скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

История Татарстана с древнейших времен до наших дней скачать рефераты

p align="left">Глава 11 Конституции дает толкование института президентства, который занимает особое место в системе государственной власти. Президент республики -- глава государства, высшее должностное лицо, гарант прав и свобод личности, государственного суверенитета, соблюдения Конституции и законов республики, а также международных договоров Республики Татарстан. Столицей РТ объявлен город Казань. Утвержден Государственный флаг, о котором поэт Ринат Харис писал:

Яшелле -- аклы -- кзыллы

Туган идем элэме

Кул изэгэндэй жилфердэп

Ул доньяны сэлэмли1.

Зелено-бело-красный моей родины флаг шлет, развеваясь на ветру, миру свой привет.

Государственный герб РТ представляет собой изображение крылатого белого барса с круглым щитом на боку. Щит -- символ защиты. Символа нападения в гербе нет.

Конституция является актом высшей юридической силы республики. С принятием Конституции завершается внутриреспубликан-ский процесс провозглашения суверенитета РТ и его законодательное закрепление. Предстояло решить проблему признания суверенитета РТ прежде всего со стороны Российской Федерации.

Татарстан в Конституционном собрании РФ. Принятие демократической Конституции значительно укрепило социально-политическую стабильность в Татарстане. Были подтверждены полномочия Президента республики, Верховного Совета и правительства заключить с Российской Федерацией межгосударственный договор на взаимоприемлемых условиях: Россия признает суверенитет Татарстана, Татарстан добровольно делегирует федеральному центру часть предметов и полномочий государственного ведения. Органы власти республики заявили, что Татарстан идет на переговоры с Россией с добрыми намерениями -- признает и уважает интересы России, отстаивает суверенные права своего народа, заботится о становлении новой федерации, основанной на добровольном и равноправном сотрудничестве входящих в нее республик. Выступая на съезде народных депутатов России, председатель Верховного Созета Татарстана Фарид Мухаметшин за-. явил: "Нами движет не сепаратизм, а поиск качественно новых, отвечающих велению времени форм взаимодействия и взаимоотношений, не намерение отделиться, а стремление защитить законные права и интересы народов Татарстана".

Для России 1993 г. оказался менее благоприятным для переговоров с Татарстаном. Финансово-экономический обвал 1992 г. и усилившееся с осени противостояние между законодательной и исполнительной властью РФ ртвлекли внимание президента Ельцина. В целях укрепления своих позиций он взялся за подготовку новой Конституции РФ и формирование на этой основе парламента. В Москве было созвано Конституционное собрание. Участвуя в работе Конституционного собрания, делегация Татарстана во главе с Минтимером Шай-миевым поддержала предложение демократического крыла собрания о конституционном признании суверенитета республик. Для самого Татарстана наиболее важными были два вопроса: закрепление в Конституции РФ положения о суверенитете Татарстана и отражение в ней особого статуса Татарстана в Российской Федерации согласно татар-станской Конституции и Российско-Татарстанскому договору.

Соответствующие предложения, изложенные в выступлениях Минтимера Шаймиева и вице-президента Татарстана Василия Лихачева, были поддержаны представителями республик. Большинство же членов собрания настояло на тезисе "единая страна Россия, единое российское государство". Конституционное собрание вообще отказалось от формулы "суверенная республика", зафиксированной в "Федеративном договоре". В знак протеста делегация Татарстана покинула Конституционное собрание и сняла с себя ответственность за принимаемые на нем решения. Протест этот был одобрен татарстанцами и татарским населением, проживающим за пределами республики. В интервью корреспонденту "Интерфакс" Василий Лихачев отметил ряд положений, принятых Конституционным собранием, которые ущемляли интересы республик. "Кроме того, -- сказал он, -- право народов на самоопределение не обозначено как принцип построения федерации, что вызывает, мягко говоря, некоторое недоумение".

