скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Культурология скачать рефераты

политическими и иными правами при относительном равенстве располагали

свободные граждане, весьма политически организованные и сплоченные. Именно

это и обеспечивало необходимую прочность полиса, его способность

противостоять численно превосходящим рабам.

Картина афинской демократии будет неполной, если из нее исключить

закон, способы и методы поддержания правопорядка. Это была демократия,

которая ставила закон выше власти и не допускала действий в политике,

управлении, в судебной практике вне законов, помимо законов, без соблюдения

строго установленных обычаем и законом процедур. Все это обеспечивало

внутреннюю защищенность гражданской общины и государства, стабильность

правопорядка.

Правосознание грека-гражданина было в значительной степени гуманным к

равному себе. Немалая заслуга в развитии правосознания принадлежала

философам, учителям софистам, чье искусство было неотъемлемой частью

просвещенной общественной жизни. Театр, поэзия, изобразительное искусство

были в Афинах не мнимым, а подлинным достоянием народа, облагораживающим

его нравы. Гуманности правосознания служило также и религиозное сознание,

ориентированное на пантеон богов Олимпа.

Первоначальные религиозные представления развивали поэты и писатели,

которые придавали им художественную форму, моральный смысл, а часто также и

политическое значение. Мифы постоянно сопутствовали развитию греческой

литературы, доставляя ей на протяжении многих веков ее существования

важнейшие мотивы. Особенно обильно черпают из мифологической тематики эпос,

трагедия и в значительной мере лирика. Представление богов и героев,

иллюстрация мифологических мотивов всегда являлись важнейшими темами

живописи и скульптуры. Насколько Гомер и Гесиод способствовали определению

личности, черт, атрибутов и сфер деятельности отдельных богов и героев,

настолько Фидий и его последователи дали пластическое видение их фигур и

придали им определенные физические черты, одежду и даже черты лица.

В мифы о богах и героях вплетено множество сказочных мотивов,

произведений народной фантазии, которые имеют свои аналоги в фольклоре

всего мира.

В классическую эпоху (480—300 гг. до н.э.) творчески развиваются

старые мотивы и вводится много новых. Жившие тогда знаменитые скульпторы —

Мирон, Поликлет, Фидий, Пракситель, Скопас, Лисипп и многие другие — и

художники, произведения которых безвозвратно погибли, полностью,

преобразили пластическое видение богов древней Эллады. В V в. до н.э.

внимание акцентировалось на достоинстве и недоступном величии богов, в

следующем веке художники постарались приблизить божество к человеку, жители

Олимпа приобрели многие человеческие черты. Отличительными чертами

древнегреческой религии являются обожествление природы и антропоморфизм.

Как говорил Гиппократ, все божественно и все человечно. Мир греческих богов

и богинь есть тот же человеческий мир, только идеализированный — люди суть

смертные боги, а боги — бессмертные люди (Гераклит).

В античной Греции человек живет как Бог в двух мирах — мире культа и

мире техники, именно техника стала подлинным предметом философии в форме

теоретико-геометрических конструкций мира, в системах Анаксимандра,

Парменида, Пифагора, Демокрита, Аристотеля и других мыслителей. Античная

мифология сыграла определенную роль в становлении теоретической рефлексии,

рационального философского мышления.

У истоков греческой философии стоит Пифагор; это не значит, что у него

не было предшественников, но он считался по праву одним из мудрейших. К

числу крупнейших натурфилософов Древней Греции, обращавшихся к нравственным

идеям, следует отнести Гераклита и Демокрита. Пифагор много лет провел в

странствиях, затем стал верховным жрецом храма Аполлона в Дельфах —

главного храма греков: дельфийские жрецы, прорицатели и пифии, гадатели и

предсказательницы судьбы славились по всей Элладе.

В учении Пифагора проявилась не только связь культур Египта и Греции,

но и дуализм культуры греков, выражающийся в параллельном развитии

религиозного культа и человеческих знаний, философии и практической

мудрости. Пифагор — одновременно один из реформаторов орфического,

мистического культа Греции и один из основоположников греческой философии,

математики и астрономии.

Демокрит — греческий натурфилософ, атомист - исповедует лучшие идеалы

эллинской культуры, сам следует им и других призывает следовать им же.

Демокрит был последним из древнегреческих натурфилософов, у которого

энциклопедические научные знания сочетались с социально-политическими

разработками и моральной проповедью.

Софисты восставали против многих существовавших в их время учреждений,

против всяких нравственных основ и обычаев, проповедовали крайний

индивидуализм. Авторитеты ими низвергались, и в народное сознание вносился

элемент неверия.

