скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Билеты по межкультурной коммуникации скачать рефераты

сыграло принятие христианства в его восточном (византийском) варианте.

Результатом крещения Руси стало не только вхождение Руси в тогдашний

цивилизованный мир, рост международного авторитета, дипломатических,

торговых, политических и культурных связей с другими христианскими

странами. Крещение не только дало толчок к созданию великолепной культуры

Киевской Руси, да и самого древнерусского единого централизованного

государства. С этого момента определились геополитическое положение России

между Западом и Востоком, враги и союзники, смысл назначение российской

истории. С этого исторического события Русь, а затем и Россия выбрали

ориентацию на Восток. С этого времени расширение русского государства шло

только в восточном направлении. Татарское нашествие задержало его, но не

остановило, лишь еще более укрепило Россию в поставленной цели.

Роль православия в формировании и развитии русской культуры всегда была

одной из важнейших тем русской философской и общественно-политической

мысли. О ней писал старец Филофей в своем послании к Василию III,

размышляли западники и славянофилы, все философы — исследователи «русской

идеи» — от Вл. Соловьева до Н. Бердяева.

Еще Филофей, обратившийся к Василию III, заявил, что «Москва — есть Третий

Рим, а четвертому Риму — не бывать», неразрывно связал православие с

сильной государственной властью. В православии каждый человек является

личностью, но не самодостаточной, а проявляющейся лишь в соборном

объединении, интересы которого выше интересов отдельного человека.

Результатом стало закрепление в качестве идеала русской культуры стремления

к авторитарности и коллективности одновременно.

Характерно использование как материальных, так и людских ресурсов

посредством их максимальной сверхконцентрации и сверхнапряжения во всех

звеньях общества. Это развитие происходило в условиях дефицита необходимых

ресурсов (финансовых, интеллектуальных, временных, внешнеполитических и

др.), а также зачастую при незрелости внутренних факторов развития, их

неподготовленности к решению поставленных перед обществом задач. Так

формировалась идея приоритета политических факторов развития над всеми

другими.

Все эти особенности развития русской культуры сформировали такие ее черты,

как отсутствие ядра культуры, привели к ее двусмысленности, бинарности,

двойственности, постоянному стремлению сочетать несочетаемое: европейское и

азиатское, языческое и христианское, кочевое и оседлое, свободу и

деспотизм. Это и привело к тому, что основным типом динамики русской

культуры стала инверсия (развитие по типу маятникового качания), колебание

от одного полюса культурного значения к другому.

Постоянное стремление успеть за своими соседями (если не успеешь —

погибнешь), прыгнуть выше головы привели к тому что в русской культуре все

время сосуществовали старые и новые элементы, будущее приходило тогда,

когда для него еще не было условий, а прошлое, соответственно, не

торопилось уходить, долго цеплялось за традиции и обычаи. При этом нередко

новое появлялось в результате скачка, взрыва. В этой особенности

исторического развития получает объяснение катастрофический тип развития

России, заключающийся в постоянной насильственной ломкой старого, чтобы

дать дорогу новому, а потом выяснить, что это новое совсем не так хорошо,

как казалось раньше.

Самосознание русской культуры

2.1. Понятие о русском национальном характере

национальный характер — это совокупность специфических физических и

духовных качеств, норм поведения и деятельности, типичных для

представителей той или иной нации.

совокупность детерминирующих факторов и обстоятельств национального

характера может быть разделена на две группы: природно-биологические и

социально-культурные. Первая группа факторов связана с тем, что люди,

принадлежащие к Разным расовым группам, будут демонстрировать разные нормы

реакции и темперамента. А тип общества, сформировавшийся у того или иного

народа, окажет еще большее влияние на его характер. Поэтому понять характер

какого-то народа можно, только если понято общество, в котором этот народ

живет и которое он создал в определенных географических, природных

условиях.

