Совершенствование деятельности культурно-досуговых центров
группы и отдельные знакомые и незнакомые люди. Уединенность в публичных
мероприятиях не исключает, а скорее усиливает ролевую деятельность.
В наше время идет развитие положительных тенденций по созданию
культурно-досуговой среды, адекватной современными социально-культурным
потребностям общества. Создание новых типов учреждений культуры таких, как
социально-культурных центров и центров досуга, связано с качественными
изменениями потребностей населения. В таких учреждениях культуры
гарантируется:
Высокое качество предоставляемых населению культурных услуг.
Постоянное обновление и расширение форм досуговой деятельности.
Демократичность условий включения личности в активную культурную
деятельность.
Основные функции современного центра досуга, которые определяют его
внутреннею структуру, связаны со следующими направлениями деятельности:
- организация и обеспечение условий для проведения культурного досуга
во всей его полноте и разнообразии в соответствии с потребностями,
интересами и возможностями всех групп населения;
- разработка и распространение новых технологий досуговой
деятельности, взаимодействие с другими типами учреждений культуры,
отдыха, спорта для обеспечения эффективности, качества и
интенсивности работы всей сферы досуга в целом;
- апробация, отработка и внедрение новой техники, разрабатываемой
промышленностью для использования в сфере досуга.
- сальной средой, приближенной к жилью;
- выделение помещений для физкультурно-оздоровительного досуга в
составе клуба;
- культивирование развлекательных видов программ (танцевальных,
аттракционых, компьютерных и т.д.);
- приспособление существующих зданий: реконструкция жилых домов,
особняков, досуговых сооружений, использование дворов, пристройки к
действующим клубам и жилым домам;
- использование парковых зон, прилегающих к клубам территорий,
непроезжих улиц;
- создание специализированных клубов: туристов, молодоженов,
собаководов, филателистов, нумизматов и т.д., организация
любительских клубов и студий, дискотек, выставок.
В заключение следует подчеркнуть, что:
- модель культурной среды выступает не только как упорядоченность,
но и в качестве образного представления культурного пространства
культурно-досуговых учреждений;
- культурно-досуговое учреждение и его культурная среда представляют
собой: художественно-эстетический объект, композиционную
структуру, объект образного решения, художественного творчества
специалиста учреждения культуры;
- принципы создания композиционной структуры культурно-досуговой
среды культурно-досуговых учреждений заключаются: в выявлении
духовного содержания, сущности проектируемой культурно-досуговой
среды, учете особенностей учреждения культуры, его функционально-
культурных задач, поиске художественного образа объекта культуры,
его структуры и формы выражения.
Таким образом, в наше время происходит развитие положительных
тенденций по созданию культурно-досуговой среды, адекватной современным
социально-культурным потребностям общества. И современные культурно-
досуговые центры должны стать носителями целостной культурно-досуговой
среды. А она в свою очередь будет положительно влиять на характер и
содержание всей деятельности по организации досуга и вызывать у людей
потребность активного участия в ней.
При создании современных досуговых программ в культурно-досуговых
центрах, должны учитываться не только психологические закономерности
взаимодействия молодежи в клубных объединениях, учет многообразия связей
между людьми в процессе общения, личные и групповые интересы, мотивы
посещения, но и хотя бы самые общие особенности досуговых ориентаций
людей, складывающихся стихийно, независимо от деятельности того или иного
клубного учреждения. В этой связи продуктивно обращение к типологии форм
поведения в досуге, разработанной авторитетными социологами,
архитекторами с расчетом на максимальное сближение досуговых запросов
населения и учреждений культуры.
Данную типологию можно представить в виде следующей таблицы:
Таблица № 3
Формы поведения в досуге.