Федеральному центру не удалось изолировать Татарстан. Возник феномен "Татарстанская инициатива", завоевавший симпатии в России и за рубежом. 6--8 сентября 1993 г. в Казани прошла международная конференция на тему "Федерализм: глобальные и российские измерения" с участием ученых и политиков-практиков Татарстана, национальных республик, Москвы, правоведов из США, Испании, Индии. Основная дискуссия развернулась вокруг вопроса: "Как строить федерацию?" Официальные лица из федерального центра отстаивали тезис: "Строить федерацию следует "сверху", привлекая к этому делу представителей регионов". Иначе это называется разграничением полномочий и предметов ведения между федеральным центром и республиками. Большинство же участников конференции высказалось за строительство федерации "снизу" по формуле: "Федеральный центр должен иметь столько прав и полномочий, сколько ему делегируют субъекты федерации". Иначе это называется делегированием предметов ведения и полномочий республикой федеральному центру. В заключительном документе конференции дискуссия была подытожена так: "В соответствии с принципами субсидарности именно народам, самоопределяющимся в форме государств-республик, -- и определять характер федерации".

Конференция поддержала избранную Татарстаном форму взаимоотношений с Россией. В заключительном документе конференции говорилось: "...Положения статьи 61 Конституции Республики Татарстан об определении Татарстана как суверенного государства, являющегося субъектом международного права, ассоциированным с Российской Федерацией -- Россией на основе договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения, не противоречат Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации, принципам и нормам международного права".

Федеральный центр продолжал упорствовать, на заключение предлагаемого Татарстаном договора не шел. Российско-Татарстанские отношения продолжали обостряться. На 12 декабря Федеральный центр назначил общероссийское голосование по поводу принятия Конституции Российской Федерации, в которой игнорировалось принципиальное мнение Татарстана. В ответ татарстанцы на голосование не явились. В начале 1994 г. в Татарстане были объявлены не состоявшимися из-за неявки избирателей выборы в новый парламент РФ - Совет Федерации и Государственную думу. Татарстан оказался не представленным в новом парламенте РФ. Фактически получалось, что федеральный центр, отказываясь считаться с волеизъявлением татарстанцев -- татар, русских и других национальностей, оставлял республику вне федерации.

Татарстанско-Российский Договор. Неопределенность российс-ко-татарстанских отношений тревожила обе стороны. После принятия в России новой Конституции, узаконившей президентскую республику, Б.Н. Ельцин смягчил свою позицию по отношению к Татарстану, стал дистанцироваться от тех сил, которые настраивали его быть непримиримым. Вяло протекавший татарстанско-российский переговорный процесс с согласия сторон получил новый импульс. Повторные выборы в парламент Российской Федерации от Татарстана состоялись 13 марта. Все 9 депутатов (2 -- в Совет Федерации, 7 -- в Думу) были избраны.

Подготовка Российско-Татарстанского Договора к подписанию проходила в духе компромиссов. Делегация Татарстана не стала настаивать на формуле, что Договор этот есть соглашение двух суверенных государств, субъектов международного права. Вместо формулы "Российская Федерация и Республика Татарстан объединены (ассоциированы) на основе настоящего Договора" была принята формула, гласящая, что Республика Татарстан как государство объединяется с Российской Федерацией, что объединение это происходит на базе не только Конституции РФ, но и Конституции Татарстана, а также данного Договора. Компромисс был заметен и в самом названии Договора. Стороны отошли от формулы Федеративного Договора "О разграничении предметов ведения и полномочий" и от формулы первоначального татарстанс-кого варианта Договора "О взаимном делегировании предметов ведения и полномочий". Окончательный вариант звучал так: Договор Российской Федерации И Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан". По объему предметов ведения и полномочий, предоставляемых Татарстану, Договор оказался более демократичным по сравнению с Федеративным договором и Конституцией РФ. В Договоре подтверждено исключительное право РТ самой распоряжаться достоянием и собственностью народа Татарстана, устанавливать систему государственных органов РТ, порядок их организации и деятельности; предусмотрено разграничение федеральных и республиканских (РТ) налогов, которые соответственно устанавливаются и взимаются федеральными и республиканскими (РТ) орга-. нами; признано гражданство РТ; зафиксировано право РТ иметь национальный банк, осуществлять помилование лиц, осужденных судами РТ; заключать соглашения с другими субъектами Федерации. Договор предоставляет Татарстану полномочия в области заключения внешнеэкономических и культурных соглашений, участия в деятельности неправительственных международных организаций. Все эти и подобные полномочия в демократических федерациях мира уже реализованы и не являются необычными для международной практики. Для Российской Федерации все это было новым.

