скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

История Татарстана с древнейших времен до наших дней скачать рефераты

p align="left">Из такого разъяснения народные низы, в свою очередь, сделали простые выводы: жестко стелят, но ради будущего -- можно согласиться, можно пока подтянуть пояса. Лес рубят -- щепки летят. Самое главное -- в конце тоннеля показался свет. Доверчивое отношение к большевикам пришло и к татарским низам, так долго жившим вместе с русскими и так много терпевшим вместе с ними и врозь. Они также двинулась по пути к социалистическому миражу. БессознателЬно-до-верчивое отношение народных низов, составляющих большинство российского общества, стало политической базой становления в России тоталитарного режима, а насилие это^о режима -- повивальной бабкой российского социализма.

На путь насилия Ленин толкал Россию еще до Октября. Власть, основанную на законе, выборную власть он называл буржуазной властью. Диктатуру пролетариата, заменяющую эту власть, он определил как власть, опирающуюся "не на закон, не на выборы, а непосредственно на вооруженную силу", как особую организацию "насилия против буржуазии". В годы гражданской войны Советская власть разрушила не только старую государственную машину, но и основы государственного права Те круги российского общества, которые раньше участвовали в формировании государственной власти и политики, были лишены избирательных прав. Они уже не могли влиять на становление новой политики. Фактически не участвовала в формировании власти и политики также трудящаяся часть населения. Конструирование новой власти, определение политики происходило в тесном кругу российских политических лидеров, фанатически поддерживаемых немногочисленными, но хорошо организованными, дисциплинированными, истинно желавшими осчастливить свой народ коммунистами в низах. Зараженные идеей мессианства, эти коммунисты уверовали в то, что народные массы непосредственно не могут выразить свои интересы. Эту задачу они решили взять на себя. Так возникла опосредованная через коммунистическую партию власть народа, в которой народу отводилась роль не творца, а лишь "одобряющего".

Пятилетнее советское правление во главе с Лениным йе принесло материального облегчения ни русскому народу, ни нерусским народам. Теперь все они были поставлены в положение равно зависимых от решения Союзного центра.

Трудно сказать, как повел бы себя Владимир Ульянов (Ленин), останься он жив. Жизнь он закончил славой "спасителя России". Его имя склонялось на международной арене как имя русского национального лидера в ряду с именами других национальных лидеров -- Ллойда Джорджа, Вильсона, Клемансо. Ленин тогда еще не был "основателем ленинизма, Коммунистической партии, Советского государства, международного коммунистического движения..." Таким его сделали позже. Культ Ленина был создан для практического перехода к тоталитаризму, для его оправдания.

Возвышение власти Сталина. В декабре 1922 г. Ленин снова заболел и через год с небольшим, 21 января 1924 г., умер. Привычно было ожидать в таких условиях соперничества его сторонников за главенство. Это действительно произошло и заняло довольно долгое время -- до конца 1927 г. Наиболее острым это соперничество оказалось между Л.Д. Троцким, который был общепризнанным "вторым человеком" при жизни Ленина, и Сталиным, который решил во что бы то ни стало отвоевать у Троцкого этот титул. В этом соперничестве "универсально-западного" и "традиционно-местного" победу одержало последнее.

Сталин не стал занимать место Ленина в правительстве и добился того, чтобы его не занял Троцкий. Они оставались на бвоих постах: Сталин -- партийный лидер, Троцкий -- военный лидер. Гражданская война закончилась. Естественно, власть военных отходила на второй план, а следовательно, и Троцкий. Власть партии усилиями Сталина и его сторонников поднималась, подминая под себя законодательную (ЦИК) и исполнительную (правительство) власти. Партия превратилась в институт власти, а генеральный секретарь ее Центрального Комитета фактически стал высшим должностным лицом государства. Выдвиженцы Сталина заняли главные государственные посты. Сталин лично подбирал кадры Государственного политического управления (ГПУ, после образования СССР - ОГПУ), заменившего в 1922 г. ВЧК.

