скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Совершенствование деятельности культурно-досуговых центров скачать рефераты

всего, проблема родителей.

«Школа выживания» - эта программа дает специальные знания о том, как выжить

не только в условиях природы, но и в городской среде, как не поддаться

панике, уметь сказать «нет», как избежать драки, как поступать в

незнакомом коллективе.

-«Право и дети» - программа, направленная на оказание юридической помощи

несовершеннолетним, их родителям.

«Терапия искусством» - программа связана с обогащением эмоционального мира

ребенка, приобщением к прекрасному. Здесь ребята знакомятся с творениями

великих художников, и с творчеством театральных, музыкальных, танцевальных

и хоровых коллективов Культурного центра «Смена» и сами участвуют в

художественной самодеятельности.

Если сказать обобщенно, то в реализации всех программ центр

проповедует педагогику социума «Мир вокруг ребенка» со всеми его прелестями

и невзгодами, истинами и противоречиями. Эта педагогика способствует

постижению будущими гражданами смысла и ценности жизни.

Только один пример – девочка Лена находилась на реабилитации 5 лет, до

этого прошла путь от воровства до наркотиков. Благодаря открытию с помощью

центра подлинных ценностей этого мира обрела себя. Поступила в институт. По

окончании собирается работать психологом в Центре. Активно участвует в

осуществлении волонтерской программы.

Этот опыт можно признать удачным потому что сотрудники Культурного

центра «Смена» смогли из запущенного клуба, где работают всего 10

самоокупаемых кружков для детей, на основе взаимодействия,

доброжелательности и перспективной программы действий, создать

многопрофильный культурный центр. Где сегодня работает 90 художественно-

творческих подразделений, 60% которых работают на бесплатной основе.

Этот коллектив стремится совершенствовать свою деятельность, но тоже

испытывают затруднения: до сих пор продолжаются силовые методы

«управления», мешают зарабатывать деньги на развитие, работа подразделения

«Перекресток» (центр социально-психологической реабилитации) строится на

энтузиазме работников Культурного центра «Смена», и почему- то считается

каким-то “второстепенным” и не вписывается в столичную программу «Дети

улицы».

Опытом работы Культурный центр «Смена» поделилась на страницах журнала

“Клуб” № 10,1998г., директор Е.Никифорова и руководитель центра социально-

психологической помощи подросткам, П.Ф.Либемсон.

Этот опыт как нельзя лучше показывает, что сегодня современные

Культурные центры должны быть многопрофильными, и нести в себе социальную

направленность.

Городской «Культурный центр» города Пскова делится своим опытом в

журнале «Встреча» № 6 за 1998 год. И предлагает организовать во всех

культурно-досуговых учреждениях следующие модели досуговых занятий:

Пушкиниана (модель)

Постоянный поэтический конкурс на лучшее чтение стихов А.С.Пушкина. Он

был организован под девизом к 200-летию со дня рождения Великого

российского поэта. А на Псковщине такой цикл просто обязан быть всегда.

Участвуют: все желающие – школы, ГПТУ, техникумы, институты, просто

жители города, независимо от возраста и положения.

На вечере можно читать:

любые произведения до 5-20 минут по времени;

стихи А.С.Пушкина;

стихи о Пушкине;

стихи поэтов времен А.С.Пушкина;

стихи собственного сочинения…

Победитель получает: Диплом за участие и книгу в подарок.

Конкурс проводится постоянно, в одно и то же время, с периодичностью два

раза в месяц.

Вечера по продолжительности не более 2-3 часов.

Клубные выставки (модель)

Постоянно действующий комитет по организации выставок в клубе или Доме

культуры. Для этого необходимо иметь выставочное оборудование, площади

(стены, которые ранее активно завешивались наглядной агитацией) и

организовывать в год до 24 различных выставок для детей и взрослых,

тематических и универсальных, именных и общих. Представляется, что в ДК

могли бы постоянно (ежедневно) функционировать две – как минимум! –

выставки, независимо друг от друга.

Пути организации:

Дом культуры представляет площади и оборудование по заявкам-договорам

сторонним организациям, Союзам, предприятиям различных форм собственности.

Дом культуры сам организует выставки и приглашает для участия граждан

города и иногородних представителей с учетом взаимных интересов,

экономической и политической ситуации.

Выставки как составная часть клубного праздника, клубной встречи, или

другого мероприятия. Сюда же можно отнести и проведение выставок как этапа

работы клубного объединения по интересам: отчет Клуба коллекционеров,

самодеятельных художников, да и любого другого творческого коллектива.

