скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

История Татарстана с древнейших времен до наших дней скачать рефераты

p align="left">В указанном широком смысле татарское национальное движение, Сращенное лицом вовнутрь, обеспечивало становление в XV--XVI вв. Казанского национального татарского государства. С XVII в. оно име-к) иную направленность, а именно отстаивание национальных интересов татарского народа, оказавшегося в составе Российской империи. Главным в его содержании в XVIII в. стал переход от политики национального выживания к политике национального возрождения.

Концептуально национальное возрождение на данном этапе не включало задачу и требование немедленного национального освобождения. признавалось лояльное отношение к существующей государственной цласти, гражданское повиновение и активное участие в мероприятиях нласти по охране законности и порядка внутри страны и ее обороне от шедших наладений. Большинство татарского населения было на стороне всех российских патриотов, защищавших страну от военного вторжения Наполеона, считало Отечественную войну 1812 г. также и своей.

Тактика национального движения включала в себя: отстаивание перед властями достигнутого уровня относительной самостоятельности национальной духовной жизни в рамках исламских организаций; возрождение и развитие национального языка, национальной культуры и национального образования; сохранение и расширение относительной самостоятельности культурных и образовательных учреждений; защиту права татарских предпринимателей, татарского населения участвовать на равноправной основе в хозяйственной деятельности в рамках общероссийского экономического поля и общероссийского рынка; возрождение исторической роли Казани как татарского национального центра.

Для реализации национальных целей татарское общество пользовалось любыми официальными возможностями. В 1766--1769 в работе "Комиссии по составлению новых законов учавствовали

24 представителя татар, в том числе Аюп Еникёев. Среди выдвинутых ими, были: реализация судопройзводйтва на Татарскомязыке; прекращение насильственной христианизации и т.д.

Специальных организаций национальное Движение не имело, так как деятельность их была запрещена. Реализацию национальной идеи, заботу о национальном возрождении взяли на себя самодеятельные

национально-духовные, национально-культурные, национально-экономические общества. Становление в стране индустриальной цивилизации, отражавшее суть татарской национальой идеи, было активно Я

поддержано национальным движением.

Татарские города и слободы. В XVIII в. исторические города Татарстана, вошедшие в Казанскую губернию и отошедшие к другим губерниям, включая Казань, продолжай оставаться преимущественно русскими по составу населения. Русское население имело широкую сеть православных учреждений -- кафедральный собор, патриархию, церкви, монастыри, духовные учебные заведения. В 1726 г. в Казани был построен Петропавловский собор. Казань посещали императоры (Петр I, Екатерина II, Николай I). Казань превращается в самый крупный для Волго-Урала центр русской национальной культуры и образования. В XVIII--XIX вв. здесь возникли известные в России гимназии, Императорский университет.

Преимущественно русской (государственной и частной) была экономика городов Татарстана. В 1718 г. в Казани открывается государственное судостроительное предприятие'-- Казанское адмиралтейство, строившее бомбардирские корабли, фрегаты, бриги, транспорты, легкие гребные суда, главным образом, для военно-морского флота. За 10 лет здесь было построено более 400 различных судов. В 1722 г. Петр I, посетив Казань, лично осмотрел верфь. В 1714 г. была открыта государственная суконная мануфактура, в 1719 г. -- государственная кожевенная мануфактура. На территории Булгарского городища начал работать казенный селитряной завод. В 1786 г. был основан казенный пороховой завод. С середины XVIII в. в Казани возникают принадлежащие русским предпринимателям частные кожевенные, суконные и текстильные мануфактуры. Создают они свои мануфактуры и заводы также в уездах. Таковыми были медеплавильные мануфактуры, выдерживавшие конкуренцию с уральскими предприятиями, винокуренные и поташные заводы. Основную Maсcy рабочих составляли русские приписные крестьяне Наемных рабочих еще было мало. Небольшую часть наемных рабочих составляли рабочие-татары.

