скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

История Татарстана с древнейших времен до наших дней скачать рефераты

p align="left">В Казани из 18 мыловаренных мануфактур 11 принадлежали предпринимателям-татарам. Активность проявляли предприниматели-татары в ткацкой и суконной промышленности. В Казанском уезде работали кумачные (кумач -- хлопчатобумажная ткань, окрашенная ярко-красным цветом) мануфактуры Исмагила Бурнаева, Валитова, Губая Мусина, в Арском уезде -- Худайкулова, в Мамадышском уезде -- Назира Баязитова и Баязита Усманова, Царевококшайском уезде -- Мукмина Тагирова, Исхака Мусина, Назира Туктамышева, Сулей-мана Назирова, в Уржумском и Малмыжском уездах (Вятская губерния) -- Монасыпа и Махмуда Маматовых, Махмуда и Абдуллы Утямышевых. Хлопчатобумажную пряжу они получали из Средней Азии, готовую продукцию реализовывали на Нижегородской и Ирбитской ярмарках, в Москве, Ростове-на-Дону, частично за границей.

По данным Х.Х. Хасанова, к концу XVIII в. было зарегистрировано до 100 мануфактур, принадлежавших предпринимателям-татарам. В начале XIX в. появились мануфактуры предпринимателей-татар в новых отраслях. В 1815 г. Мукмин Хузясеитов открыл в Казанской губернии фабрику писчей бумаги. Две фабрики писчей бумаги (Саг-дибану Маматовой и Дамина Маматова) начали работать в Вятской губернии. Сагит Измайлов и Абсалям Утяганов в Казани поставили салотопенный завод.

Машинная промышленность. Предприниматели-татары начали перестраивать свои мануфактуры в фабрики с машинной техникой в середине ,Х1Х в. На использование наемного труда они перешли раньше. Теперь речь шла о радикальном изменении энергетической базы своих предприятий. Отрасли промышленности, в которых предпринима-тели-татары могли иметь свои предприятия, остались те же: кожевенная, текстильная, мыловаренная, пищевая, писчей бумаги. Из той же легкой промышленности добавились меховая и обувная. Они определяли лицо татарской национальной промышленности. Тяжелая и военная промышленность, машиностроение, также развивавшиеся в Татарстане, в том числе производство машин и орудий для сельского хозяйства, химические предприятия оставались в руках русских предпринимателей. Машины для своих предприятий предприниматели-татары выписывали из европейских стран и российских городов.

Значительные суконные предприятия предпринимателей-татар были сосредоточены в Симбирской губернии. Свои предприятия имели здесь Ахмет Алеев (в 1848 г.), Сулейман Акчурин (в 1849 г.), поставлявшие особенно большие партии армейского сукна в годы Крымской войны. Армейское сукно производили фабрики Хамида Алеева в Самарской губернии, Ишмухаммеда Дебердеева и Мустафы Дебер-деева в Саратовской губернии"

В Казанской губернии фабрики по производству хлопчатобумажных тканей с красильнями имели М.Т. Хузясеитов, У.С. Хузясеитов (Царевококшайский уезд), К.М. Бурнаев (Мамадышский уезд). В самой Казани Заманов, Апанаев, Юнусов, Якубов, Усманов, Арсаев имели мыловаренные и кожевенные заводы с машинным оборудованием. Часть ткацких фабрик, в силу конкуренции с ситцевыми фабриками центральной России, изменили профиль и начали выпускать так называемую "китайку" (ткань, похожую на ввозимую из Китая шелковую). Китаечные фабрики имели Аппаков, Азимов, У разов, Абдул-лин, Бикмухаметов. Абдуллин и Файзуллин построили две фабрики по производству татарской национальной кожаной обуви.

В годы промышленной либерализации после отмены в России крепостного права предприниматели-татары начали, правда, с большим трудом, входить в новые отрасли промышленности. Шакир и Закир Рамеевы в 1868 г. открыли в Оренбургской губернии два золотых прииска, в которых работало около 1000 рабочих. Ахметзян Сайдашев в Казанской губернии имел крупный стекольный завод. Появились центры меховой промышленности: в Казанской губернии -- Мамадышской уезд, в Рязанской губернии -- Касимовский уезд. В городе Касимове в 1879 г. меховую фабрику построил X. Мусаев. Две другие меховые фабрики принадлежали здесь А. Бостанову и Давлеткильдеевьмс Ши-ринскими. Шло промышленное оживление и в других татарских районах Мещеры -- бассейнах рек Оки, Мокши, Цны, Пьяны - у темниковских, алатырских, курмышских, кадомских, инсарских татар.