|Типы ориентации поведения |Формы ориентации поведения |
|с точки зрения самоценности |с точки зрения определенности |
|предмета занятия |предмета занятия |
|Культурно - ориентированное |Целевая |
|Социально – ориентированное |Поисковая |
|Рекреационно – ориентированное | |
Рекреационно-ориентированное поведение как тип досугового поведения
предполагает восстановление биопсихических ресурсов личности,
израсходованных в сфере непроложенных обязанностей (на производстве, в быту
и т.д.) здесь часто не столь важен достигаемый уровень владения той или
иной деятельностью, сколько сугубо рекреационный, оздоровительный эффект,
связанный со снятием утомления, получением ярких впечатлений, борьбой с
гиподинамией, психофизиологическими перегрузками и т.д. К занятиям, где
чаще реализуется такое поведение, можно отнести организуемые прогулки на
природе, оздоровительные программы, игры, развлечения и т.д. Но это не
означает, что данному типу досугового поведения (как и другим,
рассматриваемым ниже) можно всегда однозначно приписать жесткий набор
занятий. Например, для человека с развитым музыкальным вкусом рекреативный
эффект может быть достигнут и при восприятии классической музыки. Речь
может идти скорее о некоторой преобладающей тенденции заполнения
«рекреационных ниш» оздоровительными и развлекательными программами. Но
главная характеристика рекреационно-ориентированного поведения все ж не в
этом.
Важна (независимо от состава занятий) сама ориентация на собственное
здоровье, психологическое самочувствие, положительные эмоции. В сознании же
человека эта ориентация осознается как потребность в игровом, зрелищном,
оздоровительном досуге. Психические нагрузки неудержимо нарастают, каждому
важно не переутомляться, а если такое случается, необходимо уметь быстро их
снимать, восстанавливаться. По мнению специалистов, сегодня следует вести
речь о привитии навыков психотренировки большинству населения. Особенно
нуждаются в этих навыках люди, которые не научились регулировать свою
активность и часто попадающие в стрессовые ситуации. В таких случаях
незаменимы психотренировки, с помощью которых можно добиваться ощущения
покоя, внутренней раскованности и уверенности в себе.
Можно утверждать, что в силу социальных и экономических причин
(социальная напряженность, психофизические перегрузки, неполная занятость
части населения) роль досуговых программ, реализующих рекреационную
ориентацию, будет возрастать.
А игра как раз и характеризуется развлекательностью, зрелищностью,
эмоциональностью, расслаблением и т.д. Каждая игра многофункциональна. В
жизнь человека она способна внести значительный интерес: научить творчески
мыслить, активно действовать, развить особые умения и т.п.
Здесь человек выступает свободным от природной зависимости и способным
самому выступать как созидающий субъект, не подверженный какой-либо
принудительности. Важная характеристика игры состоит в том, что она
протекает в пространстве и времени, обособленных от остальных сфер и стоит
вне обычной жизни. Игра требует обособления участников от обыденной жизни,
от производственной деятельности, от нормативной социальной среды. Прелести
игры состоит в том, что каждому участнику необходимо проявить многие
личностные качества: волю, риск, настойчивость, находчивость и др. Этим
игра имитирует саму жизнь, где индивиду нередко приходится проявлять те же
самые свойства. В то же время игра создает ситуацию быстро меняющейся смены
психических ощущений и состояний: азарт риска, ожидание, нетерпение,
напряжение, радость победы, горечь поражения и т.д. Такие ситуации не
только способствуют эмоциональной разрядке, но и заряжают новой энергией.
Социально-ориентированное поведение – досуговое поведение, основу
которого составляет интерес к другому человеку. Основная форма реализации
этого интереса – неформальное общение, не зависящее от тех или иных
“официальных” ролей в обществе ( в первую очередь от производственных
ролей, обязанностей). именно эта ориентация является основным клубным
“ферментом”, обеспечивающим возникновение и самосохранение клубных
общностей, объединяющихся людей, их социально-культурной самоидентификации.
Неформальное досуговое общение является основным способом приобщения к
культурной деятельности, формированию личности, ее социализации в разных
сферах жизнедеятельности. Это общение происходит не в жестких ролевых
однозначно очерченных границах, а в процессе реально складывающихся
досуговых ситуаций. Такие клубные объединения обладают более высокой по
сравнению с традиционными досуговыми самодеятельными количествами
(хореографическими, театральными и др.) степенью самоорганизации и
самоуправляемости. Добровольный выбор видов деятельности, эмоционально-
насыщенные отношения, подвижные границы между культурно-познавательными,
культурно-творческими и рекреационными элементами значительно ускоряют и
облегчают процесс адаптации индивида к любительским видам досуговой
деятельности. В качестве характерных признаков таких клубов можно назвать
общий интерес к какому-либо виду групповой свободной деятельности,
общественную направленность деятельности, слияние интересов личностных ,
общность мотивов совместной деятельности участников, определяемой социально
значимыми целями.
