Билеты по межкультурной коммуникации
информациии формируется относительно четкая модель этой культуры. это
достигается, как правило, путем упрощения и генерализации реальности,
выделения наиболее характерных черт данной культуры. Поэтому на основе
всего многообразия впечатлений создаются четкие контуры чужой культуры и
дается характеристика ее представителей по определенным признакам.
Ориентирующая функция. Таким образом, стереотипы помогают распределить
социальное окружение на обозримые и понятные группы и тем самым позволяют
упростить сложность незнакомого культурного окружения.
Функция влияния на создание реальности. Стереотипизация позволяет дать
оценочное сравнение чужой и своей групп и тем самым защитить традиции,
взгляды, ценности своей группы. В связи с этим стереотипы являются своего
рода защитным механизмом, служащим для сохранения позитивной идентичности
собственной культурной группы. Этнические стереотипы — представления о
членах одних этнических групп с точки зрения других. Поэтому стереотипы
проецируются в основном на большие социальные группы. Личный опыт общения с
представителями чужой культуры, как правило, не приводит к корректировке
стереотипа, даже в том случае, если отклонение от уже имеющегося
представления очевидно. В таких обстоятельствах наш опыт интерпретируется
как исключение, а существующий стереотип продолжает рассматриваться как
норма.
2.2. Значение стереотипов для МКК
Стереотипы позволяют строить предположения 0 Причинах и возможных
последствиях своих и чужих поступков. С помощью стереотипов человек
наделяется теми или иными Ортами и качествами, и на этой основе можно
прогнозировать его поведение. Таким образом, как в коммуникации вообще,
таки в ситуации межкультурных контактов стереотипы играют очень важную
роль.
Как уже подчеркивалось, эффективная стереотипизация помогает людям понимать
ситуацию й действовать в соответствии с новыми обстоятельствами. Поэтому
стереотип может не только быть препятствием в коммуникации, но и приносить
определенную пользу в следующих случаях:
+ если его сознательно придерживаются. Индивид должен понимать, что
стереотип отражает групповые нормы и ценности, групповые черты и признаки,
а не специфические качества, свойственные отдельно взятому индивиду из
данной группы;
+ если стереотип является описательным, а не оценочным. Это предполагает
отражение в стереотипах реальных и объективны* качеств и свойств людей
данной группы, но не их оценку к# хороших или плохих;
+ если стереотип точен. Это означает, что стереотип должен адекватно
выражать признаки и черты группы, к которой принадлежит человек;
+ если стереотип является лишь догадкой о группе, но не прямой информацией
о ней. Это означает, что первое впечатление о группе не всегда является
достоверным знанием обо всех индивидах данной группы;
+ если стереотип модифицирован, то есть основан на дальнейших наблюдениях и
опыте общения с реальными людьми или исходит из опыта реальной ситуации.
Выделяют ряд причин, согласно которым стереотипы могут препятствовать
межкультурной коммуникации.
+ За стереотипами не удается выявить индивидуальные особенности людей.
Стереотипизация предполагает, что все члены группы обладают одинаковыми
чертами. Такой подход применяется ко всей группе и к отдельному индивиду на
протяжении определенного промежутка времени, несмотря на индивидуальные
вариации.
+ Стереотипы повторяют и усиливают определенные ошибочные убеждения и
верования до тех пор, пока люди не начинают их принимать за истинные.
+ Стереотипы основываются на полуправде и искажениях. Сохраняя в себе
реальные характеристики стереотипизируемой группы, стереотипы при этом
искажают действительность и дают неточные представления о людях, с которыми
происходят межкультурные контакты.
2.3. Что такое предрассудки?
2.3.1. Понятие и сущность предрассудка
предрассудок - установка предвзятого и враждебного отношения к чему-либо
без достаточных для такого отношения оснований или знания. Применительно к
этническим группам или их культурам предрассудок выступает в виде установки
предвзятого или враждебного отношения к представителям этих групп, их
культурам и к любым фактам, связанным с их деятельностью, поведением и
социальным положением. Главным фактором в возникновении предрассудков
является неравенство в социальных, экономических и культурных условиях
жизни различных этнических общностей.
Они возникают как следствие неполного или искаженного понимания объекта, по
отношению к которому формируется установка. Возникая на основе ассоциации,
воображения или предположения, такая установка с искаженным информационным
компонентом оказывает тем не менее стойкое влияние на отношение людей к
объекту.
Сследует различать стереотип и предрассудок. Стереотипы являются отражением
тех черт и признаков, которые свойственны всем членам той или иной группы.
