Культурология
вселенной, определяет долг и обязанности людей различных каст; Артха -
норм практического поведения; Кама - ценности удовлетворения чувственных
побуждений; Мокша - учение о том, как избавиться от сансары. Не отвечая
злом на зло, твори добро, будь терпеливым - таковы нравственные ориентиры
Древней Индии.
Буддийское учение. Будда был главным образом учителем этики и
реформатором, но не философом. Знакомство с его просветлением указывает
человеку путь в жизни, который ведет к освобождению от страдания...
Самая настоятельная задача — положить конец несчастьям. Тот, кто
посвящает себя теоретическим умствованиям о душе и мире, изнывая в то же
время от страданий, поступает как глупец, который, вместо того чтобы
попытаться немедленно извлечь вонзившуюся в его бок отравленную стрелу,
размышляет о том, как была сделана эта стрела, кто ее сделал и кто ее
пустил...
Будда всегда стремился просвещать людей по самым важным для них
вопросам: о страдании, его происхождении и прекращении, а также о путях
ведущих к прекращению страдания. «Это, — говорит Будда, — приносит пользу.
способствует святости жизни, приводит к отвращению от всего земного, к
уничтожению страстей, к прекращению страдания, к успокоению, по знанию
высшей мудрости, к нирване».
Ответы на эти четыре вопроса составляют ... сущность просветления
Будды, которым он стремился поделиться со всеми ближними. Они стали
известны под названием «четырех благородных истин» ...:
1) жизнь в мире полна страданий,
2) есть причина этих страданий,
3) можно прекратить страдания,
4) есть путь, ведущий к прекращению страданий ...
Происхождение зла объясняется Буддой с помощью особой концепции
естественной причинной связи... Согласно этой теории, нет ничего не
обусловленного — все зависит от определенных условий. Так как каждое
событие порождается некоторыми условиями, должно существовать нечто, бытие
которого порождает страдание...
Вот вкратце формула причинной зависимости:
1) страдание жизни обусловлено рождением;
2) рождение — стремлением к жизни;
3) стремление к бытию — умственной привязанностью к объектам;
4) привязанность — жаждой, желанием вещей;
5) жажда — чувственным восприятием;
6) чувственный опыт — чувственным соприкосновением с объектами:
7) чувственное соприкосновение — шестью органами познания;
8) шесть органов познания — эмбриональным периодом развития организма
(состоящего из разума и тела);
9) эмбрион не может развиться без первоначального сознания;
10) первоначальное сознание обусловлено впечатлениями прошлой жизни;
11) эти впечатления обусловлены двенадцатым звеном цепи —
12) неведением истины...
Указанный Буддой путь состоит из восьми ступеней, или правил, и
поэтому носит название восьмеричного благородного пути ... Этот путь открыт
для всех — и монахов и непосвященных. Этот благородный путь состоит в
приобретении следующих восьми добродетелей:
1. Правильные взгляды
2. Правильная решимость
3. Правильная речь
4. Правильное поведение
5. Правильный образ жизни
6. Правильное усилие
7. Правильное направление мысли
8. Правильное сосредоточение
Одной из самых величественных и оригинальных культур, существовавших
на нашей планете, является индо-буддийская философия, сформировавшаяся
главным образом на территории Индии. Достижениями древних индийцев в самых
различных областях - литературе, искусстве, науки, философии вошли в
золотой фонд мировой цивилизации, оказали немалое воздействие на дальнейшее
развитие культуры не только в самой Индии, но и ряда других стран. Особенно
значительным было индийское влияние в Юго-Восточной, Центральной Азии и на
дальнем востоке.
Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с
развитием религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течением
был индуизм (ему сейчас следует более 80% населения Индии), Корни этой
религии уходят в глубокую древность.
Вопрос № 5. Средневековая культура Западной Европы.
Ответ: В истории Средневековья принято выделять три основные периода:
V-ХI вв. — раннее Средневековье, ХП-ХШ вв. - зрелое Средневековье и ХIV-ХV
вв. — позднее Средневековье
В раннем Средневековье в качестве самостоятельного периода выделяют
еще V-VШ вв. — эта эпоха называется «Темными веками» или «периодом Великого
Переселения народов». В это время продолжались перемещения множества
народов по все территории Европы. К IX в. переселение в основном
закончилось, установились относительные границы вновь образованных
государств-королевств.
IХ-ХI вв. — это время становления в Европе многих национальных
государств. 823-829 гг. шесть английских королевств объединяются, образовав
единое королевств — Англию; в начале Х в. образовалось Чешское княжество; в
933 г. произошло объединение Нижней и Верхней Бургундии в единое
королевство Бургундия; в конце ХI возникает Польское королевство: в 1000 г.