С началом лррмышленного переворота в России в начале XIX в. "десь вознирклирусскиечастные и государственные мащинные предприятия. В1851 г. в Казанц начал работать чугунолитейный завод Свешниковых, оборудованный паровыми котлами, Затем заработал и мыловаренный завод братьев Крестовниковых, кожевенный завод Алафузовых, которые затем, в 1865 г., открыли льнопрядильно-ткацкую фабрику. И Спасском загоне появились судоремонтные мастерские. По Волге и Каме начал и плавать пароходы казанских предпринимателей. Речную торговлю обслуживали до 50 пристаней. К территории Татарстана все дальше приближались железные дороги. В 1862 г. вступила в строй железная дорога Москва г- Нижний Новгород. В 1871 г. открылось движение по железнодорожной линии Оренбург -- Самара, в 90-х гг. -- Екатеринбург -- Челябинск, а затем и Москва -- Казань. Оживленными торговыми артериями были Оренбургский тракт (Казань -- Лаишево -- Чистополь - Оренбург), Сибирский тракт (Казань -- Дрек -- Вятская губерния), Московский тракт (Казань-- Свияжск -- Чебоксары -- Ва-( ильсурск -- Москва), Спасско-Симбирский тракт.

Параллельно началось возрождение татарской городской жизни. Татарские города и слободы вырастали из крупных деревень по мере превращения их в центры торговли и возникновения там промышленных заведений мануфактурного, а затем и машинного типа. Таковыми на территории Казанской губернии были Кукмор, ОДамадыш, Мензеля, Атня и др. Во многих случаях татарская городская жизнь возрождалась в виде слобод, организуемых при старых татарских городах. Разрешение татарам вернуться в свои города и, не разрушая сформировавшуюся русскую целостность центра, селиться отдельными слободами в пригороде бцло дано в XVIII в. В Казани, например, сложились две татарские слободы: "Ощрзя татарская слобода -- за Булаком, "Новая татарская слобода -- несколько дальше. В дальнейшем они превратились в центр экономического предпринимательства, в базу возрождения татарской национальной культуры, татарской исламской духовной жизни. Отсюда начинается возрождение Казани как татарского города, как центра возрождения татарской нации, Татарстана.

В 1782 г. царским указом была учреждена Казанская татарская рагу ша -- орган общественного самоуправления делами двух татарских слобод -- Старой и Новой. Существовала она параллельно с Казанской городской ратушей, которая была русской. Во время первых выборов в татарскую ратушу 4 ноября 1784 г. были избраны 132 депутата от Старотатарской слободы, 106 -- от Новотатарской. В руководящий состав ратуши вошли авторитетные татарские купцы и промышленники М. Юнусов, Ю. Юнусов, Н. Юнусов, М. Гайсин, М.*Салишев, И. Апанаев и др. Они избрали городского голову и двух бургомистров. Следующие выборы прошли через девять лет -- 22 декабря 1793 г. Городским головой стал Мухаммадрахим Юнусов. Бургомистрами были избраны Юсуф Абдулов и Адельша Гумеров, ратманами (членами ратуши) -- А. Исхаков, М. Якубов, Г. Рахматуллин, Г. Якубов, старостой -- Галиахмет Рахимов, словесными судьями (для устного разбирательства дел) -- Г. Исхаков, А. Беляев.

В компетенцию ратуши входило в основном решение вопросов, связанных с торгово-промышленными делами купцов и предпринимателей-татар (разграничение их в качестве купцов разных гильдий и мещан, выдача им паспортов для поездок по торгово-промышленным делам, взыскание долгов по опротестованным векселям, сбор податей с жителей двух татарских слобод, выполнение разнарядок по отправке людей на заготовку леса и другие государственные дела и т.д.). Ратуша была подчинена органам государственной власти. В ее состав избирались исключительно люди, присягнувшие в верности царской власти и по согласованию с органами власти. Было разработано специальное "клятвенное обещание", которое давали избиратели, идя на выборы. В нем говорилось: "Я обещаю и клянусь перед Аллахом и ал Кораном в том, что на предстоящих выборах в ратушу буду выбирать из моих слободских собратьев такого, который окажет себя верным рабом Его Императорского величества...".

Возрождение татарских деревень. Сельская территория Татарстана, в свою очередь, оказалась разделенной на две этнические зоны. Наряду с татарским укладом жизни и укладом жизни чувашей, мари, сформировался русский сельский уклад жизни. Русские деревни были представлены, главным образом, помещичьими хозяйствами, основанными на крепостном труде. Крупными владельцами земли и крепостных крестьян являлись также казанский архиерейский дом, церкви и монастыри. В Татарстане имели свои земли некоторые помещики России, подмосковный Троице-Сергиевский монастырь, некоторые другие монастыри. Они владели большими участками на лучших черноземных пахотных землях, лугами, частично лесом, расположенными ближе к городам, крупным рекам, магистральным дорогам. Свободных ясачных русских крестьянских хозяйств в Татарстане было сравнительно мало.

