скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Культурология скачать рефераты

вселенной, определяет долг и обязанности людей различных каст; Артха -

норм практического поведения; Кама - ценности удовлетворения чувственных

побуждений; Мокша - учение о том, как избавиться от сансары. Не отвечая

злом на зло, твори добро, будь терпеливым - таковы нравственные ориентиры

Древней Индии.

Буддийское учение. Будда был главным образом учителем этики и

реформатором, но не философом. Знакомство с его просветлением указывает

человеку путь в жизни, который ведет к освобождению от страдания...

Самая настоятельная задача — положить конец несчастьям. Тот, кто

посвящает себя теоретическим умствованиям о душе и мире, изнывая в то же

время от страданий, поступает как глупец, который, вместо того чтобы

попытаться немедленно извлечь вонзившуюся в его бок отравленную стрелу,

размышляет о том, как была сделана эта стрела, кто ее сделал и кто ее

пустил...

Будда всегда стремился просвещать людей по самым важным для них

вопросам: о страдании, его происхождении и прекращении, а также о путях

ведущих к прекращению страдания. «Это, — говорит Будда, — приносит пользу.

способствует святости жизни, приводит к отвращению от всего земного, к

уничтожению страстей, к прекращению страдания, к успокоению, по знанию

высшей мудрости, к нирване».

Ответы на эти четыре вопроса составляют ... сущность просветления

Будды, которым он стремился поделиться со всеми ближними. Они стали

известны под названием «четырех благородных истин» ...:

1) жизнь в мире полна страданий,

2) есть причина этих страданий,

3) можно прекратить страдания,

4) есть путь, ведущий к прекращению страданий ...

Происхождение зла объясняется Буддой с помощью особой концепции

естественной причинной связи... Согласно этой теории, нет ничего не

обусловленного — все зависит от определенных условий. Так как каждое

событие порождается некоторыми условиями, должно существовать нечто, бытие

которого порождает страдание...

Вот вкратце формула причинной зависимости:

1) страдание жизни обусловлено рождением;

2) рождение — стремлением к жизни;

3) стремление к бытию — умственной привязанностью к объектам;

4) привязанность — жаждой, желанием вещей;

5) жажда — чувственным восприятием;

6) чувственный опыт — чувственным соприкосновением с объектами:

7) чувственное соприкосновение — шестью органами познания;

8) шесть органов познания — эмбриональным периодом развития организма

(состоящего из разума и тела);

9) эмбрион не может развиться без первоначального сознания;

10) первоначальное сознание обусловлено впечатлениями прошлой жизни;

11) эти впечатления обусловлены двенадцатым звеном цепи —

12) неведением истины...

Указанный Буддой путь состоит из восьми ступеней, или правил, и

поэтому носит название восьмеричного благородного пути ... Этот путь открыт

для всех — и монахов и непосвященных. Этот благородный путь состоит в

приобретении следующих восьми добродетелей:

1. Правильные взгляды

2. Правильная решимость

3. Правильная речь

4. Правильное поведение

5. Правильный образ жизни

6. Правильное усилие

7. Правильное направление мысли

8. Правильное сосредоточение

Одной из самых величественных и оригинальных культур, существовавших

на нашей планете, является индо-буддийская философия, сформировавшаяся

главным образом на территории Индии. Достижениями древних индийцев в самых

различных областях - литературе, искусстве, науки, философии вошли в

золотой фонд мировой цивилизации, оказали немалое воздействие на дальнейшее

развитие культуры не только в самой Индии, но и ряда других стран. Особенно

значительным было индийское влияние в Юго-Восточной, Центральной Азии и на

дальнем востоке.

Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с

развитием религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течением

был индуизм (ему сейчас следует более 80% населения Индии), Корни этой

религии уходят в глубокую древность.

Вопрос № 5. Средневековая культура Западной Европы.

Ответ: В истории Средневековья принято выделять три основные периода:

V-ХI вв. — раннее Средневековье, ХП-ХШ вв. - зрелое Средневековье и ХIV-ХV

вв. — позднее Средневековье

В раннем Средневековье в качестве самостоятельного периода выделяют

еще V-VШ вв. — эта эпоха называется «Темными веками» или «периодом Великого

Переселения народов». В это время продолжались перемещения множества

народов по все территории Европы. К IX в. переселение в основном

закончилось, установились относительные границы вновь образованных

государств-королевств.

IХ-ХI вв. — это время становления в Европе многих национальных

государств. 823-829 гг. шесть английских королевств объединяются, образовав

единое королевств — Англию; в начале Х в. образовалось Чешское княжество; в

933 г. произошло объединение Нижней и Верхней Бургундии в единое

королевство Бургундия; в конце ХI возникает Польское королевство: в 1000 г.