Предприниматели-татары наладили спичечное и крахмалопаточ-ное производство в Казанской губернии, салотопильное производство в Оренбургской губернии. По данным Х.Х. Хасанова, только в европейской России предприниматели-татары имели в 1890 г. 76 промышленных предприятий. Кроме того, они имели предприятия еще в Сибири, а также в Средней Азии и Казахстане. Среди них выделялись крупные фабриканты и заводчики, связанные с российским банковским капиталом -- Акчурины, Дебердеевы, Рамеевы, Яушевы, Хусаи-новы, Алеевы, Сайдашевы, Арслановы, Утямышевы. В 1907 г. возникло одно из первых обществ татарских промышленников -- Союз суконных фабрик Симбирской губернии, включавший 16 фирм.

Приоритеты духовной жизни. Вступление Татарстана на путь индустриального развития сопровождалось сменой приоритетов национально-культурного и духовного развития татарского народа. Национальному выживанию было характерно развитие национальной культуры, национального образования в рамках и под крышей исламских организаций и исламских ценностей. С XVIII в. постепенно преодолевается эта слитность. Национальная культура, национальное образование" не порывая духовные связи с исламскими ценностями, обретают свои самостоятельные организации и ориентируются на идеи европейского и национального просвещения. Формируется современная рационалистическая татарская национальная культура и национальное образование.

Татарское национально-культурное возрождение имело перед собой два наиболее близких примера: развитие русской национальной культуры, ориентированной на идеи европейского и национального просвещения при сохранении русской православной самобытности; развитие турецкой национальной культуры, ориентированной на идеи европейского и национального просвещения при сохранении турецкой исламской самобытности. Было понятно, что татарская национальная культура, лишенная государственной поддержки, не могла рассчитывать на подобные успехи. Тем не менее их опыт был привлекателен и ценен для татарского общества.

В XVIII в. Петр I приложил много усилий для создания русской национальной интеллигенции. Была введена новая гражданская азбука, прошла реорганизация церковно-приходских школ. В Санкт-Петербурге с 1714 г. начинает свою работу русская национальная библиотека (Кунсткамера), в 1724 г. открывается Академия наук, получило развитие книгопечатание. В последующие годы русская культура сделала новые шаги. В 1755 г. по инициативе выдающегося русского ученого М.В. Ломоносова открывается Московский университет, в 1756 г. возник профессиональный русский театр, в 1757 году была основана Академия художеств, начинает выходить первая русская газета. В XIX в. открылись университеты в Санкт-Петербурге, Казани, Харькове, Дерпте и Санкт-Петербургский технологический институт. Развиваются изобразительное искусство, музыка, художественная литература. Мировую известность получили А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, И.Е. Репин и многие другие. Русская национальная культура была тогда для татарской культуры одним из мостов выхода в Европу. Русские учебные заведения принимали на учебу студентов-татар. При восточном факультете Казанского университета появились специалисты, ведущие исследования по татароведению (К. Фукс, И. Халфин и др.)

В XVIII в. идеи европейского просвещения и модернизации сформировались и в Турции. Практические шаги по их реализации были сделаны при султане Селиме III. В конце XVIII -- начале XIX вв. здесь были провозглашены реформы, получившие название "Низами джадид" (новая система). Инициатором следующего, более широкого этапа реформ* проведенных в 40-70-х гг. XIX в и названных "Танзимат", стал известный политический деятель и дипломат Ра-шид паша (1799--1858). В 60-х гг. XIX в. со своими предложениями об установлении в Турции конституционного строя европейского типа и своим проектом Конституции страны выступил известный государственный деятель Мидхат паша (1822--1883). Конституция эта была провозглашена в 1876 г.