В татарских деревнях крупных татарских помещиков, можно сказать, уже не оставалось. После конфискации их земель в ходе войны 1552 ггг 1580 гг. им не разрешалось восстанавливать свое хозяйство. В результате экономических ограничений, введенных властями, перестали существовать и крупные имения служилых татар Дебердеевых, Таишевых, Усмановых, Рахматовых, Тевкелевых, Алкиных. На татарских крестьян не распространялось крепостное право. Лицо татарской деревни определяли свободные ясачные крестьяне с благоустроенными домами и дворами. Основным их занятием было хлебопашество. Урожайность для своего времени была сносной -- на пуд посевного материала получали пять-шесть пудов зерна (сам-четвёрт, сам-пят). Это было выше, чем в хозяйствах, основанных на крепостном труде. Часть хлеба выделялась на продажу. Было восстановлено продуктивное животноводство.

Благоустраивались и укрупнялись сами деревни. Духовным центром деревни вновь становится восстановленная мечеть. Открываемые при них мектебы возрождают национальную систему образования. Формируется деревенская интеллигенция. В крупных деревнях оседали изгнанные в XVI--XVII вв. из городов ремесленники. Каждая деревня имела своих сапожников, портных, кузнецов, плотников, красильщиков и других специалистов. Наиболее распространенным делом были обработка шкур, кожи, изготовление обуви, полушубков, шапок, рукавиц. Распространено было изготовление суконной и полотняной одежды. Женщины пряли шерсть, лен собственного производства.

Продукция эта частично шла на продажу за пределы деревни. Первое время ее закупали на месте русские купцы-посредники. В XVIII в. формируется новый слой татарских купцов, вывозивших товар на местные рынки. В Казанской губернии центрами местных рынков становятся Атня, Ашит, Алаш, Саба, Матак и др. Местные центры татарской торговли выделились в Нижегородской, Пермской, Самарской, Симбирской, Уфимской губерниях. Постепенно эти рынки обретают татарско-русский характер.

Формирование национального торгового капитала. В 1754 г. правительство отменило внутренние пошлины. Российская экономическая система, российской рынок заработали более интенсивно. В 1763 г. Сенат издал Указ "О нечинений казанским служилым татарам препятствий в отпуске их в разные города для торговых промыслов". По регламенту 1776 г. татарам разрешалась торговля не только в восточных районах, но и во всей России. Национальная экономика Татарстана была включена в общероссийскую экономическую систему, в общероссийский рынок. Это обстоятельство в значительной степени нейтрализовало разъединительный эффект административной) разделения Татарстана между русскими губерниями. города, слободы и деревни, оказавшиеся в составе разных губфнйй, были втянуты в общее экономическое поле взаимодействия. Татарские предприниматели получили возможность приобщиться к обширной российской торговле и выйти на зарубежные рынки. В XVIII--XIX вв. берут начало династии многих татарских предпринимателей -- миллионеров и филантропов: Юнусовых, Апанаевых, Бурнаевых, Замановых, Аитовых, Аппаковых, Арсаевых (Ахмеровых), Усмановых, Сайдашёвых.

Вхождение Татарстана в общероссийскую экономическую систему, в общероссийский рынок имело для Татарстана двоякое значение. В результате возрождающаяся татарская национальная экономика оказалась подчиненной русской национальной экономике, превращающейся во всероссийскую. В то же время сохранялось единство татарской национальной экономической жизни и она возрождалась.

Большую роль в формировании национального торгового капитала сыграли служилые татары, лишенные привилегий на владение землей. Первыми они получили разрешение властей заниматься торговлей и вошли в систему торговли в городах, на крупных ярмарках, , заграничной торговли. Многие купцы Вышли из числа преуспевающих крестьян, Начавших торговлю на местных сельских базарах. В значительной степени они участвовали в хлебной торговле. К XIX в. заметным центром хлебной торговли стал Мамадыш, расположенный на елиянии водных путей, проходящих по Bяf ке и Каме. До данным 1859 г., в городе было зарегистрировано всего 145, в уезде -- 198 купцов, из которых большинство составляли татары. Такими же центрами торговли были Елабуга, Спасск, Чистополь, окруженные плодородными пахотными землями.