Отсутствуют ярко выраженные эмоциональные оценки. Поэтому стереотипы
содержат в себе возможность позитивных суждений о стереотипизированной
группе.
В отличие от стереотипа предрассудок представляет собой отрицательную и
враждебную оценку группы или принадлежащего к ней индивида только на
основании приписывания им определенных негативных качеств. Для
предрассудков характерно бездумное негативное отношение ко всем членам
группы или большей ее части. В практике человеческого общения объектом
предрассудков обычно являются люди, резко отличающиеся от большинства
какими-либо чертами, вызывающими отрицательное отмщение у других людей.
Предрассудки являются элементами культуры, поскольку порождены
общественными, а не биологическими причинами. Однако они представляют собой
устойчивые и широко распространенные элементы обыденной, повседневной
культуры, которые передаются их носителями из поколения в поколение и
сохраняются при помощи обычаев или нормативных актов.
2.3.2. Механизм формирования предрассудков
Данный механизм чаще всего используется в культивации этноцентризма,
стереотипов и предрассудков и называется процессом перемещения.
Психологическое перемещение используется людьми или бессознательно, в
качестве защитного механизма психики, или же преднамеренно, в поисках козла
отпущения, на котором можно было бы выместить досаду по поводу какой-либо
ситуации. При этом психологическое перемещение не является атрибутом только
индивидуальной психической деятельности. Оно встречается и в коллективных
психических процессах и может охватывать значительные массы людей. Механизм
перемещения применяется для того, чтобы Оправить гнев и враждебность людей
на объект, не имеющий никакого отношения к причинам этих эмоций.
Предрассудки могут возникать по отношению к объектам самого различного
рода: к вещам и животным, к людям и их ассоциациям, к идеям и
представлениям… Самым распространенным видом предрассудков все-таки
являются этнические. Одна из причин — попытка представителей доминирующей
этнической группы, находящихся внизу социальной лестницы, найти источник
психического удовлетворения от чувства мнимого превосходства.
Теория фрустрации и агрессии. В человеческой психике создается состояние
напряжения — фрустрация. Это состояние требует своей разрядки, и ее
объектом может стать любой человек. В ситуации, когда причины трудностей и
невзгод видятся в какой-либо этнической группе, раздражение направляется
против этой группы.
Существует также теория, которая формирование предрассудков объясняет
потребностью людей определить свое положение в отношении других. При этом
часто акцент делается на превосходство своей этнической группы (и тем самым
своего, индивидуального) над другими. (Г. Тэджфела)
Предрассудки усваиваются им в процессе социализации и кристаллизуются под
влиянием культурно-групповых норм и ценностей. Их источником служит ближнее
окружение человека, в первую очередь родители, учителя, приятели. Тем самым
индивидуальные предрассудки в большинстве случаев возникают не из личного
опыта межкультурного общения, а посредством усвоения ранее сложившихся
предрассудков.
2.3.3. Типы предрассудков
Наличие того или иного предрассудка серьезно искажает для его носителя
процесс восприятия людей из других этнических или социокультурных групп.
Носитель предрассудка видит в них только то, что хочет видеть, а не то, что
есть на самом деле. В результате целый ряд положительных качеств объекта
предрассудка не учитывается при общении и взаимодействии. Во-вторых, в
среде людей, зараженных предрассудками, возникает неосознанное чувство
тревоги и страха перед теми, кто для них является объектом дискриминации.
Носители предрассудков видят в их лице потенциальную угрозу, что порождает
еще большее недоверие к ним. В-третьих, существование предрассудков и
основанных на них традиций и практики дискриминации, сегрегации, ущемления
гражданских прав в конечном счете искажает самооценку объектов этих
предрассудков. Значительному количеству людей навязывается чувство
социальной неполноценности, и как реакция на это чувство возникает
готовность к утверждению личностной полноценности через межэтнические и
межкультурныё конфликты.
Последствия возникают в результате влияния какого-то одного предрассудка
или группы предрассудков. Все зависит от того, к какому типу принадлежит
соответствующий предрассудок. Типы предрассудков:
1. Яркие необоснованные предрассудки, в содержании которых открыто
декларируется утверждение, что члены чужой группы по тем или иным признакам
являются хуже, чем представители собственной группы.
2. Символические предрассудки основываются на наличии негативных чувств в
отношении членов чужой группы, которые воспринимаются как угрожающие
культурным базовым ценностям собственной группы.
