скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

История Татарстана с древнейших времен до наших дней скачать рефераты

p align="left">Эти послабления были далеки от экономической программы татарского национального движения, предусматривавшей сохранение вообще частной собственности и частного предпринимательства. Тем не менее в той конкретной обстановке нэп была положительно воспринята в Татарстане. Были также оценки нэп как возможного начала радикального изменения советской хозяйственной политики. Трудно, но все же началось оживление экономики республики.

По подсчетам Р.В. Шайдуллина и Р.К. Валеева, в ходе аграрных преобразований, проведенных после Октября, в районах, вошедших в ТАССР, было национализировано 714 тыс. десятин помещичьих, удельных, церковных и других земель, иэ которых 26,2 % было распределено среди татарских крестьян, (по 0,12 десятины на душу), 64,3 % (по 0, 38 десятины на душу) -- среди русских крестьян. Средний размер земельного надела татарских крестьян составлял теперь 1,52 десятины на душу, русских крестьян -- 1,89 десятины на душу. К малоземелью в республике добавились другие трудности. За военные годы крестьянские хозяйства лишились значительного поголовья лошадей -- основной тягловой силы. В голодные годы поголовье лошадей, как и всего скота, продолжало катастрофически уменьшаться и составило в 1923 г. 47, 7 % от уровня 1920 г. В республике не хватало семян. Все необходимое крестьянам приходилось приобретать в кредит под большие проценты. Кредиты крестьяне могли брать в Казанском отделении Российского сельхозбанка, открытом в сентябре 1923 г. За счет кредитов в 1923 г. в республику было завезено около 3, 5 тыс. лошадей. За счет кредитов же крестьяне получили семенное зерно. В 1923 г. правительство республики решило перейти от натуральной к денежной системе изымания налогов на селе, что стимулировало интенсификацию земледелия.

По данным республиканских органов, до одной трети сельского населения тогда не имело постоянной работы. Разрушенная промышленность не могла поглотить их. Чтобы разрядить обстановку, правительство республики приняло меры по развитию кустарных промыслов в деревне. В качестве экстраординарной меры правительство республики было вынуждено в августе 1921 г. обратиться в Москву с просьбой разрешить выезд в губернии России 100 тыс. крестьян на заработки.

Все крупные (цензовые) предприятия, расположенные на территории республики, независимо от того, кому они до революции принадлежали (государству, русским или татарским частным предпринимателям), перешли в федеральную собственность и находились в подчинении Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ) РФ. Ведал этим имуществом Совнархоз республики, являвшийся местным органом ВСНХ, согласовывая свои действия с правительством республики. Эти предприятия были объединены в государственные (федерального подчинения) тресты по отраслям (Татшвейтрест, Татлестрест и др.).

В Казани в качестве федеральных предприятий были восстановлены и начали работать завод им. Мулланура Вахитова (бывший завод Крестовниковых), льнопрядильная фабрика (бывшая фабрика Ала-фузовых), бывший государственный Пороховой завод. В городе был восстановлен водопровод, в 1922 г. стали ходить трамваи. В 1925 г. вступила в строй действующих Казанская городская электростанция. Постепенно в строй действующих вступали и другие предприятия: Волжский стекольный завод, Печищинский известковый завод, Паратский комбинат. Сфера частной инициативы с частной собственностью, согласно нэпу, ограничивалась, в основном, розничной торговлей, мелкими и средними предприятиями, кустарной промышленностью. В 1926 г. в республике было 614 кустарно-промысловых артелей, объединявших 30 тыс. хозяйств. Положительную роль в налаживании хозяйства республики сыграла проведенная в СССР в 1924 г. денежная реформа и появление устойчивой валюты -- червонца.

Национальная культура в новых условиях. Переживавшая в начале XX в. расцвет татарская национальная культура подверглась серьезным испытаниям в годы столыпинского разгула государственного шовинизма по отношению к нерусским народам. Затем ее состояние ухудшилось в годы всеобщего народного обнищания -- в период первой мировой войны. После Октября над ней нависла новая опасность. Большевику объявили всю развивавшуюся до этого времени национальную культуру противоречащей идеалам социализма и целям Советской власти.