образовалось Венгерское королевство.

В 911 г. прекращается каролингская династия в Германии. Возникает

Священная Римская империя германского народа, сыгравшая большую роль в

дальнейшей истории Средневековья.

В конце XI в. начинается эпоха крестовых походов. Успехи в первом

походе привели к образованию на Востоке ряда отдельных христианских

государств, но уже в 1291 г. крестоносцы утратили там свои последние

владения. Однако крестовые походы сыграл важнейшую роль в развитии

европейской культуры, познакомив европейцев с культурой мусульманского мира

и приобщив их к наследию античного мира, сохранившегося в мусульманском

мире и в Византии (Константинополь был захвачен крестоносцами в Четвертый

Крестовый поход в 1204 г.). Не случайно XII век называют временем первого

европейского Возрождения.

Зрелое и позднее Средневековье — это время роста и укрепления

национальных государств в Европе и время бесконечных войн и столкновений

между ними.

Религия. На протяжении V-ХI вв. произошло принятие христианства

практически всеми народами Европы, причем к XI в. вся Западная и

Центральная Европа в религиозном смысле была однородна — подчинялась

духовной власти папы римского. В 1054 г. произошел официальный раскол

христианской церкви на римско-католическую и греко-православную. С IV в. на

Западе (под влиянием и по примеру Востока) возникает монашество, а затем и

монашеские ордена, сыгравшие важную роль в культуре Средневековья.

В IX-XII вв. в католической церкви утвердились важные новшества: был

введен целибат (обет безбрачия) для всего духовенства, принято учение о

чистилище (где, как и аду, душа грешника подвергается страшным мучениям, но

откуда — в отличие от ада - спустя некоторое время можно, искупив муками

грехи, попасть в рай). С XI в. появляются индульгенции. С ХП в.

индульгенция понимается не только как освобождение от наказания за

совершенный грех, но и как отпущение самого греха. Продажа индульгенций

стала позднее поводом для начала Реформации.

Эпоха зрелого и позднего Средневековья была временем расцвета ересей.

Наиболее известной и сыгравшей особенно большую роль была ересь катар, или

альбигойцев (по названию г. Альби на юге Франции, где находился центр

движения катар). Катары были уничтожены. Но в дальнейшем на протяжении всей

эпохи постоянно появляются все новые и новые ереси, особое место среди них

занимают дьяволопоклонники. Для борьбы с ересями и еретиками в XIII в. была

учреждена инквизиция (священный трибунал), которая позднее (особенно в

эпоху Возрождения) снискала себе печальную славу в преследовании

инакомыслящих, но даже костры инквизиции так и не сумели предотвратить

появление протестантизма, а затем — вольнодумства, скептицизма и атеизма.

Философия. Средневековая европейская философия получила название

«схоластика» (от «ихола», то есть школа). В ее истории выделяются три

периода, в целом соответствующие обшей периодизации Средневековья: это

ранняя схоластика — IХ-ХП вв., зрелая схоластика — XIII в. и поздняя

схоластика — ХIV-ХV вв. Развивавшаяся в эпоху безусловного господства в

общественной жизни христианства, схоластика естественно заняла место

«служанки богословия»: делом философии было разъяснение и обоснование

религиозных истин. В период ранней схоластики христианская философия в

основном опиралась на учение Аврелия Августина, переработавшего платонизм,

а точнее, даже неоплатонизм, в духе Христианства. Благодаря крестовым

походам в руках западноевропейцев оказывается большое число книг,

вывезенных с Востока. Активная деятельность по переводу позволяет

познакомиться с широким кругом философских идей античных, арабских,

еврейских философов. В конце XII — начале XIII вв. в Европу попадают труды

Аристотеля (до этого были известны только его книги по логике) и

многочисленные комментарии к ним арабских и еврейских авторов. Св. Фома

Аквинский — крупнейший философ эпохи ~ сумел достичь синтеза аристотелизма

и христианства. Постепенно его идеи получают всеобщее признание, и

Аристотель (до конца Средневековья) становится крупнейшим авторитетом в

теологии и философии.

Фома Аквинский (1225—1274). Он разработал учение о вере, которая,

якобы, обладает большей достоверностью по сравнению со знанием.

Человеческий разум, утверждал Фома, непрерывно ошибается, в то время как

вера незыблемо опирается на абсолютную правдивость Бога. Вместе с тем

достоверность веры «доказывается» философом бесчисленными чудесами,

совершаемыми Богом. Фома Аквинский стремится устранить противоречия между

откровением и разумом.

