скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Билеты по межкультурной коммуникации скачать рефераты

самооценка, симуляции.

1. Метод биографической рефлексии предполагает осмысление собственной

биографии с целью основ выяснения своей собственен идентичности и форм ее

проявления в повседневной жизни. С помощью анализа биографии и

воспроизведения прошлых жизненных ситуаций актуализируются чувства и

осознаются события определившие формирование личности человека. Подобная

работа над собственной биографией помогает рефлексировать различные стороны

человеческой жизнедеятельности, определять природу ценностных ориентации и

интересов и поэтому может применяться при различных методологических

подходах.

2. Метод интерактивного моделирования ориентирован на сознательное

воспроизведение регулярно возникающих различных индивидуальных и групповых

ситуаций межкультурного общения; глубже познаются интересы

взаимодействующих сторон, их формы поведения, развивается способность к

восприятию норм и ценностей чужой культуры.

4. Метод самооценки своей целью ставит выделение определенных типов

поведения при межкультурном общении и рассмотрение их под соответствующим

углом зрения. Эта цель достигается посредством общественных опросов,

структурированных наблюдений и тестов. Полученные результаты становятся

темами для аналитических дискуссий и обсуждений о типах межкультурного

поведения и их результатах в межкультурном общении.

5. Метод симуляции заключается в искусственном создании конкретных

ситуаций межкультурного общения и прогнозировании возможных вариантов и

результатов исходя из различных точек зрения и аспектов.

Практика использования рассмотренных методов позволяет сделать вывод, что с

их помощью могут сравниваться две или более культуры, акцентировать

внимание как на общих трудностях процесса коммуникации, так и на частных

случаях межкультурного общения. Использование данных методов в процессе

обучения межкультурной коммуникации позволяет подготовить представителей

различных культур к эффективным контактам с чужими культурами, научить их

понимать своих партнеров по коммуникации и добиваться поставленных целей и

результатов.

17. КУЛЬТУРНЫЙ УНИВЕРСАЛИЗМ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РАЗНООБРАЗИЕ КУЛЬТУР.

Также вопросы 23, 24.

Категория ценности образуется в человеческом сознании путем сравнения

разных явлений. Осмысливая мир, человек решает для себя, что для него

представляется важным в жизни, а что нет, что существенно, а что

несущественно, без чего он может обойтись, а без чего нет. В результате

этого формируется его ценностное отношение к миру, в соответствии с которым

все предметы и явления рассматриваются им по критерию важности и

пригодности для его жизни. Каждый объект получает свою оценку и

представляет определенную ценность, на основании которой складывается

соответствующее к нему отношение. В результате формируется общее ценностное

отношение человека к миру, при котором те или иные явления жизни людей

имеют для них определенный смысл и значимость.

Ценности имеют огромное значение в любой культуре, поскольку определяют

отношения человека с природой, социумом, ближайшим окружением и самим

собой. К. Клакхон и Ф. Стродбек определили ценности как «сложные,

определенным образом сгруппированные принципы, придающие стройность и

направленность разнообразным мотивам человеческого мышления и деятельности

в ходе решения общих человеческих проблем».

Ценности существуют не хаотично, они определенным образом упорядочены по

отношению друг к другу. На этой основе в каждой культуре складывается своя

система ценностей, отражающая ее специфическое положение в мире. Система

ценностей обыкновенно представляет собой иерархию, в которой ценности

располагаются по нарастающей значимости. Благодаря этой системе

обеспечиваются целостность данной культуры, ее неповторимый облик,

необходимая степень порядка и предсказуемости.

Если рассматривать ценность как значимость чего-либо для человека и

общества, то это понятие наполняется субъективным содержанием, поскольку в

мире нет явлений, в равной степени значимых для всех людей без исключения.

Существуют ценности личного характера, ценности, присущие определенному

полу или возрасту, ценности каких-либо больших и малых групп людей,

различных эпох и государств и так далее, вплоть до общечеловеческих. По

этой причине в науке принято все культурные ценности систематизировать на

две основные группы. Во-первых, это совокупность выдающихся произведений

интеллектуального, художественного и религиозного творчества. В эту группу

включаются также выдающиеся архитектурные сооружения, уникальные

произведения ремесла, археологические и этнографические раритеты. Во-

вторых, к числу культурных ценностей были отнесены оправдавшие себя и

доказавшие на практике свою эффективность принципы совместного

сосуществования людей: нравы, обычаи, стереотипы поведения и сознания,

оценки, мнения, интерпретации и пр., которые ведут к интеграции общества, к

росту взаимопонимания между людьми, их комплиментарности, солидарности,

взаимопомощи и т.д.