Такая политика не устраивала деятелей татарской национальной культуры. Среди них произошел раскол. Часть их, как Гаяз Исхаки, тогда же предпочла эмиграцию. Другая часть в надежде, что и в Советских условиях смогут найти себе место в татарской национальной культуре, остались дома. В их числе были писатели Г. Ибрагимов, Г. Ка-мал, М. Гафури, Ш. Камал, К. Тинчурин, Ш. Усманов, историки X. Атласи, Г. Губайдуллин, М. Сагидуллин и др. Они сыграли большую роль в возрождении татарской национальной культуры в 20-х годах, внесли свой вклад в становление Татарской автономной республики.

Г. Ибрагимов еще в 1.911 г. в статье "Без татармыз" ("Мы -- татары") заявил, что оформившаяся в начале XX в. татарская культура -- это национальная культура. Таковой она оставалась, по его мнению, и в 20-х годах. В дореволюционном татарском национальном движении он стоял на позициях образования татарской национальной демократической республики. Татарскую национальную советскую республику он поддержал, будучи убежденным, что под ее крышей успешнее будет развиваться татарская национальная культура. Свои новые художественные произведения и литературоведческие труды он поставил на службу этой цели. Становлению республики он помогал также своей общественной работой, возглавив в 1925 г. Академический центр республики и являясь членом коллегии Наркомпроса.

Остался верным национальному духу татарской культуры известный артист и драматург, художественный руководитель, режиссер Татарского государственного академического театра Карим Тинчурин, создавший в годы становления республики свои замечательные пьесы "Казанское полотенце", "Голубая шаль", "Первые цветы" и др. Искренне выражал свои добрые пожелания молодой республике Татарстан Фатых Амирхан в своей статье "Татарская национальная республика и татарская демократическая литература". Со становлением Татарской республики связал свое творчество видный драматург и публицист Фатхи Бурнаш, работавший в 1914--1921 гг. редактором газеты "Кызыл Татарстан", журнала "Чаян". Значительное место в развитии национальной культуры занимает творчество Шамиля Усманова, названного в свое время "певцом революции". Его пьесы "В кровавые дни" (1919 г.) о татарских национальных воинских частях, участвовавших в российской Гражданской войне, "Первые шаги", (1927 г.) о жизни татарских рабочих накануне Февральской революции, фантастическая повесть "Радио с Памира" (1925 г.) о справедливом государственном управлении были глубоко национальными, отражали проявления татарского национального характера, татарского национального идеала в революции.

Татарские писатели в единстве со своим народом выражали удовлетворенность в связи с образованием и развитием Татарской АССР, своим творчеством они открыли новую страницу в истории татарской национальной культуры, названной советской. Преданность национальной идее привела их к конфликту с коммунистической властью, отвергавшей национальную идею нерусских народов. Они не были татарскими шовинистами - не призывали к угнетению других народов. Они не были и эгоистическими татарскими националистами, унижавшими другие народы. Если они и были националистами, то нациелюбящими националистами. Сотрудничая с Советской властью, они даже коммунистическое общество хотели видеть справедливым не только в классовом плане, но и в национальном отношении, когда процветала бы и татарская нация. Трагедия заключалась в том, что именно за свою любовь и заботу о татарской нации позже они были объявлены коммунистической властью националистами - врагами народа.

В ряду особых забот татарского национального движения в 20-х годах оставалось послевоенное восстановление и развитие народного образования как в Татарской АССР, так и в районах проживания татарского населения за пределами республики. В республике этим делом занимался непосредственно Наркомпрос. В районах проживания татарского населения за пределами республики основную заботу на себя взяли татаро-башкортские секции, действовавшие тогда при местных губернских комитетах РКП(б) и губернские отделы народного образования. Был осуществлен переход от джадидских (но-вометодных) татарских школ к советским татарским школам при сохранении национальной системы образования. На основе Декрета об отделении школы от церкви (и мечети) все татарские школы стали государственными, светскими. Преподавание исламских дисциплин в них было прекращено, так же как преподавание православных дисциплин - в русских школах. Система народного образования строилась на основе правительственного "Положения о единой трудовой школе" и правительственного решения о профессионально-техническом образовании.

