скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Культурология скачать рефераты

живописные полотна часто украшаются каллиграфическими надписями.

Китайская письменность еще в древности широко распространилась по всей

Юго-Восточной Азии.

Литература. Древнейшая дошедшая до нас библиография китайской

литературы принадлежит Бань Гу (32-92 гг. н.э.). В своей работе «Описание

искусств и словесности» (являющейся частью его же «Истории династии Хань»),

он выделяет основные имеющиеся виды литературы: канонические философские

книги (включая исторические), стихи и поэмы, сочинения по военной науке,

книги по астрологии, медицинские книги.

Наиболее древними дошедшими до нас памятниками поэзии Древнего Китая

являются фольклорные поэтические произведения, собранные в Шицзин (одну из

книг конфуцианского «пятикнижия»). В конце I тыс. до н.э. в Китае

развивается авторская поэзия, в основном и двух жанрах: песни и поэмы,

причем последние писались ритмической прозой и были предназначены для

скандирования. Наиболее известными поэтами древности (по словам Бань Гу)

являлись Сюнь Цин, Цуй Юань, Сян Юй, Тап Лэ. Мэй Шэн. Сыма Сян-жу и Ян Сюн.

Из прозаических сочинений (кроме философских трактатов) необходимо

особо отметить исторические труды. Они интересны не только сами по себе, но

и потому, что жанр жизнеописаний, присутствующий уже у «отца китайской

историографии» Сыма Няня (II в. до н.э.). повлиял на создание

повествовательной прозы, зарождающейся, по-видимому, в 1-11 вв. н.э. Еще

одним источником этой прозы были так называемые «малые (пустячные) речения»

— уличные рассказы, которые специально записывались особыми чиновниками для

доклада государю, чтобы он мог знать об умонастроении народа. Эти рассказы

практически не сохранились.

Музыка. Китайская музыка — одна из древнейших в мире. Она насчитывает

много местных вариантов. В китайской музыке преобладает одноголосие. В

основе ее 5-звуковая система (пентатоника), но встречаются образования,

построенные на 7-ступенных ладах. Музыкальные инструменты: цисяньцинь,

пила, хуцинь или эрху. ли, шэн... Изучением китайской музыки занимались

древние китайские философы, богословы, математики. Конфуций отводил в своем

учении большое место музыке, занимался собиранием народных песен, Сыма Цянъ

создал теорию китайских ладов, Хэ Чэнь-тянь занимался вопросами равномерной

темперации и др. Содержание профессиональной китайской музыки определялось

придворным церемониалом и религиозным культом.

Архитектура и строительство. Китайские задчие приобрели славу двумя

разнообразными памятниками – Великий канал (2000 л – почти с XI в. до н.э.

– по XIX в. н.э.) – сложное гидротехническое сооружение с численными

приборами, интересными способами перекачивания и очищения воды и Великая

Китайская стена — одно из самых грандиозных строительно-технических

сооружений всех времен. Ее строили примерно десять лет, начиная с 220 года

до н.э. при императоре Цинь Шихуанди.

Стена извивалась вверх и вниз по горам, шла через пустыни и болота Она

была сооружена на каменном фундаменте и возведена из земли и кирпича. С ее

сторожевых башен при помощи дымовых сигналов, а ночью — с помощью

сигнальных огней — можно было распространять информацию по всей стране с

никогда дотоле невозможной скоростью.

Около 300 000 человек трудились в поте лица над возведением этой

стены. Только сама организация и обеспечение такой массы рабочей силы было

исключительным достижением. Военное значение стены, когда она бывала

укомплектована войсками соответственно своей длине, становилось огромным.

Прямая линия между двумя конечными точками стены составляет 2450

километров, а со всеми ответвлениями и изгибами она равна от 6000 до 6500

километров.

Стена была не только крепостным валом, но и дорогой. Ее ширина — 5,5

метра; это позволяло маршировать рядом пяти пехотинцам или скакать рядом

пяти кавалеристам. Еще и сегодня ее высота в среднем составляет девять

метров, а высота дозорных башен — двенадцать метров.

Четкость и упорядоченность планировки характеризуют главные центры

Ханьского государства Лоян и Чанъань, выстроенные по установленным в

трактатах правилам. Город, отражавший представления о правильной структуре

мироздания и порядке, господствующем в Поднебесной, мыслился как

завершенная в своих очертаниях крепость, обнесенная стенами и рвом с

высокими деревянными дозорными башнями и расположенными строго друг против

друга массивными воротами.

План богатых усадеб повторял в миниатюре очертания столицы...

Замкнутые в прямоугольник стен, ориентированные фасадом на юг, они состояли

из ряда построек, обращенных окнами в глубь двора, расчлененного посредине

стеной и входом на две части — жилую и хозяйственную. Типы планировки

усадеб сводились к двум: сань-хэюань, и котором двор обрамлялся тремя

павильонами и воротами, и сы-хэюань, в котором его ограждали четыре

павильона.

