скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Совершенствование деятельности культурно-досуговых центров скачать рефераты

они не могут быть уложены в «прокрустово ложе» единого, типового проекта.

Центр досуга, реально возникнув, будет постоянно развиваться и обновлять

свою модель и технологию, чтобы полнее соответствовать своему назначению.

Практически все из представленных концепций центра досуга должны

пройти дальнейшее осмысление и доработку. Этот этап работы может идти

одновременно (и чуть впереди) с накоплением практического опыта, живым

творческим поиском ученых совместно с инициативными группами населения.

При создании современных культурно – досуговых центров важно

учитывать, чтобы такой центр представлял из себя полный комплекс услуг,

необходимый для организации и обеспечения массового активного отдыха,

развлечения, восстановления физических и духовных сил, способствующих

формированию культуры досуга человека. При этом главными принципами,

лежащими в основе концепции формирования центров досуга как учреждений

культуры нового типа, являются требования целостности, полноты, доступности

и непрерывности пространства и процесса досуговой деятельности,

подтвержденных исследованиями и экспериментами.

В основе концепции лежит модель рекреационной и досуговой

деятельности, ставящая главной целью воспроизводство человека: творческих

способностей, социальной активности и физических сил, необходимых в его

основной жизнедеятельности.

В своей работе центры досуга должны ориентироваться на достижение

следующих целей:

удовлетворение потребностей всех социально-демографических групп населения

вне зависимости от уровня их подготовленности к активным досуговым

занятиям;

предоставление набора занятий, обеспечивающего каждому из посетителей

центра полной возможности реализации досуговой активности;

обеспечение поступательного процесса включения населения в современную

сферу досуга, воспитания культуры рационального использования свободного

времени;

активизация деятельности всех существующих учреждений общественного

обслуживания путем разработки и постановки на их базе высококачественных,

современных досуговых программ, пользующих спросом у населения.

Для достижения указанных целей центры досуга выполняют следущие

функции:

разработка, постановка, оснащение и запуск новых досуговых программ и

мероприятий с постоянным обновлением и совершенствованием своей технической

базы:

переподготовка специалистов для работы с новыми техническими средствами и

осуществление соответствующих досуговых программ;

прокат досуговых программ и проведение мероприятий для посетителей как на

базе самих центров, так и их филиалов, на выездных площадках учреждений и

организаций.

Прокатными площадками могут служить практически все учреждения:

клубы и дома культуры, кафе и рестораны, спортивные залы и стадионы,

детские сады и школы, парки, концертные залы и т.д. Программы,

подготовленные специалистами центра досуга, могут проводится как

работниками самих центров, так и соответствующим образом обученными

сотрудниками учреждений, прокатывающих эти программы на своей базе;

апробация, отработка и внедрение новой техники, разрабатываемой

промышленностью для использования в сфере досуга.

Содержание деятельности центров досуга включает как необходимые

составляющие следующие виды занятий:

культурно-зрелищные программы с активным включением посетителей в

театрализованное действие;

подвижные игры и развлечения, допускающие равновозможное участие

подготовленных и неподготовленных, нетренированных людей всех возрастов;

оздоровительные мероприятия по регуляции физической и психической нагрузки,

балансирующие общее состояние человека, его самочувствие;

логические игры, деловые игры, имитирующие конфликтные и проблемные

ситуации, знакомые и интересные всем посетителям;

аттракционы, развивающие ловкость, координированность движений, внимание,

реакцию;

досуговые церемонии и ритуалы застолья, общения, танца, воссоздающие

культурные нормы различных народов мира.

Наряду с основными функциональными элементами в деятельности центра

присутствуют обеспечивающие подразделения:

информационно-распределительное, ориентирующее посетителя в выборе его

индивидуальной программы отдыха в центре досуга;

экспериментально-постановочное, занимающееся разработкой новых досуговых

программ и определяющее политику его долговременных мероприятий;

творческие мастерские, объединяющие специалистов, работающих над отдельными

проблемами обеспечения и организации досуговой деятельности;

производственно-техническое, выполняющее функцию обеспечения нормальной

работы оборудования и оснащения центра.

каждому направлению работы центра досуга соответствует специально

оборудованный сектор, включающий ряд помещений оснащенных самой современной

аппаратурой.

Разнообразие программ и полнота содержания досуговой деятельности

обеспечиваются единой системой преобразования среды, включающей музыкально-

шумовое оформление, световую партитуру, трансформацию внутреннего

пространства и т.д.

