Совершенствование деятельности культурно-досуговых центров
они не могут быть уложены в «прокрустово ложе» единого, типового проекта.
Центр досуга, реально возникнув, будет постоянно развиваться и обновлять
свою модель и технологию, чтобы полнее соответствовать своему назначению.
Практически все из представленных концепций центра досуга должны
пройти дальнейшее осмысление и доработку. Этот этап работы может идти
одновременно (и чуть впереди) с накоплением практического опыта, живым
творческим поиском ученых совместно с инициативными группами населения.
При создании современных культурно – досуговых центров важно
учитывать, чтобы такой центр представлял из себя полный комплекс услуг,
необходимый для организации и обеспечения массового активного отдыха,
развлечения, восстановления физических и духовных сил, способствующих
формированию культуры досуга человека. При этом главными принципами,
лежащими в основе концепции формирования центров досуга как учреждений
культуры нового типа, являются требования целостности, полноты, доступности
и непрерывности пространства и процесса досуговой деятельности,
подтвержденных исследованиями и экспериментами.
В основе концепции лежит модель рекреационной и досуговой
деятельности, ставящая главной целью воспроизводство человека: творческих
способностей, социальной активности и физических сил, необходимых в его
основной жизнедеятельности.
В своей работе центры досуга должны ориентироваться на достижение
следующих целей:
удовлетворение потребностей всех социально-демографических групп населения
вне зависимости от уровня их подготовленности к активным досуговым
занятиям;
предоставление набора занятий, обеспечивающего каждому из посетителей
центра полной возможности реализации досуговой активности;
обеспечение поступательного процесса включения населения в современную
сферу досуга, воспитания культуры рационального использования свободного
времени;
активизация деятельности всех существующих учреждений общественного
обслуживания путем разработки и постановки на их базе высококачественных,
современных досуговых программ, пользующих спросом у населения.
Для достижения указанных целей центры досуга выполняют следущие
функции:
разработка, постановка, оснащение и запуск новых досуговых программ и
мероприятий с постоянным обновлением и совершенствованием своей технической
базы:
переподготовка специалистов для работы с новыми техническими средствами и
осуществление соответствующих досуговых программ;
прокат досуговых программ и проведение мероприятий для посетителей как на
базе самих центров, так и их филиалов, на выездных площадках учреждений и
организаций.
Прокатными площадками могут служить практически все учреждения:
клубы и дома культуры, кафе и рестораны, спортивные залы и стадионы,
детские сады и школы, парки, концертные залы и т.д. Программы,
подготовленные специалистами центра досуга, могут проводится как
работниками самих центров, так и соответствующим образом обученными
сотрудниками учреждений, прокатывающих эти программы на своей базе;
апробация, отработка и внедрение новой техники, разрабатываемой
промышленностью для использования в сфере досуга.
Содержание деятельности центров досуга включает как необходимые
составляющие следующие виды занятий:
культурно-зрелищные программы с активным включением посетителей в
театрализованное действие;
подвижные игры и развлечения, допускающие равновозможное участие
подготовленных и неподготовленных, нетренированных людей всех возрастов;
оздоровительные мероприятия по регуляции физической и психической нагрузки,
балансирующие общее состояние человека, его самочувствие;
логические игры, деловые игры, имитирующие конфликтные и проблемные
ситуации, знакомые и интересные всем посетителям;
аттракционы, развивающие ловкость, координированность движений, внимание,
реакцию;
досуговые церемонии и ритуалы застолья, общения, танца, воссоздающие
культурные нормы различных народов мира.
Наряду с основными функциональными элементами в деятельности центра
присутствуют обеспечивающие подразделения:
информационно-распределительное, ориентирующее посетителя в выборе его
индивидуальной программы отдыха в центре досуга;
экспериментально-постановочное, занимающееся разработкой новых досуговых
программ и определяющее политику его долговременных мероприятий;
творческие мастерские, объединяющие специалистов, работающих над отдельными
проблемами обеспечения и организации досуговой деятельности;
производственно-техническое, выполняющее функцию обеспечения нормальной
работы оборудования и оснащения центра.
каждому направлению работы центра досуга соответствует специально
оборудованный сектор, включающий ряд помещений оснащенных самой современной
аппаратурой.
Разнообразие программ и полнота содержания досуговой деятельности
обеспечиваются единой системой преобразования среды, включающей музыкально-
шумовое оформление, световую партитуру, трансформацию внутреннего
пространства и т.д.
