Билеты по межкультурной коммуникации
сыграло принятие христианства в его восточном (византийском) варианте.
Результатом крещения Руси стало не только вхождение Руси в тогдашний
цивилизованный мир, рост международного авторитета, дипломатических,
торговых, политических и культурных связей с другими христианскими
странами. Крещение не только дало толчок к созданию великолепной культуры
Киевской Руси, да и самого древнерусского единого централизованного
государства. С этого момента определились геополитическое положение России
между Западом и Востоком, враги и союзники, смысл назначение российской
истории. С этого исторического события Русь, а затем и Россия выбрали
ориентацию на Восток. С этого времени расширение русского государства шло
только в восточном направлении. Татарское нашествие задержало его, но не
остановило, лишь еще более укрепило Россию в поставленной цели.
Роль православия в формировании и развитии русской культуры всегда была
одной из важнейших тем русской философской и общественно-политической
мысли. О ней писал старец Филофей в своем послании к Василию III,
размышляли западники и славянофилы, все философы — исследователи «русской
идеи» — от Вл. Соловьева до Н. Бердяева.
Еще Филофей, обратившийся к Василию III, заявил, что «Москва — есть Третий
Рим, а четвертому Риму — не бывать», неразрывно связал православие с
сильной государственной властью. В православии каждый человек является
личностью, но не самодостаточной, а проявляющейся лишь в соборном
объединении, интересы которого выше интересов отдельного человека.
Результатом стало закрепление в качестве идеала русской культуры стремления
к авторитарности и коллективности одновременно.
Характерно использование как материальных, так и людских ресурсов
посредством их максимальной сверхконцентрации и сверхнапряжения во всех
звеньях общества. Это развитие происходило в условиях дефицита необходимых
ресурсов (финансовых, интеллектуальных, временных, внешнеполитических и
др.), а также зачастую при незрелости внутренних факторов развития, их
неподготовленности к решению поставленных перед обществом задач. Так
формировалась идея приоритета политических факторов развития над всеми
другими.
Все эти особенности развития русской культуры сформировали такие ее черты,
как отсутствие ядра культуры, привели к ее двусмысленности, бинарности,
двойственности, постоянному стремлению сочетать несочетаемое: европейское и
азиатское, языческое и христианское, кочевое и оседлое, свободу и
деспотизм. Это и привело к тому, что основным типом динамики русской
культуры стала инверсия (развитие по типу маятникового качания), колебание
от одного полюса культурного значения к другому.
Постоянное стремление успеть за своими соседями (если не успеешь —
погибнешь), прыгнуть выше головы привели к тому что в русской культуре все
время сосуществовали старые и новые элементы, будущее приходило тогда,
когда для него еще не было условий, а прошлое, соответственно, не
торопилось уходить, долго цеплялось за традиции и обычаи. При этом нередко
новое появлялось в результате скачка, взрыва. В этой особенности
исторического развития получает объяснение катастрофический тип развития
России, заключающийся в постоянной насильственной ломкой старого, чтобы
дать дорогу новому, а потом выяснить, что это новое совсем не так хорошо,
как казалось раньше.
Самосознание русской культуры
2.1. Понятие о русском национальном характере
национальный характер — это совокупность специфических физических и
духовных качеств, норм поведения и деятельности, типичных для
представителей той или иной нации.
совокупность детерминирующих факторов и обстоятельств национального
характера может быть разделена на две группы: природно-биологические и
социально-культурные. Первая группа факторов связана с тем, что люди,
принадлежащие к Разным расовым группам, будут демонстрировать разные нормы
реакции и темперамента. А тип общества, сформировавшийся у того или иного
народа, окажет еще большее влияние на его характер. Поэтому понять характер
какого-то народа можно, только если понято общество, в котором этот народ
живет и которое он создал в определенных географических, природных
условиях.
В основе национального характера лежат социальные ценности. Тог* да можно
уточнить и конкретизировать понятие национального характера. Он будет
представлять собой совокупность важнейших способов регулирования
деятельности и общения, сложившихся на основании системы ценностей
общества, созданного нацией. Хранятся эти ценности в национальном характере
народа. Устойчивость ценностей придает устойчивость обществу и нации.
Поэтому, чтобы понять национальный характер, нужно вычленить набор
ценностей, носителем которых является русский народ.
2.2. Роль этностереотипов в изучении национального характера
Этнический стереотип — это социально обусловленный схематический образ
своей этнической общности (автостереотип) или представление о других
этнических общностях (гетеростереотип).
