скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Совершенствование деятельности культурно-досуговых центров скачать рефераты

гармонировала с глубокими нравственными и эстетическими чувствами,

поднимала их.

Не должно в учреждении культуры быть таких фактов, когда уют и

эстетическая выразительность оформления помещения находится в противоречии

с бессодержательностью мероприятий и устарелостью их форм. На фоне плохо

организованных мероприятий даже хорошее оформление лишь усугубляет ощущение

бессодержательности. А отрицательные моменты оформления только усиливают

недостатки содержания. Таким образом, нужно стремится к формированию

целостной культурно-досуговой среды, которая влияет на характер и

содержание досуговых программ и вызывает у людей потребность активного

участия в них.

В педагогическом плане, деятельность культурно-досугового учреждения,

состоит не столько в том, чтобы предоставить каждому индивиду как можно

более разнообразную сумму занятий, сколько в том, чтобы через то дело,

которым человек любит заниматься на досуге, как можно более многообразно и

глубоко развивать различные стороны его личности: интеллект,

нравственность, эстетические чувства, вся работа современных культурно-

досуговых центров должна базироваться на определенной перспективе на такой

системе мероприятий, которая бы удовлетворяла не только потребности в

отдыхе, или в новой информации но и развила бы способности личности.

Следовательно, досуг выступает как фактор становления и развития личности

усвоения ею культурных и духовных ценностей.

Этот процесс называет социализацией, а культурно-досуговое учреждение

является институтом социализации.

Благодаря социализации молодой человек приобщается к социальной

жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль.

Социализация не одноразовый и кратковременный, а длительный и многоактный

процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни индивида, начиная с

младенчества и вплоть до глубокой старости. С одной стороны, общество

постоянно развивается, изменяются его структура, цели и задачи, ценности и

нормы и т.д. С другой стороны, общество постоянно развивается, изменяются

его структура, цели и задачи, ценности и нормы и т.д. С другой – в течение

своей жизни многократно меняется сам человек, его возраст, взгляды, вкусы,

привычки, правила поведения, статусы и роли. Благодаря социализации люди

реализуют свои потребности, возможности и способности, налаживают

нормальные отношения с другими членами общества, их группами, социальными

институтами и организациями, с обществом в целом. Все это позволяет им

чувствовать себя в обществе, в социальной жизни уверенно и комфортно.

Социализация личности происходит в основном на базе группового опыта.

Именно в результате социального взаимодействия людей в малых и более или

менее крупных социальных группах происходит усвоение человеком накопленных

обществом знаний и опыта, выработанных им ценностей и норм. Это составляет

фундамент облика любой нормальной личности и вместе с тем единства и

целостности социальной группы и всего общества. Но нельзя сбрасывать со

счетов и роль индивидуального опыта в процессе социализации, определяющего

неповторимость и уникальность каждой отдельной личности. Нет, и не может

быть двух абсолютно одинаковых процессов социализации личности, и поэтому

нет, и не бывает двух абсолютно одинаковых личностей.

На различных этапах жизни человека социализация имеет свои

существенные особенности. В этой связи процесс социализации включает

несколько специфических стадий: детство, юность, зрелость, старость.

Наиболее интенсивно процесс социализации происходит в детстве и юности.

На начальной стадии социализации осуществляется подготовка молодежи к

жизни в мире взрослых. Главная роль здесь принадлежит родителям – первым

агентам социализации. Будучи первичными, взаимоотношения родителей и детей

оказывают решающее воздействие на другие стадии социализации в силу своей

близости, ответственности, эмоциональности и продолжительности. На этом

этапе ребенок овладевает мыслительными и познавательными навыками,

осваивает все более сложные системы правил поведения, начинает знакомство с

образцами культурных ценностей и норм, учится следовать им даже тогда,

когда еще не всегда хорошо понимает их смысл и содержание.

Помимо родителей, большой и все возрастающий вклад в социализацию

личности вносят детские дошкольные воспитательные заведения, школа, центры

внешкольной работы, культурно-досуговые учреждения, детские и другие

программы средств массовой информации и т.д.