Важной отличительной особенностью центра досуга как учреждения
культуры нового типа является не только комплексность предлагаемых услуг,
но и их качество, соответствующее высшим показателям мировых стандартов и
обеспечиваемое современной техникой и технологией. Опережая по всем
основным показателям деятельности другие учреждения общественного
обслуживания, занимающиеся обеспечением и организацией досуга, центры
досуга будут не только сохранять лидирующее положение по экономическим
показателям, но и служить экспериментальной базой развития всей сферы
досуга. Уникальность предлагаемых программ досуговой деятельности сделает
центры не только самоокупаемыми, но и прибыльными предприятиями в сфере
досуга. Для обеспечения высшего уровня привлекательности центра досуга
потребуется оснастить его полным набором как современнейших технических
средств, с которыми население столкнется лишь здесь.
Пространственное решение, техническое вооружение, хозяйственно-
правовое, экономическое обеспечение деятельности – первые шаги в
формировании центра досуга как учреждения культуры нового типа. Необходимым
шагом к его активному функционированию является подготовка кадров,
обеспечивающих и осуществляющих деятельность центров досуга. Для
формирования системы центров досуга к работе в них будут привлекаться
специалисты разных областей деятельности: педагоги, психологи, художники,
режиссеры, методисты, менеджеры и др. Потребуется совершить процесс
переориентации работника учреждения культуры из узкопрофессиональной
позиции на комплексный, системный подход к собственной деятельности.
Такой специалист должен будет освоить практически:
культуру досуговой деятельности во всей полноте ее содержания и во всех ее
аспектах;
все современные технические средства, используемые как для
непосредственного обслуживания посетителей центров, так и для обеспечения
условий их деятельности, для подготовки и разработки досуговых программ;
методы ведения досуговых программ с соблюдением всех принципов их
реализации;
искусство общения в условиях свободного выбора посетителями программ их
собственной деятельности;
логику разработки и постановки новых досуговых программ;
методику организации деятельности творческих мастерских, формирования
постоянного актива посетителей центра досуга.
Осуществление поиска нестандартных подходов и решений, который связан
с тем, что досуговые занятия современного социума в силу дифференциации
интересов и запросов молодежи и всего населения в целом уже не вписываются
в жесткие рамки традиционных форм.
Ярко выраженная социальная открытость культурных центров находит
отражение в создании зон и секторов свободного общения, любительства,
мастерства. Благоприятные условия в них не только способствуют саморазвитию
и самовоспитанию личности, но и обеспечивают свободу самодвижений детей,
подростков, взрослых к подлинно творческой досуговой деятельности.
Зоны любительства и мастерства, где каждому жителю социума
гарантируется выбор досуговых занятий, могут претендовать и на статус
авторской школы: взрослые увлекают своим любимым делом детей и подростков,
а возникающая на этой основе досуговая общность получает возможность для
творческой самоорганизации, самовыражения и самоутверждения. Закономерен
вывод о том, что авторские школы, которые раньше связывались главным
образом со школьным учебным процессом, сегодня становятся естественным и
необходимым атрибутом социально-культурной сферы.
Несмотря на различия в содержании и подходах, разно профильные
социально-культурные центры выделяются общей для всех чертой – своей
интегративной функцией в общественном воспитании детей и подростков. На
основе изучения окружающей Среды они способствуют социализации их досуга
через укрепления и обогащение связей и отношений ребенка, подростка с
семьей и обществом. Именно в этом и состоит важная роль досуговых центров
как посредников между социальной средой и микромиром личности. Центры
внедряют в практику с социуме множество альтернативных, традиционных и
нетрадиционных, массовых и групповых форм с ярко выраженной досуговой
направленностью и механизмом общения: «семья – дети», «семья – семья»,
«дети – дети», «дети – подростки – взрослые». Здесь можно выделить
различные варианты детских и семейных праздников и фестивалей: Дни матери;
Дни отца; Дни бабушек и дедушек; игровые семейные конкурсы-состязания;
«Спортивная семья»; «Музыкальная семья»; «Семья-эрудит» и др.; конкурсы
семейных, родительских газет; ярмарки-распродажи семейных поделок;
читательские конференции типа «Круг семейного чтения» и т.д.
На базе культурных центров функционируют инвариантные модели детских,
подростковых и смешанных семейных клубов и любительских объединений,
фольклорных коллективов, самодеятельных ансамблей, этнографических
экспедиций, семейных мастерских прикладного творчества.
