скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Культурология скачать рефераты

заключалась в технике наложения краски. Романские мастера писали по мокрой

и сухой штукатурке, применяли клеевые краски, использовали восковую

темперу. Чаще всего страдали поверхностные, лессировочные слои, краски со

временем осыпались, как и сама штукатурка. Палитра романского фрескиста

была, как правило, ограниченна. Живописцы пользовались чистыми тонами, но

прибегали к двойному наложению краски: поверх приглушенного тона писали

более ярким цветом. Варьировали при этом и технику: для матового слоя

употребляли клеевую краску, для светлых, блестящих тонов в состав добавляли

воск.

Тип базиликального храма, распространенный на Западе, не позволял

охватить всю роспись единым взглядом. Составители программ и живописцы

предпочитали поэтому библейские сюжеты исторического плана, располагая их в

последовательности, обусловленной средневековой типологией священного

текста и сложным движением по интерьеру к алтарю и обратно, включая обход

столбов. В выборе и расположении сюжетов не было строго установленного

канона — по отношению к росписи романского храма, скорее можно говорить

лишь об общих тенденциях. Главный акцент был поставлен на росписи

центральной апсиды. Здесь помешали изображение Христа во славе, реже —

фигуру Богоматери. Под ними располагались ангелы, апостолы, святые,

аллегории и персонификации. Иногда писали отдельные агиографические сцены,

они же были почти непременным мотивом росписей крипт. На западной стене

храма, если она была свободна от эмтгор, возникала картина Страшного суда,

но ее же можно было видеть и на триумфальной арке перед алтарем. В нижней,

цокольной зоне живописали платы, она служила иногда прибежищем гротескных и

фантастических фигур.

Научные знания. Средневековая наука, так же как и богословие строилась

на вере в авторитет — Священного Писания (Библии), Священного Предания

(труды отцов церкви, постановления соборов и т.п.), по мере знакомства с

античными авторами к ним тоже стали относиться как к абсолютным

авторитетам.

К доказательству авторитетом, то есть доказанной древностью,

прибавлялось доказательство чудом. Средневековые умы привлекало совсем не

то, что можно было наблюдать и подтвердить естественным законом, регулярно

происходящим повторением, а как раз. наоборот, то, что было необычно,

сверхъестественно или, уж во всяком случае, ненормально. Даже наука более

охотно избирала своим предметом что-то исключительное, чудеса.

Землетрясения, кометы, затмения — вот сюжеты, достойные удивления и

исследования.

В поисках новых доказательств схоласты (по крайней мере, некоторые из

них) все шире применяли наблюдение и эксперимент. Чаще всего вспоминают в

этой связи имя Роджера Бэкона. Рождающаяся схоластика попыталась установить

связь между свободными искусствами и механикой, между науками и техникой. А

университетские профессора относили себя к социальным группам, гнушавшимся

ручного труда. Последствия разрыва теории и практики были во многих

областях огромны. Физики экспериментам предпочитали Аристотеля, медики и

хирурги вместо вскрытия предпочитали ссылаться на Галена. Именно

предрассудки докторов в гораздо большей степени, чем нерешительность и

уклончивость церкви, задержали развитие практики вскрытии и прогресс

анатомии, которая делала, однако, первые многообещающие шаги в Болонье и в

Монпелье на рубеже XIII и XIV вв. Те же внутренние противоречия переживали

в свою очередь и гуманисты.

Красота в средневековом мире понимается, прежде всего, как разумная

соразмерность частей, гармония, порядок, пропорциональность, ясность,

чистота. Материальная красота трактуется как символ невидимой божественной

красоты. Прекрасное — это нечто невидимое, становящееся видимым. Прекрасное

и безобразное определяются через субъектно-объектные отношения. Безобразное

— это то, что вызывает отвращение. Созерцание прекрасного доставляет

наслаждение само по себе, вне практического использования вещи, и в то же

время прекрасное — это объективные «пропорции и блеск», гармония;

упорядоченность, соразмерность, доброцветность, мера в цвете и размере.

Назначение искусства — воплощать сверхчувственную идею божественного

архетипа в чувственных образах, выраженных условной символикой. Творчество

Бога беспредельно, совершенно и абсолютно. Творчество человека

относительно, ограничено, и поэтому должно быть подчинено воле Бога. Вне

Бога творчества быть не может. Главная тема в искусстве — Христос и его

учение.

Вопрос № 6. Основные достижения и памятники Древнего Китая.

Ответ: Достаточно уверенно (более чем о какой-либо иной древней культуре)

можно говорить о культурном единстве, своеобразии и замкнутости культуры,

сформировавшейся в Древнем Китае и почти без изменений просуществовавшей

вплоть до XVII в. н.э. Культурная история Китая восходит к рубежу 111-11

тыс. до н.э., межэтническое культурно-политическое единство складывалось

постепенно.