Стереотипы формируются на основе избирательности, постоянного сопоставления
соответствующих черт своего и чужого народа. Иными словами, стереотип
формируется при сравнении «нас» с «не нами», хотя это обычно и не
осознается человеком.
Основным критерием при этом выступает религиозная принадлежность, а также
отнесение к западному или восточному миру. На этой основе и формируется
специфически русское понятие «иностранец», которым обозначаются люди,
относящиеся к западному миру. Для названия всех остальных людей обычно
используют термины, указывающие на этническую принадлежность (японец,
китаец и т.д.).
В наши дни ситуация, безусловно, изменилась, но не кардинально. Иностранцам
по-прежнему дают понять, что они не такие, как все остальные люди (жители
нашей страны). Очень характерно, что в российских гостиницах, музеях в
прейскурантах совершенно официально указаны разные цены на одни и те же
услуги для своих (россиян) и иностранцев. Если учесть, что весь современный
«западный мир» исповедует идею равенства и для его представителей
невозможно (запрещено их воспитанием) выделение людей по расовому,
этническому, половому или какому-либо иному признаку, то становится
понятным, почему они не очень уютно чувствуют себя в нашей стране.
Если воспользоваться рассматривавшейся ранее моделью Беннета, говорящей о
воспитании межкультурной чуткости, то для русского человека этот путь
начинается не с отрицания межкультурных различий, а со стадии защиты, с
преодоления сильно развитого чувства этноцентризма.
2.4. Авто- и гетеростереотипы русских
Представления о наиболее типичных чертах национального характера как
собственного народа, так и других народов обобщаются в автостереотипы и
гетеростереотипы. Автостереотипы представляют собой мнения, суждения,
оценки представителей какого-либо этноса о наиболее характерных чертах и
качествах своего собственного народа. Обычно они содержат только комплекс
положительных оценок. В отличие от них гетеростереотипы представляют собой
совокупность оценочных суждений о каких-либо народах, даваемых им
представителями других народов. Гетеростереотипы могут быть как
положительными, так и отрицательными в зависимости от исторического опыта
взаимодействия данных народов.
Наряду с иными факторами авто- и гетеростереотипы обусловливают характер
межкультурной коммуникации, способствуя формированию образов «хороших» и
«плохих» народов и обеспечивая таким образом позитивные или негативные
результаты коммуникации.
Кроме непосредственного межэтнического общения авто- и гетеростереотипы
формируются посредством неорганизованных форм передачи информации: слухов,
поговорок, анекдотов. Поговорки усваиваются человеком с детства и
подсказывают ему конкретные образы других народов: «цыган раз на веку
правду скажет, да и то покается» (лживость)…
Ценности русской культуры (община, справедливость, терпение)
Важнейшую роль в формировании русской культуры сыграла уже упоминавшаяся
русская крестьянская община. Поэтому ценности русской культуры в большой
степени являются ценностями русской общины. Среди них древнейшей и
важнейшей является сама община, «мир» как основа и предпосылка
существования любого индивида. Ради «мира» человек должен был быть готов
пожертвовать всем, в том числе и своей жизнью.
по своей природе русский народ — народ-коллективист. В нашей культуре
интересы коллектива всегда стояли выше интересов личности, поэтому так
легко подавляются в ней личные планы, цели и интересы. В русской культуре
преобладают ценностно-рациональные, а не целерациональные (как на Западе)
способы действия, которые не просчитываются заранее, могут причинить вред
человеку, совершающему их. То есть они содержат смысл в самих себе,
приносят удовлетворение самим фактом участия в них, сознанием того, что ты
поступил правильно, что именно этого и требует сейчас социум, дает человеку
чувство своей полезности, значимости в этом мире.
Жизнь, не ориентированная на труд, давала русскому человеку свободу духа
(лишь отчасти, иллюзорную). Это всегда стимулировало творческое начало в
человеке. Оно не могло выразиться в постоянном, кропотливом, нацеленном на
накопление богатства труде, но очень легко трансформировалось в чудачество
или работу на удивление окружающих.
Вечное для русского человека желание пострадать — это желание
самоактуализации, завоевания себе внутренней свободы, необходимой, чтобы
творить в мире добро, завоевать свободу духа. Вообще, мир существует и
движется только нашими жертвами, нашим терпением, нашим самоограничением. В
этом причина долготерпения, свойственного русскому человеку. Он может
вытерпеть очень многое (тем более, материальные трудности), если он знает,
зачем это нужно.