По официальной статистике, из 2118 начальных и средних школ, действовавших в республике в 1925 г., татарских было 1048 с числом учащихся 76 200. Сформировалась система фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) для подготовки квалифицированных рабочих. В 1925 г. в 58ишколах ФЗУ республики обучалось 4764 ученика, в том числе детей татар -- 1537. Для подготовки кадров среднего звена были созданы техникумы и специальные профессиональные училища. Подготовку учителей со средним специальным образованием в 1921--1922 гг. уже вели 8 педагогических техникумов, которые пришли на смену краткосрочным курсам по подготовке учителей. Подготовку кадров высшей квалификации вели Казанский университет, в составе которого открывается татарское отделение, а также открытый в 1919 г. Казанский политехнический институт и открытый в 1922 г. Институт сельского хозяйства и лесоводства. Учителя для средней школы готовились в Казанском педагогическом институте. Частично молодежь подготавливалась к поступлению в вузы в системе рабочих факультетов (рабфаков) при самих вузах. Для обучения грамоте взрослого населения была создана система школ ликвидации безграмотности (ликбезы).

Переходя к советской системе народного образования, удалось сохранить национальные традиции татарской национальной школы, имевшей более чем тысячелетнюю историю. В частности, была снята поднимавшаяся до революции не раз проблема перевода татарской письменности на базу кириллицы. Сохраненная татарская письменность на основе арабской графики была усовершенствована. Работа по ее усовершенствованию была проведена довольно интенсивно еще в начале XX в. учеными новых медресе, число которых в 1908 г., по данным газеты "Ал Ислах", в Казани превысило 30 (в том числе высшего типа --12, неполного высшего и среднего -- 24). В 20-х гг. по инициативе Г. Ибрагимова и татарских языковедов эта работа флла продолжена. Расширилось книгопечатание, появились пишущие машинки на основе этой письменности. В течение долгого времени приспособленная к особенностям татарского языка, имея красивые формы, обеспечивая скоропись, она до сего времени сохраняет свою привлекательность и используется в научных и историко-культурных исследованиях.

В середине 20-х гг. появилась инициатива по переводу татарской национальной письменности на основу латиницы. Возникло общество "Яналиф". Сначала к подобным предложениям общественность отнеслась настороженно. Многие высказывались против. Не хотелось терять культурное богатство, зафиксированное арабской письменностью.

Тем не менее такой переход состоялся. Он ознаменовал дальнейшее углубление татарского национального самосознания, пробуждение сознания общетюркского единства. Многие деятели татарского национального движения, в частности Гаяз Исхаки, еще раньше призывали, наряду с пониманием важности татаро-русского объединения, не забывать значения опыта других тюркских народов в возрождении татарской нации, ее культуры. Наиболее преуспевающей в тюркском мире страной тогда была Турция, принявшая латиницу. За ней следовал Азербайджан. В Татарстане делопроизводство в государственных, кооперативных учреждениях и общественных организациях на латинский алфавит переводится с февраля 1929 г. На новый алфавит перешли газеты и журналы, издательства, учебные заведения. Правда, в тех сложных условиях коммунистического наступления на дореволюционное культурное наследие нерусских народов переход к латинице сопровождался большими культурными потерями. Татарское население оказалось в значительной степени изолированным от своего исторического культурного наследия, поскольку на латинице оно не переиздавалось.

Пятилетие Татарской АССР. В 1925 г. было отмечено пятилетие со дня образования Татарской АССР. Наиболее существенным итогом стало то, что единая татарская национальная жизнь отныне стала протекать на двух территориально-государственных полях. Национальная жизнь меньшей части татарского населения шла в рамках завоеванной татарским национальным движением национально-территориальной автономии (ТАССР). Национальная жизнь большей части татарского населения формировалась в рамках смежных с ТАССР русских губерний и национально-территориальных автономий других нерусских народов.