Не менее продуманными по своей структуре были и погребальные склепы

знати. В связи с тем что культ усопшего стал одним из важнейших

священнодействий, покойника должны были окружать все прижизненные почести и

оберегающие знамения.

Дворец Вэйангун в Чанъане (столице Ханъской империи) занимал по

периметру 11 км и состоял из 43 зданий. Основным строительным материалом в

это время по-прежнему служило дерево, но крыши уже делались из черепичных

желобов, украшенных на концах рельефными изображениями зверей-охранителей.

Тяжелые и массивные, они опирались на балки и колонны, капителями которых

служили узорные кронштейны — доугуны, облегчающие вес и давление кровли.

Дворцы ... строились из различных пород ценного дерева. Внутренние покои

украшались стенными росписями и пропитывались, ароматическими благовониями,

каменные полы инкрустировались драгоценными самоцветами.

Изобразительное искусство. Тяжеловесные бронзовые сосуды, служившие

для жертвенных возлияний духам — покровителям племени особенно ярко

отражали сумму сложившихся к тому времени представлений о действительности.

О том, какой важный смысл придавался изготовлению бронзовых изделий,

свидетельствует виртуозное мастерство их литья. Огромные сосуды весом свыше

600 кг обрабатывались с такой же тщательностью, как и маленькие.

Геометрический узор отличался графической точностью, разнообразием

ритмических сочетаний. Тесно сплетенные между собой культ мертвых и культ

земледелия определили характер орнамента, его расположение, смысл и систему

образов. Огромные, зачастую почти неподвижные в силу своей массивности

сосуды, испещренные магическими знаками узора, на фоне которого выделяются

рельефные головы реальных и мифических животных, имеют яркий, ни с чем не

сравнимый облик.

Наряду с бронзовыми сосудами разного типа и назначения появилось и

множество других изысканных ритуальных и бытовых предметов: круглые

бронзовые зеркала, инкрустированные с оборотной стороны серебром и золотом,

украшенные росписью музыкальные инструменты и мебель, яркая расписная

лаковая утварь, предметы из резного дерева и камня. В гибких плетениях их

узоров отразилось более многоплановое осмысление мироздания,

воспринимаемого как стихия бесконечного космического движения и

противоборства света и тьмы. Другими стали принципы орнаментации,

отличающейся от прошлого большей свободой и живописностью...

В 104 г. до н.э. было вычислено, что продолжительность года составляет

365,25 дня. Принятый в этом году новый календарь использовался вплоть до 85

г. н.э. По этому календарю год состоял из 12 месяцев; дополнительный месяц

добавлялся в високосном году, который устанавливался один раз в три года.

Солнечно-лунный календарь древних китайцев был приспособлен к нуждам

сельскохозяйственного производства. Календарю уделялось значительное

внимание в тех научных трактатах, которые обобщали важнейшие достижения

земледельческой техники (например, в сочинении ученого Фань Шэн-чжи.

жившего в конце I в. до н.э.).

Весьма значительное развитие получила в Древнем Китае медицина.

Древнекитайские врачи еще в IV-Ш вв. до н.э. стали применять метод лечения,

получивший впоследствии широкое применение в традиционной китайской

медицине — иглоукалывание, или акупунктура. Чрезвычайно интересны рукописи

медицинских сочинений, найденные недавно в одном из ханьских погребений

начала II в. до н.э. Они включают трактат по диетологии, руководство по

лечебной гимнастике, пособие по лечению методом прижигании и, наконец,

сборник различных рецептов. К Ш в. относится применение знаменитым врачом

Хуа То местной анестезии при полостных операциях.

Вопрос № 7. Особенности и достижения культуры эллинизма.

Ответ: Понятие "Эллинизм" обозначает историческую эпоху, которая

началась с воцарением Александра Македонского и окончилась с включением

Птолемеевского Египта в состав римского государства (336-330 до н.э.).

Причины (формирования эпохи Эллинизма были следующие. В Греции 4 в. до н.э.

значение полисов упало, и они переживали острый социально-политический

кризис. В этих условиях усилившаяся Македония добилась политического

господства над греческими полисами. В Македонии к тому времени утвердилась

централизованная монархия (Филипп II) со столицей в городе Пелла. хотя в

горных районах еще было сильным влияние родовой знати. В то же время в

персидской державе Ахеменидов вследствие центробежных тенденций в сатрапиях

(Египет, Вавилон, Фригия и т.д.) обнаружились отчетливые кризисные явления.

