скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Культурология скачать рефераты

Синтез русской культуры, переплетение в ней языческих и христианских

черт, религиозных и светских, общечеловеческих и национальных мотивов

прозвучало в «Слове о полку Игореве». Это поэма эпохи. Это ее поэтическое

образное выражение. Это не только взволнованный призыв к единству Русской

земли, не только горделивый рассказ о мужестве «русичей» и не только плач

по погибшим, но и размышления о месте Руси в мировой истории, о связи Руси

с окружающими народами. Они связаны с судьбой Русской земли, где славен

лишь тот, кто выражает ее подлинные интересы.

Важно, что эти произведения XII в., звучавшие на всю Русь, были

созданы в период самой большой политической раздробленности страны.

XII - начало XIII в. дали немало и других ярких религиозных и светских

сочинений, которые пополнили сокровищницу русской культуры. Среди них

«Слово» и «Моление» Даниила Заточника, «Послание» священнику Фоме киевского

митрополита Климентия Смолятича, «Притча о человеческой душе» (конец XII

в.) епископа города Турова Кирилла.

Одновременно с этими сочинениями, где религиозные и светские мотивы

постоянно переплетались, переписчики в монастырях, церквах, в княжеских и

боярских домах усердно переписывали церковные служебные книги, молитвы,

сборники церковных преданий, жизнеописания святых, древнюю богословскую

литературу. Все это богатство религиозной, богословской мысли также

составляло неотъемлемую часть самобытной русской культуры.

Среди письменных памятников древнерусской культуры первое место

принадлежит летописи. Русское летописание возникает в XI в. и продолжается

до XVII в. В разное время своего существования оно имело разный характер и

разное значение. Достигнув значительного развития в XI—XII вв., летописание

затем в результате монголо-татарского нашествия приходит в упадок. Во

многих старых летописных центрах оно прекращается, в других сохраняется, но

носит узкий, местный характер. Возрождение летописного дела начинается

только после Куликовской битвы. Летописи — это не просто перечисление

исторических фактов, в них воплотился широкий круг представлений и понятий

средневекового общества. Летописи являются памятниками и общественной

мысли, и литературы, и даже зачатков научных знаний. Они представляют собой

как бы синтетический памятник русской средневековой культуры. Можно без

преувеличения сказать, что у нас нет более ценных и интересных памятников

прошлой культуры, чем наши летописи — от знаменитой «Повести временных лет»

киевского монаха Нестора до последних летописных сводов XVII в.

При всем различии политических тенденций и стиля изложения во всех

летописях XIV—XV вв. отчетливо проявляется их общерусский характер. Где бы

ни составлялась летопись, какие бы местные политические интересы она ни

защищала, в ней самой важной является тема общности Русской земли, ее

борьбы против иноземных завоевателей, понимаемой летописцем как борьба в

защиту православия и христианства. Патриотизм в его своеобразной

религиозной окраске, типичной для средневековья, является ярко выраженной

чертой русского летописания.

В летописи заметны признаки зарождающегося свободного наблюдения над

природой, не связываемого религиозно-мистической символикой. Так, в записи

1419 г. при описании сильной бури с грозой сказано, что гром является

результатом «столкновения облаков». Интерес к строению Земли и вселенной

привел к появлению особых сочинений. В одном рукописном сборнике Кирилле-

Белозерского монастыря (1424) содержатся статьи: «О широте и долготе

Земли», «О стадиях и поприщах», «О земном сустроении», «О расстоянии между

небом и Землей», «Лунное течение» и т.п. В них содержатся цифровые данные о

некоторых астрономических объектах. И хотя эти представления наивны,

существенна сама попытка натуралистически-конкретного объяснения вселенной

на основе практических наблюдений.

В ходе своего развития достигает расцвета древнерусское искусство. Во

второй половине XIV — первой половине XV в. работали два великих русских

художника — Феофан Грек и Андрей Рублев. Феофан, выходец из Византии, во

второй половине XIV в. работал в Новгороде, а затем в Москве. Для стиля

фресковых росписей Феофана и его икон характерна особая экспрессивность,

эмоциональность.

Иной характер носит живопись Андрея Рублева (ок. 1360—1430).