Против разрушающего нравственность и правосознание влияния софистов

выступил Сократ. Именно он заложил прочную основу нравственней философии,

создал ту школу в философии, этике, политике и праве, которая избавила

древнегреческое политическое сознание от крайностей индивидуализма с его

релятивизмом и скепсисом.

Необходимо учитывать также и тот момент, что свой вклад в расцвет

классической культуры Греции внесли носители высокой культуры Микен,

которые нашли убежище от дорийцев в Афинах; сохраненные ими элементы

блестящей прошлой культуры повлияли на возникновение «греческого чуда»,

ярко проявившегося в Золотом веке Перикла. Феномен «греческого чуда»

состоит в необычном расцвете в кругу древневосточных сакральных цивилизаций

греческой культуры: эпоса, философии, театра, скульптуры. В основе

уникальности греческого культурного «чуда» лежат следующие факторы: частная

собственность, рабство, полисная демократия, отсутствие чиновничье-

бюрократической элиты и жреческой касты, десакрализация политической и

культурной жизни (специфически античное явление), возникновение греческого

буквенного письма, идеал бескорыстного созерцания, исповедовавшийся людьми,

которые занимались духовным производством, созданием высокоразвитой

греческой культуры. Именно эти факторы объясняют появление греческого типа

культуры, переход от мифологического мышления к теоретической рефлексии,

расцвет искусства.

Античная культура Эллады пронизана искусством, на что указывал еще

Винкельман. Греческая философия весьма тесно связана с эстетикой, и без

нее, не может быть понята. Греческая математика, философия, физика,

астрономия, религия — «скульптурны и осязаемы», греческая поэзия —

«пластична». Пластичность и созерцаемость — основа греческого мироощущения.

Отсюда любовь эллинов прежде всего к пластичным, статичным видам искусства

— архитектуре и скульптуре. Красота связана с неподвижным, неизменным.

Структурными принципами красоты являются гармония, мера, соразмерность.

Наиболее полно эти принципы воплощены в ансамбле Афинского Акрополя с его

знаменитыми храмами Парфенон, Эрехтейон, Пропилеи, этом кристалле

греческого классического искусства. Акрополь был также населен множеством

скульптур (чудесная скульптурная группа, изображающая рождение Афины из

головы Зевса, прекрасная группа Мойр и др.), уподобляясь мраморному Олимпу.

В Древней Греции, а позднее и Риме большое значение придавалось формам

человеческого тела. Об этом свидетельствуют сохранившиеся произведения

искусства — скульптура, вазопись, керамика, на которой изображено много

разнообразных, часто стилизованных человеческих типов. Из дошедших до нас

документов эпохи они наиболее достоверны, хотя идеал красоты человеческого

тела описан и в поэзии Гомера, и в драматических произведениях Еврипида,

Аристофана, Эсхила. Богатый материал мы находим также в работах философов,

историков и летописцев, раскрывающих значение красоты человеческого тела в

культуре Древней Греции.

Внешний облик человека как бы символизировал определенный уровень его

внутреннего мира. В мире, где гармоничность тела понималась как выражение

гармонии духа, безобразное означало недостаток разума, благородства, силы,

характера, выступало как отрицание позитивных ценностей. В целом же можно

сказать, что великолепнейшим произведением древнегреческого искусства был

человек, что самоуверенная, красота и законченность форм, которым мы не

можем не удивляться, — это уже проявления чисто эллинского понимания

прекрасного.

Начало портретному искусству положил Лисипп (конец IV в до н.э.);

индивидуализация, стремление к глубоким психологическим характеристикам—

вот то новое, что им внесено в эту сферу искусства. Появляется и

декоративная скульптура для украшения парков; в эту же эпоху создается одно

из величайших творений древнегреческой скульптуры — знаменитая Венера

Милосская. Скульптурное произведение, в котором патетика, трагизм и эмоции

эллинистического искусства достигают вершины и границы, когда драматизм

может перейти в шарж и гримасу, является группа «Лаокоон и его сыновья».

Реализм этой скульптурной группы характерен для эллинской скульптуры — он

лежит в основе знаменитого пергамского фриза и многих других скульптурных

произведений. Приведем лишь краткий еречень других шедевров скульптуры и

архитектуры эпохи эллинизма: Фаросский маяк в Александрии, статуя Афродиты

Киренской, колоссальная статуя Нила, работы скульптора Боэфа «Мальцик с

гусем» и «Старый рыбак», работы мастера Антифила, статуи галлов («Умирающий

галл»).

В поэзии александрийской школы вспыхивает последним отблеском

архаическая ионийская лирика, а в титанических образах, созданных

эллинистической эпохой, оживают природные силы древних гигантов и титанов.