В Договоре намечен курс на создание механизма его реализации. Установлен порядок заключения Татарстаном отдельных соглашений с российской стороной по вопросам совместного ведения на определенные сроки. Возникающие споры должны разрешаться между сторонами "в согласованном между ними порядке". В случае принятия сторонами законов, нарушающих Договор, стороны вправе их опротестовать.

По духу и букве Договор был приближен к международным стандартам. Договор составлен на русском и татарском языках, и зафиксировано, что оба текста имеют одинаковую силу. Срок действия Договора не ограничен. На данном этапе он выступает основным документом, регулирующим взаимодействие органов государственной власти Татарстана с органами государственной власти России.

Российско-Татарстанский Договор был подписан 15 февраля 1994 г. в Москве. "Во благо всех -- России, Татарстана и международного сотрудничества", -- такова была совместная оценка Договора двумя президентами, подписавшими его -- Б.Н. Ельциным и М.Ш. Шаймиевым. Татарстан получил через этот Договор признание Россией своего "особого статуса" в составе Российской Федерации и согласие органов власти России на "особые отношения" (договорные отношения) с Россией. Юрист Азал Каримов назвал Договор важной вехой в развитии нашей республики как суверенного государства.

Значение Российско-Татарстанского Договора не ограничивалось рамками локальных двусторонних отношений. Одновременно он был оценен как обнадеживающее начало фактической модернизации Российской Федерации. При строительстве федерации среди разных факторов особое значение признавалось за национальными особенностями и историческими традициями. Канадский ученый Алан Блейкли в связи с этим Договором заявил: "Россия пытается построить ... не новую нацию, а именно новую федерацию". Заместитель председателя Совета Федерации российского парламента Василий Лихачев в свою очередь отметил: "В рамках правовой системы России формируется новая отрасль -- федеральное право".

Период с 1994 по 1998 год показал, что многие положения договора плохо работают. Особенно трудно реализовывались совместные полномочия. Давало о себе знать отсутствие механизма реализации таких полномочий. По сути дела все полномочия оставались в распоряжении Российской Федерации. Практически суверенность Татарстана проявлялась в том, что над правительственными учреждениями развевался только флаг республики, на торжественных мероприятиях звучал только гимн Татарстана. Не случайно известная часть политических кругов в Москве выражала недовольство и требовала, чтобы над Татарстаном реял только флаг России. На страницах московской печати, по радио и телевидению не прекращалась критика самостоятельности Татарстана. Выдвигались требования: уравнять Татарстан с другими субъектами Российской Федерации и аннулировать договор между Казанью и Москвой. Таким образом, несмотря на подписанный Договор, противостояние между Россией и Татарстаном продолжалось. Основной точкой противостояния являлось несоответствие множества республиканских законов аналогичным федеральным актам. По мнению Президента В.В. Путина, к 2000 г. Россия приобрела ряд признаков, присущих "не федеральному, а децентрализованному государству". Было проведено несколько заседаний согласительной комиссии по унификации татарстанского и федерального законодательства. Ряд законов Татарстана, противоречащих федеральным, например, Земельный кодекс, являлись, по мнению ряда экспертов (в т.ч. тогдашнего полпреда С. Кириенко), более прогрессивными, социально оправданными. Некоторые республиканские законы требовали просто формальных поправок, и татарстанская сторона легко соглашалась изменить их. Так, в марте 2001 г. были исправлены несоответствия в законах "О благотворительной деятельности" и "Об административной ответственности за правонарушения в области эксплуатации жилищного фонда", в апреле -- в законе "О свободе совести и религиозных объединениях", в мае -- "О внешнеторговой деятельности в Республике Татарстан" и т.д.