Собственно период формирования культурного типа Древнего Китая

охватывает так называемую эпоху «Воюющих царств» V—II в. до н.э. (когда в

конгломерате сражающихся между собой государств выделяются «семь

могущественнейших»), эпоху Цинь (когда была создана огромная империя, во

главе которой в 221 г. до н.э. стал Цинь шн хуанди — первый император

Цинь), эпоху Хань (когда императоры старшей и младшей династий Хань смогли

сохранять единство, могущество и целостность Китая вплоть до 220 г. н.э.).

Эпоха Хань в полной мере реализовала культурные установки, проявившиеся уже

в первую из этих эпох — Чжаньго. Культурная преемственность этих трех эпох

позволила создать уникальный, неповторимый культурный тип древней

цивилизации, который можно рассматривать как разновидность ирригационной

культуры, с единой системой административно-хозяйственного управления (т.е.

централизованной властью и бюрократической системой управления),

сакрализацией власти императора — Сына неба.

Создание единой системы ирригационных сооружений предполагало наличие

деспотической власти, которая обеспечивала бы необходимую для этого

централизацию государственного и административного управления. Но

складывалась эта власть в существенно иной период, чем это было в

гидравлических цивилизациях Малой Азии. Существенные изменения в

политической и культурной жизни Китая произошли к середине I тысячелетия до

н.э., когда наступил век железа и наметились значительные сдвиги в развитии

земледелия, ремесел, торговли.

Китай не заложил основы замкнутой касты жрецов и сановников, хотя и

создал тип городской рациональной культуры, но он рационализировал

административное управление, сформировал рациональный тип чиновника-

управленца. Государственные чиновники не превратились в замкнутую касту.

Уже Шань Ян связал (середина IV в. до н.э.) занятие административных

должностей не со знатностью рождения, а с заслугами (в первую очередь

военными) перед государством. В последующем ранги, позволяющие занять

административные должности, стали продаваться за деньги (что также нарушало

сложившуюся аристократическую иерархию власти), и, наконец, утвердилась

знаменитая экзаменационная система занятия административных должностей

(мандарлнат). Рационализм как культура управления был неискореним в истории

Китая, в определенной степени с ним была связана ритуализация общественного

поведения («китайские церемонии»).

Древнекитайская культура. Древнекитайская культура представляет

огромный интерес для культурологии, так как в своей основе она автономна,

создана китайским народом в условиях относительной изоляции. Этому в

немалой степени способствовала значительная отдаленность Китая от Средней

Азии и, как следствие, слабость непосредственных контактов с другими

культурами.

Китай в первом тыс. до н.э. представлял собой множество отдельных

государств, среди которых семь наиболее крупных: Цинь, Янь, Чу, Вэй, Чжао,

Хань, Ци. Все царства вели между собой борьбу. Это был период, когда

близкие по культуре государства, находясь в состоянии острого

соперничества, в то же время взаимообогащались достижениями в области

культуры, технологии, военного дела, политики, права и т.д. Это был период

небывалого расцвета культуры, приведший к глубоким изменениям

древнекитайского общества.

Принципиально новое качество в развитии производительных сил было

связано с освоением новых, необходимых для ведения войны технологий. Это

прежде всего освоение технологии плавки железа, что, в свою очередь,

создало условия для быстрого развития ремесла и земледелия. Новый уровень

земледелия потребовал создания мощной сети гидротехнических сооружений в

бассейнах Хуанхе и верховьях Янцзы. Развитие земледелия привело к росту

городов, которые достигали размеров крупного (полумиллионного) современного

города.

Государственная структура совершенствуется в соответствии с динамикой

культурной жизни. Так, в IV в. до н.э. осуществляется реформа, приведшая к

административно-территориальному переустройству в соответствии с процессом

политической централизации, вводится система законодательства и

судопроизводства, опередившая аналогичную европейскую систему более чем на

тысячу лет.

Процессы исторической интеграции борющихся царств и формирования

уникального своеобразия китайской духовной культуры в значительной степени

определялись иероглифической письменностью. Благодаря своему основному

принципу — связи между реальным образом и символом, способом графического

начертания — она не была жестко связана с лингвистическими особенностями

конкретного произношения и могла использоваться носителями любого языка,

что способствовало культурному сближению народов различных царств.

Древнекитайская культура была первооткрывателем во многих областях

науки и техники, она дала миру важные научные открытия и изобретения. В

основном они были связаны с практическими потребностями китайской культуры.