Для преодоления кризиса в Греции были предприняты под руководством

Македонии завоевания на Востоке (Персидское царство). Эллинистическая эпоха

охватывает

1. Период походов Александра Македонского вплоть до Инда (334-323 до

н.э.).

2. Распад этого государства и образование на его основе

"эллинистического" и восточного государства в течении войн диадохов

(323-280 до н.э.).

3. Историю этих государств до их подчинения Римом или Парфией (280-230

до н.э.).

Классическая культура Древней Греции стала преемницей древневосточных

культур и колыбелью европейской культуры. Одной из важнейших черт

древнегреческой культуры является ее интерактивный (от слова интеракция —

взаимодействие) характер. Действительно, в Грецию ахейцы прибыли в XXI в.

до н.э. с севера и северо-запада и создали в Афинах, Микенах, Тиринфе,

Пилосе и Фивах свои царства; а около XVI в. до н.э. завоевали Крит. В

результате возникла культура, представлявшая собой своеобразную смесь

критской и ахейской культур, остатки которой еще можно увидеть в

раскопанных археологами руинах дворцов в Нилосе, микенах и Тиринфе. именно

из сокровищницы ахейской культуры с ее развитой мифологией черпали сюжеты

Гомер и древнегреческие трагики, создавая прекрасные произведения

европейской литературы.

Взаимопроникновение культур продолжалась в силу исторических причин.

Прежде всего сыграло свою роль вторжение дорийцев, имеющих более низкую

культуру. Нападения морских народов нарушили политическое равновесие на

Ближнем Востоке: Хеттская держава рухнула, Египет потерял свои азиатские

владения. В результате морская торговля замерла, тогда среди микенских

царств начались междоусобные воины, приведшие к их полному разрушению, а

вместе с этим и к упадку высокоразвитой дворцовой культуры. Сохранились

обожженные огнем глиняные таблицы; из них известно, что завоеванные ахейцы

вместо того, чтобы противостоять дорийцам, подчинились их культуре. Начался

процесс взаимодействия двух культур: искусства, морали и религии.

Культура греков породила технику, первым выражением которой стало

военное искусство и применяемая в нем тактика. Благодаря чему греки

одерживали победы в битвах и победоносно свершили персидские войны. Если в

войнах Гомера главную роль играли сила и ловкость отдельных героев типа

Ахилла, то греческая фаланга имеет закрытую структуру, не проницаемую для

отдельного воина. Эта фаланга является не просто военным изобретением, но

духовным выражением интерактивной культуры греческих городов-государств

(полисов). В этих полисах не было ни монархов, ни жреческих каст, а

осуществлялась античная рабовладельческая демократия.

Демократия — другая черта классической древнегреческой культуры.

Государство не существовало «вне» и «над» гражданами, они сами были

государством со всеми его культовыми, гражданскими и эстетическими

установлениями. В значительной мере свободная от оттенка официальности

жизнь и деятельность античного грека, которые достигают своего

кульминационного выражения именно в классической культуре. Конечно,

существование такого рода культуры было возможно лишь в сравнительно

небольших полисах. В эллинистических монархиях мы имеем дело уже с иной

культурой.

Еще одной характерной чертой классической греческой культуры является

пронизывающая весь уклад жизни полиса борьба (агон), состязание,

восходившее к культовым игрищам былой общины. Таков и спор — агон двух

полухорий в классической комедии, связанный с сельскими хороводами, с их

шуточными плясками-хорами, такова и форма философского трактата,

разработанного как диалог. Такой момент наличествовал и в постановках

трагедий, связанных с культом Диониса, проводимых как соревнование между

тремя коллективами, составленными из хора, актеров и драматурга. Особое

значение спор — агон приобрел в спортивных состязаниях, получивших свою

классическую форму в Олимпийских играх.

И наконец, следует отметить такую яркую черту классической греческой

культуры, антропоцентризм. Именно в Афинах философ Протагор из Абдер

провозглашает знаменитое изречение «человек есть мера всех вещей», а в

софокловской «Антигоне» лучше всего выражено удивление свершениями

человека. Для греков человек был олицетворением всего сущего, прообразом

всего созданного и создаваемого. Вот почему человеческий облик, возведенный

к прекрасной норме, был не только преобладающей, но почти единственной

темой классического искусства, природа же передавалась скупыми намеками.

Ландшафт стал появляться только в эллинистической живописи. Антропоцентризм

характерен и для других сфер классической греческой культуры.

Назначение культуры у древних греков — содействие гармоническому

развитию, духовному и физическому, умственному и профессионально-трудовому

(искусство, мастерство) — человека, политическому и нравственно-духовному —

гражданина. В таких специализированных сферах культуры, как политическая и

правовая культура, они видели разумное противодействие любого рода

социальным конфликтам и потрясениям, угрожающим социальной и

государственной целостности. Заслуживает внимания тот факт, что широкими

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11