Совершенствование деятельности культурно-досуговых центров
всего, проблема родителей.
«Школа выживания» - эта программа дает специальные знания о том, как выжить
не только в условиях природы, но и в городской среде, как не поддаться
панике, уметь сказать «нет», как избежать драки, как поступать в
незнакомом коллективе.
-«Право и дети» - программа, направленная на оказание юридической помощи
несовершеннолетним, их родителям.
«Терапия искусством» - программа связана с обогащением эмоционального мира
ребенка, приобщением к прекрасному. Здесь ребята знакомятся с творениями
великих художников, и с творчеством театральных, музыкальных, танцевальных
и хоровых коллективов Культурного центра «Смена» и сами участвуют в
художественной самодеятельности.
Если сказать обобщенно, то в реализации всех программ центр
проповедует педагогику социума «Мир вокруг ребенка» со всеми его прелестями
и невзгодами, истинами и противоречиями. Эта педагогика способствует
постижению будущими гражданами смысла и ценности жизни.
Только один пример – девочка Лена находилась на реабилитации 5 лет, до
этого прошла путь от воровства до наркотиков. Благодаря открытию с помощью
центра подлинных ценностей этого мира обрела себя. Поступила в институт. По
окончании собирается работать психологом в Центре. Активно участвует в
осуществлении волонтерской программы.
Этот опыт можно признать удачным потому что сотрудники Культурного
центра «Смена» смогли из запущенного клуба, где работают всего 10
самоокупаемых кружков для детей, на основе взаимодействия,
доброжелательности и перспективной программы действий, создать
многопрофильный культурный центр. Где сегодня работает 90 художественно-
творческих подразделений, 60% которых работают на бесплатной основе.
Этот коллектив стремится совершенствовать свою деятельность, но тоже
испытывают затруднения: до сих пор продолжаются силовые методы
«управления», мешают зарабатывать деньги на развитие, работа подразделения
«Перекресток» (центр социально-психологической реабилитации) строится на
энтузиазме работников Культурного центра «Смена», и почему- то считается
каким-то “второстепенным” и не вписывается в столичную программу «Дети
улицы».
Опытом работы Культурный центр «Смена» поделилась на страницах журнала
“Клуб” № 10,1998г., директор Е.Никифорова и руководитель центра социально-
психологической помощи подросткам, П.Ф.Либемсон.
Этот опыт как нельзя лучше показывает, что сегодня современные
Культурные центры должны быть многопрофильными, и нести в себе социальную
направленность.
Городской «Культурный центр» города Пскова делится своим опытом в
журнале «Встреча» № 6 за 1998 год. И предлагает организовать во всех
культурно-досуговых учреждениях следующие модели досуговых занятий:
Пушкиниана (модель)
Постоянный поэтический конкурс на лучшее чтение стихов А.С.Пушкина. Он
был организован под девизом к 200-летию со дня рождения Великого
российского поэта. А на Псковщине такой цикл просто обязан быть всегда.
Участвуют: все желающие – школы, ГПТУ, техникумы, институты, просто
жители города, независимо от возраста и положения.
На вечере можно читать:
любые произведения до 5-20 минут по времени;
стихи А.С.Пушкина;
стихи о Пушкине;
стихи поэтов времен А.С.Пушкина;
стихи собственного сочинения…
Победитель получает: Диплом за участие и книгу в подарок.
Конкурс проводится постоянно, в одно и то же время, с периодичностью два
раза в месяц.
Вечера по продолжительности не более 2-3 часов.
Клубные выставки (модель)
Постоянно действующий комитет по организации выставок в клубе или Доме
культуры. Для этого необходимо иметь выставочное оборудование, площади
(стены, которые ранее активно завешивались наглядной агитацией) и
организовывать в год до 24 различных выставок для детей и взрослых,
тематических и универсальных, именных и общих. Представляется, что в ДК
могли бы постоянно (ежедневно) функционировать две – как минимум! –
выставки, независимо друг от друга.
Пути организации:
Дом культуры представляет площади и оборудование по заявкам-договорам
сторонним организациям, Союзам, предприятиям различных форм собственности.
Дом культуры сам организует выставки и приглашает для участия граждан
города и иногородних представителей с учетом взаимных интересов,
экономической и политической ситуации.
Выставки как составная часть клубного праздника, клубной встречи, или
другого мероприятия. Сюда же можно отнести и проведение выставок как этапа
работы клубного объединения по интересам: отчет Клуба коллекционеров,
самодеятельных художников, да и любого другого творческого коллектива.