Важной отличительной особенностью центра досуга как учреждения

культуры нового типа является не только комплексность предлагаемых услуг,

но и их качество, соответствующее высшим показателям мировых стандартов и

обеспечиваемое современной техникой и технологией. Опережая по всем

основным показателям деятельности другие учреждения общественного

обслуживания, занимающиеся обеспечением и организацией досуга, центры

досуга будут не только сохранять лидирующее положение по экономическим

показателям, но и служить экспериментальной базой развития всей сферы

досуга. Уникальность предлагаемых программ досуговой деятельности сделает

центры не только самоокупаемыми, но и прибыльными предприятиями в сфере

досуга. Для обеспечения высшего уровня привлекательности центра досуга

потребуется оснастить его полным набором как современнейших технических

средств, с которыми население столкнется лишь здесь.

Пространственное решение, техническое вооружение, хозяйственно-

правовое, экономическое обеспечение деятельности – первые шаги в

формировании центра досуга как учреждения культуры нового типа. Необходимым

шагом к его активному функционированию является подготовка кадров,

обеспечивающих и осуществляющих деятельность центров досуга. Для

формирования системы центров досуга к работе в них будут привлекаться

специалисты разных областей деятельности: педагоги, психологи, художники,

режиссеры, методисты, менеджеры и др. Потребуется совершить процесс

переориентации работника учреждения культуры из узкопрофессиональной

позиции на комплексный, системный подход к собственной деятельности.

Такой специалист должен будет освоить практически:

культуру досуговой деятельности во всей полноте ее содержания и во всех ее

аспектах;

все современные технические средства, используемые как для

непосредственного обслуживания посетителей центров, так и для обеспечения

условий их деятельности, для подготовки и разработки досуговых программ;

методы ведения досуговых программ с соблюдением всех принципов их

реализации;

искусство общения в условиях свободного выбора посетителями программ их

собственной деятельности;

логику разработки и постановки новых досуговых программ;

методику организации деятельности творческих мастерских, формирования

постоянного актива посетителей центра досуга.

Осуществление поиска нестандартных подходов и решений, который связан

с тем, что досуговые занятия современного социума в силу дифференциации

интересов и запросов молодежи и всего населения в целом уже не вписываются

в жесткие рамки традиционных форм.

Ярко выраженная социальная открытость культурных центров находит

отражение в создании зон и секторов свободного общения, любительства,

мастерства. Благоприятные условия в них не только способствуют саморазвитию

и самовоспитанию личности, но и обеспечивают свободу самодвижений детей,

подростков, взрослых к подлинно творческой досуговой деятельности.

Зоны любительства и мастерства, где каждому жителю социума

гарантируется выбор досуговых занятий, могут претендовать и на статус

авторской школы: взрослые увлекают своим любимым делом детей и подростков,

а возникающая на этой основе досуговая общность получает возможность для

творческой самоорганизации, самовыражения и самоутверждения. Закономерен

вывод о том, что авторские школы, которые раньше связывались главным

образом со школьным учебным процессом, сегодня становятся естественным и

необходимым атрибутом социально-культурной сферы.

Несмотря на различия в содержании и подходах, разно профильные

социально-культурные центры выделяются общей для всех чертой – своей

интегративной функцией в общественном воспитании детей и подростков. На

основе изучения окружающей Среды они способствуют социализации их досуга

через укрепления и обогащение связей и отношений ребенка, подростка с

семьей и обществом. Именно в этом и состоит важная роль досуговых центров

как посредников между социальной средой и микромиром личности. Центры

внедряют в практику с социуме множество альтернативных, традиционных и

нетрадиционных, массовых и групповых форм с ярко выраженной досуговой

направленностью и механизмом общения: «семья – дети», «семья – семья»,

«дети – дети», «дети – подростки – взрослые». Здесь можно выделить

различные варианты детских и семейных праздников и фестивалей: Дни матери;

Дни отца; Дни бабушек и дедушек; игровые семейные конкурсы-состязания;

«Спортивная семья»; «Музыкальная семья»; «Семья-эрудит» и др.; конкурсы

семейных, родительских газет; ярмарки-распродажи семейных поделок;

читательские конференции типа «Круг семейного чтения» и т.д.

На базе культурных центров функционируют инвариантные модели детских,

подростковых и смешанных семейных клубов и любительских объединений,

фольклорных коллективов, самодеятельных ансамблей, этнографических

экспедиций, семейных мастерских прикладного творчества.

