скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

История Татарстана с древнейших времен до наших дней скачать рефераты

p align="left">Татарские социалисты. Пренебрежительное отношение царя Николая II к Думе, столыпинская реакция ослабили в татарском национальном движении веру в возможность перехода России на путь конституционной монархии. В татарском национальном движении постепенно начинают брать верх радикальные силы. В создавшихся условиях они были склонны связывать перспективу национального освобождения с провозглашением в России республики.

Среди татарской революционной молодежи, возлагавшей надеж-ды на программу РСДРП, был Хусаин Ямашев (1882--1912). Учился он в Казани, в медресе "Мухаммадия", затем окончил татарский учительский институт. В годы революции 1905 г. он стал на путь профессионального революционера, сблизился с русскими социал-демократами. Вместе с ним на этот же путь стали З.Ш. Садыков (1883--1912). Г.З. Сайфутдинов (1882--1918) и некоторые другие молодые представители татарского национального движения. При поддержке русских социал-демократов Ямашев в 1907 г. в Оренбурге начал издавать газе-гу "Урал" на татарском языке. Сотрудничали с газетой Сайфутдинов, известный писатель Г. Кулахметов. Газета разъясняла, что программа "Иттифак", ориентированная на национальное освобождение в рамках конституционной монархии, не может привести к цели. Газета считала, что татарское национальное движение должно принять социалистическую программу, содействовать социал-демократам в установлении в России республики и в составе этой республики добиться национального освобождения. Газета убеждала, что татарские крестьяне получат землю только в результате конфискации помещичьих земель, на чем настаивают социал-демократы.

РСДРП, построенная на принципе демократического централизма и признающая будущую Российскую республику только как унитарную, не допускала создания в России социал-демократических организаций по национальному признаку, тем более их автономию. Татарские социал-демократы, ставшие членами РСДРП, могли составлять лишь национальную группу (секцию) при местном комитете. Такой статус не позволял им выступать как самостоятельная сила национального движения. Все вопросы решал социал-демократический комитет. Татарская группа могла лишь проводить его линию в национальном движении, вести социал-демократическую пропаганду на татарском языке.

Более свободно могли вести себя те татарские социалисты, которые сблизились с РПСР. Последняя не запрещала самостоятельного (на автономных началах) функционирования национальных организаций под флагом "социалист-революционер". В начале 1906 г. в Казани было официально объявлено о создании партии татарских социалистов-революционеров. В мае начала выходить ее легальная газета "Тан йолдызы" (Утренняя звезда). Секретарем издания был профессиональный юрист, выпускник Императорского Казанского университета Фуад Туктаров. Это была первая социалистическая газета на татарском языке. Местные комитеты партии, признающие Казанскую организацию своим центром, возникли в Уфе, Оренбурге, Симбирске. Партия татарских эсеров в определенном смысле выросла из недр "Иттифак ал-муслимин". Ее лидер Садри Максуди был членом ЦК партии "Иттифак". В составе партии татарских эсеров были писатель Гаяз Исхаки, профессиональный юрист С.Г. Алкин, в свое время входившие в инициативную группу по созданию партии "Иттифак". Позже, в 1913 г. в Петербурге под редакцией Гаяза Исхаки начала выходить газета "Иль" (Страна), переведенная в 1914 г. в Москву. Во вторую Думу С. Максуди был избран от Казанской губернии и представлял свою партию. Самостоятельность партия сохранила также в составе Думы третьего, а затем и четвертого созывов. Казанское губернское жандармское управление в одном из документов отметило, что эта партия "почти полностью" приняла программу РПСР, ноу пей "национализм сильно выглядывал... Было желание даже именовать представителей этой организации не социалистами-революционерами, а национал-революционерами".

