Культурология
присваивать ученые степени, этих учебных заведений, куда будут стекаться
массы студентов, независимо от репутации того или иного преподавателя,
начнется в конце XII — начале XIII веков. Ранний XII век был временем
странствующего школяра, а мастера своего дела, которые могли чему-либо
научить, встречались редко...
К концу XI века во многих частях Европы — и в Германии, и в Италии, —
и во Франции — мы обнаруживаем свидетельства новой, более свободной, более
богатой латинской литературы и видим, что все большие группы студентов
собираются у учителей, чья слава могла, тем или иным способом, быстро
распространяться по разным землям.
Литература. Литература Средневековья весьма разнообразна и по жанрам,
и по имеющимся в ней течениям и направлениям. Всю эту литературу можно
условно поделить на литературу на национальных языках и на латыни. К.
литературе на национальных языках в первую очередь можно отнести большой
пласт легенд и сказаний языческих времен, сохранившийся у каждого
европейского народа; но к ней же относятся и многие исторические хроники, и
наиболее известные из рыцарских романов и т.п. На латыни обычно писали
образованные люди, а значит в каком-то смысле «люди церкви» — ученые
клирики. Здесь мы тоже встречаем исторические хроники, жития святых,
проповеди, «примеры», поучения, а также сочинения богословского характера,
из которых особое место занимают труды мистиков.
Специфическим явлением средневековой культуры являлось творчество
вагантов (от лат. «вагари» — бродить) Бродячие студенты переезжали из
страны в страну, из города в город. Они сочиняли свободолюбивые смелые
стихи, бичующие пороки общества. Стиль стихотворной формы сформировался как
переработка латинского стиля и стиля античных поэтов. Литературными гениями
средневековья являлись Данте Алигьери (1265—1321), Франческо Петрарка
(1304—1374), Джованни Боккаччо (1313-1375).
Св.Григорий (вторая пол. VI в.) был прозван «Двоеслов». Происходя из
знатной римской семьи, он еще в молодости принял монашеские обеты, был
настоятелем ряда монастырей, в 590 г. был избран римским епископом (папой
римским) и пробыл им 14 лет. Из его трудов особенно известен сборник
рассказов о чудесах италийских подвижников и святых. Рассказы строятся в
виде диалогов между самим св. Григорием и его учеником Петром.
Легенды о короле Артуре и его рыцарях возникли в Англии в V в., они
послужили основой как для образа идеального рыцаря, так и для
многочисленной «рыцарской литературы».
ХП-ХIV вв. важное место в европейской культуре занимает рыцарство.
Рыцари — это по сути дела воины, но в различных районах мира сложились свои
представления об идеале воина. Христианский рыцарь — это прежде всего боец
за веру Христову, но рыцарь также — это верный вассал своего сюзерена
(верность — одна из наиболее ценимых добродетелей эпохи), он же — защитник
слабых и обиженных, он же — верный слуга своей Прекрасной Дамы. Культ
Прекрасной Дамы, сложившийся в Европе под явным влиянием культа Девы Марии,
не имеет аналогов в мире — это чисто европейское явление.
Подвиги рыцарей прославлялись в песнях трубадуров и миннезингеров, им
посвящаются целые поэмы. Самыми значительными из них являются «Песня о
Нибелунгах» и «Парцифаль» Вольфрама, «Тристан и Изольда» Готфрида
Страссбургского, «Роман о Розе».
Авторы эпосов конца XII века были людьми не совсем обычного склада они
выделялись тем, что владели секретами искусства и горели желанием показать
нам большой диапазон интересов и идей в живой и легко воспринимаемой форме,
которая делает их — если их свидетельства использовать с долей воображения
и осмотрительности — значительно более верными проводниками на пути к
пониманию умонастроений их эпохи, чем официальная теология.
Пьер Абеляр (1079-1142 гг.) — крупнейший представитель европейской
философии периода ранней схоластики, автор многих философско-богословских
трудов. Но его перу принадлежит еще и известнейшее литературное
произведение — его автобиография. Пьер Абеляр был родом из небогатой
дворянской семьи, еще в молодости увлекся учебой и пришел в Париж, где стал
учеником знаменитого Гийома. Но вскоре он превзошел своего учителя и сам
стал знаменитым педагогом, слава которого приводила к нему учеников со всей
Европы. За свою жизнь он не раз подвергался преследованиям, вынужден был
много скитаться. Но самый драматичный эпизод в его жизни был связан с
любовью к Элоизе — молодой девушке, домашним учителем которой он был.
Переписка Элоизы и Абеляра сохранилась, эти письма оказали большое
влияние на Петрарку, а позднее (в XIX в.) — на романтиков.