образовалось Венгерское королевство.
В 911 г. прекращается каролингская династия в Германии. Возникает
Священная Римская империя германского народа, сыгравшая большую роль в
дальнейшей истории Средневековья.
В конце XI в. начинается эпоха крестовых походов. Успехи в первом
походе привели к образованию на Востоке ряда отдельных христианских
государств, но уже в 1291 г. крестоносцы утратили там свои последние
владения. Однако крестовые походы сыграл важнейшую роль в развитии
европейской культуры, познакомив европейцев с культурой мусульманского мира
и приобщив их к наследию античного мира, сохранившегося в мусульманском
мире и в Византии (Константинополь был захвачен крестоносцами в Четвертый
Крестовый поход в 1204 г.). Не случайно XII век называют временем первого
европейского Возрождения.
Зрелое и позднее Средневековье — это время роста и укрепления
национальных государств в Европе и время бесконечных войн и столкновений
между ними.
Религия. На протяжении V-ХI вв. произошло принятие христианства
практически всеми народами Европы, причем к XI в. вся Западная и
Центральная Европа в религиозном смысле была однородна — подчинялась
духовной власти папы римского. В 1054 г. произошел официальный раскол
христианской церкви на римско-католическую и греко-православную. С IV в. на
Западе (под влиянием и по примеру Востока) возникает монашество, а затем и
монашеские ордена, сыгравшие важную роль в культуре Средневековья.
В IX-XII вв. в католической церкви утвердились важные новшества: был
введен целибат (обет безбрачия) для всего духовенства, принято учение о
чистилище (где, как и аду, душа грешника подвергается страшным мучениям, но
откуда — в отличие от ада - спустя некоторое время можно, искупив муками
грехи, попасть в рай). С XI в. появляются индульгенции. С ХП в.
индульгенция понимается не только как освобождение от наказания за
совершенный грех, но и как отпущение самого греха. Продажа индульгенций
стала позднее поводом для начала Реформации.
Эпоха зрелого и позднего Средневековья была временем расцвета ересей.
Наиболее известной и сыгравшей особенно большую роль была ересь катар, или
альбигойцев (по названию г. Альби на юге Франции, где находился центр
движения катар). Катары были уничтожены. Но в дальнейшем на протяжении всей
эпохи постоянно появляются все новые и новые ереси, особое место среди них
занимают дьяволопоклонники. Для борьбы с ересями и еретиками в XIII в. была
учреждена инквизиция (священный трибунал), которая позднее (особенно в
эпоху Возрождения) снискала себе печальную славу в преследовании
инакомыслящих, но даже костры инквизиции так и не сумели предотвратить
появление протестантизма, а затем — вольнодумства, скептицизма и атеизма.
Философия. Средневековая европейская философия получила название
«схоластика» (от «ихола», то есть школа). В ее истории выделяются три
периода, в целом соответствующие обшей периодизации Средневековья: это
ранняя схоластика — IХ-ХП вв., зрелая схоластика — XIII в. и поздняя
схоластика — ХIV-ХV вв. Развивавшаяся в эпоху безусловного господства в
общественной жизни христианства, схоластика естественно заняла место
«служанки богословия»: делом философии было разъяснение и обоснование
религиозных истин. В период ранней схоластики христианская философия в
основном опиралась на учение Аврелия Августина, переработавшего платонизм,
а точнее, даже неоплатонизм, в духе Христианства. Благодаря крестовым
походам в руках западноевропейцев оказывается большое число книг,
вывезенных с Востока. Активная деятельность по переводу позволяет
познакомиться с широким кругом философских идей античных, арабских,
еврейских философов. В конце XII — начале XIII вв. в Европу попадают труды
Аристотеля (до этого были известны только его книги по логике) и
многочисленные комментарии к ним арабских и еврейских авторов. Св. Фома
Аквинский — крупнейший философ эпохи ~ сумел достичь синтеза аристотелизма
и христианства. Постепенно его идеи получают всеобщее признание, и
Аристотель (до конца Средневековья) становится крупнейшим авторитетом в
теологии и философии.
Фома Аквинский (1225—1274). Он разработал учение о вере, которая,
якобы, обладает большей достоверностью по сравнению со знанием.
Человеческий разум, утверждал Фома, непрерывно ошибается, в то время как
вера незыблемо опирается на абсолютную правдивость Бога. Вместе с тем
достоверность веры «доказывается» философом бесчисленными чудесами,
совершаемыми Богом. Фома Аквинский стремится устранить противоречия между
откровением и разумом.