Апробируется множество форм социальной, психологической реабилитации

детей, подростков, взрослых, в первую очередь из неполных, трудных,

малоимущих, молодых, многодетных семей: телефоны доверия, открытые

телефоны, консультации психологов, врачей, педагогов, юристов, социальные

гостиные, группы общения и клубы семейного воспитания и т.д. В этих и

других формах дети, подростки, взрослые постигают сложный, многогранный

опыт социально-культурной деятельности, преодолевают внутренние конфликты,

дефицит взаимного доверия в семьях и в социуме, обретают возможности для

осуществления творческих замыслов.

Здесь уместно рассказать об опыте городского культурного центра

«Смена» северо-восточного округа города Москвы. Сотрудники этого центра

нашли свой выход из кризисной ситуации. Создали единую перспективную

программу действий, чтобы преодолеть инерцию мероприятий и

малохудожественной самодеятельности.

Одной из первых была программа музыкально хореографической гостиной

«Альбом Чайковского», ставшая по существу, синтезом всех муз (музыки,

хореографии, поэзии, театра). Все соответствующие клубные коллективы были

задействованы в общий круг творчества. Следующая программа посвящалась

великим русским композиторам в органичной связи с великой русской поэзией:

Свиридов-Пушкин, Свиридов-Есенин, Рахманинов, Скрябин, Серебряный век.

Открыли новые направления в работе, стала возможной организация службы

социально-психологической помощи подросткам, разработали единые учебно-

творческие программы занятий детей с ориентацией на познавательную

доминанту, пришли и ветераны. Постепенно все от 3-х до 70-ти лет –

чувствовали себя в общем доме.

Директор этого Культурного центра Никифорова Е., считает, что именно

высокие технологии сегодня крайне необходимы в гуманитарной сфере, и,

конечно, в нашей клубной практике. Схема, на мой взгляд, проста: идея

(концепция) – программа – механизм реализации (современные и совершенные

методы обеспечения).

Конечно же, генератором такой технологии является человек. В свое

время пришел в «Смену» опытнейший актер и режиссер, подлинно интеллигентный

человек Е.А.Иванов с идеей и концепцией создания исторического детско-

юношеского театра. Предложил программу учебы ребят по истории театра от

античности до русского классического театра, а также в организации

постановок спектаклей в сотворчестве с музыкальными танцевальными

коллективами, с клубом поэзии. И не только предложил программу, а взял на

себя всю полноту ответственности за ее практическое воплощение «Она

реализуется благодаря организационному и материальному обеспечению,

постоянному анализу и контролю выполнения».

Коллектив Культурного центра «Смена» понимает, что культура не

обслуживает население, но формирует человека, его жизненные и гражданские

идеалы, нравственные чувства. Она делает личность своим субъектом.

«Не надо забывать, что дети и подростки, юноши и девушки, добровольно

приходящие в клуб, вовлечены в процесс воспитания, а оно и есть погружение

человека в культурное поле социума, в котором происходит “прививка”

культуры труда, поведения, отношений».

Одним из подразделений городского культурного центра является центр

социально-психологической помощи подросткам «Перекресток», который работает

в плане социально-психологической реабилитации «трудных» детей и подростков

уже в течении семи лет. Под активным патронажем сегодня находится 90 детей

и подростков группы социального риска 12-19 лет. Они повседневно находятся

в поле зрения и внимания. И они знают, что их не забыли, и придут к ним на

помощь.

Идеологией этого центра являются принципы гуманизма, социальной

справедливости, гуманитаризации воспитания. «Основная наша задача состоит в

том, чтобы дать возможность осознать и почувствовать всем «трудным» детям

и подросткам, что они не отбросы общества, что они люди, личности нужные

отечеству, что у каждого есть будущее.

Основной педагогический принцип – это чуть-чуть полюбить ребенка – и

откроется его душа, и засветится в ней искорки Веры, Надежды, Любви».

Вся работа по социально-психологической реабилитации «трудных»

подростков строится на основе 10 программ. Вот лишь некоторые из них:

«Старший друг», или семейная программа предусматривает осуществления

семейного патронажа, систематическое посещение социальным педагогом или

психологом неблагополучных семей с целью обучения родителей и детей

правильным взаимоотношениям. Ведь зачастую проблема ребенка – это, прежде

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15