На юношеском этапе (13-19 лет) – на этом «сложном», «переходном»,

«трудном», «переломном», «нестабильном» периоде своей жизни – подростки и

молодые люди приобретают значительно более широкие знания, завершают

формирование фундамента своей личности и своего мировоззрения, осмысливают

в основном через ближайшее окружение свое место и роль в жизни. В

социализации этого периода прослеживается ряд особенностей. Это –

возникновение параллельных систем ценностей и взглядов на мир, которые

несут разные агенты социализации – родители, школа, сверстники. Они во

многом по разному трактуют социальный мир, что затрудняет социализацию

подростка. Эффективнее здесь зачастую срабатывает не то, что действительно

нужно, а то, что ярче, эмоциональный фактор нестабилен и недолговечен.

Отсюда юношеские шатания, колебания и ошибки, часто даже серьезные. К этому

добавляются и неоправданные ограничения со стороны родителей и школы,

которые часто дают не лучшие результаты.

В культурно-досуговом учреждении происходит процесс расширения,

умножения социальных связей индивида с внешним миром. Это является общей

характеристикой сфер, в которых осуществляется социализация: деятельность,

общение, самосознание. Можно смело утверждать, что современные учреждения

культуры выступают своеобразным «центром» объединения и взаимодействия этих

трех сфер, меняя личности. Дадим краткую характеристику этих сфер.

В сфере деятельности, на протяжении всего процесса социализации

человек осваивает все новые и новые виды деятельности. При этом происходят

еще три важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе связей,

присутствующих в каждом виде деятельности через посредство личностным

смыслом, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых

аспектов деятельности, причем не просто уяснения, но и их освоение. Это

можно назвать личностным выбором деятельности.

Второй процесс - это сосредоточение внимания на нем и соподчинения

ему всех остальных деятельностей.

И третий процесс – это освоение личностью в ходе реализации

деятельности новых ролей и осмысление их значимости. В ходе всех этих трех

процессов происходит расширение возможностей индивида именно как субъекта

деятельности.

Общение неразрывно связано с деятельностью. В сфере общения происходит

расширение круга общения молодого человека, обогащение его содержания,

углубления познания другого человека, развитие навыков общения. Здесь

происходит переход от монологического общения к диалогическому, т.е. умение

ориентироваться на партнера. Общение составляет фундамент многих видов

деятельности на досуге и является важным процессом всей жизнедеятельности

человека.

И третья сфера – это развитие самосознания личности. Здесь

осуществляется формирование образа собственного я, как активного субъекта

деятельности, осмысление своей социальной роли и принадлежности,

формирование самооценки. Еще одним свойством самосознания является то, что

это процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением

социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения.

Таким образом, процесс социализации выступает как единство изменений

всех трех сфер. «Они взятые в целом, создают для индивида расширяющуюся

действительность», в которой он действует, познает и общается, тем самым

осваивая не только ближайшую микросреду но и всю систему социальных

отношений (1,с. 280). Осваивая это, человек вносит в нее свой опыт,

творческий подход, поэтому кроме активного преобразования, нет другой формы

освоения действительности. Это и является важным положением, которое

означает необходимость выявления того конкретного «сплава», возникающего на

каждом этапе социализации между двумя сторонами этого процесса: усвоением

социального опыта и воспроизведением его. Как раз этот процесс и

реализуется в институтах социализации, которыми являются культурно-

досуговые учреждения.

Своеобразной формой социализации человека является его деятельность по

интересам в досуговой сфере. В социалистическом аспекте деятельность по

интересам (хобби) представляет собой постоянную добровольную, эмоционально

насыщенную деятельность, целью которой является развитие и саморазвитие

личности молодого человека. Социальное назначение хобби состоит в том, что

здесь человек иногда достигает более высокого мастерства, чем в

профессиональной деятельности. Деятельность по интересам, достигая уровня

социально значимых инициатив, вносит свой вклад в создание новых

социокультурных ценностей.

В настоящее время в сфере молодежного досуга сложились два основных

вида этой деятельности – общественно организованное любительство (клубы по

интересам, любительские объединения, инициативные клубы и т.д.) и

организационно не оформленные досуговые общности, индивидуальные досуговые

увлечения.

Процесс социализации и культурного развития личности участников

любительских объединений, клубов по интересам в отличие от традиционных

коллективов художественной самодеятельности осуществляется не в жестких

ролевых однозначно очерченных границах, а в процессе реально складывающихся

досуговых ситуаций. Любительские объединения обладают более высокой по

сравнению с традиционными досуговыми самодеятельными коллективами

(хоровыми, театральными, хореографическими и др.) степенью самоорганизации

и самоуправляемости.

