добавленную стоимость. В экономике России, наоборот, он менялся в сторону сближения с акцизами и стал определять фиксированную надбавку к цене товара в пользу госбюджета.

Патентный налог определялся стоимостью патента, которая варьировалась по разрядам в зависимости от вида занятий и ге-ографического положения региона.

Другим важнейшим прямым налогом был подоходно-пои-мущественный. Им облагались как физические, так и юридические лица: акционерные общества, товарищества и т.п. Поиму-щественное обложение представляло собой, прежде всего, на-лог на капитал. Государственные предприятия были освобож-дены от поимущественного обложения, но платили подоход-ный налог. Поимущественное обложение прогрессивно возрас-тало по мере увеличения размера имущества. Очевидным не-достатком являлось то, что через поимущественное обложение происходило удвоение, утроение обложения, и этот налоговый гнет приводил к быстрой наживе и спекуляции, препятствовал рациональной концентрации капитала.

В дальнейшем отечественная финансовая система развива-лась в направлении противоположном процессу общемирового развития. От налогов она перешла к внеэкономическим мето-дам изъятия прибыли предприятий и перераспределения фи-нансовых ресурсов через бюджет страны. Полная централиза-ция денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятель-ности предприятий в решении финансовых вопросов лишали хо-зяйственных руководителей всякой инициативы. Страна двига-лась к финансовому кризису, который разразился на рубеже 80-90-х годов.

Понятие «налог» уходит своими корнями в глубь веков. В нем заключен не только экономический, но и философский смысл. В исследовании природы и содержания этого понятия необходимо придерживаться логики последовательного про-никновения в сущность процессов и явлений, ассоциирующих-ся в современном сознании с отчуждением индивидуальных до-ходов и их концентрацией в общегосударственном централизо-ванном фонде денежных средств -- государственном бюджете.

Первые упоминания о налоге мы находим в философских трактатах античных мыслителей. На заре человеческой циви-лизации философы видели в налоге общественно необходимое и мощное явление, несмотря на то что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование тру-да рабов, жертвоприношения и др. По мере общественного раз-вития налоговые формы постепенно изменялись, приближаясь к их современному содержанию. Неизменным оставался глу-бинный смысл понятия «налог» -- опосредствовать процесс обобществления необходимой для общества части индивиду-альных доходов (богатств).

Классики экономической мысли более 300 лет назад сфор-мулировали основополагающие принципы налогообложения. На фундаменте философского смысла налога как одного из процессов жизнеобеспечения общества развилась особая сфера экономической теории -- наука о налогообложении. Ее систем-ное оформление ученые относят к эпохе расцвета теорий клас-сической политэкономии, повсеместного развития товарно-де-нежных отношений и укрепления основ государственности во многих странах. С этого времени экономисты рассматривают налог в качестве неотъемлемого элемента расширенного вос-производства и фактора роста экономического потенциала.

Разработка теоретических проблем налогообложения пред-полагает систематизацию исторического опыта применения различных налоговых реформ, анализ научных налоговых тео-рий, создание на этой основе оптимальной структуры налого-вых отношений.

Теория налогообложения -- это научно-практическое и эко-номико-правовое обоснование сущности понятия «налог», од-новременно включающее исследование налога в качестве объек-тивной экономической категории и в качестве конкретной фор-мы взаимоотношений налогоплательщиков с государством.

Основой теоретических исследований налоговых проблем являются совокупные положения экономических законов и за-конов, изучаемых наукой о государстве и праве. Ими обосновы-ваются состав и структура налоговых отношений. В свою оче-редь, органичным элементом теории налогообложения являет-ся сфера методического обеспечения этих законов, включая вы-бор налоговых форм и наполнение их конкретным содержани-ем (порядок исчисления и уплаты налогов, установление прав и обязанностей сторон налоговых отношений и т.п.). Создание методик налогообложения, адекватно отражающих состояние экономики и политики, является логическим завершением тео-ретических исследований налоговых проблем в рамках каждо-го этапа налогового реформирования. Успех налоговых пре-образований определяется глубиной и научной обоснованнос-тью системных преобразований всей совокупности производ-ственных отношений.

Анализ сущности налога как экономической категории ос-новывается на исследовании закономерностей расширенного воспроизводства и его отдельных фаз, особенно распределения и перераспределения денежной формы стоимости.

Любая налоговая система базируется на объективной мето-дологической базе -- комплексе теоретических и научно-пра-ктических положений о налогооблагаемой базе и существую-щих на этой основе налоговых концепций. Известны концеп-ции ресурсного, имущественного обложения; обложения ко-нечных стоимостных результатов дохода; преимущественного обложения сделок купли-продажи; рентного налогообложения и др. Общество в зависимости от уровня своего экономического развития принимает в законодательном порядке ту или иную концепцию. Теория и методология налогообложения и его методические основы составляют фундамент (конструкцию) нало-гового механизма и его элементов: планирования, регулирова-ния, управления и контроля.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11