В эпоху расцвета классической культуры возникла история как

рациональная. а не сказочно-мифологизированная или летописно-описательная

форма познания общества. В этом состояло основополагающее значение трудов

«отца истории» Геродота и Фукидида. Социологическая мысль, разрабатывая

само понятие и теорию государства как «политического сообщества» людей,

породила «политию» Аристотеля. Оценивая вклад греков в науку, можно

вспомнить, что почти до середины ХХ в. человечество изучало геометрию по

Евклиду, что Архимед заложил основы механики. Многими фундаментальными

открытиями науки эпохи эллинизма мы пользуемся до сих пор. Эратосфен

стремился дать научное описание земли, с помощью астрономических наблюдений

измерил диаметр земли по экватору (допустив небольшую ошибку). Архимед стал

теоретиком математики и физики. Аристарх Самосский – величайший астроном

древности – выдвинул гипотезу о вращении земли и планет вокруг Солнца.

Герофил производил изучение нервной системы. Эрасистрат создал

анатомическое описание сердца, лечение сердечных заболеваний. В социальной

жизни сформировался критерий подлинной ценности человека — в Древней Элладе

сложились понятия таких духовных ценностей как гражданская свобода и

гражданский долг, как человечность, гармоничность развития личности, как

проблема соотношения личного и общественного и многое другое.

Значение искусства эллинизма весьма велико, ибо оно лежит в основе

искусства Древнего Рима, Византии и Ближнего Востока. В эпоху эллинизма

возникла Александрия — настоящий просвещенный центр античной культуры, где

расцветают точные и гуманитарные науки и философские школы, где

перекрещиваются пути собственно греческих и древневосточных культурных

традиций. Характеризуя культуру эллинизма в целом, следует отметить, что в

политике и науке был сделан шаг вперед, а в искусстве она осталась

«ученицей» классической Греции. Культура, созданная в эпоху античного

рабовладельческого общества, занимает совершенно особое место в том

наследии, на которое опирается в своем последующем историческом развитии

человеческая цивилизация.

Вопрос № 8. Основные модели современного философского мышления.

Ответ: Основными философскими концепциями современности являются:

1. позитивизм,

2. экзистенциализм,

3. неотомизм,

4. философия бессознательного.

На становление и развитие философии нового времени оказало влияние

развитие политических систем, науки, религии и церкви, искусств и техники в

XX веке. Развитие и взаимопереплетение культурных традиций,

взаимообогащение духовного опыта народов как новая историческая ситуация XX

века, ее проблемы и противоречия так же наложили свой отпечаток на развитие

философии этого времени. Поскольку философия нового времени сложилась после

немецкой классической философии — ее называют неклассической философией.

1. Позитивизм объявляет себя современной «философией науки» или

«научный философией». Представители позитивизма: О. Конт, Г. Спенсер, Д.

Милль. О. Конт представитель «первого позитивизма» рассматривал позитивизм

как среднюю линию между эмпиризмом и мистицизмом. Наука по Конту познает не

сущность, а феномены, «позитивные факты».

Второй позитивизм или эмпириокритицизм (Мах, Авенариус) «позитивные

факты» толкует как ощущения. Неопозитивизм (или третий позитивизм) в лице

Б. Рассела и Л. Витгенштейна считает, что человеческое сознание состоит из

«атомарных» (неделимых на более простые) высказываний, которые являются

воспроизведением «атомарных фатов», составляющих «реальный мир». Эти

«факты» истолковываются как ощущения. Познавательной сущнос-гью позитивизма

является отрицание объективной исти-зы, ее плюрализм, сведение реальности к

языку.

2. Экзистенциализм рассматривает личность как человеческое

существование. «Экзистенция» переводится как «существование».

Родоначальником экзистенциализма является датский философ С. Кьеркегор —

XIX в. В начале XX в. эти идеи развивает русский философ Н. А. Бердяев. В

1926 году немецкий философ М. Хайдеггер опубликовал книгу «Бытие и время»,

где сформулировал основные принципы экзистенциализма. Затем эти идеи

развивает в трехтомной работе «Философия» (1932 г.) другой немецкий философ

К. Ясперс.

В начале 30-х гг. экзистенциализм распространяется во Франции (Ж.-П.

Сартр, Т. Марсель, А. Камю). Представители этого направления считают, что

современное общество приводит к обесчеловечиванию личности в результате

определенной сложившейся системы общественных отношений. Для преодоления

этого необходимо «отрешиться» от повседневного бытия и прислушаться к

идущему от глубины экзистенции «зову судьбы». Одни экзистенциалисты считают

смыслом человеческого бытия смерть (Хайдеггер), другие свободу (Сартр).

Человек, пишет Сартр, в своих природно-биологических, социально-ролевых,

классовых, профессиональных и других характеристиках повторим, подобен

другим. Его неповторимость выражается в его целях, проектах, замыслах,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11