скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Билеты по межкультурной коммуникации скачать рефераты

информациии формируется относительно четкая модель этой культуры. это

достигается, как правило, путем упрощения и генерализации реальности,

выделения наиболее характерных черт данной культуры. Поэтому на основе

всего многообразия впечатлений создаются четкие контуры чужой культуры и

дается характеристика ее представителей по определенным признакам.

Ориентирующая функция. Таким образом, стереотипы помогают распределить

социальное окружение на обозримые и понятные группы и тем самым позволяют

упростить сложность незнакомого культурного окружения.

Функция влияния на создание реальности. Стереотипизация позволяет дать

оценочное сравнение чужой и своей групп и тем самым защитить традиции,

взгляды, ценности своей группы. В связи с этим стереотипы являются своего

рода защитным механизмом, служащим для сохранения позитивной идентичности

собственной культурной группы. Этнические стереотипы — представления о

членах одних этнических групп с точки зрения других. Поэтому стереотипы

проецируются в основном на большие социальные группы. Личный опыт общения с

представителями чужой культуры, как правило, не приводит к корректировке

стереотипа, даже в том случае, если отклонение от уже имеющегося

представления очевидно. В таких обстоятельствах наш опыт интерпретируется

как исключение, а существующий стереотип продолжает рассматриваться как

норма.

2.2. Значение стереотипов для МКК

Стереотипы позволяют строить предположения 0 Причинах и возможных

последствиях своих и чужих поступков. С помощью стереотипов человек

наделяется теми или иными Ортами и качествами, и на этой основе можно

прогнозировать его поведение. Таким образом, как в коммуникации вообще,

таки в ситуации межкультурных контактов стереотипы играют очень важную

роль.

Как уже подчеркивалось, эффективная стереотипизация помогает людям понимать

ситуацию й действовать в соответствии с новыми обстоятельствами. Поэтому

стереотип может не только быть препятствием в коммуникации, но и приносить

определенную пользу в следующих случаях:

+ если его сознательно придерживаются. Индивид должен понимать, что

стереотип отражает групповые нормы и ценности, групповые черты и признаки,

а не специфические качества, свойственные отдельно взятому индивиду из

данной группы;

+ если стереотип является описательным, а не оценочным. Это предполагает

отражение в стереотипах реальных и объективны* качеств и свойств людей

данной группы, но не их оценку к# хороших или плохих;

+ если стереотип точен. Это означает, что стереотип должен адекватно

выражать признаки и черты группы, к которой принадлежит человек;

+ если стереотип является лишь догадкой о группе, но не прямой информацией

о ней. Это означает, что первое впечатление о группе не всегда является

достоверным знанием обо всех индивидах данной группы;

+ если стереотип модифицирован, то есть основан на дальнейших наблюдениях и

опыте общения с реальными людьми или исходит из опыта реальной ситуации.

Выделяют ряд причин, согласно которым стереотипы могут препятствовать

межкультурной коммуникации.

+ За стереотипами не удается выявить индивидуальные особенности людей.

Стереотипизация предполагает, что все члены группы обладают одинаковыми

чертами. Такой подход применяется ко всей группе и к отдельному индивиду на

протяжении определенного промежутка времени, несмотря на индивидуальные

вариации.

+ Стереотипы повторяют и усиливают определенные ошибочные убеждения и

верования до тех пор, пока люди не начинают их принимать за истинные.

+ Стереотипы основываются на полуправде и искажениях. Сохраняя в себе

реальные характеристики стереотипизируемой группы, стереотипы при этом

искажают действительность и дают неточные представления о людях, с которыми

происходят межкультурные контакты.

2.3. Что такое предрассудки?

2.3.1. Понятие и сущность предрассудка

предрассудок - установка предвзятого и враждебного отношения к чему-либо

без достаточных для такого отношения оснований или знания. Применительно к

этническим группам или их культурам предрассудок выступает в виде установки

предвзятого или враждебного отношения к представителям этих групп, их

культурам и к любым фактам, связанным с их деятельностью, поведением и

социальным положением. Главным фактором в возникновении предрассудков

является неравенство в социальных, экономических и культурных условиях

жизни различных этнических общностей.

Они возникают как следствие неполного или искаженного понимания объекта, по

отношению к которому формируется установка. Возникая на основе ассоциации,

воображения или предположения, такая установка с искаженным информационным

компонентом оказывает тем не менее стойкое влияние на отношение людей к

объекту.

Сследует различать стереотип и предрассудок. Стереотипы являются отражением

тех черт и признаков, которые свойственны всем членам той или иной группы.