Развитыми Центрами торговли стали Свияжск -- на Свияге, Тетюши и Камское устье -- на Волге. В городах проводились ежегодные ярмарки. Объединяющим торговым центром выступала Казань со своими Гостиным двором, Сенным базаром, номерами гостиницы "Булгар". Татарские купцы более высокого уровня торговали в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Вятке, Рыбинске, Оренбурге, Ирбите, Ростове-на-Дону. Особенно славились Макарьевская ярмарка в Нижнем Новгороде, куда из Казани ее перенес Василий III в 1523 г.; Ирбитская ярмарка в Екатеринбургской губернии, которая с 1647 г. стала ежегодной и служила центром торгового обмена европейской России с Сибирью; Оренбургская ярмарка, игравшая главную роль в торговле со Средней Азией и Казахстаном. В Оренбургской губернии был, основан татарский торговый центр в Сеитовской слободе, купцы которой участвовали вместе с русскими купцами в торговом освоении Средней Азии и Казахстана. В числе этих купцов были и казанцы Гали Ищмуратов, братья Даутовы, Маматов и др.

В 1753 г. сеитовские купцы Надыр Сафаров и Якуб Ягафаров совершили четвертое (после Афанасия Никитина, Леонтия Юдина, Семена Маленького) торговое путешествие из Оренбурга в Индию. Татарский купец, известный под фамилией Китаев, участвовал в торговле с Китаем. По данным 1796г., в Казанской губернии было зарегистрировано 595 купцов-татaр, включая крупных. Согласно Жалованной грамоте в Казани в 1799 г., 32 татарские семьи имели звание гильдейских купцов, в том числе второй гильдии -- 8, третьей гильдии -- 24.

В XIX в. татарский торговый капитал превращается в значительную финансовую силу в российской экономике. Возникли влиятельные торговые дома на паевых началах, открывая эпоху акционерных обществ. В 1892 г. было зарегистрировано 10 татарских торговых домов.

Мануфактурное предпринимательство. Мануфактурное производство, стартовавшее в Западной Европе в середине XVI в., в Татар-стане в свои права вступило в конце XVII -- начале XVIII вв. В отличие от России, где преобладали тогда казенные, посессионные и вотчинные мануфактуры, татарские предприниматели создавали мануфактуры в основном на базе наемного труда. Их основателями были служилые татары, перешедшие в свое время в торговлю. Позже выросли и собственно татарские промышленники.

Первенцами мануфактурного производства стали медеплавильные заводы, ставить которые разрешалось только служилым крещеным татарам. В 1643 г. свою медеплавильную печь на Каме, в Казанской губернии поставил Тумашев. Позже, с 1743 г. в Кукморе (Мамадышский уезд), начал работать медеплавильный завод Асадуллы Иноземцева и его компаньона Абсалямова с общим числом мастеров и рабочих более 450 чел. (Таишевский завод). Завод имел 5 печей и 77 рудников, ежегодно поставлял на рынок более 1500 пудов чистой меди. В 1751 г. в Мензелин-ском уезде появился Иштиряковский медеплавильный завод, принадлежавший семье Иноземцевых. В 1763 г. заработал Пыжманский медеплавильный завод Кобелева в Вятских Полянах. Открыл свой медеплавильный завод Тевкелев. Татарские предприниматели внесли свой вклад в поташное производство. В 1895 г. в Царевококшайске заработал поташный завод Мухаммадкарима Каримова.

Предприниматели-татары сосредоточили свою мануфактурную деятельность в основном там, где не было им запрета -- в хлопчатобумажном ткачестве, в льноткацкой, кожевенной, суконной, мыловаренной областях, и создавали свои предприятия в Казанской, Вятской, Симбирской, Самарской, Саратовской, Астраханской и других губерниях, в составе которых оказались значительные территории с татарским населением. С 1718 г. в Казани начали работать кожевенные заводы купцов Апанаева, Абсалямова. Позже появились кожевенные заводы Исхака Галеева, Абдрашита Галанского и др. В середине XVIII в. число кожевенных заводов татарских предпринимателей в Казани достигло 17. Много кожевенных заводов поставили татарские предприниматели в Вятской губернии. В Карийской волости три кожевенных завода принадлежали Сагиту Мустафину, Саме-ту Девлетьярову,' Муслюму Абдулову. Свои кожевенные заводы имели: в. городе Слободской -- Мустафа Абдрахимов, в Малмыжском уезде -- Мухаммадрахим и Абдулла Утямышевы, в Глазове -- Усман Касимов и Усман Каримов. Необработанную кожу частично покупали на Оренбургской ярмарке, готовая продукция шла в города России и страны Востока.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48