Одновременно в татарское национальное движение пришли молодые силы, которые не были связаны с партией "Иттифак", фактически прекратившей свою деятельность с вступлением России в мировую войну, и не входили формально ни в оД1ну из действующих татарских социалистических организаций. Среди них были незаурядный публицист, яркий организатор Мулланур Вахитов (1885-1918), талантливый писатель, публицист Галимджан Ибрагимов (1887-1938). Они страстно желали, чтобы царская монархия в России рухнула как можно скорее, и старались помочь гражданскому dозмужанию татарского народа. Галимджан Ибрагимов в 1914 г. создал свой роман "Безнен коннэр" (Наши дни), посвященный революции 1905 г. Книгу подготовило к печати издательство "Гасыр" (Эпоха), но она была конфискована властями.

6. Татарстан в российской революции 1917 г.

Демократическая республика Россия и Татарстан

Свержение царской монархии. Роковым для царской монархии оказался возврат после подавления революции 1905 г. к предреволюционным временам "контрреформ", обновленное издание в 1906 г. закона 1892 г., в котором говорилось, что "Император Всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный". После Манифеста 17 октября люди ждали и надеялись, что страна пойдет по пути реформ. Царю же показалось, что спасение России не в реформах, а в "укреплении русского самобытства". В годы реакции, последовавшие за первой русской революцией, а затем в годы первой мировой войны самодержавный строй окончательно дискредитировал себя. Русское общество и нерусские народы убедились, что строй этот неизлечим, реформам не поддается. Войска терпели поражение на русско-германском фронте, хозяйство расстроилось. В стране царила разруха. Народ обнищал.

Поддерживавшие правительство военные и политические силы заволновались. Еще перед смертью, в 1911 г. Столыпин писал: "Война будет фатальной для России и правящей династии". Бывший министр внутренних дел П. Дурново в начале 1914 г. в своей записке, поданной царю, так предсказал последствия войны: "...сначала черный передел, а засим и общий раздел всех ценностей и имущества". В годы войны тревога в правящих кругах усилилась. Лидер Земского союза князь Г. Львов, обращаясь к царю, говорил: "Ваше Императорское величество! Обновите власть. ...Откройте стране этот единственный путь к победе, загроможденный ложью старого порядка управления". Не менее решительными были обращения к царю "слева", со стороны буржуазной оппозиции с требованиями обновлений. Николай II понимал, что теряет поддержку во властной структуре, но не предполагал, что в критический момент эта властная структура, чтобы спасти себя, пойдет на требование отречения царя от власти. И сдаваться он не собирался. В 1915 г. он взял на себя Верховное Главнокомандование, распустил Думу. Попытался выправить положение, усилив личную власть.

В стране была еще третья сила -- народ, от чьего имени действовала альтернативная оппозиция. Игнорируемая Николаем II эта третья сила, выступив 27 февраля против самодержавной монархии, фактически решила ее судьбу. Властным структурам во главе с Думой, собравшейся вопреки формальному роспуску, оставалось лишь фактически подтвердить падение в стране самодержавия. 4 марта одновременно были обнародованы два государственных акта: об отречении Императора Николая II от престола в пользу своего брата Михаила Александровича; об отказе Великого князя Михаила от восприятия Верховной власти и о признании им всей полноты власти за Временным правительством, образованным Думой. Была свергнута самодержавная монархия и парализована возможность монархической реставрации.

Временное правительство России. Временное правительство было образовано 2 марта из представителей трех фракций Государственной Думы (кадетов, октябристов, эсеров) во главе с князем Г.Е. Львовым. Оно было поддержано Петроградским Советом рабочих депутатов, создавшим Комиссию по контролю за его деятельностью.

Третьего марта Временное правительство обнародовало свою Декларацию. В ней провозглашались амнистия политзаключенным, свобода слова, печати, замена полиции национальной милицией, предоставление солдатам гражданских прав. Был отдан приказ об аресте бывшего царя и его семьи, объявлено о созыве Учредительного собрания, которому передавалось окончательное решение вопроса о государственном строе. Был сделан первый шаг в решении аграрного вопроса. Правительство объявило о конфискации принадлежащих лицам царской фамилии кабинетских земель, а также удельных земель. Возникли Земельные комитеты "для разработки неотложных временных мер, впредь до разрешения земельного вопроса Учредительным собранием". По вопросу о войне Временное правительство осталось на "патриотических позициях". Союзникам была передана нота, в которой говорилось о "стремлении довести мировую войну до решительной победы" и намерении Временного правительства "соблюдать обязательства, принятые по отношению к нашим союзникам".