Отсутствуют ярко выраженные эмоциональные оценки. Поэтому стереотипы

содержат в себе возможность позитивных суждений о стереотипизированной

группе.

В отличие от стереотипа предрассудок представляет собой отрицательную и

враждебную оценку группы или принадлежащего к ней индивида только на

основании приписывания им определенных негативных качеств. Для

предрассудков характерно бездумное негативное отношение ко всем членам

группы или большей ее части. В практике человеческого общения объектом

предрассудков обычно являются люди, резко отличающиеся от большинства

какими-либо чертами, вызывающими отрицательное отмщение у других людей.

Предрассудки являются элементами культуры, поскольку порождены

общественными, а не биологическими причинами. Однако они представляют собой

устойчивые и широко распространенные элементы обыденной, повседневной

культуры, которые передаются их носителями из поколения в поколение и

сохраняются при помощи обычаев или нормативных актов.

2.3.2. Механизм формирования предрассудков

Данный механизм чаще всего используется в культивации этноцентризма,

стереотипов и предрассудков и называется процессом перемещения.

Психологическое перемещение используется людьми или бессознательно, в

качестве защитного механизма психики, или же преднамеренно, в поисках козла

отпущения, на котором можно было бы выместить досаду по поводу какой-либо

ситуации. При этом психологическое перемещение не является атрибутом только

индивидуальной психической деятельности. Оно встречается и в коллективных

психических процессах и может охватывать значительные массы людей. Механизм

перемещения применяется для того, чтобы Оправить гнев и враждебность людей

на объект, не имеющий никакого отношения к причинам этих эмоций.

Предрассудки могут возникать по отношению к объектам самого различного

рода: к вещам и животным, к людям и их ассоциациям, к идеям и

представлениям… Самым распространенным видом предрассудков все-таки

являются этнические. Одна из причин — попытка представителей доминирующей

этнической группы, находящихся внизу социальной лестницы, найти источник

психического удовлетворения от чувства мнимого превосходства.

Теория фрустрации и агрессии. В человеческой психике создается состояние

напряжения — фрустрация. Это состояние требует своей разрядки, и ее

объектом может стать любой человек. В ситуации, когда причины трудностей и

невзгод видятся в какой-либо этнической группе, раздражение направляется

против этой группы.

Существует также теория, которая формирование предрассудков объясняет

потребностью людей определить свое положение в отношении других. При этом

часто акцент делается на превосходство своей этнической группы (и тем самым

своего, индивидуального) над другими. (Г. Тэджфела)

Предрассудки усваиваются им в процессе социализации и кристаллизуются под

влиянием культурно-групповых норм и ценностей. Их источником служит ближнее

окружение человека, в первую очередь родители, учителя, приятели. Тем самым

индивидуальные предрассудки в большинстве случаев возникают не из личного

опыта межкультурного общения, а посредством усвоения ранее сложившихся

предрассудков.

2.3.3. Типы предрассудков

Наличие того или иного предрассудка серьезно искажает для его носителя

процесс восприятия людей из других этнических или социокультурных групп.

Носитель предрассудка видит в них только то, что хочет видеть, а не то, что

есть на самом деле. В результате целый ряд положительных качеств объекта

предрассудка не учитывается при общении и взаимодействии. Во-вторых, в

среде людей, зараженных предрассудками, возникает неосознанное чувство

тревоги и страха перед теми, кто для них является объектом дискриминации.

Носители предрассудков видят в их лице потенциальную угрозу, что порождает

еще большее недоверие к ним. В-третьих, существование предрассудков и

основанных на них традиций и практики дискриминации, сегрегации, ущемления

гражданских прав в конечном счете искажает самооценку объектов этих

предрассудков. Значительному количеству людей навязывается чувство

социальной неполноценности, и как реакция на это чувство возникает

готовность к утверждению личностной полноценности через межэтнические и

межкультурныё конфликты.

Последствия возникают в результате влияния какого-то одного предрассудка

или группы предрассудков. Все зависит от того, к какому типу принадлежит

соответствующий предрассудок. Типы предрассудков:

1. Яркие необоснованные предрассудки, в содержании которых открыто

декларируется утверждение, что члены чужой группы по тем или иным признакам

являются хуже, чем представители собственной группы.

2. Символические предрассудки основываются на наличии негативных чувств в

отношении членов чужой группы, которые воспринимаются как угрожающие

культурным базовым ценностям собственной группы.

