Билеты по межкультурной коммуникации
самооценка, симуляции.
1. Метод биографической рефлексии предполагает осмысление собственной
биографии с целью основ выяснения своей собственен идентичности и форм ее
проявления в повседневной жизни. С помощью анализа биографии и
воспроизведения прошлых жизненных ситуаций актуализируются чувства и
осознаются события определившие формирование личности человека. Подобная
работа над собственной биографией помогает рефлексировать различные стороны
человеческой жизнедеятельности, определять природу ценностных ориентации и
интересов и поэтому может применяться при различных методологических
подходах.
2. Метод интерактивного моделирования ориентирован на сознательное
воспроизведение регулярно возникающих различных индивидуальных и групповых
ситуаций межкультурного общения; глубже познаются интересы
взаимодействующих сторон, их формы поведения, развивается способность к
восприятию норм и ценностей чужой культуры.
4. Метод самооценки своей целью ставит выделение определенных типов
поведения при межкультурном общении и рассмотрение их под соответствующим
углом зрения. Эта цель достигается посредством общественных опросов,
структурированных наблюдений и тестов. Полученные результаты становятся
темами для аналитических дискуссий и обсуждений о типах межкультурного
поведения и их результатах в межкультурном общении.
5. Метод симуляции заключается в искусственном создании конкретных
ситуаций межкультурного общения и прогнозировании возможных вариантов и
результатов исходя из различных точек зрения и аспектов.
Практика использования рассмотренных методов позволяет сделать вывод, что с
их помощью могут сравниваться две или более культуры, акцентировать
внимание как на общих трудностях процесса коммуникации, так и на частных
случаях межкультурного общения. Использование данных методов в процессе
обучения межкультурной коммуникации позволяет подготовить представителей
различных культур к эффективным контактам с чужими культурами, научить их
понимать своих партнеров по коммуникации и добиваться поставленных целей и
результатов.
17. КУЛЬТУРНЫЙ УНИВЕРСАЛИЗМ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РАЗНООБРАЗИЕ КУЛЬТУР.
Также вопросы 23, 24.
Категория ценности образуется в человеческом сознании путем сравнения
разных явлений. Осмысливая мир, человек решает для себя, что для него
представляется важным в жизни, а что нет, что существенно, а что
несущественно, без чего он может обойтись, а без чего нет. В результате
этого формируется его ценностное отношение к миру, в соответствии с которым
все предметы и явления рассматриваются им по критерию важности и
пригодности для его жизни. Каждый объект получает свою оценку и
представляет определенную ценность, на основании которой складывается
соответствующее к нему отношение. В результате формируется общее ценностное
отношение человека к миру, при котором те или иные явления жизни людей
имеют для них определенный смысл и значимость.
Ценности имеют огромное значение в любой культуре, поскольку определяют
отношения человека с природой, социумом, ближайшим окружением и самим
собой. К. Клакхон и Ф. Стродбек определили ценности как «сложные,
определенным образом сгруппированные принципы, придающие стройность и
направленность разнообразным мотивам человеческого мышления и деятельности
в ходе решения общих человеческих проблем».
Ценности существуют не хаотично, они определенным образом упорядочены по
отношению друг к другу. На этой основе в каждой культуре складывается своя
система ценностей, отражающая ее специфическое положение в мире. Система
ценностей обыкновенно представляет собой иерархию, в которой ценности
располагаются по нарастающей значимости. Благодаря этой системе
обеспечиваются целостность данной культуры, ее неповторимый облик,
необходимая степень порядка и предсказуемости.
Если рассматривать ценность как значимость чего-либо для человека и
общества, то это понятие наполняется субъективным содержанием, поскольку в
мире нет явлений, в равной степени значимых для всех людей без исключения.
Существуют ценности личного характера, ценности, присущие определенному
полу или возрасту, ценности каких-либо больших и малых групп людей,
различных эпох и государств и так далее, вплоть до общечеловеческих. По
этой причине в науке принято все культурные ценности систематизировать на
две основные группы. Во-первых, это совокупность выдающихся произведений
интеллектуального, художественного и религиозного творчества. В эту группу
включаются также выдающиеся архитектурные сооружения, уникальные
произведения ремесла, археологические и этнографические раритеты. Во-
вторых, к числу культурных ценностей были отнесены оправдавшие себя и
доказавшие на практике свою эффективность принципы совместного
сосуществования людей: нравы, обычаи, стереотипы поведения и сознания,
оценки, мнения, интерпретации и пр., которые ведут к интеграции общества, к
росту взаимопонимания между людьми, их комплиментарности, солидарности,
взаимопомощи и т.д.