Ценности русской культуры постоянно указывают на устремленность ее к
некоему высшему, трансцендентному смыслу. И нет ничего более волнующего для
русского человека, чем поиски этого смысла. Ради этого поиска можно было
оставить дом, семью, стать отшельником или юродивым (и те, и другие были
весьма почитаемы на Руси).
Русский национальный характер в условиях постсоветской трансформации
4.1. Русские ценности и российский тип хозяйства
4.2. Традиционные ценности русской общины в современных условиях
Большая часть населения нашей страны до сих переживает глубокий
психологический шок, связанный с крушением прежней системы ценностей
(ценностей общины) и необходимостью адаптации к новым экономическим и
политическим реалиям. Важнейшая из них — это проходящая модернизация
России, по сути, становящаяся заурядной вестернизацией. А она
предусматривает не только формирование соответствующих рыночному обществу
экономических, социальных и политических институтов, но и воспитание
личности нового типа, которая должна обладать следующими чертами:
психологическая приспособляемость к изменениям и восприятию нового;
рациональность мышления и вера в эффективность науки и медицины;
способность к выбору — принятию самостоятельных решений относительно
собственной судьбы; индивидуализм; стремление к самоутверждению;
честолюбие, проявляющееся как в отношении к самому себе, так и к своим
детям; высокая ценность образования.
Адаптация к модернизации может рассматриваться как процесс принятия новой
политической и ценностной парадигмы, происходящий в условиях не
преодоленного до сих пор идеологического раскола российского общества.
Риск ради удачи признает прежде всего молодежь, что показывает её более
успешное приспособление к новым условиям и новым ценностям. Но при этом в
русском сознании, независимо от половой принадлежности, возраста и уровня
образования, продолжает преобладать стратегия «малых дел» (Терпение и труд
все перетрут), а на удачу надеется лишь каждый четвертый из числа
опрошенных. Таким образом, еще далеко до утверждения стереотипов
«рыночного» поведения — энергичного и инициативного. О том же говорит и
выбор пословиц, основанных на стереотипе «честной бедности» в противовес
«нечестному богатству».
Русские в межкультурных контактах
5.1. Стереотипные представления о русских в Европе
5.1.1. История возникновения
5.1.2. Особенности русской культуры с точки зрения немцев
в Германии существует некое общее представление обо всей палитре значимых
ценностей русских, которые, по мнению немцев, обусловливают их образ жизни
и стиль поведения.
То, что Россию и русских трудно понять рационально, издавна отмечалось и
отмечается многими немцами.
Второй комплекс особенностей русской культуры связывается ЩЈ гигантскими по
европейским меркам расстояниями, «размахом» России, ее непознаваемостью и
неисчерпаемыми ресурсами.
5. 2. Особенности немецко-русской коммуникации
5.2.2. Вербальная коммуникация
5.2.2.1. Приветствие и прощание
34. КУЛЬТУРА СТРАНЫ ИЗУЧАЕМОГО ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ МК.
Великобритания
Культура
Их консерватизм неискореним. И все же британцы считают себя честными,
рассудительными, заботливыми и учтивыми людьми. Их оригинальность часто
граничит с эксцентричностью, но на протяжении истории среди них
действительно были оригинальные мыслители, отличавшиеся огромной
изобретательностью. Как ученые, они часто могут блеснуть в науке и
технологии. Изображаемые как нация дилетантов, которая "кое-как"
справляется с кризисами, они проявляют свою внутреннюю силу духа в периоды
крайних бедствий.
Бизнес
Британцы, как правило, заинтересованы в долгосрочных взаимоотношениях, а не
в кратковременных сделках.
Для представителей британских компаний репутация, масштабы фирмы и ее
капитал - весомые аргументы, козыри в переговорах. Что они не так охотно
раскрывают, так это силу своих "закулисных" связей. "Школьные узы", или
"сеть старых приятелей", - реальная сила в деловой жизни Британии.
В некоторых странах нередко сделки совершаются по телефону. Британцы тоже
способны подолгу обсуждать условия соглашения по телефону, но они почти
всегда просят представить их потом в письменном виде. Они хранят в архиве
толстые дела.
Наконец, к вопросу о британской обособленности. Они, как правило, полагают,
что иностранцы стремятся перехитрить их.
Переговоры
Британцы чувствуют себя как дома в общении с другими англоязычными
народами, и с ними они испытывают мало затруднений в установлении простых,
но эффективных взаимоотношений. Они также чувствуют себя комфортно в
отношениях со скандинавами, голландцами и японцами (когда знакомятся с
ними). Они считают, что представляют золотую середину между чрезмерной
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|