Фома Аквинский делит догматы веры на рационально постигаемые

(существование единого Бога бессмертность души и др.) и рационально

непостигаемые (троичность Бога, сотворение мира, первородный грех и др.).

Впоследствии гуманисты Возрождения и философы Просвещения стали

использовать слово «схоластика» как оскорбление, обвиняющее в бесплодном и

бессодержательном умствовании.

Государство и право. В эпоху Средневековья главенствующим принципом в

отношении государственной власти был: «Нет власти иначе как от Бога». Но

при всей бесспорности этого принципа для людей того времени споры о власти

все-таки велись, и прежде всего это был спор о главенстве между светской и

духовной (церковной) властями. Особую остроту этому спору придавали

постоянные войны папства со светскими государями и феодалами. Крупнейшими

богословами, разрабатывавшими учение о государстве и праве, были Аврелий

Августин и Фома Аквинский, оба они доказывали примат духовной власти над

светской. Наиболее выдающимся теоретиком, отстаивавшим противоположную

точку зрения, был Марсилий Падуанский (около 1275 — около 1343 гг.). Он

утверждал, что за все беды и несчастья мира несет ответственность церковь,

и они могут быть устранимы только при условии, что церковь больше не будет

вмешиваться в дела мира. Он требовал, чтобы церковь была подчинена светской

политической власти.

Развитие права тоже проходило сложным путем. В период раннего

средневековья в большинстве вновь образовавшихся в Европе государств имело

место смешение различных систем права. Так, среди потомков римлян

действовало римское право, у салических франков — салический закон и т.п. И

только постепенно по мере развития национальных государств в каждой стране

начала вырабатываться единая система законов. Важным шагом на пути

разработки права стала при этом работа в области церковного права и в

первую очередь — канонического.

Одной из особенностей права в период раннего Средневековья было частое

обращение к ордалиям (Божьему суду), состоявшее в испытании огнем, водой и

т.п.; в 1215 г. решением лютеранского собора ордалии были запрещены.

Книги и библиотеки. В эпоху Средневековья на смену античному свитку

приходит кодекс — рукопись, состоящая из сброшюрованных листов. Книги

богато украшались иллюстрациями. В V в. получили большое распространение

«пурпурные» кодексы — выполненные на окрашенном в пурпурный цвет

пергаменте. Текст при этом был написан нередко золотом и серебром.

Переплеты для книг часто украшались драгоценными камнями.

К ХП в. появляются два различных понятия: университетская книга и

книга монастырская. Монастырская книга, в том числе и в своей духовной и

интеллектуальной функции, играла прежде всего роль сокровища. В отличие от

этого университетская книга была прежде всего инструментом познания. До

изобретения книгопечатания книга оставалась дорогой, несмотря на все

технические ухищрения (скоропись, быстрое размножение с помощью так

называемых рес1а, отказ от миниатюр или же использование одних и тех же

иллюстраций).

Школа и обучение. В период раннего Средневековья школы имелись обычно

только при монастырях и церквях. В XII в. особую роль стали играть школы

при соборах.

Наиболее активные из этих школ были расположены в районах, где

процветало искусство Франции, готическое искусство. Конечно, школы

существовали и при монастырях, но монастыри означали замкнутость.. В

результате реформы [католической] церкви миссия епископа - распространение

слова Божия на тот момент возобладала надо всеми остальными. Епископу

потребовались помощники, способные проповедовать это слово вместе с ним

повсюду, и чтобы готовить таких проповедников, — хорошо оборудованные

мастерские, а в них — хорошие книги и хорошие наставники, умеющие их

комментировать. В результате сформировались центры, в которых была

сконцентрирована наука и учебная деятельность, причем в тех самых местах,

где были воздвигнуты шедевры готического искусства — в Лане, Шартре,

наконец, в Париже, который вскоре превзошел все остальные города.

Наблюдалось, таким образом, совпадение очагов интеллектуальных поисков и

передовых достижений в области искусства.

Круг изучаемых наук остался неизменным со времен первого возрождения

античной культуры в каролингскую эпоху. Это были так называемые «семь

свободных искусств»: три вводные дисциплины: грамматика, риторика —

овладение красноречием, диалектика — овладение [правильным] рассуждением;

четыре дисциплины высшего цикла, способствующие постижению тайных законов

мироздания: арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Эти семь путей

знания вели к теологии, царице наук, с помощью которой можно было

попытаться проникнуть в Божественные тайны, истолковывая промысел Господа,

Его слово.

Довольно хорошо организованные учебные центры — зародыши университетов

— существовали во многих городах, однако возникновение и развитие

университетов, этих признанных центров учености, имевших особые права

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11