Но оппозиция не сдавалась. В середине 20-х годов Россия оказалась втянутой в новую дискуссию по вопросу о выборе пути. В общей оппозиции группе Сталина оказались так называемая троцкистская оппозиция, либеральная русская эмиграция, национальные движения нерусских народов. В целом они не отвергали избранный Россией социалистический путь, но считали необходимым допустить параллельное существование родившегося за годы послевоенного восстановления "советского капиталистического уклада". "Теперь необходим новый маневр, новый импульс, выражаясь фигурально, нео-нэп" -- писал в 1926 г. известный русский публицист Н.В. Устрялов. По его мнению, нэп, допускающая экономический плюрализм, при дальнейшем углублении могла бы стимулировать плюрализм политический. За сохранение уже возникшей нэповской 'многоукладное™ выступало и левое крыло в Советском правительстве, в частности, председатель Совнаркома СССР и РФ А.И. Рыков. Его взгляды разделял известный публицист-коммунист Н.И. Бухарин. Такой поворот мог бы приблизить русский социализм к западноевропейскому.

Сталинское ядро правительства, опираясь на широкую сеть устной и печатной пропаганды ВКП(б), имея полную поддержку ОГПУ, более искусно провело свою дискуссионную кампанию. Предложения, ориентирующие на сближение социально-экономической и государственной системы России с системой других цивилизованных стран, были объявлены "капитулянтскими", ведущими к закреплению отсталости России, усилению ее зависимости от иностранного капитала. Привлекательным для русского народа оказалось обещание за короткий срок в 10--15 лет вывести Россию из "отсталой" в "передовую" мировую державу путем реализации трех программ: индустриализации (реализуется путем сосредоточения всех материальных ресурсов страны, включая и нэпмановские, в руках государства); коллективизации (объединенные в колхозы крестьянские хозяйства, получая от государства машины, современную агротехнику, школы, больницы, сами выйдут из бедности и страну завалят продуктами); ликвидации раскола общества на бедных и богатых (Россия станет страной свободных и равнообязанных граждан).

Команда Сталина нашла поддержку в лице народных низов России, в большинстве своем неквалифицированных городских и сельскохозяйственных рабочих, крестьянской бедноты и батраков деревни, а также служащих государственного и партийного аппарата. Они были ориентированы жить за счет заработка, получаемого на предприятии или учреждении, независимо от того, частные они или государственные. Индустриализация обеспечивала им рабочие места, хотя и с низким заработком. Колхозы освобождали бедноту и батраков от забот о земле, живой тягловой силе и технике, семенных материалах, хозяйственных постройках, взяв все это на себя. В стране не стало официальной безработицы, закрылись биржи труда, исчезло понятие "эксплуатация" в старом значении этого слова -- все работали на государство. Оппозиция 20-х годов была подавлена. В 1929 г. Троцкий был выслан из СССР по обвинению в антисоветской деятельности, в 1940 г. убит в Мексике. В 1930 г. на посту председателя Совнаркома СССР А.И. Рыков был заменен В.М. Молотовым, работавшим ранее одним из секретарей ЦК ВКП(б). Были расстреляны Н.И. Бухарин, Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев.

В 30-х годах команда Сталина столкнулась с не менее широкой оппозицией, которая состояла из сторонников социализма и его противников. Часть коммунистов, поддерживая социалистический курс, выступила против Сталина, добиваясь его замены на посту лидера партии. Антисоциалистическая оппозиция была против раскулачивания в деревне и ликвидации частного предпринимательства в промышленности и торговле, протестовала против политического и уголовного преследования духовенства и старой интеллигенции. Террор 30-х годов унес жизни многих действительных и мнимых лидеров старой и новой оппозиции, изолировал в лагерях ее действительных и потенциальных активистов. До ожидавшейся обеспеченной социалистической жизни было еще далеко. Абсолютная же власть коммунистов в СССР стала фактом с конца 20-х годов.