Апробируется множество форм социальной, психологической реабилитации
детей, подростков, взрослых, в первую очередь из неполных, трудных,
малоимущих, молодых, многодетных семей: телефоны доверия, открытые
телефоны, консультации психологов, врачей, педагогов, юристов, социальные
гостиные, группы общения и клубы семейного воспитания и т.д. В этих и
других формах дети, подростки, взрослые постигают сложный, многогранный
опыт социально-культурной деятельности, преодолевают внутренние конфликты,
дефицит взаимного доверия в семьях и в социуме, обретают возможности для
осуществления творческих замыслов.
Здесь уместно рассказать об опыте городского культурного центра
«Смена» северо-восточного округа города Москвы. Сотрудники этого центра
нашли свой выход из кризисной ситуации. Создали единую перспективную
программу действий, чтобы преодолеть инерцию мероприятий и
малохудожественной самодеятельности.
Одной из первых была программа музыкально хореографической гостиной
«Альбом Чайковского», ставшая по существу, синтезом всех муз (музыки,
хореографии, поэзии, театра). Все соответствующие клубные коллективы были
задействованы в общий круг творчества. Следующая программа посвящалась
великим русским композиторам в органичной связи с великой русской поэзией:
Свиридов-Пушкин, Свиридов-Есенин, Рахманинов, Скрябин, Серебряный век.
Открыли новые направления в работе, стала возможной организация службы
социально-психологической помощи подросткам, разработали единые учебно-
творческие программы занятий детей с ориентацией на познавательную
доминанту, пришли и ветераны. Постепенно все от 3-х до 70-ти лет –
чувствовали себя в общем доме.
Директор этого Культурного центра Никифорова Е., считает, что именно
высокие технологии сегодня крайне необходимы в гуманитарной сфере, и,
конечно, в нашей клубной практике. Схема, на мой взгляд, проста: идея
(концепция) – программа – механизм реализации (современные и совершенные
методы обеспечения).
Конечно же, генератором такой технологии является человек. В свое
время пришел в «Смену» опытнейший актер и режиссер, подлинно интеллигентный
человек Е.А.Иванов с идеей и концепцией создания исторического детско-
юношеского театра. Предложил программу учебы ребят по истории театра от
античности до русского классического театра, а также в организации
постановок спектаклей в сотворчестве с музыкальными танцевальными
коллективами, с клубом поэзии. И не только предложил программу, а взял на
себя всю полноту ответственности за ее практическое воплощение «Она
реализуется благодаря организационному и материальному обеспечению,
постоянному анализу и контролю выполнения».
Коллектив Культурного центра «Смена» понимает, что культура не
обслуживает население, но формирует человека, его жизненные и гражданские
идеалы, нравственные чувства. Она делает личность своим субъектом.
«Не надо забывать, что дети и подростки, юноши и девушки, добровольно
приходящие в клуб, вовлечены в процесс воспитания, а оно и есть погружение
человека в культурное поле социума, в котором происходит “прививка”
культуры труда, поведения, отношений».
Одним из подразделений городского культурного центра является центр
социально-психологической помощи подросткам «Перекресток», который работает
в плане социально-психологической реабилитации «трудных» детей и подростков
уже в течении семи лет. Под активным патронажем сегодня находится 90 детей
и подростков группы социального риска 12-19 лет. Они повседневно находятся
в поле зрения и внимания. И они знают, что их не забыли, и придут к ним на
помощь.
Идеологией этого центра являются принципы гуманизма, социальной
справедливости, гуманитаризации воспитания. «Основная наша задача состоит в
том, чтобы дать возможность осознать и почувствовать всем «трудным» детям
и подросткам, что они не отбросы общества, что они люди, личности нужные
отечеству, что у каждого есть будущее.
Основной педагогический принцип – это чуть-чуть полюбить ребенка – и
откроется его душа, и засветится в ней искорки Веры, Надежды, Любви».
Вся работа по социально-психологической реабилитации «трудных»
подростков строится на основе 10 программ. Вот лишь некоторые из них:
«Старший друг», или семейная программа предусматривает осуществления
семейного патронажа, систематическое посещение социальным педагогом или
психологом неблагополучных семей с целью обучения родителей и детей
правильным взаимоотношениям. Ведь зачастую проблема ребенка – это, прежде
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|