Можно выделить группу таких, которые совпадают и по характеру оценок, и по

содержанию - получили название универсальных. Это обусловливается тем, что

основные черты таких ценностей базируются на биологической природе человека

и на всеобщих свойствах социального взаимодействия.

Четыре основные сферы культурных ценностей: быт, идеологию, религию и

xyдожественную культуру. Специфика бытовой культуры состоит в том, что она

вырабатывает те ценности, который имеют основополагающее значение для

межкультурной коммуникации. Именно быт является хранителем исторической

памяти культуры, поскольку он значительно устойчивее идеологии и peлигии и

изменяется гораздо медленнее, чем они. Поэтому именно бытовая культура в

большей степени содержит в себе ценности «вечные», общечеловеческие и

этнические. Кроме того, именно бытовые ценности являются основой

существования идеологии религии и искусства. Нормы и ценности бытовой

культуры являются самодостаточными. Ценности бытовой культуры рождаются в

процессе житейской практики и имеют утилитарную направленность. Поэтому они

не нуждаются в обосновании и доказательстве, носители данной культуры

воспринимают их как естественные и само собой разумеющиеся. Их оказывается

вполне достаточно для приобщения человека к культуре.

Культурные ценности, как уже было отмечено, в жизни каждого человека имеют

разное значение. Поэтому одни люди являются приверженцами ценностей

коллектива, а другие — ценностей индивидуализма.

Какие ценности имеют для людей важное значение и обладают большим влиянием,

а какие не принимаются во внимание — зависит от культуры. Их структура и

значимость определяют своеобразие и особенности культуры. Большая часть

особенностей собственной культуры, как правило, не осознается и

воспринимается как само собой разумеющееся. Осознание ценностей своей

культуры наступает лишь при встрече с представителями других культур, когда

происходит взаимодействие разных культур и обнаруживаются различия в их

ценностных ориентациях. Именно в этих случаях возникают ситуации

непонимания, растерянности, бессилия и раздражения, вызывающие чувство

обиды, злости, отчуждения, оскорбления.

1.3.2. Культурные нормы и их роль в культуре

Жизнь человека в обществе себе подобных всегда подчинена определенным

правилам, которые составляют существенную часть его образа жизни. В

соответствии с этими правилами любая культура имеет собственное

представление о «плохом» и «хорошем» поведении. В каждой культуре

формируется система долженствований Я и запретов, которые предписывают, как

обязан человек поступать в Я той или иной ситуации, или указывают ни в коем

случае чего-то не делать. Все это означает, что общение между людьми

облечено в различные формы, подчинено тем или иным условностям и законам.

Различные способы человеческого общения также диктуются культурными

нормами, которые предписывают, как должны общаться или обращаться друг к

другу младшие и старшие по возрасту или чину, мужчины и женщины,

законопослушные граждане и преступники, туземцы и иностранцы и т.д. При

этом зачастую официальные законы играют меньшую общественную роль, чем

правила и запреты, сложившиеся в значительной мере стихийно. Вместе с

созданием ценностей культуры стали одновременно формироваться также

требования к поведению человека.

В зависимости от способа, характера, цели, сферы применения, границ

распространения, строгости исполнения все многообразие поведенческих норм

было разделено на следующие виды: традиции, обычаи, обряды, законы, нравы.

Одним из первых регуляторов человеческого поведения стали нравы, которые

были предназначены регулировать повседневное поведение людей, способы

реализации ценностей, оценивать различные формы их отношений и т.д. Из всех

культурных норм нравы являются наиболее подвижными и динамичными, поскольку

призваны регулировать текущие события и поступки. Нравы — это моральные

оценки допустимости тех или иных форм как собственного поведения, так и

поведения других людей. Под действие этого вида культурных норм попадают

такие формы поведения, которые бытуют в данном обществе и могут быть

подвергнуты нравственной оценке. В силу такого своего характера нравы не

предполагают немедленного их практического исполнения, а ответственность за

их нарушение в целом значительно меньше, чем во всех других нормах. Эта

ответственность носит относительный характер, поскольку наказание за

нарушение нравов может быть разным — от неодобрительных взглядов до

смертной казни, но наиболее распространенным наказанием в этом случае

является устное порицание.

