скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Совершенствование деятельности культурно-досуговых центров скачать рефераты

группы и отдельные знакомые и незнакомые люди. Уединенность в публичных

мероприятиях не исключает, а скорее усиливает ролевую деятельность.

В наше время идет развитие положительных тенденций по созданию

культурно-досуговой среды, адекватной современными социально-культурным

потребностям общества. Создание новых типов учреждений культуры таких, как

социально-культурных центров и центров досуга, связано с качественными

изменениями потребностей населения. В таких учреждениях культуры

гарантируется:

Высокое качество предоставляемых населению культурных услуг.

Постоянное обновление и расширение форм досуговой деятельности.

Демократичность условий включения личности в активную культурную

деятельность.

Основные функции современного центра досуга, которые определяют его

внутреннею структуру, связаны со следующими направлениями деятельности:

- организация и обеспечение условий для проведения культурного досуга

во всей его полноте и разнообразии в соответствии с потребностями,

интересами и возможностями всех групп населения;

- разработка и распространение новых технологий досуговой

деятельности, взаимодействие с другими типами учреждений культуры,

отдыха, спорта для обеспечения эффективности, качества и

интенсивности работы всей сферы досуга в целом;

- апробация, отработка и внедрение новой техники, разрабатываемой

промышленностью для использования в сфере досуга.

- сальной средой, приближенной к жилью;

- выделение помещений для физкультурно-оздоровительного досуга в

составе клуба;

- культивирование развлекательных видов программ (танцевальных,

аттракционых, компьютерных и т.д.);

- приспособление существующих зданий: реконструкция жилых домов,

особняков, досуговых сооружений, использование дворов, пристройки к

действующим клубам и жилым домам;

- использование парковых зон, прилегающих к клубам территорий,

непроезжих улиц;

- создание специализированных клубов: туристов, молодоженов,

собаководов, филателистов, нумизматов и т.д., организация

любительских клубов и студий, дискотек, выставок.

В заключение следует подчеркнуть, что:

- модель культурной среды выступает не только как упорядоченность,

но и в качестве образного представления культурного пространства

культурно-досуговых учреждений;

- культурно-досуговое учреждение и его культурная среда представляют

собой: художественно-эстетический объект, композиционную

структуру, объект образного решения, художественного творчества

специалиста учреждения культуры;

- принципы создания композиционной структуры культурно-досуговой

среды культурно-досуговых учреждений заключаются: в выявлении

духовного содержания, сущности проектируемой культурно-досуговой

среды, учете особенностей учреждения культуры, его функционально-

культурных задач, поиске художественного образа объекта культуры,

его структуры и формы выражения.

Таким образом, в наше время происходит развитие положительных

тенденций по созданию культурно-досуговой среды, адекватной современным

социально-культурным потребностям общества. И современные культурно-

досуговые центры должны стать носителями целостной культурно-досуговой

среды. А она в свою очередь будет положительно влиять на характер и

содержание всей деятельности по организации досуга и вызывать у людей

потребность активного участия в ней.

При создании современных досуговых программ в культурно-досуговых

центрах, должны учитываться не только психологические закономерности

взаимодействия молодежи в клубных объединениях, учет многообразия связей

между людьми в процессе общения, личные и групповые интересы, мотивы

посещения, но и хотя бы самые общие особенности досуговых ориентаций

людей, складывающихся стихийно, независимо от деятельности того или иного

клубного учреждения. В этой связи продуктивно обращение к типологии форм

поведения в досуге, разработанной авторитетными социологами,

архитекторами с расчетом на максимальное сближение досуговых запросов

населения и учреждений культуры.

Данную типологию можно представить в виде следующей таблицы:

Таблица № 3

Формы поведения в досуге.