Салоны в Клубе (модель)
Музыкальный салон;
Литературный закон;
«Мой край родной»;
Театральный салон;
Юридический салон;
«Из недр земли»;
Программа салона:
встреча гостей;
знакомства и представления;
обозначение темы ведущим;
несколько взглядов на тему (выступление гостей);
о чем говорят, о чем пишут (салонные новости);
короткие интересные рассказы: из прошлого, настоящего, будущего;
выступают гости салона (песни, танцы, стихи…);
кофе, чай;
слайды, любительские фильмы, записи, альбомы;
внутри салонные обычаи: отмечать дни рождения, годовщины, юбилеи;
внутри салонные развлечения: конкурсы, соревнования, игры;
- уход гостей (прощание, проводы).
Знание особенностей, функции и концепций формирования центров досуга
необходимо для каждого социального работника, социального педагога,
культурного, экономиста социально-культурной сферы, социолога, которые в
одинаковой мере ответственны за разработку проектов и их реализацию.
Подводя итог в рассмотрении основных характеристик культурных центров,
нужно отметить следующее: что их деятельность только тогда привлечет к себе
молодых людей и вызовет у них стремление присутствовать на досуговых
программах, когда они разнообразны и привлекательны.
Каждый современный культурно-досуговый центр должен стать для молодежи
любимым местом отдыха и общения и местом резонного проведения своего
досуга.
В современных культурных центрах основой содержания работы является
самодеятельное культурно-творческое начало. На региональном уровне, в
рамках города, микрорайона предпринимаются попытки найти достаточно
эффективные пути, которые смогут в той или иной степени приостановить
процесс относительного спада культурно-творческой активности населения. В
региональных программах социально-культурного развития предусматривается
совершенствования отдыха людей, развлечений, концертно-зрелищной и
физкультурно-оздоровительной работы, решение социальных проблем (борьба с
наркоманией, пьянством и т.д.).
Но все эти острые проблемы сегодняшнего времени не могут быть решены
по отдельности. Их решение невозможно без наличия целостной культурной
среды. Полноценная культурная, а в частности, культурно-досуговая среда
необходима человеку в его повседневной деятельности. Ведь культурно-
досуговая среда как часть общей среды существования и более всего
соприкасается с душевным и с духовным началом человека. В культурно-
досуговой среде происходит соприкосновение человека с великими ценностями
мировой культуры, достижениями цивилизации. В этом процессе человек
пытается понять свое отношение к миру культурных ценностей к миру других
людей, и при этом сохраняет свою индивидуальность. Эта среда притягивает
большинство людей, ибо будучи местом общения, досуга, рекреации, повышения
уровня культуры, она несет в себе неуловимый дух времени.
Главными свойствами культурно-досуговой среды выступают эмоциональная
окрашенность, возможность привнести в нее душевные переживания. Благодаря
этому культурно-досуговая среда позволяет не отделяться субъекту от
любимых, значимых для него людей, мест, событий. Сознание человека
использует здесь особенности пространственно-временного устройства
культурно-досуговой среды для того, чтобы сделать присутствие значимых
здесь и «сейчас».
Таким образом, культурно-досуговая среда представляет собой
самостоятельную, самоценную культурно-досуговую систему, имеющую
собственную базу, цели, задачи, формы существования и деятельности.
Культурно-досуговая среда – это пространственное окружение, вводящее
человека в мир культурно-эстетических и художественных ценностей и
отношений, обеспечивающих культурно-формирующие условия его развития.
Во многих случаях культурно-досуговая среда полностью определяется
деятельностью. Примером такого рода может служить театральный спектакль с
актерами на сцене, декорациями, костюмами с затаившим дыханием зрительным
залом и т.п.
Это все создает особое качество определенного культурно-досугового
пространства. Деятельное освоение человеком различных культурно-
пространственных ситуаций и влияние этих ситуаций на его поведение и
деятельность, является, пожалуй, центральной проблемой отношения к
культурно-досуговой среде.
В определенном культурно-досуговом окружении человек ведет себя по
особому: активно переживает и оценивает это окружение, вырабатывает к нему
эмоционально окрашенное отношение, хранит в памяти его образы, наделяет его
различными ассоциациями и символами. Человек воспринимает окружение, в
котором пребывает и с которым взаимодействует, в неразрывности связей всей
целостности культурно-досуговой среды как системы. Если человек
сосредоточит свое внимание на предмете искусства для того, чтобы его
оценить, то человек сознательно, подсознательно или бессознательно
воспринимает его в системе связей: с другими предметами, действием,
временем, развертывающихся в культурно-досуговой среде.