В организационном плане к таким объединениям тяготеют «салоны»,
гостиные, клубы с фиксированным социально-демографическим составом.
Учитывая усиливающееся социальное расслоение общества, можно утверждать,
что значение таких объединений будет возрастать.
Культурно-ориентированное поведение – доминирует ориентация на
приобретение знаний, умений и навыков в том или ином виде досуговых
занятий. В этом случае менее значимым для участников досуговой программы
являются рекреационный элемент и социальный состав объединения. Главным
остается процесс просвещения или обучения. Нельзя не отметить рост числа
новых учебных образований, создаваемых в клубе, являющихся «детищем
перестройки»: курсов менеджеров, иностранных языков, программирования,
бизнеса, стенографии и т.д.
Демократизация общественной жизни отразилась и в усилении ориентации
на самостоятельный выбор досуговых занятий, стремления освоить новые
технологии досуговой активности, свойственные «обществу потребления».
Такой вид досуговой активности присущ людям, желающим в совершенстве
овладеть определенным определенным занятием, досуговой «квалификацией».
Некоторые клубы и любительские объединения даже организуют соответсвующие
формы занятий. Например, «Клуб юных моряков» г.Переславля имеет
шестимесячную школу. Каждый новичок должен овладеть ее программой,
комплексом теоретических и практических занятий, сдать своеобразный
экзамен. И только после этого он может считаться моряком.
Также есть клубы садоводов, автолюбителей, по ремонту жилья, бытового
дизайна и т.д. Для их членов читают лекции специалисты, проводятся
практические занятия и устраиваются выставки. Но главным критерием
деятельности таких клубов и объединений является то, что они представляют
собой искусного воспитателя. Ведь каждый из членов этого объединения
стремится вынести на люди свои знания и умения. Общение в кругу
единомышленников способствует обогащению, взаимовоспитанию. Интерес к
занятию превращается в интерес к людям. Человек пришел в клуб, чтобы
научится чему-то, а научившись не хочет уходить, потому что по-настоящему
сдружился с людьми. Его привязывает особая атмосфера равенства,
доброжелательности и самодеятельности.
Наиболее типичное воплощение этой тенденции представлено в детско-
подростковой художественной самодеятельности, краеведении, фольклоре,
центрах эстетического воспитания.
Кроме типов ориентации досугового поведения с точки зрения
самоценности предмета занятий в ней представлены формы ориентации поведения
с точки зрения определенности предмета занятия. В таблице выделяются две
такие формы: целевая и поисковая. Целевая форма означает, что участник той
или иной досуговой деятельности ясно осознает свой досуговый интерес в его
вещественном, «материальном» воплощении (конкретная книга, аттракцион,
другой человек, оздоровительная программа и т.д.). При поисковой форме
досугового поведения индивид фиксирует в своем сознании этот интерес, но не
связывает его с конкретным предметом досуговой активности.
Пересечение типов ориентации досугового поведения с точки зрения
самоценности выбранного занятия и форм ориентации с точки зрения предмета
досуговой деятельности порождает следующие сочетания:
Рекреационно-ориентированное целевое поведение, т.е. ориентация на заранее
выбранный конкретный вид рекреации, развлечения.
Рекреационно-ориентированное поисковое поведение – посещение объекта
развлечений, отдыха без заранее намеченной программы.
Социально-ориентированное целевое поведение – запланированный заранее
социальный контакт с конкретной личностью, группой людей.
Социально-ориентированное поисковое поведение – стремление завязать новые
знакомства, расширить социальные контакты.
Культурно-ориентированное целевое поведение – посещение заранее выбранной
культурной программы.
Культурно-ориентированное поисковое поведение – стремление расширить свой
кругозор, обогатиться новыми знаниями без запланированной заранее
ориентации на конкретный вид занятия.
Безусловно, возможно и сочетание всех этих типов ориентаций (их
получается довольно много, если иметь в виду и комбинации по признаку
«целевое-поисковое» поведение).
Пока же ограничимся данным перечнем как исходной типологией досугового
поведения, позволяющей оценить типологию развития «клуба-общности», которая
может применяться в культурно-досуговых учреждениях:
Таблица № 4
|Тип досугового |Тип клуба-общности |Соответствующий тип |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|