Салоны в Клубе (модель)

Музыкальный салон;

Литературный закон;

«Мой край родной»;

Театральный салон;

Юридический салон;

«Из недр земли»;

Программа салона:

встреча гостей;

знакомства и представления;

обозначение темы ведущим;

несколько взглядов на тему (выступление гостей);

о чем говорят, о чем пишут (салонные новости);

короткие интересные рассказы: из прошлого, настоящего, будущего;

выступают гости салона (песни, танцы, стихи…);

кофе, чай;

слайды, любительские фильмы, записи, альбомы;

внутри салонные обычаи: отмечать дни рождения, годовщины, юбилеи;

внутри салонные развлечения: конкурсы, соревнования, игры;

- уход гостей (прощание, проводы).

Знание особенностей, функции и концепций формирования центров досуга

необходимо для каждого социального работника, социального педагога,

культурного, экономиста социально-культурной сферы, социолога, которые в

одинаковой мере ответственны за разработку проектов и их реализацию.

Подводя итог в рассмотрении основных характеристик культурных центров,

нужно отметить следующее: что их деятельность только тогда привлечет к себе

молодых людей и вызовет у них стремление присутствовать на досуговых

программах, когда они разнообразны и привлекательны.

Каждый современный культурно-досуговый центр должен стать для молодежи

любимым местом отдыха и общения и местом резонного проведения своего

досуга.

В современных культурных центрах основой содержания работы является

самодеятельное культурно-творческое начало. На региональном уровне, в

рамках города, микрорайона предпринимаются попытки найти достаточно

эффективные пути, которые смогут в той или иной степени приостановить

процесс относительного спада культурно-творческой активности населения. В

региональных программах социально-культурного развития предусматривается

совершенствования отдыха людей, развлечений, концертно-зрелищной и

физкультурно-оздоровительной работы, решение социальных проблем (борьба с

наркоманией, пьянством и т.д.).

Но все эти острые проблемы сегодняшнего времени не могут быть решены

по отдельности. Их решение невозможно без наличия целостной культурной

среды. Полноценная культурная, а в частности, культурно-досуговая среда

необходима человеку в его повседневной деятельности. Ведь культурно-

досуговая среда как часть общей среды существования и более всего

соприкасается с душевным и с духовным началом человека. В культурно-

досуговой среде происходит соприкосновение человека с великими ценностями

мировой культуры, достижениями цивилизации. В этом процессе человек

пытается понять свое отношение к миру культурных ценностей к миру других

людей, и при этом сохраняет свою индивидуальность. Эта среда притягивает

большинство людей, ибо будучи местом общения, досуга, рекреации, повышения

уровня культуры, она несет в себе неуловимый дух времени.

Главными свойствами культурно-досуговой среды выступают эмоциональная

окрашенность, возможность привнести в нее душевные переживания. Благодаря

этому культурно-досуговая среда позволяет не отделяться субъекту от

любимых, значимых для него людей, мест, событий. Сознание человека

использует здесь особенности пространственно-временного устройства

культурно-досуговой среды для того, чтобы сделать присутствие значимых

здесь и «сейчас».

Таким образом, культурно-досуговая среда представляет собой

самостоятельную, самоценную культурно-досуговую систему, имеющую

собственную базу, цели, задачи, формы существования и деятельности.

Культурно-досуговая среда – это пространственное окружение, вводящее

человека в мир культурно-эстетических и художественных ценностей и

отношений, обеспечивающих культурно-формирующие условия его развития.

Во многих случаях культурно-досуговая среда полностью определяется

деятельностью. Примером такого рода может служить театральный спектакль с

актерами на сцене, декорациями, костюмами с затаившим дыханием зрительным

залом и т.п.

Это все создает особое качество определенного культурно-досугового

пространства. Деятельное освоение человеком различных культурно-

пространственных ситуаций и влияние этих ситуаций на его поведение и

деятельность, является, пожалуй, центральной проблемой отношения к

культурно-досуговой среде.

В определенном культурно-досуговом окружении человек ведет себя по

особому: активно переживает и оценивает это окружение, вырабатывает к нему

эмоционально окрашенное отношение, хранит в памяти его образы, наделяет его

различными ассоциациями и символами. Человек воспринимает окружение, в

котором пребывает и с которым взаимодействует, в неразрывности связей всей

целостности культурно-досуговой среды как системы. Если человек

сосредоточит свое внимание на предмете искусства для того, чтобы его

оценить, то человек сознательно, подсознательно или бессознательно

воспринимает его в системе связей: с другими предметами, действием,

временем, развертывающихся в культурно-досуговой среде.