Специфическими признаками культурно-досуговой среды являются
предметность и пространственность. По этим признакам культурно-досуговая
среда наполняется содержанием предметных искусств: художественного дизайна,
рекреационного дизайна. К пространственным видам искусств культурно-
досуговой среды относятся: искусство интерьера, выставочное искусство,
музейное искусство, искусство ансамбля и др. Промежуточное место занимают
прикладные и декоративные виды искусств, которые в свою очередь, включают
следующие подвиды : искусство праздников, карнавальное искусство, различные
праздничные шествия и т.д. К специальным образованиям могут быть отнесены
пластические искусства, народные искусства, оформительские искусства:
декоративное, прикладное творчество народные и художественные промыслы и
ремесла и т.д.
Предметно-пространственное окружение в культурно-досуговом учреждении,
насыщенное произведениями искусства, соответствующее дизайнерскому замыслу
высокого художественного уровня, не может представлять собой культурно-
досуговую среду. Истинный смысл оно приобретает лишь тогда, когда человек
включается в художественную жизнь этого предметного пространства. Лишь во
взаимодействии с людьми предметы искусства, вся культурно-досуговая среда
как бы одухотворяется, «очеловечивается» и начинает жить.
Без людей, без человека, без деятельного начала культурно-досуговая
среда представляет собой неживое предметно-художественное пространство.
Исходя из этого многие досуговые программы учреждения культуры должны быть
ориентированы на разные формы участия человека в художественной жизни.
Игровое понимание занятий, элементы театрализации, реальная или внутренняя,
духовная вовлеченность человека в ход спектакля или концерта, эмоциональное
переживание в выставочных залах и т.д. создают ситуацию сюжетно-ролевого
поведения человека. Это дает человеку возможность осознать, что он может
измениться, стать лучше.
Следовательно, культурно-досуговая среда как самоценное явление
представляет собой органическое единство предметного окружения и процесса
деятельности, активного участия в нем человека и несет в себе определенную
смысловую нагрузку. Так же следует отметить то, что культурно-досуговая
среда является фактором активного формирующего воздействия на человека.
Создавая устойчивую культурно-пространственную среду, досуговые учреждения
в целом формируют определенное эмоциональное отношение к среде обитания, и
к деятельности человека.
Таким образом, культурно-досуговая среда выступает в роли
пространства для деятельности, где осуществляются переживания ценностного
состояния, что являет собой культуру, духовные ценности, которой – живая
основа личности, ее образа жизни.
Создание культурно-досуговой среды учреждение культуры – это
разработка культурных, воспитательных программ ситуаций деятельности в этой
среде. В этих учреждениях предметная среда всегда формируется с учетом
занятий. Человек, находясь в контакте с культурными ценностями, как бы
переносится в переживаемый мир и в то же время сохраняет сознание своего
присутствия в реальном мире.
Еще одним важным условием совершенствования деятельности современных
центров досуга является знание специфических особенностей восприятия
культурно-досуговой среды. Восприятие можно рассматривать как чувственный
образ внешних характеристик предметов и процессов материального мира,
непосредственно воздействующих на человека.
Гармоничность культурно-досуговой среды, обусловливается соблюдением
основных критериев ее восприятия и оценок:
а) осознание (человеком) себя в культурно-досуговой среде, способность
ориентироваться в ней, в ее культурном значении; самооценка, выражающаяся в
ощущении спокойствия, уверенности, одухотворенности, комфорта,
идентификации себя с эстетикой данной культурно-досуговой среды;
б) собственно эстетическая оценка, взывающая чувства радости,
изумления; образ культурно-досуговой среды, его эстетическое наполнение
определяет ощущение причастности не только к культурно-досуговой среде, но
и к внешней среде обитания – дому, городу, краю;
в) оценка социальной значимости культурно-досугсвой среды включает:
осознание значимости исторического культурного прошлого, современности,
память о событиях и людях, памятниках культуры, искусства, чувства
гордости, уважения и самоуважения, ощущение причастности к культуре,
искусству и истории;
г) оценка практических удобств и психологического комфорта,
микроклимата культурно-досуговой среды, что формирует общее представление о
степени взаимного соответствия (или несоответствия) уровня культуры
человека и культурно-досуговой среды.
Культурно-досуговые программы, рассчитанные на массовую аудиторию,
всегда порождают различные игровые формы поведения как следствие восприятия
других присутствующих людей в качестве персонажей действия. Это могут
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|