В Ш—II тысячелетиях и в эпоху Шан (конец 2 тыс. до н.э.) китайцы знали

начала геометрии и счет до десятков тысяч.

Однако центральное место в системе знаний получила астрономия, в

которой на тысячи лет раньше, чем в Европе, были зафиксированы особенности

лунного цикла и его связь с природными явлениями, обусловленность 11-летним

солнечным циклом. Начиная с 613 г. до н.э., китайские астрономы фиксируют и

предсказывают появление кометы Галлея, лунных и солнечных затмений,

составляют и совершенствуют звездный каталог.

В Ханьскую эпоху (206 г. до н.э.. — 220 г. н.э..) в астрономии

появляется представление о планетах солнечной системы, а в 28 г. до н.э.

ханьские астрономы открывают пятна на солнце, также был сконструирован

прототип сейсмографа, создан небесный глобус с описанием более 2500 звезд,

разработана теория Земли и безграничности Вселенной во времени и

пространстве.

Ханьские математики использовали десятичные дроби, отрицательные

числа, создали систему достаточно точного вычисления значения числа (.

Для эффективного развития земледелия была создана целая наука,

занимающаяся вопросами грядковой культуры, способами удобрения земель и

т.д.

В дальнейшем наиболее крупные достижения становятся достоянием мировой

культуры (изобретение компаса, пороха и т.д.). К этому ряду можно

причислить успехи китайской культуры в сфере лакового производства,

шелководства, изобретение бумаги, что создало условия для развития

искусства и техники эстампов, а затем и для печатания книг.

С изобретением туши было связано развитие китайской письменности. Еще

в Ханьскую эпоху создается эталонный стиль письма («образцовое письмо»),

заложивший основу современного начертания иероглифов. Зарождаются

филология, поэтика, создаются первые словари, появляются произведения

художественной и исторической прозы. В I в. н.э. создается фундаментальное

произведение «Исторические записи» (Шицзи) — 130-томная энциклопедическая

история Древнего Китая, уникальный памятник прозы эпохи Хань.

В середине I тыс. до н.э. в Китае широко развивается система

образования, связанная с именем Конфуция (551— 449 г. до н.э.), крупнейшего

мыслителя Древнего Китая. Учение Конфуция (прежде всего, трактат «Беседы и

суждения») вплоть до XX века составлял основу системы китайского

образования. В учении Конфуция преобладала практическая философия,

связанная с проблемами нравственного воспитания и управления, естественной

гармонии общественной жизни. Главной задачей Конфуций считал формирование

личности, способной занять достойное и естественное для нее место в

обществе, четко и однозначно регламентировавшем обязанности каждого своего

члена.

Даосизм. Основателем Даосизма был Дао Цзы - историограф-архивариус при

Чжоуском дворе. Он написал «Дао лэ Цзин», состоящую всего лишь из 5000

иероглифов. Самая древняя рукопись Дао дэ Цзин относится ко II в. до н.э.:

она была найдена при раскопках княжеского захоронения и несколько

отличается от традиционного текста.

К основным идеям даосизма относятся следующие: Дао — это невидимый

вездесущий естественный закон природы. Дао бездействует, тем самым порождая

все, оно вечно и безымянно, пусто и неисчерпаемо. В соответствии с Дао

взаимодействуют два противоположных начала — инь и ян, достигая своего

предела, они переходят друг в друга.

Письменность и книги. Древнейшие китайские тексты, гадательные

надписи, нацарапанные на бараньей лопатке или черепаховом панцире,

относятся к III-II тыс. до н.э.: такой панцирь или лопатка помешались в

огонь, и ответ на заданный вопрос «вычитывался» по форме и расположению

образовавшихся трещин.

Во П тыс. до н.э. появляются надписи на ритуальных бронзовых сосудах,

а с начала I тыс. до н.э. для письма стали использоваться бамбуковые

планки, скрепленные шнуром, текст писался вдоль планки по вертикали. На

одной такой планке вмешалось около 40 иероглифов, так что даже небольшая по

содержанию книга имела значительный объем. В Ш в. до н.э. китайцы начали

применять в качестве материала для письма шелк, но он был очень дорог. В I

в. до н.э. — начале I в. н.э. китайцы изобрели бумагу, что способствовало

широкому распространению письменности. Уже на бамбуковых планках (а позднее

— на шелке и бумаге) писали с помощью кисти тушью, изготавливаемой из

каменного угля или из сажи от сжигания сосновых дров. Ошибки исправлялись

путем подчистки ножом, поэтому выражение «нож и кисть» стало метафорой для

обозначения чиновников.

Распространение письменности и возрастание ее общественной роли

потребовало унификации начертания иероглифов.

Каллиграфия считается в Китае видом искусства и высоко пенится,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11