Великолепный колорист, Андрей Рублев создавал умиротворенные композиции. В

годы кровавых феодальных междоусобиц, вражеских набегов он отразил в

живописи народную мечту о мире, спокойствии, благополучии, человеческой

близости. Эти черты особенно ярко проявились в самом знаменитом

произведении, созданном им совместно с учениками, — «Троице».

Перенесенное на русскую почву каноническое по содержанию, блестящее по

своему исполнению искусство Византии столкнулось с языческим

мировосприятием восточных славян, с их радостным культом природы - солнца,

весны, света, с их вполне земными представлениями о добре и зле, о грехах и

добродетелях. С первых же лет византийское церковное искусство на Руси

испытало на себе всю мощь русской народной культуры и народных эстетических

представлений.

Составной частью искусства Руси являлось музыкальное, певческое

искусство. В «Слове о полку Игореве» упоминается легендарный сказитель-

певец Боян, который «напускал» свои пальцы на живые струны и они «сами

князьям славу рокотали». На фресках Софийского собора мы видим изображение

музыкантов, играющих на деревянных духовых и струйных инструментах - лютне

и гуслях. Из летописных сообщений известен талантливый певец Митус в

Галиче. В некоторых церковных сочинениях, направленных против славянского

языческого искусства, упоминаются уличные скоморохи, певцы, танцоры;

существовал и народный кукольный театр.

Важным элементом всей древнерусской культуры являлся фольклор - песни,

сказания, былины, пословицы, поговорки, афоризмы.

Целый мир русской жизни открывается в былинах. Их основной герой - это

богатырь, защитник народа.

В былинных обобщенных образах врагов угадываются и реальные

внешнеполитические противники Руси, борьба с которыми глубоко вошла в

сознание народа.

Ярким свидетельством широкого распространения грамотности Древней Руси

являются так называемые берестяные грамоты, говорящие о том, что в

Новгороде, Пскове, Смоленске, других городах Руси люди любили и умели

писать друг другу. Среди писем деловые документы, обмен информацией,

приглашение в гости и даже любовная переписка. Техника письма на бересте

позволила текстам сохраниться в земле столетиями.

Характерными чертами Древнерусской культуры являются стремление к

монументальности, масштабности, образности в летописании; народность,

цельность и простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое начало

в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянное биение

пульса исканий, сомнений, страсти в литературе. И над всем этим

господствовала большая слитность творца культурных ценностей с природой,

его ощущение сопричастности всему человечеству, переживания за людей, за их

боль и несчастья.

Открытость и синтетичность древнерусской культуры, ее мощная опора на

народные истоки и народное восприятие, выработанные всей многострадальной

историей восточного славянства, переплетение христианских и народно-

языческих влияний привело к тому, что в мировой истории называют феноменом

русской культуры.

Вопрос № 10. Достижения русской культуры XIX века.

Ответ: Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России.

Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания

русского народа, его консолидацию. Подъем патриотизма в связи с

Отечественной войной 1812 г. способствовал не только росту национального

самосознания и формированию декабризма, но и развитию русской национальной

культуры. В. Белинский писал: «1812 год, потрясши всю Россию, возбудил

народное сознание и народную гордость». Рост национального самосознания

народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы,

изобразительного искусства, театра и музыки.

Россия в XIX в. сделала поистине гигантский скачок в развитии

культуры, внесла громадный вклад в мировую культуру. Такой взлет русской

культуры был обусловлен рядом факторов. В первую очередь он был связан с

процессом формирования русской нации в переломную эпоху перехода от

феодализма к капитализму, с ростом национального самосознания и являлся его

выражением. Огромное значение имел и тот факт, что подъем русской

национальной культуры совпал с началом революционно-освободительного

движения в России.

Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию русской

культуры, являлось тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами.