3. Токенизский тип предрассудков выражается в предоставлении различных форм
социального преимущества представителям этнических или социокультурных
групп в обществе, чтобы создать видимость справедливости. Предрассудки
этого типа предполагает наличие негативных чувств по отношению к чужой
группе, однако члены собственной группы не хотят признаться себе в то*, что
у них есть предрассудки в отношении других.
4. Предрассудки типа «длинной руки» подразумевают позитивное поведение по
отношению к членам чужой группы только при определенных обстоятельствах
(например, случайное знакомство, формальные встречи). В ситуации более
близкого контакта (например, соседство) демонстрируется недружелюбное
поведение.
5. Фактические пристрастия и антипатии как тип предрассудков предполагают
наличие открытого негативного отношения к членам чужой группы в случае,
если их поведение действительно не устраивает членов собственной группы.
6. «Знакомое и незнакомое». Этот тип предрассудков подразумевает отказ от
контактов с членами чужой группы, поскольку люди данной группы всегда в той
или иной степени испытывают неудобства при общении с чужаками и поэтому
предпочитают взаимодействовать с людьми собственной группы, так как такое
взаимодействие не вызывает глубоких нервных и эмоциональных переживаний.
2.4. Проблемы корректировки и изменения предрассудков
Предрассудки с трудом поддаются изменению, и если они однажды были приняты,
то от них очень трудно отказаться. Особой «живучестью» в этом отношении
отличаются этнические предрассудки. Предрассудок нельзя убрать, вычеркнуть
из сознания людей, его можно лишь сделать более обоснованным, доступным для
понимания, модифицировать и описать.
Стереотипы и предрассудки меняются очень медленно и с большим трудом. Люди
склонны помнить ту информацию, которая поддерживает предрассудок, и
игнорировать информацию, которая им противоречит. Поэтому, если
предрассудки были когда-либо усвоены человеком, то они проявляются в
течение длительного времени.
37. МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ КОНФЛИКТ И ПУТИ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ.
Возникновение конфликтов объясняется самыми разными причинами. В частности,
существует точка зрения, что вражда и предубежденность между людьми извечны
и коренятся в самой природе человека, в его инстинктивной «неприязни к
различиям». Исследования опровергают эту гипотезу, доказывая, что как
враждебность к иностранцам, так и предубеждения против какой-то конкретной
народности не являются всеобщими. Они возникают под влиянием причин
социального характера. Этот вывод в полной мере относится и к конфликтам,
носящим межкультурный характер.
Диапазон причин возникновения межкультурных конфликтов (как и конфликтов
вообще) предельно широк: в основе конфликта могут лежать не только
недостаточные знания языка и связанное с этим простое непонимание партнера
по коммуникации, но и более глубокие причины, нечетко осознаваемые самими
участниками. Возникающие конфликты нельзя рассматривать только лишь как
деструктивную сторону процесса коммуникации, они имеют также и свои
позитивные аспекты. Согласно теории позитивного конфликта конфликты
понимаются как неизбежная часть повседневной жизни и не обязательно должны
носить дисфункциональный характер.
Под конфликтом понимается любой вид противоборства или несовпадения
интересов. Конфликт имеет динамический характер и возникает в самом конце
ряда событий, которые развиваются, исходя из имеющихся обстоятельств.
(Положение вещей ( возникновение проблемы ( конфликт.) Возникновение
конфликта вовсе не означает прекращения отношений между коммуникантами; за
этим скорее стоит возможность отхода от имеющейся модели коммуникации,
причем, дальнейшее развитие отношений возможно как в позитивном, так и в
негативном направлениях.
В процессе нашей коммуникации с представителями других культур причинами
напряженности и конфликта очень часто бывают ошибки атрибуции. Знание или
незнание культурных особенностей, включая религиозные и идеологические
аспекты, играют огромную роль в построении атрибуций. Обладание такой
информацией позволяет многое прояснить относительно того, что является
желательным и на что накладывается табу в конкретной культуре.
П. Куконков полагает, что переход от конфликтной ситуации к собственно
конфликту идет через дознание противоречия самими субъектами отношений, то
есть конфликт выступает здесь как осознанное противоречие. Из этого
вытекает важный вывод о том, что носителями конфликтов выступают сами
социальные актеры. Только в том случае, когда вы сами для себя определяете
ситуацию как конфликтную, можно говорить наличии конфликтной коммуникации.
Согласно Ю. Делхес, существуют три основные причины ком. конфликтов: личные
особенности коммуникантов, социальные отношения (межличностные отношения) и
организационные отношения.
К личностным причинам конфликтов относятся ярко выраженное своенравие,
фрустрированные индивидуальные потребности, низкая способность или
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|