Наиболее острым вопросом являлось противоречие некоторых статей Конституции Республики Татарстан, введенной в действие Законом от 30 ноября 1992 г. за № 1665-ХИ. Ранее вносились изменения в статьи Конституции, в частности, изменения были внесены 29 ноября 1994 г., 30 марта и 8 декабря 1995 г., 27 ноября 1996 г., 26 мая и 21 июля 1999 г., 30 марта и 31 мая 2000 г. Требования центра о приведении Конституций республик в соответствие с Федеральным основным Законом не прекращались. Президент РФ В.В. Путин после совещания с руководителями регионов Приволжского округа1 в Самарской области в конце лета 2000 г. крайне негативно отозвался об отсутствии в Конституциях республик упоминания о том, что они являются субъектами Российской Федерации. В ответ М.Ш. Шаймиев заявил в сентябре 2000 г., что любые поправки в Конституцию республики будут вноситься только через согласительные процедуры, поэтапно и не торопясь. Предварительно необходимо четко разграничить полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Татарстан, чтобы в дальнейшем никаких недоразумений не возникало. К весне 2001 г. три четверти расходящихся с Конституцией региональных законов и указов были приведены в соответствие с ее нормами. После долгих дискуссий, согласительных процедур в июне 2001 г. Государственным Советом РТ принимается Конституция Республики Татарстан в новой редакции. Статус Татарстана определяется в следующей редакции: "Республика Татарстан -- демократическое правовое государство, объединенное с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и Договором Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Республики Татарстан" и являющееся субъектом Российской Федерации. Суверенитет Республики Татарстан выражается в обладании всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан и является неотъемлемым качественным состоянием Республики Татарстан". Работа по совершенствованию Конституции РТ и приведению ее статей в соответствие с Конституцией РФ продолжалась и позже. Законы Республики Татарстан об изменении и дополнении принимались 28 июня 2001 г., 19 апреля 2002 г., 15 сентября 2003 г., 12 марта 2004 г., 14 марта 2005 г. Все это было мирным решением противоречий, возникающих между центром и субъектом федерации. Для решения очень сложных и спорных вопросов впервые были использованы принципиально новые конституционные элементы: двухсторонний договор о разграничении полномочий между федеральными и региональными органами, который предотвратил опасность раскола Федерации. В условиях противостояния с Центром в России Татарстан, в отличие от чеченского (силового) варианта, избрал демократический, правовой путь развития. В послании Президента Республики Татарстан Государственному совету в 2007 г. М.Ш. Шаймиев подчеркнул, что "первый Договор выполнил свою историческую миссию. Многие его положения вошли в законодательные акты и стали частью нашей жизни. Он не только определил статус республики, но и внес существенный вклад в развитие федеративных отношений на новом историческом этапе формирования государственности Российской Федерации". В связи с изменением в 2003 г. процедуры принятия двустороннего договора был подготовлен новый Договор "О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РТ", который в июле 2007 г. был ратифицирован Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом Российской Федерации. Договор обозначил новый этап в политической жизни Татарстана. Он закрепил существующий статус республики, признав Конституцию Татарстана в качестве основы государственности республики. В Договоре предусмотрено дополнительное (квалификационное) знание двух государственных языков республики для кандидата, претендующего на замещение должности Президента Татарстана. В нем подтверждаются уровень международных связей республики, необходимость работы с соотечественниками, закреплены особенности паспорта Татарстана, что до этого времени существовало лишь на базе решения Министерства внутренних дел Российской Федерации, определен статус полномочного представительства Татарстана. Новый Договор открыл серьезные предпосылки для динамичного развития Татарстана.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48