3. Токенизский тип предрассудков выражается в предоставлении различных форм

социального преимущества представителям этнических или социокультурных

групп в обществе, чтобы создать видимость справедливости. Предрассудки

этого типа предполагает наличие негативных чувств по отношению к чужой

группе, однако члены собственной группы не хотят признаться себе в то*, что

у них есть предрассудки в отношении других.

4. Предрассудки типа «длинной руки» подразумевают позитивное поведение по

отношению к членам чужой группы только при определенных обстоятельствах

(например, случайное знакомство, формальные встречи). В ситуации более

близкого контакта (например, соседство) демонстрируется недружелюбное

поведение.

5. Фактические пристрастия и антипатии как тип предрассудков предполагают

наличие открытого негативного отношения к членам чужой группы в случае,

если их поведение действительно не устраивает членов собственной группы.

6. «Знакомое и незнакомое». Этот тип предрассудков подразумевает отказ от

контактов с членами чужой группы, поскольку люди данной группы всегда в той

или иной степени испытывают неудобства при общении с чужаками и поэтому

предпочитают взаимодействовать с людьми собственной группы, так как такое

взаимодействие не вызывает глубоких нервных и эмоциональных переживаний.

2.4. Проблемы корректировки и изменения предрассудков

Предрассудки с трудом поддаются изменению, и если они однажды были приняты,

то от них очень трудно отказаться. Особой «живучестью» в этом отношении

отличаются этнические предрассудки. Предрассудок нельзя убрать, вычеркнуть

из сознания людей, его можно лишь сделать более обоснованным, доступным для

понимания, модифицировать и описать.

Стереотипы и предрассудки меняются очень медленно и с большим трудом. Люди

склонны помнить ту информацию, которая поддерживает предрассудок, и

игнорировать информацию, которая им противоречит. Поэтому, если

предрассудки были когда-либо усвоены человеком, то они проявляются в

течение длительного времени.

37. МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ КОНФЛИКТ И ПУТИ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ.

Возникновение конфликтов объясняется самыми разными причинами. В частности,

существует точка зрения, что вражда и предубежденность между людьми извечны

и коренятся в самой природе человека, в его инстинктивной «неприязни к

различиям». Исследования опровергают эту гипотезу, доказывая, что как

враждебность к иностранцам, так и предубеждения против какой-то конкретной

народности не являются всеобщими. Они возникают под влиянием причин

социального характера. Этот вывод в полной мере относится и к конфликтам,

носящим межкультурный характер.

Диапазон причин возникновения межкультурных конфликтов (как и конфликтов

вообще) предельно широк: в основе конфликта могут лежать не только

недостаточные знания языка и связанное с этим простое непонимание партнера

по коммуникации, но и более глубокие причины, нечетко осознаваемые самими

участниками. Возникающие конфликты нельзя рассматривать только лишь как

деструктивную сторону процесса коммуникации, они имеют также и свои

позитивные аспекты. Согласно теории позитивного конфликта конфликты

понимаются как неизбежная часть повседневной жизни и не обязательно должны

носить дисфункциональный характер.

Под конфликтом понимается любой вид противоборства или несовпадения

интересов. Конфликт имеет динамический характер и возникает в самом конце

ряда событий, которые развиваются, исходя из имеющихся обстоятельств.

(Положение вещей ( возникновение проблемы ( конфликт.) Возникновение

конфликта вовсе не означает прекращения отношений между коммуникантами; за

этим скорее стоит возможность отхода от имеющейся модели коммуникации,

причем, дальнейшее развитие отношений возможно как в позитивном, так и в

негативном направлениях.

В процессе нашей коммуникации с представителями других культур причинами

напряженности и конфликта очень часто бывают ошибки атрибуции. Знание или

незнание культурных особенностей, включая религиозные и идеологические

аспекты, играют огромную роль в построении атрибуций. Обладание такой

информацией позволяет многое прояснить относительно того, что является

желательным и на что накладывается табу в конкретной культуре.

П. Куконков полагает, что переход от конфликтной ситуации к собственно

конфликту идет через дознание противоречия самими субъектами отношений, то

есть конфликт выступает здесь как осознанное противоречие. Из этого

вытекает важный вывод о том, что носителями конфликтов выступают сами

социальные актеры. Только в том случае, когда вы сами для себя определяете

ситуацию как конфликтную, можно говорить наличии конфликтной коммуникации.

Согласно Ю. Делхес, существуют три основные причины ком. конфликтов: личные

особенности коммуникантов, социальные отношения (межличностные отношения) и

организационные отношения.

К личностным причинам конфликтов относятся ярко выраженное своенравие,

фрустрированные индивидуальные потребности, низкая способность или

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18