|Типы ориентации поведения |Формы ориентации поведения |

|с точки зрения самоценности |с точки зрения определенности |

|предмета занятия |предмета занятия |

|Культурно - ориентированное |Целевая |

|Социально – ориентированное |Поисковая |

|Рекреационно – ориентированное | |

Рекреационно-ориентированное поведение как тип досугового поведения

предполагает восстановление биопсихических ресурсов личности,

израсходованных в сфере непроложенных обязанностей (на производстве, в быту

и т.д.) здесь часто не столь важен достигаемый уровень владения той или

иной деятельностью, сколько сугубо рекреационный, оздоровительный эффект,

связанный со снятием утомления, получением ярких впечатлений, борьбой с

гиподинамией, психофизиологическими перегрузками и т.д. К занятиям, где

чаще реализуется такое поведение, можно отнести организуемые прогулки на

природе, оздоровительные программы, игры, развлечения и т.д. Но это не

означает, что данному типу досугового поведения (как и другим,

рассматриваемым ниже) можно всегда однозначно приписать жесткий набор

занятий. Например, для человека с развитым музыкальным вкусом рекреативный

эффект может быть достигнут и при восприятии классической музыки. Речь

может идти скорее о некоторой преобладающей тенденции заполнения

«рекреационных ниш» оздоровительными и развлекательными программами. Но

главная характеристика рекреационно-ориентированного поведения все ж не в

этом.

Важна (независимо от состава занятий) сама ориентация на собственное

здоровье, психологическое самочувствие, положительные эмоции. В сознании же

человека эта ориентация осознается как потребность в игровом, зрелищном,

оздоровительном досуге. Психические нагрузки неудержимо нарастают, каждому

важно не переутомляться, а если такое случается, необходимо уметь быстро их

снимать, восстанавливаться. По мнению специалистов, сегодня следует вести

речь о привитии навыков психотренировки большинству населения. Особенно

нуждаются в этих навыках люди, которые не научились регулировать свою

активность и часто попадающие в стрессовые ситуации. В таких случаях

незаменимы психотренировки, с помощью которых можно добиваться ощущения

покоя, внутренней раскованности и уверенности в себе.

Можно утверждать, что в силу социальных и экономических причин

(социальная напряженность, психофизические перегрузки, неполная занятость

части населения) роль досуговых программ, реализующих рекреационную

ориентацию, будет возрастать.

А игра как раз и характеризуется развлекательностью, зрелищностью,

эмоциональностью, расслаблением и т.д. Каждая игра многофункциональна. В

жизнь человека она способна внести значительный интерес: научить творчески

мыслить, активно действовать, развить особые умения и т.п.

Здесь человек выступает свободным от природной зависимости и способным

самому выступать как созидающий субъект, не подверженный какой-либо

принудительности. Важная характеристика игры состоит в том, что она

протекает в пространстве и времени, обособленных от остальных сфер и стоит

вне обычной жизни. Игра требует обособления участников от обыденной жизни,

от производственной деятельности, от нормативной социальной среды. Прелести

игры состоит в том, что каждому участнику необходимо проявить многие

личностные качества: волю, риск, настойчивость, находчивость и др. Этим

игра имитирует саму жизнь, где индивиду нередко приходится проявлять те же

самые свойства. В то же время игра создает ситуацию быстро меняющейся смены

психических ощущений и состояний: азарт риска, ожидание, нетерпение,

напряжение, радость победы, горечь поражения и т.д. Такие ситуации не

только способствуют эмоциональной разрядке, но и заряжают новой энергией.

Социально-ориентированное поведение – досуговое поведение, основу

которого составляет интерес к другому человеку. Основная форма реализации

этого интереса – неформальное общение, не зависящее от тех или иных

“официальных” ролей в обществе ( в первую очередь от производственных

ролей, обязанностей). именно эта ориентация является основным клубным

“ферментом”, обеспечивающим возникновение и самосохранение клубных

общностей, объединяющихся людей, их социально-культурной самоидентификации.

Неформальное досуговое общение является основным способом приобщения к

культурной деятельности, формированию личности, ее социализации в разных

сферах жизнедеятельности. Это общение происходит не в жестких ролевых

однозначно очерченных границах, а в процессе реально складывающихся

досуговых ситуаций. Такие клубные объединения обладают более высокой по

сравнению с традиционными досуговыми самодеятельными количествами

(хореографическими, театральными и др.) степенью самоорганизации и

самоуправляемости. Добровольный выбор видов деятельности, эмоционально-

насыщенные отношения, подвижные границы между культурно-познавательными,

культурно-творческими и рекреационными элементами значительно ускоряют и

облегчают процесс адаптации индивида к любительским видам досуговой

деятельности. В качестве характерных признаков таких клубов можно назвать

общий интерес к какому-либо виду групповой свободной деятельности,

общественную направленность деятельности, слияние интересов личностных ,

общность мотивов совместной деятельности участников, определяемой социально

значимыми целями.