Данте Алигьери (1265-1321 гг.) — величайший поэт Средневековья,
предшественник Возрождения. В молодости Данте примыкал к поэтическому
кружку Гвидо Кавальканти и был (наряду с последним) крупнейшим
представителем так называемого «сладкого стиля» в литературе. Согласно
требованиям «сладкого стиля» центральной темой литературы является
облагороженная, духовная любовь. Основное произведение Данте этого периода
— книга «Новая жизнь», представляющая из себя написанный прозой на
итальянском языке рассказ о любви Данте к Беатриче, но при этом в прозу
вставляются стихи (25 сонетов и 5 канцон), так что проза служит как бы
обрамлением и комментарием к стихам. Заканчивается «Новая жизнь»
пророческими словами о том, что после своей смерти его возлюбленная
Беатриче становится путеводной звездой его жизни.
После изгнания из Флоренции Данте пишет еще три крупных прозаических
произведения: «Пир», представляющий из себя схоластически-богословский
трактат о душе, затем политический трактат «О монархии» и лингвистически-
философский трактат «О народной речи».
Главное произведение его жизни — это грандиозная «Комедия»
(Божественной ее прозвали современники Данте), построенная как рассказ о
странствиях героя Данте в ином мире, где он попадает в Ад, Чистилише и Рай,
проводником его по Аду и Чистилищу становится душа Вергилия — любимого
поэта Данте, но Вергилию как язычнику нет дороги в Рай, в Раю герой Данте
встречает Беатриче.
«О подражании Христу» — одна из самых известных и распространенных
книг позднего Средневековья (она стала известна около 1418 г.). Автором
книга по традиции считается Фома Кемпийский — Томас Хемеркен или Хамеркен
(около 1380-1471 гг.), живший в Германии. Фома Кемпийский большую часть
жизни провел в монастыре, где занимался перепиской книг и писанием
собственных трудов — не указывая при этом своего авторства; анонимность
творчества — одна из характерных черт средневековой культуры в целом. «О
подражании Христу» — это мистический трактат, главное здесь не рассуждения,
а переживания, в нем ярко выражено стремление к экстазу, вызываемому
ощущением присутствия Бога.
Театр и драматургия. В истории средневекового театра четко выделяются
два периода: ранний — У-Х1 вв. и зрелый — ХП-ХIV вв. Для раннего периода
характерны различного рода народные праздники с элементами театрализации,
часто связанные с языческими обрядами (и потому часто преследуемые
церковью), и литургические мистерии (аналогичные византийским). В XII в.
практически во всех странах Европы существуют профессиональные актеры,
переезжающие с места на место и чаще всего выступающие на площадях городов.
Во Франции их называли гистрионы, в Германии — шпильманами, в Польше —
франтами, в России — скоморохами и т.п. Постепенно в среде гистряонов
происходит «разделение труда»: выделяются комики-буффоны, искусство которых
близко к цирковому, и жонглеры, являющиеся рассказчиками, певцами и
музыкантами, среди которых в свою очередь выделяются трубадуры — сочинители
и исполнители стихов, баллад и поэм.
Первым средневековым драматургом принято считать Адама де Ла-Аль
(около 1238 — около 1287 гг.), в пьесах которого перемешаны сказочные
мотивы с сатирическо-бытовыми.
В XIV-XV вв. все более широкое распространение получают
театрализованные представления. Это прежде всего фарсы, имеющие чисто
светский и сатирический характер, миракли (от латинского — «чудо»), где
изображение сатирических бытовых картин перемежилось с чудесным
вмешательством святых и самого Бога, и мистерии, ставившиеся на религиозные
сюжеты. Но в отличие от литургической драмы миракли и даже мистерии не были
уже чисто церковными зрелищами: они показывались не в церквях, и не на
церковной паперти, а на городской площади — известно, что заказчиками
мистерий были городские цеха и городские власти. Но, разумеется, ставились
мистерии под контролем церкви. Текст мистерий часто импровизировался,
поэтому сохранившиеся тексты не дают подлинного представления о характере
спектакля в целом. В 1548 г. во Франции мистерии были запрещены — из-за
сильного критического элемента в них.
Музыка. Как и ранее, музыка в Средневековье играла важную роль в
духовной жизни общества. Можно различать светскую и духовную музыку, хотя
они многое заимствовали друг от друга. Светская музыка была в первую
очередь представлена народными песнями, а также песнями вагантов,
трубадуров, актеров и других профессиональных исполнителей.
Музыка входила в число «семи свободных искусств», центрами обучения
музыки в раннем Средневековье были монастыри, с XII в, — соборы и
университеты. В XII в. в парижском соборе Нотр Дам на смену прежнему
унисонному пению приходит сложное многоголосие. которое позднее будет
широко применяться во всей церковной и светской музыке.