Социальные реформы стимулировали развитие национальной культуры и образования. Исламская культура, расцвет которой относится к периоду становления Османского государства в XIV--XV вв., стала уступать первенство рационалистической национальной культуре. В образовательной системе к Стамбульскому университету, основанному в 1453 г., добавились технический университет (1773), высшая школа коммерческих и экономических наук (1883), Роберт-колледж (1886). Сохранилась турецкая исламская архитектура: мечеть Худа-вендигяр (XIV в.), Зеленая мечеть (XV в.), мечеть Сулаймание (XVI в) в то же время с XVIII в. появились европейские мотивы в зодчестве. В годы танзимата новое развитие получило изобразительное искусство. В 1882 г. открывается художественная школа, в 1859 г. -- профессиональный театр. Расширилось книгопечатание, появившееся в 1727 г. В 1882 г. была основана национальная библиотека имени Баязида. Складывается новая литература Турции. Продолжая традиции своего золотого века (XVI), она теперь обращается лицом к западноевропейской литературе. Литературные круги Турции высоко ценили также русскую литературу.

Общественная мысль в Татарстане, в свою очередь, начинает ориентироваться на индустриальную цивилизацию. На новый уровень поднимается культурное взаимодействие Татарстана с Россией, Турцией и другими странами. В опыте культурного развития Турции, кроме того, были примечательны модернизация исламских учреждений, отказавшихся от претензий единолично представлять духовную жизнь турецкой нации, и, особенно, выход турецкой национальной культуры на самостоятельный путь развития. Перестраивающиеся на началах идей просвещения высшие школы привлекали татарскую молодежь. Издаваемые в Турции книги стали распространяться и в Татарстане. Среди них были изданные в Стамбуле "Лугат" -- трехтомный словарь Ван Кули, книга Челяби "ЖиЬаннамэ" (энциклопедия мира, 1889), французская историко-географическая энциклопедия в переводе на турецкий язык (Каму с ул Галэм, т. 1, 1889). В Турции издавались неразрешенные цензурой в России книги татарских просветителей. Здесь увидела свет книга Г. Баруди, на турецком языке была издана книга Мусы Акъегита "Взгляд на основы европейской культуры" (1899).

Мусульманское духовное управление. Национальное возрождение вызвало к жизни в татарском обществе новые социальные слои -- торговых, промышленных, сельскохозяйственных предпринимателей и гуманистическую светскую интеллигенцию, которые не удовлетворялись старыми исламскими духовными ценностями. В татарском исламе, как в исламе эпохи Просвещения вообще, выдвинулись новые силы, обращенные лицом к новым потребностям людей. Вместо кади-мистской проповеди догматов Корана они пытались учитывать земные потребности людей. Между торгово-промышленными кругами, выступавшими в качестве меценатов, и новым направлением в татарском исламе устанавливается взаимопонимание. Расширились возможности строительства капитальных зданий мечетей. В Казани (Татарской слободе) появилась мечеть, известная ныне как мечеть Марджани.

В XIX в. число таких монументальных мечетей увеличилось. Одна из них была построена в 1849 г. на деньги купца первой гильдии Г.М. Юнусова, имамом в ней был исламский деятель нового направления Габ-дулла Апанаев (1861--1919). Новое направление в татарском исламе нашло свое место в татарском национальном возрождении. Обновленческую исламскую школу представляли Г. Баруди (1857--1922), Р. Фахреддинов (1854-1936), Г. Буби (1871-1922). Крупный ученый по истории ислама Р. Фахреддинов знакомил своих читателей с жизнью и идеями Ибн Рушда.

Появлению реформаторского направления в татарском исламе способствовало еще одно обстоятельство. В 1773 г. был издан указ "О веротерпимости". Смягчилась конфронтация между государственной властью и татарским исламом. Между ними начался диалог. Власти объявили, что соглашаются на легализацию мечетей и представляют исламским священнослужителям свободу в проповеди положений Корана взамен подчинению их деятельности контролю органов власти. Условие было принято.