Фома Аквинский делит догматы веры на рационально постигаемые
(существование единого Бога бессмертность души и др.) и рационально
непостигаемые (троичность Бога, сотворение мира, первородный грех и др.).
Впоследствии гуманисты Возрождения и философы Просвещения стали
использовать слово «схоластика» как оскорбление, обвиняющее в бесплодном и
бессодержательном умствовании.
Государство и право. В эпоху Средневековья главенствующим принципом в
отношении государственной власти был: «Нет власти иначе как от Бога». Но
при всей бесспорности этого принципа для людей того времени споры о власти
все-таки велись, и прежде всего это был спор о главенстве между светской и
духовной (церковной) властями. Особую остроту этому спору придавали
постоянные войны папства со светскими государями и феодалами. Крупнейшими
богословами, разрабатывавшими учение о государстве и праве, были Аврелий
Августин и Фома Аквинский, оба они доказывали примат духовной власти над
светской. Наиболее выдающимся теоретиком, отстаивавшим противоположную
точку зрения, был Марсилий Падуанский (около 1275 — около 1343 гг.). Он
утверждал, что за все беды и несчастья мира несет ответственность церковь,
и они могут быть устранимы только при условии, что церковь больше не будет
вмешиваться в дела мира. Он требовал, чтобы церковь была подчинена светской
политической власти.
Развитие права тоже проходило сложным путем. В период раннего
средневековья в большинстве вновь образовавшихся в Европе государств имело
место смешение различных систем права. Так, среди потомков римлян
действовало римское право, у салических франков — салический закон и т.п. И
только постепенно по мере развития национальных государств в каждой стране
начала вырабатываться единая система законов. Важным шагом на пути
разработки права стала при этом работа в области церковного права и в
первую очередь — канонического.
Одной из особенностей права в период раннего Средневековья было частое
обращение к ордалиям (Божьему суду), состоявшее в испытании огнем, водой и
т.п.; в 1215 г. решением лютеранского собора ордалии были запрещены.
Книги и библиотеки. В эпоху Средневековья на смену античному свитку
приходит кодекс — рукопись, состоящая из сброшюрованных листов. Книги
богато украшались иллюстрациями. В V в. получили большое распространение
«пурпурные» кодексы — выполненные на окрашенном в пурпурный цвет
пергаменте. Текст при этом был написан нередко золотом и серебром.
Переплеты для книг часто украшались драгоценными камнями.
К ХП в. появляются два различных понятия: университетская книга и
книга монастырская. Монастырская книга, в том числе и в своей духовной и
интеллектуальной функции, играла прежде всего роль сокровища. В отличие от
этого университетская книга была прежде всего инструментом познания. До
изобретения книгопечатания книга оставалась дорогой, несмотря на все
технические ухищрения (скоропись, быстрое размножение с помощью так
называемых рес1а, отказ от миниатюр или же использование одних и тех же
иллюстраций).
Школа и обучение. В период раннего Средневековья школы имелись обычно
только при монастырях и церквях. В XII в. особую роль стали играть школы
при соборах.
Наиболее активные из этих школ были расположены в районах, где
процветало искусство Франции, готическое искусство. Конечно, школы
существовали и при монастырях, но монастыри означали замкнутость.. В
результате реформы [католической] церкви миссия епископа - распространение
слова Божия на тот момент возобладала надо всеми остальными. Епископу
потребовались помощники, способные проповедовать это слово вместе с ним
повсюду, и чтобы готовить таких проповедников, — хорошо оборудованные
мастерские, а в них — хорошие книги и хорошие наставники, умеющие их
комментировать. В результате сформировались центры, в которых была
сконцентрирована наука и учебная деятельность, причем в тех самых местах,
где были воздвигнуты шедевры готического искусства — в Лане, Шартре,
наконец, в Париже, который вскоре превзошел все остальные города.
Наблюдалось, таким образом, совпадение очагов интеллектуальных поисков и
передовых достижений в области искусства.
Круг изучаемых наук остался неизменным со времен первого возрождения
античной культуры в каролингскую эпоху. Это были так называемые «семь
свободных искусств»: три вводные дисциплины: грамматика, риторика —
овладение красноречием, диалектика — овладение [правильным] рассуждением;
четыре дисциплины высшего цикла, способствующие постижению тайных законов
мироздания: арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Эти семь путей
знания вели к теологии, царице наук, с помощью которой можно было
попытаться проникнуть в Божественные тайны, истолковывая промысел Господа,
Его слово.
Довольно хорошо организованные учебные центры — зародыши университетов
— существовали во многих городах, однако возникновение и развитие
университетов, этих признанных центров учености, имевших особые права
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|