Добровольный выбор видов деятельности, эмоционально насыщенные

отношения, подвижные границы между культурно-познавательными, культурно-

творческими и рекреационными элементами значительно ускоряют и облегчают

процесс адаптации индивида к любительским видам досуговой деятельности. В

них заложены возможности самовыражения и самоутверждения жизненной позиции

человека, активного проявления его творческих потенциальных возможностей. В

качестве характерных признаков любительских объединений можно назвать общий

интерес к какому-либо виду групповой свободной деятельности; общественную

направленность деятельности, объединения; слияние интересов личностных и

микрсоциума; общность мотивов совместной деятельности участников,

определяемой социально значимыми целями.

Определение показателей и классификация любительской деятельности

имеют немаловажное значение для совершенствования структуры и содержания

досуга. Являясь наиболее совершенным видом досугового коллектива,

любительские объединения полнее отражают самодеятельную природу досуговой

деятельности как возможность широкого приобщения молодых людей к

разнообразным формам досуга. В любительском движении основным способом

приобщения к культурной деятельности, формирования личности, ее

социализации в различных сферах жизнедеятельности является неформальное

досуговое общение. В качестве показателя культуры досуга можно принять

степень социальной активности индивида, его самоопределения в соответствии

со склонностями, желаниями, потребностями и интересами. Показателем уровня

свободной деятельности могут выступать реальные возможности выбора

различных видов досуговой деятельности, свобода выбора различных видов

досуговой деятельности, свобода выбора того или иного ее вида.

Другими не менее важным социально значимым показателем молодежного

досуга является качество услуг, предоставляемых культурно-досуговыми

учреждениями. Оно может быть определено через соотношение количества и

качества удовлетворяемых индивидуальных и групповых культурных

потребностей. Такие показатели необходимы для выработки стратегии развития

культурно-обозревательных возможностей досуга, а также для отработки

механизмов воздействия досугового общения на социализацию и культуру

индивида. Универсальным показателем культурной зрелости индивида может

выступать степень социально-культурной развитости, ее отношение к природе,

другим людям, а в конечном итоге к самому себе.

Сегодня наиболее остро ощущается потребность в выработки интегральных

показателей, промежуточных и конечных результатов социокультурной

деятельности, формирование социально значимых целей и нормативов. Знание

определенных норм, которых придерживается индивид, социальная группа, т.е.

социальных стандартов, признанных в конкретном социокультурной среде,

позволит выйти на уровни социализации. Люди зачастую придерживаются норм,

принятых в своей среде, ибо у каждой личности есть свои потребности

(общении, признания), а удовлетворить их можно через ближайшее окружение.

На основе понимания характерных особенностей, культурных, нравственных,

эстетических и других норм формируется и развивается личность, происходит

как уже было сказано выше ее социализация, приобщение к определенном микро

социализации.

Социальная значимость культурно-досуговой деятельности заключается в

ее влиянии на развитие творческих задатков и способностей молодого человека

и уровень его удовлетворения культурно-досугового учреждения.

Сегодня мы все должны осознать, что культура вступила в качественно новый

этап развития. Возникает новая ситуация во взаимодействии культуры и

социальной сферы. Культура выступает как динамическая сила, формирующая

жизнь общества, оказывающая громадное решающее воздействие на развитие

общественных отношений. И в этом смысле учреждение культуры должны

выступать важным средством повышения органичности социально-культурного

развития.

В настоящее время деятельность культурно-досугового учреждения должна

решать, прежде всего, социальные проблемы в регионе, предлагая новые модели

образа жизни. Сфера досуга сегодня становится сосредоточением таких

социальных проблем, которые общество не может решить в других сферах

жизнедеятельности (наркомания, алкоголизм, преступность, проституция и

др.). Конечно, это не означает, что досуговая деятельность в полной мере

способна выполнить данный социальный заказ, но предложить альтернативные,

социально-значимые досуговые программы клубная сфера обязана. Деятельность

досуговых учреждений должна быть направлена на создание наиболее

благоприятных, оптимальных условий для отдыха, для развития духовных и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15