По правительственному указу 1788 г. в Уфе учреждается Мусульманское духовное управление во главе с муфтием. Власти стали своим указом назначать имамов наиболее крупных мечетей. Их называли указными имамами. Одним из указный имамов в 1850 г. стал Ш. Мар-джани. Мусульманское духовное собрание стало, после татарского торгово-промышленного объединения, второй общественной организацией, работавшей под контролем властей. В его компетенцию входило объединение исламских учреждений и исламских священнослужителей Центральной России и Сибири, направление их религиозно-духовной и культурологической деятельности в лояльное к императорской власти русло. В муфтият были избраны заранее согласованные с властями, влиятельные и преданные режиму имамы. Таковой была процедура выбора и самого муфтия, который затем назначался указом властей. Первым муфтием стал ахун (старшее духовное лицо) Мухам-маджан Хусаин, получивший от императора генеральский чин с высоким государственным окладом.

Мусульманское духовное собрание и муфтият играли двоякую роль: способствовали возрождению татарской исламской духовной жизни и направляли деятельность исламских учреждений на путь лояльного отношения к власти. Исламские учреждения, входя в состав муфтията, получали право на легальную деятельность. Упоминая имя здравствующего императора при чтении хутбы (проповеди) в мечети, имам выражал лояльность жителей его махаллы по отношению к власти.

Национальное образование и культура. Национальное возрождение очень наглядно выражалось в становлении светской системы национального образования и национальной литературы. Как и .татарская национальная экономика, национальная образовательная система и национальная культура становились общими для всех российских татар независимо от административного разделения их общей территории. В центре этого процесса была Казанская губерния, город Казань.

Развивались и держались татарская национальная система образования и национальная культура на общественной инициативе, на меценатской материальной базе, без фактической государственной поддержки. Главную свою заботу Министерство духовных дел и народного просвещения видело не в ^остановке национальной системы образования, а в том, чтобы закон, запрещающий браки православных с нехристианами строго соблюдался, чтобы представители нерусских народов-нехристиан и их дети не принимали ислам. В 1820 г. министр князь А. Голицын сообщал: "Я по магометанскому духовному начальству дал предписание, дабы магометане впредь не осмеливались венчать единоверцев своих с христианами". В 1854 г. был принят указ "Об ограждении идолопоклонников от совращения в магометанство". В нем речь шла о запрещении перехода от одной нехристианской веры в другую нехристианскую веру и браков между православными и нехристианами, о незаконности приписывания детей, появившихся в таких семьях, в неправославных. В 1888 г. министр внутренних дел дополнительно разъяснял, что считается "брак магометан с язычниками неправильным".

Новую национальную систему образования составили обновляющиеся мектебы и модернизированные медресе. В мектебах обучение велось по звуковому методу. Учебные планы предусматривали преподавание светских знаний -- чтение, письмо, счет. Среднее и высшее образование давали перестраиваемые медресе, в которых, наряду с исламской теологией, стали преподавать современные науки. Одним из первых такое направление приняло Казанское медресе "Мухаммадия; руководимое Г. Баруди. В этом же духе начали свою работу в Казани еще три медресе; в 1771 г. -- Ахувдовское и Апанаевское, в 1780 г. -- при доме Амирханова. Среди наиболее авторитетных высших учебных заведений в других городах были медресе "Хусайния" в Оренбурге, Талия" -- в Уфе. Преподавание в них вели известные татарские ученые Ш. Мард-жани, Ризаэддин Фахреддинов, Ф. Халиди, 3. Бигиев, Г. Ильяси и др. В числе авторитетных средних учебных заведений было медресе братьев Губайдуллы и Габдуллы Бобинских и их сестры Мухлисы в деревне Иж Буби (Вятская губерния). Желающие углубленно изучать исламс кую теологию и избравшие для себя служение в качестве имамов мечетей учились далее в теологическом медресе в Бухаре, других городах Boстока. Те же, кто хотел продолжить светское образование, переходили в университеты и институты России, Турции, других стран.

С конца XIX в. параллельно с мектебами при мечетях появились светские мектебы со специальными школьными учителями. Новое поколение школьных учителей возглавили И. Терегулов, 3. Хади, Ш. Та-гири, Г. Рафиков и др. Были образованы русско-татарские школы. Небольшая часть детей татар училась в русских гимназиях и других специальных школах. В 1876 г. в Казани открывается Татарский учительский институт (предшественник Казанского педагогического университета). В Оренбурге на средства мецената Гани Хусаинова была создана учительская семинария, в которой учились историк Хади Ат-ласи, писатель Гаяз Исхаки и другие. Часть кадров новой татарской интеллигенции вырастил Императорский Казанский университет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48