Тем не менее на всей территории своего проживания в Советском Союзе татарская нация сохраняет свое единство -- единство национального языка, национальной культуры, национальной духовной жизни, традиций национальной истории. Свою роль в духовном объединении нации продолжало играть татарское мусульманское духовенство. В 1922 г. муфтият (Ризаэддин Фахреддинов) получил разрешение завершить строительство в Казани Закабанной мечети. В 1926 г. состоялось ее торжественное открытие. Татарская национальная государственность в лице Татарской АССР воспринимается как государственность всего татарского народа. Однако у официальной союзной власти формируется несколько иной взгляд. Понятие Татарстан официально закрепляется только за территорией ТАССР. Изучение послереволюционной государственной истории татарского народа, татарской нации ограничивается историей Татарской АССР, хотя татарские культурологи изучение национального языка, национальной культуры продолжают вести в общенациональных рамках.

По официальным данным, за первое пятилетие своего существования ТАССР прошла значительный путь восстановления народного хозяйства, состоявшего тогда из национальной экономики (экономики единичных крестьянских хозяйств и татарского нэпмановского предпринимательства) и экономики, сосредоточенной в распоряжении Союзной власти. В 1925/26 хозяйственном году посевные площади составили более 98% от уровня 1913 г., собранный урожай зерновых -- 71,1%. Поголовье мелкого скота почти достигло довоенного уровня, поголовье лошадей и коров составило около двух третей от уровня 1913 г. Основную причину медленного восстановления сельского хозяйства следует видеть в федеральной политике преимущественного развития государственной промышленности за счет индивидуального сельскохозяйственного производителя. Крупная (цензовая) промышленность республики, перешедшая полностью в распоряжение Федеральной власти (текстильная, швейная, кожевенно-меховая, обувная, жиро-мыловаренная, пищевая, строительная, деревообрабатывающая, полиграфическая, энергетическая), в 1925 г. давала 70% довоенной продукции. В промышленности республики было занято около 14 тыс. рабочих, из которых одну пятую составляли рабочие-татары. Несколько сократилась доля татарского населения республики. По переписи 1926 г. все население ресцублики составляло 2 915 277 человек. Татар было 1 266 818 человек (48,9%), русских -- 1 116 005 человек (43,1%). Процент татар уменьшился в основном за счет выехавших из республики в поисках работы, процент русских увеличился за счет прибывших в республику на работу на союзных промышленных предприятиях, в советских и партийных учреждениях. Среди городского населения татары составляли 23,6%, русские -- 72, 9%. Большинство татар занималось сельским хозяйством. Среди сельского населения они составляли 54,2%.

Коммунистический абсолютизм в России и Татарстане

Предпосылки коммунистического абсолютизма. Согласно основному постулату марксистского материализма, "бытие определяет сознание". Тем не менее социализм вошел в сознание россиян не через материальную жизнь, а как идеальное представление о будущей справедливой и материально обеспеченной жизни. Коммунисты разъясняли, что только Советская власть способна спасти Россию от позора поражения в мировой войне, превратить ее из аграрного придатка капиталистического мира в процветающую индустриальную державу, что только с разрушением существующего уклада жизни, с его делением на бедных и богатых, с введением в стране социализма россияне смогут выйти из создавшегося состояния безысходности.

Разъяснения большевиков были очень простыми, доступными для многострадальных низов и подкупающими. Получалось, что справедливое общество (социализм) -- антипод существующему (капитализму). Чтобы социализм восторжествовал, все должно быть заменено своей противоположностью: национальная идея -- классовой, традиционная национальная идеология -- марксизмом, русское национальное государство -- российским, частное предпринимательство -- коллективной работой на государственных предприятиях, личная свобода -- личной преданностью социализму. При этом казалось, что сами люди ничем особенно себя не будут утруждать. Им говорили: доверьтесь большевикам, поддержите их, помогите им; все необходимое вам они сделают сами кто не соглашается -- тот не желает народу социалистического счастья; кто не сдастся -- тот уничтожается.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48