Специфическими признаками культурно-досуговой среды являются

предметность и пространственность. По этим признакам культурно-досуговая

среда наполняется содержанием предметных искусств: художественного дизайна,

рекреационного дизайна. К пространственным видам искусств культурно-

досуговой среды относятся: искусство интерьера, выставочное искусство,

музейное искусство, искусство ансамбля и др. Промежуточное место занимают

прикладные и декоративные виды искусств, которые в свою очередь, включают

следующие подвиды : искусство праздников, карнавальное искусство, различные

праздничные шествия и т.д. К специальным образованиям могут быть отнесены

пластические искусства, народные искусства, оформительские искусства:

декоративное, прикладное творчество народные и художественные промыслы и

ремесла и т.д.

Предметно-пространственное окружение в культурно-досуговом учреждении,

насыщенное произведениями искусства, соответствующее дизайнерскому замыслу

высокого художественного уровня, не может представлять собой культурно-

досуговую среду. Истинный смысл оно приобретает лишь тогда, когда человек

включается в художественную жизнь этого предметного пространства. Лишь во

взаимодействии с людьми предметы искусства, вся культурно-досуговая среда

как бы одухотворяется, «очеловечивается» и начинает жить.

Без людей, без человека, без деятельного начала культурно-досуговая

среда представляет собой неживое предметно-художественное пространство.

Исходя из этого многие досуговые программы учреждения культуры должны быть

ориентированы на разные формы участия человека в художественной жизни.

Игровое понимание занятий, элементы театрализации, реальная или внутренняя,

духовная вовлеченность человека в ход спектакля или концерта, эмоциональное

переживание в выставочных залах и т.д. создают ситуацию сюжетно-ролевого

поведения человека. Это дает человеку возможность осознать, что он может

измениться, стать лучше.

Следовательно, культурно-досуговая среда как самоценное явление

представляет собой органическое единство предметного окружения и процесса

деятельности, активного участия в нем человека и несет в себе определенную

смысловую нагрузку. Так же следует отметить то, что культурно-досуговая

среда является фактором активного формирующего воздействия на человека.

Создавая устойчивую культурно-пространственную среду, досуговые учреждения

в целом формируют определенное эмоциональное отношение к среде обитания, и

к деятельности человека.

Таким образом, культурно-досуговая среда выступает в роли

пространства для деятельности, где осуществляются переживания ценностного

состояния, что являет собой культуру, духовные ценности, которой – живая

основа личности, ее образа жизни.

Создание культурно-досуговой среды учреждение культуры – это

разработка культурных, воспитательных программ ситуаций деятельности в этой

среде. В этих учреждениях предметная среда всегда формируется с учетом

занятий. Человек, находясь в контакте с культурными ценностями, как бы

переносится в переживаемый мир и в то же время сохраняет сознание своего

присутствия в реальном мире.

Еще одним важным условием совершенствования деятельности современных

центров досуга является знание специфических особенностей восприятия

культурно-досуговой среды. Восприятие можно рассматривать как чувственный

образ внешних характеристик предметов и процессов материального мира,

непосредственно воздействующих на человека.

Гармоничность культурно-досуговой среды, обусловливается соблюдением

основных критериев ее восприятия и оценок:

а) осознание (человеком) себя в культурно-досуговой среде, способность

ориентироваться в ней, в ее культурном значении; самооценка, выражающаяся в

ощущении спокойствия, уверенности, одухотворенности, комфорта,

идентификации себя с эстетикой данной культурно-досуговой среды;

б) собственно эстетическая оценка, взывающая чувства радости,

изумления; образ культурно-досуговой среды, его эстетическое наполнение

определяет ощущение причастности не только к культурно-досуговой среде, но

и к внешней среде обитания – дому, городу, краю;

в) оценка социальной значимости культурно-досугсвой среды включает:

осознание значимости исторического культурного прошлого, современности,

память о событиях и людях, памятниках культуры, искусства, чувства

гордости, уважения и самоуважения, ощущение причастности к культуре,

искусству и истории;

г) оценка практических удобств и психологического комфорта,

микроклимата культурно-досуговой среды, что формирует общее представление о

степени взаимного соответствия (или несоответствия) уровня культуры

человека и культурно-досуговой среды.

Культурно-досуговые программы, рассчитанные на массовую аудиторию,

всегда порождают различные игровые формы поведения как следствие восприятия

других присутствующих людей в качестве персонажей действия. Это могут

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15