Можно выделить группу таких, которые совпадают и по характеру оценок, и по
содержанию - получили название универсальных. Это обусловливается тем, что
основные черты таких ценностей базируются на биологической природе человека
и на всеобщих свойствах социального взаимодействия.
Четыре основные сферы культурных ценностей: быт, идеологию, религию и
xyдожественную культуру. Специфика бытовой культуры состоит в том, что она
вырабатывает те ценности, который имеют основополагающее значение для
межкультурной коммуникации. Именно быт является хранителем исторической
памяти культуры, поскольку он значительно устойчивее идеологии и peлигии и
изменяется гораздо медленнее, чем они. Поэтому именно бытовая культура в
большей степени содержит в себе ценности «вечные», общечеловеческие и
этнические. Кроме того, именно бытовые ценности являются основой
существования идеологии религии и искусства. Нормы и ценности бытовой
культуры являются самодостаточными. Ценности бытовой культуры рождаются в
процессе житейской практики и имеют утилитарную направленность. Поэтому они
не нуждаются в обосновании и доказательстве, носители данной культуры
воспринимают их как естественные и само собой разумеющиеся. Их оказывается
вполне достаточно для приобщения человека к культуре.
Культурные ценности, как уже было отмечено, в жизни каждого человека имеют
разное значение. Поэтому одни люди являются приверженцами ценностей
коллектива, а другие — ценностей индивидуализма.
Какие ценности имеют для людей важное значение и обладают большим влиянием,
а какие не принимаются во внимание — зависит от культуры. Их структура и
значимость определяют своеобразие и особенности культуры. Большая часть
особенностей собственной культуры, как правило, не осознается и
воспринимается как само собой разумеющееся. Осознание ценностей своей
культуры наступает лишь при встрече с представителями других культур, когда
происходит взаимодействие разных культур и обнаруживаются различия в их
ценностных ориентациях. Именно в этих случаях возникают ситуации
непонимания, растерянности, бессилия и раздражения, вызывающие чувство
обиды, злости, отчуждения, оскорбления.
1.3.2. Культурные нормы и их роль в культуре
Жизнь человека в обществе себе подобных всегда подчинена определенным
правилам, которые составляют существенную часть его образа жизни. В
соответствии с этими правилами любая культура имеет собственное
представление о «плохом» и «хорошем» поведении. В каждой культуре
формируется система долженствований Я и запретов, которые предписывают, как
обязан человек поступать в Я той или иной ситуации, или указывают ни в коем
случае чего-то не делать. Все это означает, что общение между людьми
облечено в различные формы, подчинено тем или иным условностям и законам.
Различные способы человеческого общения также диктуются культурными
нормами, которые предписывают, как должны общаться или обращаться друг к
другу младшие и старшие по возрасту или чину, мужчины и женщины,
законопослушные граждане и преступники, туземцы и иностранцы и т.д. При
этом зачастую официальные законы играют меньшую общественную роль, чем
правила и запреты, сложившиеся в значительной мере стихийно. Вместе с
созданием ценностей культуры стали одновременно формироваться также
требования к поведению человека.
В зависимости от способа, характера, цели, сферы применения, границ
распространения, строгости исполнения все многообразие поведенческих норм
было разделено на следующие виды: традиции, обычаи, обряды, законы, нравы.
Одним из первых регуляторов человеческого поведения стали нравы, которые
были предназначены регулировать повседневное поведение людей, способы
реализации ценностей, оценивать различные формы их отношений и т.д. Из всех
культурных норм нравы являются наиболее подвижными и динамичными, поскольку
призваны регулировать текущие события и поступки. Нравы — это моральные
оценки допустимости тех или иных форм как собственного поведения, так и
поведения других людей. Под действие этого вида культурных норм попадают
такие формы поведения, которые бытуют в данном обществе и могут быть
подвергнуты нравственной оценке. В силу такого своего характера нравы не
предполагают немедленного их практического исполнения, а ответственность за
их нарушение в целом значительно меньше, чем во всех других нормах. Эта
ответственность носит относительный характер, поскольку наказание за
нарушение нравов может быть разным — от неодобрительных взглядов до
смертной казни, но наиболее распространенным наказанием в этом случае
является устное порицание.