Одним из методов управления страной стало постоянное "классовое очищение" общества. Начиная очередную кампанию "классового очищения", Сталин в начале 30-х годов объявил, что в ближайшее время необходимо ликвидировать "частных промышленников и их челядь, частных торговцев и их приспешников, бывших дворян, попов, кулаков и подкулачников, бывших белых офицеров и урядников, бывших полицейских и жандармов; всякого рода буржуазных интеллигентов, всех прочих антисоветских элементов". Речь шла о крестьянстве, успевшем восстановить свое частное хозяйство и дорожившем им; о нэпманах, которые, получив официальное разрешение и уплачивая налоги, поставили свои предприятия, торговлю; об инженерно-технических работниках старой школы, имевших иные представления об организации экономической жизни; о той части интеллигенции, которая предпочитала заниматься частной юридической, медицинской, образовательной, художественной и иной практикой; о духовенстве, занятом специфическим обслуживанием духовной жизни людей. В принципе такая цель ложна и нереализуема, идет вразрез с общественными потребностями. Тем не менее большевики начали бороться за нее.

Реализуя эту антинациональную программу, ОГПУ в 1928 г. провело аресты инженерно-технических работников старой школы на Донбассе. В 1930 г. были арестованы активисты "Промпартии", "Трудовой Крестьянской Партии", "Союзного Бюро меньшевиков". В целом за 30-е годы были арестованы и отправлены в тюрьмы и лагеря миллионы людей со стандартным ярлыком "враг народа". Многие из них были расстреляны, погибли от бесчеловечных условий жизни. Для управления частью населения, остающейся лояльной к Советской власти, сложилась особая система, названная советскими историками "командно-административной системой управления".

Татарстан в защите своей автономии. С образованием СССР национальный вопрос обретает новый характер. Отныне в его центре оказываются проблемы взаимодействия Союзного центра с национальными республиками. Союзный центр, добиваясь унитаризации государства, стремится все больше ограничить суверенитет и автономию республик. Республики же отвечают на это мобилизацией своих сил в защиту суверенитета и автономии. В таком единоборстве с центром участвовала и ТА С СР.

Кроме того, татарскому национальному движению приходилось отстаивать социокультурные интересы татарского населения, остающегося за пределами ТАССР. За период с 1918 г. по 1923 г. Москва провела 4 совещания с работниками национальных республик, настаивая на принятии последними линии центра по национальному вопросу: в ноябре 1918 г. -- I съезд мусульман-коммунистов, ноябре-декабре 1919 г. -- II съезд коммунистических организаций народов Востока, январе 1921 г. -- совещание коммунистических организаций тюркских народов Российской Федерации, июне 1923 г. -- IV совещание с ответственными работниками республик и областей. В ноябре 1918 г. одним из главных был вопрос о судьбе Российской Мусульманской Коммунистической партии, возникшей в ходе сотрудничества социалистических сил татарского национального движения с Советской властью. ЦК РКП(б) настаивал на упразднении ее ЦК и полном слиянии ее местных организаций с местными комитетами РКП(б). Лидер татарских коммунистов М. Султангалиев считал, что национальное движение, лишившись своей партийной организации, потеряет самостоятельность и перспективу, окажется в полном подчинении Российской коммунистической партии. Отстаивая самостоятельность РМКП, он заявил: "...Я против того^ чтобы слиться с общим Центральным Комитетом РКП(б)". Противостояние по этому вопросу тогда кончилось компромиссом. В 1918 г..ЦК РМКП был распущен, но местные организации коммунистов-мусульман (татар) были сохранены и объединены в Центральное Бюро, работавшее как отдел РКП(б). Полное слияние с местными комитетами РКП(б) не удалось навязать татарским коммунистам ив 1919 г., хотя на этом лично настаивал сам Ленин. В 1921 г. удалось сохранить татарские национальные коммунистические организации (секции) как органы татарского национального движения в тех русских губерниях и национальных республиках, где компактно проживало

татарское население.

Ликвидация самостоятельно работающих татарских национальных коммунистических организаций в самой Татарской АССР вскоре показала правоту М. Султангалиева. Татарский обком РКИ(б), поглотив: их, политически обезоружил здесь татарское национальное движение. Отозванный в Москву не без участия Татарского обкома РКП(б), С. Саид-галиев в июле 1921 г. передал Ленину, наряду с другими, и такой вопрос: "Прав ли я, если придерживаюсь такого мнения, что при правильном понимании резолюции X съезда партии по национальному войросу в процессе реализации ее коммунисты бывшей раньше господствующей нации, как вышестоящие своим уровнем во всех отношениях, должны играть роль педагогов и нянек по отношению к коммунистам и всем трудящимся бывших в угнетении национальндстей, именем которых называется данная автономная республика..." Отвечая, Ленин не опроверг сущность его изложения позиции X съезда РКП(б), только поправил, написав: "Не педагогов и нянек, а помощников".