Среди других видов культурных норм наиболее распространенными и

влиятельными являются обычаи — общепринятые образцы действий,

предписывающие правила поведения для представителей одной культуры. Влияние

обычаев, главным образом, распространяется на область частной жизни людей.

По своему назначению они призваны регулировать взаимоотношения и

коммуникации внешнего характера, то есть отношения с близкими и дальними

родственниками, со знакомыми и соседями, публичное поведение человека за

пределами собственного дома, бытовой этикет со знакомыми и незнакомыми

людьми и др.

Обычаи предписывают строго установленное поведение в определенных

ситуациях. Обычаи возникли в незапамятные времена как традиционные формы

поведения, благодаря которым обеспечивалась культурная стабильность.

Общество стремилось их сохранять и культивировать.

В каждой культуре формируется своя система обычаев, распространяющаяся на

все стороны повседневных отношений. Тот или иной обычай всегда связан с

соответствующей специфической ситуацией. Поэтому характер и основные черты

обычаев соответствуют образу жизни общества и его социально-сословной

структуре. По этой причине одинаковые, на первый взгляд, обычаи в разных

культурах приобретают совершенно разное содержание.

Становление различных регуляторов поведения человека шло одновременно с

развитием и усложнением его взаимоотношений с окружающим миром. По мере

накопления культурного и социального опыта стали возникать устойчивые формы

поведения, которые предписывали наиболее рациональные действия при

взаимоотношениях различных групп людей в соответствующих ситуациях. Имеющие

рациональный характер и многократно проверенные на практике, они стали

передаваться от поколения к поколению, что придало им традиционный характер

и породило новый вид культурных норм — традицию. В настоящее время

назначение традиций сводится к регуляции межличностных и межгрупповых

отношений, а также передаче социального опыта от поколения к поколению.

Фактически традиция — это своего рода 1 устные «культурные тексты»,

аккумулирующие в себе совокупность образцов социального поведения,

сложившиеся формы социальной организации, регуляции и коммуникации.

Основной особенностью традиций является акцент на использование таких

образцов и моделей поведения, следование которым служит необходимым

условием общественной жизни каждого человека. Этот вид социальной

регламентации исключает элемент мотивации поведения: нормы, составляющие

традицию, должны выполняться автоматически. Представители данной культуры в

этом случае должны твердо следовать установившейся модели поведения,

основываясь только на интуитивном убеждении, что «так поступали наши

предки», «так принято» и т.п.

Автоматическое следование традиции на практике представляет собой простое

соблюдение привычных норм и требований к поведению представителей какой-

либо культуры.

Разновидностью традиции является обряд, который представляет собой массовое

выражение религиозной или бытовой традиции. Его главной отличительной

чертой является не избирательность, а массовость, поэтому влияние обрядов

не ограничивается какой-то социальной группой, оно относится ко всем

носителям данной культуры. Как правило, обряды сопровождают важные моменты

человеческой жизни, связанные с рождением, свадьбой, вступлением в новую

сферу деятельности, переходом в другую возрастную группу, смертью. Однако

наиболее известными и распространенными являются религиозные обряды,

особенно связанные с использованием пищи. Достоверно известно, что во

многих древних религиях жертвоприношения совершались предметами пищи, а в

христианстве обряд причащения совершается хлебом и вином. Это неслучайно.

Поскольку еда является первоосновой физического существования человека, то

практически в любой культуре она обретает мистическое и символическое

значение.

Наряду с традициями и обычаями неотъемлемой частью культуры любого народа

является право, которое представляет собой систему обязательных правил

поведения, санкционированных государством и выраженных в определенных

нормах. Прообразом права были запреты (табу) в поведении человека. Право

представляет собой совместный договор людей о правилах поведения. Эти

правила являются общеобязательными для всех, а их исполнение контролируется

государством. Действие права распространяется на все сферы общественной

жизни: они определяют производство и распределение продуктов между людьми,

регулируют отношения между ними, регламентируют контакты и связи между

народами.

Своим строго нормативным характером право отличается от обычаев, которые

представляют собой распространенную практику поведения, типичные действия,

то, что случается по обыкновению. Но несмотря на характерные различия право

и обычай связаны между собой.

Каждый человек в своей жизни стремится к свободе и справедливости, этого же

он ожидает и от поведения других людей. И в нормах права он хотел бы видеть

прежде всего отражение этих идей. Но сами эти идеи детерминируются как

социально-экономическими, так и личностными факторами. В зависимости от

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18