Среди других видов культурных норм наиболее распространенными и
влиятельными являются обычаи — общепринятые образцы действий,
предписывающие правила поведения для представителей одной культуры. Влияние
обычаев, главным образом, распространяется на область частной жизни людей.
По своему назначению они призваны регулировать взаимоотношения и
коммуникации внешнего характера, то есть отношения с близкими и дальними
родственниками, со знакомыми и соседями, публичное поведение человека за
пределами собственного дома, бытовой этикет со знакомыми и незнакомыми
людьми и др.
Обычаи предписывают строго установленное поведение в определенных
ситуациях. Обычаи возникли в незапамятные времена как традиционные формы
поведения, благодаря которым обеспечивалась культурная стабильность.
Общество стремилось их сохранять и культивировать.
В каждой культуре формируется своя система обычаев, распространяющаяся на
все стороны повседневных отношений. Тот или иной обычай всегда связан с
соответствующей специфической ситуацией. Поэтому характер и основные черты
обычаев соответствуют образу жизни общества и его социально-сословной
структуре. По этой причине одинаковые, на первый взгляд, обычаи в разных
культурах приобретают совершенно разное содержание.
Становление различных регуляторов поведения человека шло одновременно с
развитием и усложнением его взаимоотношений с окружающим миром. По мере
накопления культурного и социального опыта стали возникать устойчивые формы
поведения, которые предписывали наиболее рациональные действия при
взаимоотношениях различных групп людей в соответствующих ситуациях. Имеющие
рациональный характер и многократно проверенные на практике, они стали
передаваться от поколения к поколению, что придало им традиционный характер
и породило новый вид культурных норм — традицию. В настоящее время
назначение традиций сводится к регуляции межличностных и межгрупповых
отношений, а также передаче социального опыта от поколения к поколению.
Фактически традиция — это своего рода 1 устные «культурные тексты»,
аккумулирующие в себе совокупность образцов социального поведения,
сложившиеся формы социальной организации, регуляции и коммуникации.
Основной особенностью традиций является акцент на использование таких
образцов и моделей поведения, следование которым служит необходимым
условием общественной жизни каждого человека. Этот вид социальной
регламентации исключает элемент мотивации поведения: нормы, составляющие
традицию, должны выполняться автоматически. Представители данной культуры в
этом случае должны твердо следовать установившейся модели поведения,
основываясь только на интуитивном убеждении, что «так поступали наши
предки», «так принято» и т.п.
Автоматическое следование традиции на практике представляет собой простое
соблюдение привычных норм и требований к поведению представителей какой-
либо культуры.
Разновидностью традиции является обряд, который представляет собой массовое
выражение религиозной или бытовой традиции. Его главной отличительной
чертой является не избирательность, а массовость, поэтому влияние обрядов
не ограничивается какой-то социальной группой, оно относится ко всем
носителям данной культуры. Как правило, обряды сопровождают важные моменты
человеческой жизни, связанные с рождением, свадьбой, вступлением в новую
сферу деятельности, переходом в другую возрастную группу, смертью. Однако
наиболее известными и распространенными являются религиозные обряды,
особенно связанные с использованием пищи. Достоверно известно, что во
многих древних религиях жертвоприношения совершались предметами пищи, а в
христианстве обряд причащения совершается хлебом и вином. Это неслучайно.
Поскольку еда является первоосновой физического существования человека, то
практически в любой культуре она обретает мистическое и символическое
значение.
Наряду с традициями и обычаями неотъемлемой частью культуры любого народа
является право, которое представляет собой систему обязательных правил
поведения, санкционированных государством и выраженных в определенных
нормах. Прообразом права были запреты (табу) в поведении человека. Право
представляет собой совместный договор людей о правилах поведения. Эти
правила являются общеобязательными для всех, а их исполнение контролируется
государством. Действие права распространяется на все сферы общественной
жизни: они определяют производство и распределение продуктов между людьми,
регулируют отношения между ними, регламентируют контакты и связи между
народами.
Своим строго нормативным характером право отличается от обычаев, которые
представляют собой распространенную практику поведения, типичные действия,
то, что случается по обыкновению. Но несмотря на характерные различия право
и обычай связаны между собой.
Каждый человек в своей жизни стремится к свободе и справедливости, этого же
он ожидает и от поведения других людей. И в нормах права он хотел бы видеть
прежде всего отражение этих идей. Но сами эти идеи детерминируются как
социально-экономическими, так и личностными факторами. В зависимости от
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|