Архитектура и строительство. В архитектуре Средневековья
господствовали два основных стиля: романский (в период раннего
Средневековья) и готический — с XII в.
Романская архитектура. В феодальной аграрной Европе того времени
рыцарский замок, монастырский ансамбль и храм были главными типами
архитектурных сооружений. Возникновение укрепленного жилища властителя было
порождением феодальной эпохи. Деревянные цитадели в XI веке стали сменяться
каменными донжонами. Это были высокие прямоугольные башни, служившие
сеньору и домом и крепостью. Ведущую роль стали играть башни, соединенные
стенами и сгруппированные на наиболее уязвимых участках, что позволяло
вести борьбу даже немногочисленному гарнизону. Квадратные башни сменились
круглыми, которые обеспечивали лучший радиус обстрела, получили
распространение. В состав замка были включены хозяйственные сооружения,
водопровод и цистерны для сбора воды.
Господствующим на Западе стал вытянутый в плане, базиликального типа
храм. В основе его лежала идея пути как намек на «крестный путь», путь
страданий и искупления, как выражение основной идеи католичества.
Новое слово в искусстве западного средневековья было сказано во
Франции в середине XII века. Современники назвали новшество «французской
манерой», потомки стали именовать готикой. Время восхождения и расцвета
готики — вторая половина XII и XIII век — совпало с периодом, когда
феодальное общество достигло апогея в своем развитии...
Готика как стиль была порождением совокупности общественных изменений
эпохи, ее политических и идейных устремлений. Готика зародилась во
владениях французских королей, и государи других стран — Англии, Испании,
Чехии — внедряли готику как символ христианской монархии, готическую
архитектуру распространяли и монашеские ордены. Собор был важнейшим
общественным местом города и оставался олицетворением «божественной
вселенной». Во взаимоотношении его частей находят сходство с построением
схоластических «сумм», а в изображениях — связь с рыцарской культурой.
Сущность готики — в сопоставлении противоположностей, в способности
объединить абстрактную идею и жизнь.
Важнейшим достижением готической архитектуры стало выделение в здании
строительного каркаса. В готике изменилась система кладки ребристого свода.
Ребра теперь не завершали возведение свода, а предшествовали ему.
Готический стиль отрицает тяжеловесные, похожие на крепости романские
соборы. Атрибутами готического стиля стали стрельчатые арки и стройные
башни, возносящиеся к небу. Готические соборы — грандиозные сооружения.
Так, длина Реймсского собора 138 метров и высота около сорока метров.
Вертикальная композиция здания, стремительный порыв вверх стрельчатых арок
и остальных архитектурных построек выражали стремление к Богу и мечту о
высшей жизни.
Знаменитые готические соборы и сегодня поражают воображение человека,
среди них особенно прославились собор Парижской Богоматери, соборы в
Реймсе, Шартре, Амьене, Сен-Дени.
Готическая архитектура была единым целым с подчиненной ей скульптурой,
живописью, прикладными искусствами. Особенный акцент делался на
многочисленные статуи. Пропорции статуй были сильно удлиненными, выражение
лиц одухотворенное, позы благородные.
Готические соборы предназначались не только для богослужений, но и для
общественных собраний, праздников, театральных действий. Готический стиль
распространяется на все сферы жизни человека. Так в одежде становятся
модными туфли с загнутыми носами и конусообразные шляпы.
Геометрия и арифметика понимались абстрактно, через призму познания
Бога, который создал мир и расположил все «мерою, числом и весом».
Математические и физические знания, требовавшиеся для создания грандиозных
сооружений, должны были быть высокого уровня. Также были необходимы высокие
практические навыки, значительный опыт и интуиция.
О понимании значения техники говорит тот факт, что на рельефах фасадов
готических соборов изображается аллегорическая фигура с атрибутами,
символизирующими Геометрию — циркулем, линейкой и угольником. Архитекторы
были убеждены, что искусство без науки — «ничто». Чем больше требовалось
точных знаний для создания архитектурного сооружения, тем больше оно
ценилось. В художественном плане архитекторы придерживались прежде всего
гармонии и правильных пропорций.
Геометрия и другие точные науки пробивают себе дорогу и в других
искусствах. Так, Виетело в XIII веке вводит понятие перспективы
(разработанное ранее арабским ученым Альхазеном) в русле теории зрительного
восприятия, геометрической и физической оптики. В XIII веке были
воздвигнуты величественные готические соборы. В архитектурных сооружениях
ценились величина, соразмерность, блеск, светоносность, драгоценные
украшения. Большое значение в эстетическом оформлении храмов придавалось
внутренним украшениям: инкрустациям, росписям, витражам.
Изобразительное искусство. Росписи романских храмов сохранились лишь в
редких памятниках, чаще провинциальных и сельских. Причина во многом
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|