М. Султангалиев оказался оппонентом ЦК РКП(б) и Федерального правительства также по другим вопросам национального строительства в Российской Федерации. В целях укрепления национального суверенитета он предлагал создать в национальных республиках свои национальные части Красной Армии, учредить специальный орган для координации деятельности национальных коммунистических организаций этих республик, разрешить национальным республикам самостоятельный выход на международную арену и т.д.

В отличие от трех предыдущих совещаний, IV совещание было созвано не для решения вопросов национального строительства в открытой дискуссии, а с целью публично наказать татарское национальное движение. Еще до совещания, 4 мая 1923 г. Центральная Контрольная Комиссия РКП(б) исключила М. Султангалиева из партии, квалифицируя его как "антипартийный и антисоветский элемент". Он был арестован и осужден, в работе совещания участия не принимал. Письмо-протест, подписанное многими татарскими общественными деятелями, в том числе Ш. Усм^новым, было отвергнуто. Татарское национальное движение, национальное движение других нерусских народов России в лице М. Султангалиева потеряли выдающегося защитника своих интересов. Одновременно совещание стало трибуной огульного обвинения в национализме всей татарской части руководства Татарстана во главе с председателем правительства республики Кашафом Мухтаровым.

Совещание было вынуждено констатировать, что "уклон к национализму" (т.е. непримиримость в защите национальных интересов) явился "реакцией против великорусского шовинизма, который нашел свое выражение в целом ряде ошибок русских товарищей на местах". Но эти "товарищи", т.е. руководство Татарстанского обкома РКП(б) не только не были наказаны, но и получили полномочия наказывать вплоть до снятия с работы тех, кто, по их мнению, оставался на позициях татарского национального движения и защиты татарских национальных интересов. Назначенный на съезде Советов председатель правительства Кашаф Мухтаров, члены его команды Г. Мансуров А. Енбаев и другие, председатель ЦИК Советов Татарстана Рауф Сабиров были сняты со своих постов партийным решением!.

Государственные должности татарские работники могли занимать только по рекомендации обкома партии. 14 марта 1926 г. обком рекомендовал на должность председателя Совнаркома республики Хаджи Габидуллина, наркома земледелия -- М.А. Ахметшина, наркома труда -- Ш.С. Измайлова, наркома здравоохранения -- Ф.Г. Мухамадья-рова и т.д. ЦИК республики назначал их на должности только после утверждения их в Москве.

Обвинения в султангалиевщине и преследования коснулись и тех татарских коммунистов, которые работали среди татарского населения в русских губерниях и других национальных республиках. Здесь началось свертывание деятельности организаций (секций) коммунистов татар и башкортов. Стали закрываться издаваемые ими газеты.

Эти репрессивные меры Советской власти подрывали позиции татарского национального движения в Татарстане, затрудняли национально-культурную деятельность татарских коммунистов среди татарского населения за пределами Татарстана, но искоренить само татарское национальное движение не смогли. Татарское национальное движение продолжало существовать легально. Вторая половина 20-х годов стала периодом новых открытых дискуссий между органами союзной власти и деятелями татарского национального движения. В ТАССР и за ее пределами расширилось издание литературы на татарском языке по истории татарской государственности, проблемам татарской национальной экономики, культуры, науки. Обвиненные в национализме деятели татарского национального движения продолжали служить своей нации. Причем свои суждения они излагали легально. Очевидно, отсюда пошло мнение, что Султангалиев, Мухтаров, Сабиров создали в Москве свой "антисоветский центр". Деятели татарского национального движения выступили против слепого копирования западного марксизма, были уверены в необходимости сохранить в татарском обществе традиции ислама, ставшие национальными. Не устраивала их политика обязательной классовой дифференциации татарской нации, ратовали они за широкую социальную базу власти, включающую рабочих, работающих крестьян, мелких и средних предпринимателей с использованием, как они говорили, передовой части крупной (промышленной) национальной буржуазии и национальной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48