Мировой революционный процесс и передовая западноевропейская общественная

мысль оказывали сильное влияние и на культуру России. Это было время

расцвета немецкой классической философии и французского утопического

социализма, идеи которых пользовались широкой популярностью в России. Не

следует забывать и влияния наследия Московской Руси на культуру XIX в.:

усвоение старых традиций дало возможность прорасти новым росткам творчества

в литературе, поэзии, живописи и других сферах культуры. Гоголь, Лесков,

Мельников-Печерский, Достоевский и др. создавали свои произведения в

традициях древнерусской религиозной культуры. Творчество других гениев

русской литературы, чье отношение к православной культуре более

противоречиво, — от Пушкина и Льва Толстого до Блока — несет неизгладимую

печать, свидетельствующую о православных корнях. Огромный интерес вызывают

картины Нестерова, Врубеля, Петрова-Водкина, истоки творчества которых

уходят в православное иконописание. Яркими явлениями истории музыкальной

культуры стали древнее церковное пение (знаменитый распев), а также

позднейшие опыты Бортнянского, Чайковского и Рахманинова.

В недрах официально-государственной культуры заметна прослойка

«элитарной» культуры, обслуживающей господствующий класс (аристократию и

царский двор) и обладающей особой восприимчивостью к иноземным новшествам.

Достаточно вспомнить романтическую живопись Кипренского, Тропинина,

Брюллова, Иванова и других крупных художников XIX в.

Русская культура воспринимала лучшие достижения культур других стран и

народов, не теряя при этом своей самобытности и в свою очередь оказывая

влияние на развитие иных культур. Немалый след оставила в истории

европейских народов, например, религиозная русская мысль. 'Русская

философия и богословие оказали влияние на западноевропейскую культуру в

первой половине XX в. благодаря трудам Соловьева, Булгакова, Флоренского,

Бердяева, Бакунина и многих других.

В первой половине XIX века в России было образовано семь

университетов. Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский,

Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты.

Первую треть XIX называют “золотым веком” русской культуры. Начало его

совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве.

Здания, построенные в стиле классицизма отличаются чётким и спокойным

ритмом, выверенностью пропорций. Ещё в середине XVIII века Петербург утопал

в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная

застройка города. Петербургский классицизм - это архитектура не отдельных

зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью:

здание Адмиральтейства по проекту Захарова, здание Биржи на стрелке

Васильевского острова. Невский проспект, главная магистраль Петербурга,

приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора. Сорок лет

строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге - самое

большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века. По замыслу

правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость

самодержавия, его тесный союз с православной церковью. По проекту Росси

были построены здания Сената и Синода, Александринского театра,

Михайловского дворца. Старый Петербург, оставленный нам в наследство

Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси и др. выдающимися

архитекторами, - это шедевр мирового зодчества.

В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После

пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник

Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой

Кремлёвский дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм

Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. В

1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие -

открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища

императорской фамилии. В России появился первый общедоступный

художественный музей.

Эстетические принципы и стремление к единой общенациональной культуре

на основе сближения официального искусства и фольклорной стихии,

вдохновлявшегося идеями народности и национальности утверждались в эстетике

Просвещения (Плавильщиков, Львов, Радищев), были особенно важными в эпоху

декабризма в первой четверти XIX в. (Рылеев, Пушкин) и приобрели

основополагающее значение в творчестве и эстетике реалистического типа в

середине прошлого века.

В формировании русской национальной культуры все более активно

участвует интеллигенция, первоначально составлявшаяся из образованных людей

двух привилегированных сословий — духовенства и дворян. В первой половине

XIX в. появляются интеллигенты-разночинцы, а во второй половине этого века

выделяется особая социальная группа — крепостная интеллигенция (актеры,

живописцы, архитекторы, музыканты, поэты). Если в XVIII — первой половине

XIX в. ведущая роль в культуре принадлежит дворянской интеллигенции, то во

второй половине XIX в. — разночинцам. В состав разночинной интеллигенции

(особенно после отмены крепостного права) вливаются выходцы из крестьян. В

целом к разночинцам относились образованные представители либеральной и

демократической буржуазии, которые принадлежали не к дворянству, а к

чиновничеству, мещанству, купечеству и крестьянству. Это объясняет такую

важную особенность культуры России XIX в., как начавшийся процесс ее

демократизации.

В XIX в. ведущей областью русской культуры становится литература, чему

способствовала прежде всего ее тесная связь с прогрессивно-освободительной

идеологией. Ода Пушкина «Вольность», его «Послание в Сибирь» декабристам и

«Ответ» на это послание декабриста Одоевского, сатира Рылеева «К

временщику» (Аракчееву), стихотворение Лермонтова «На смерть поэта», письмо

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11