В организационном плане к таким объединениям тяготеют «салоны»,

гостиные, клубы с фиксированным социально-демографическим составом.

Учитывая усиливающееся социальное расслоение общества, можно утверждать,

что значение таких объединений будет возрастать.

Культурно-ориентированное поведение – доминирует ориентация на

приобретение знаний, умений и навыков в том или ином виде досуговых

занятий. В этом случае менее значимым для участников досуговой программы

являются рекреационный элемент и социальный состав объединения. Главным

остается процесс просвещения или обучения. Нельзя не отметить рост числа

новых учебных образований, создаваемых в клубе, являющихся «детищем

перестройки»: курсов менеджеров, иностранных языков, программирования,

бизнеса, стенографии и т.д.

Демократизация общественной жизни отразилась и в усилении ориентации

на самостоятельный выбор досуговых занятий, стремления освоить новые

технологии досуговой активности, свойственные «обществу потребления».

Такой вид досуговой активности присущ людям, желающим в совершенстве

овладеть определенным определенным занятием, досуговой «квалификацией».

Некоторые клубы и любительские объединения даже организуют соответсвующие

формы занятий. Например, «Клуб юных моряков» г.Переславля имеет

шестимесячную школу. Каждый новичок должен овладеть ее программой,

комплексом теоретических и практических занятий, сдать своеобразный

экзамен. И только после этого он может считаться моряком.

Также есть клубы садоводов, автолюбителей, по ремонту жилья, бытового

дизайна и т.д. Для их членов читают лекции специалисты, проводятся

практические занятия и устраиваются выставки. Но главным критерием

деятельности таких клубов и объединений является то, что они представляют

собой искусного воспитателя. Ведь каждый из членов этого объединения

стремится вынести на люди свои знания и умения. Общение в кругу

единомышленников способствует обогащению, взаимовоспитанию. Интерес к

занятию превращается в интерес к людям. Человек пришел в клуб, чтобы

научится чему-то, а научившись не хочет уходить, потому что по-настоящему

сдружился с людьми. Его привязывает особая атмосфера равенства,

доброжелательности и самодеятельности.

Наиболее типичное воплощение этой тенденции представлено в детско-

подростковой художественной самодеятельности, краеведении, фольклоре,

центрах эстетического воспитания.

Кроме типов ориентации досугового поведения с точки зрения

самоценности предмета занятий в ней представлены формы ориентации поведения

с точки зрения определенности предмета занятия. В таблице выделяются две

такие формы: целевая и поисковая. Целевая форма означает, что участник той

или иной досуговой деятельности ясно осознает свой досуговый интерес в его

вещественном, «материальном» воплощении (конкретная книга, аттракцион,

другой человек, оздоровительная программа и т.д.). При поисковой форме

досугового поведения индивид фиксирует в своем сознании этот интерес, но не

связывает его с конкретным предметом досуговой активности.

Пересечение типов ориентации досугового поведения с точки зрения

самоценности выбранного занятия и форм ориентации с точки зрения предмета

досуговой деятельности порождает следующие сочетания:

Рекреационно-ориентированное целевое поведение, т.е. ориентация на заранее

выбранный конкретный вид рекреации, развлечения.

Рекреационно-ориентированное поисковое поведение – посещение объекта

развлечений, отдыха без заранее намеченной программы.

Социально-ориентированное целевое поведение – запланированный заранее

социальный контакт с конкретной личностью, группой людей.

Социально-ориентированное поисковое поведение – стремление завязать новые

знакомства, расширить социальные контакты.

Культурно-ориентированное целевое поведение – посещение заранее выбранной

культурной программы.

Культурно-ориентированное поисковое поведение – стремление расширить свой

кругозор, обогатиться новыми знаниями без запланированной заранее

ориентации на конкретный вид занятия.

Безусловно, возможно и сочетание всех этих типов ориентаций (их

получается довольно много, если иметь в виду и комбинации по признаку

«целевое-поисковое» поведение).

Пока же ограничимся данным перечнем как исходной типологией досугового

поведения, позволяющей оценить типологию развития «клуба-общности», которая

может применяться в культурно-досуговых учреждениях:

Таблица № 4

|Тип досугового |Тип клуба-общности |Соответствующий тип |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15