Факт свержения самодержавной монархии и демократические шаги Временного правительства были положительно восприняты обществом и западной демократией. Девятого марта Временное правительство признали США, 11 марта -- Великобритания и Франция.

Представители социал-демократов-большевиков во Временное правительство не были приглашены. Произошел раскол в негласном союзе русских социалистов, выступавших ранее против самодержавной монархии за республику. У эсеров новым лозунгом стал "Вся власть Учредительному собранию!" Эсдеки-большевики выступали под лозунгом "Вся власть Советам!" Оказавшись главной оппозиционной силой, партия Ленина стала умело дискредитировать Временное правительство, доказывая на примерах, что оно не альтернатива царскому правительству, а его продолжение. В этом противоборстве Временное правительство все больше теряло свою дееспособность.

Татарское национальное движение после Февраля. Татарское национальное движение, которое по традиции все еще называлось мусульманским, встретило свержение самодержавной монархии с надеждой. Мусульманская фракция 4-й Думы поддержала усилия остальных думцев по созданию Временного правительства. Пользуясь объявленной свободой, полностью легализовалось само национальное движение. Представители партии татарских эсеров (С. Максуди, Ф. Туктаров), татарских социал-демократов меньшевистского направления (Ибрагим Ахтямов, Г. Терегулов), национально-исламские деятели (Абдулла Аианаев) решили создать объединяющий орган -- Мусульманский комитет. Как организация либерального национального движения, Мусульманский комитет пришел на смену "Иттифак ал муслимин" еще в 1914 г. Его председателем тогда был известный татарский коммерсант Бадри Апанаев. Теперь речь шла о создании легально действующей сети комитетов по всей России, где проживало татарское население. В марте-апреле прошли татарские национальные собрания, оформившие такие комитеты. В Казани такое собрание состоялось 7 марта под председательством казанского юриста Валидхана Таначева. Председателем комитета был избран Фуад Туктаров. Со 2 июля началось издание газеты комитета "Курултай" (Съезд). Мусульманские комитеты возникли в Москве, Петрограде, Оренбурге, Уфе и в ряде других городов. Стали возникать уездные, волостные мусульманские комитеты, мусульманские комитеты на предприятиях, где жили и работали татары. Деятельность мусульманских комитетов и их Центрального исполнительного комитета поддерживалась татарской периодической печатью -- газетами "Йолдыз" (Звезда) в Петрограде, "Кояш" (Солнце) в Казани, "Вакыт" (Время) в Оренбурге, "Иль" (Страна) в Москве. В Уфе возник "Комитет по распространению гражданских идей среди мусульман", возглавляемый Ибн. Ахтямовым и Г. Терегуловым.

Мусульманские комитеты стали зачинателями послефевральско-го периода в татарском национальном движении. Это было время щедрых обещаний Временного правительства, когда татарское национальное движение выражало доверие этому правительству Программа Мусульманского комитета оставалась прежней -- достижейие национального освобождения. Реализация программы теперь связывалась не с Конституционной монархией, как это было до Февраля, а/с Временным правительством. Содержание идеи "национального освЬбож-дения" применительно к послефевральскому периоду еще только вьн яснялось, конкретные политические требования национального движения в новых условиях только вырабатывались. Деятели и активисты национального движения выходили на широкую дорогу публичной общественно-политической работы в массах в легальных условиях. На собраниях Мусульманских комитетов, в организуемых одки публичных обсуждениях проблем национального движеййй обычно участвовали и представители радикальных кругов -- социал-демократы большевистского направления и левые эсеры. Заседали бурно; > По центральному вопросу -- достижению национального освобождения сходились в основном все. Расходились же главным образом в том, чтобы добиваться своих целей в рамках провозглашенной Временным правительством демократической республики (либералы) или путем замены Временного правительства другим (радикалы). Успех же дела национального освобождения зависел от их единства.

Четвертогб апреля Садри Максу ди выступил в газете "Вакыт" со статьей "Наши обязанности и современное политическое положение Он считал, что революция открыла возможности для легальной работы и "нельзя упускать момента". Он призвал национальные силы объединиться, "отбросив распри", действовать немедленно и смело во имя "будущего нации", "преследуя реальные национальные желания, ближайшие задачи", поддерживая позитивные шаги Временного правительства. К укреплению единства национального движения призы вал Ф. Туктаров. В газете "Курултай", выступая как ее редактора. Он писал: "Одни стали националистами, другие вовсе не признают нации. Народ разъединился" и отмечал, что свобода может быть завоевана только в том случае, если все классы объединятся.

,3а единство национальных сил ратовали и исламские деятели. Галимджан Баруди писал в той же газете "Вакыт": "В такое время мусульмане должны отбросить в сторону классовые и личные интересы, мы должны быть единодушны и служить общим целям. Так повелевает Коран".

Деятели национального движения говорили не только о национальном единстве, но и о совпадении общедемократических интересов русского и татарского народов, о сближении с другими мусульманскими народами, в частности, Туркестана, Казахстана, Крыма, Кавказа. В качестве главы Казанской делегации Габдель-бари Баттал участвовал в работе съезда узбекской организации "Шураи исламия" (Исламский Совет) в Ташкенте.

Радикализация национального движения. Поддержка Временного правительства со стороны татарского национального движения не была единодушной уже в дни его образования. В рядах оппозиционной большевистской партии работали видные деятели татарского национального движения Мирсаид Султангалиев (1892--;1939), Галим-джан Сайфутдинов (1882-1918), Камиль Якубов (1894-1919) -в Казани, Сахибгарай Саидгалиев (1994--1939), Галиулла Касимов (1893--1942) -- в Екатеринбурге, татарский писатель Шамиль Усма-нов (1898-1937) - в Сызрани, Бурхан Мансуров (1889-1942) -в Астрахани, Валиулла Хуснутдинов (1880--1922) -- в Ижевске. Они активно участвовали в общих политических акциях национального движения и, проводя линию своих партийных комитетов, выступали против поддержки Временного правительства. Своих органов печати они не имели, выступали в русских большевистских изданиях. В Казанской газете "Рабочий*, некоторые ее страницы выпускались на татарском языке. Часто выступали они на страницах татарских национальных изданий, например, газеты "Кояш" (Солнце) Фатыха Амирхана.

К концу первого месяца после Февраля возникло разочарование во Временном правительстве у части молодых татарских социалистов. Тридцатого марта Галимджан Ибрагимов в содружестве с писателем Фатыхом Сайфи (Казанлы) начал издавать в Уфе газету "Ирек" (Свобода), Газета объявила себя в оппозиции к Временному правительству, открыто выступила против продолжения войны. В статье "Временное правительство и мусульмане", опубликованной 13 апреля, газета высказалась за то, чтобы татарское национальное движение отказалось от иллюзий о демократических способностях Временного правительства.

Росло недоверие к Временному правительству в различных слоях татарского общества. Татарские крестьяне, как и русские, поддержали акт Временного правительства о передаче им кабинетских и удельных земель и создании крестьянских комитетов. Комитеты эти по составу были русскими. На свои губернские и уездные съезды они приглашали и татарских крестьян. Общими оказывались требования татарских и русских крестьян о передаче им помещичьих земель.

20--27 апреля в Казани прошел Всероссийский национальный съезд учителей-татар. Обсуждались, главным образом, вопросы совершенствования татарского школьного образования. Съезд избрал Центральное бюро мусульманских учителей. Председателем Бюро стал известный ученый-историк и общественный деятель Газиз Губайдуллин (1887--1938). Съезд высказался и по вопросам национального развития. Была осуждена политика продолжения войны, поддержано предложение об изменении российского государственного устройства в направлении федерализации и предоставления татарскому народу национально-территориальной автономии. Будущее татарской нации волновало и делегаток Всероссийского съезда татарских женщин, проходившего в конце апреля в Казани. Активисты женского движения Амина Мухитдинова, Рауза Чанышева Выступили с предложениями об активизации роли женщин в татарском национальном движении.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48