В основе национального характера лежат социальные ценности. Тог* да можно

уточнить и конкретизировать понятие национального характера. Он будет

представлять собой совокупность важнейших способов регулирования

деятельности и общения, сложившихся на основании системы ценностей

общества, созданного нацией. Хранятся эти ценности в национальном характере

народа. Устойчивость ценностей придает устойчивость обществу и нации.

Поэтому, чтобы понять национальный характер, нужно вычленить набор

ценностей, носителем которых является русский народ.

2.2. Роль этностереотипов в изучении национального характера

Этнический стереотип — это социально обусловленный схематический образ

своей этнической общности (автостереотип) или представление о других

этнических общностях (гетеростереотип).

Стереотипы формируются на основе избирательности, постоянного сопоставления

соответствующих черт своего и чужого народа. Иными словами, стереотип

формируется при сравнении «нас» с «не нами», хотя это обычно и не

осознается человеком.

Основным критерием при этом выступает религиозная принадлежность, а также

отнесение к западному или восточному миру. На этой основе и формируется

специфически русское понятие «иностранец», которым обозначаются люди,

относящиеся к западному миру. Для названия всех остальных людей обычно

используют термины, указывающие на этническую принадлежность (японец,

китаец и т.д.).

В наши дни ситуация, безусловно, изменилась, но не кардинально. Иностранцам

по-прежнему дают понять, что они не такие, как все остальные люди (жители

нашей страны). Очень характерно, что в российских гостиницах, музеях в

прейскурантах совершенно официально указаны разные цены на одни и те же

услуги для своих (россиян) и иностранцев. Если учесть, что весь современный

«западный мир» исповедует идею равенства и для его представителей

невозможно (запрещено их воспитанием) выделение людей по расовому,

этническому, половому или какому-либо иному признаку, то становится

понятным, почему они не очень уютно чувствуют себя в нашей стране.

Если воспользоваться рассматривавшейся ранее моделью Беннета, говорящей о

воспитании межкультурной чуткости, то для русского человека этот путь

начинается не с отрицания межкультурных различий, а со стадии защиты, с

преодоления сильно развитого чувства этноцентризма.

2.4. Авто- и гетеростереотипы русских

Представления о наиболее типичных чертах национального характера как

собственного народа, так и других народов обобщаются в автостереотипы и

гетеростереотипы. Автостереотипы представляют собой мнения, суждения,

оценки представителей какого-либо этноса о наиболее характерных чертах и

качествах своего собственного народа. Обычно они содержат только комплекс

положительных оценок. В отличие от них гетеростереотипы представляют собой

совокупность оценочных суждений о каких-либо народах, даваемых им

представителями других народов. Гетеростереотипы могут быть как

положительными, так и отрицательными в зависимости от исторического опыта

взаимодействия данных народов.

Наряду с иными факторами авто- и гетеростереотипы обусловливают характер

межкультурной коммуникации, способствуя формированию образов «хороших» и

«плохих» народов и обеспечивая таким образом позитивные или негативные

результаты коммуникации.

Кроме непосредственного межэтнического общения авто- и гетеростереотипы

формируются посредством неорганизованных форм передачи информации: слухов,

поговорок, анекдотов. Поговорки усваиваются человеком с детства и

подсказывают ему конкретные образы других народов: «цыган раз на веку

правду скажет, да и то покается» (лживость)…

Ценности русской культуры (община, справедливость, терпение)

Важнейшую роль в формировании русской культуры сыграла уже упоминавшаяся

русская крестьянская община. Поэтому ценности русской культуры в большой

степени являются ценностями русской общины. Среди них древнейшей и

важнейшей является сама община, «мир» как основа и предпосылка

существования любого индивида. Ради «мира» человек должен был быть готов

пожертвовать всем, в том числе и своей жизнью.

по своей природе русский народ — народ-коллективист. В нашей культуре

интересы коллектива всегда стояли выше интересов личности, поэтому так

легко подавляются в ней личные планы, цели и интересы. В русской культуре

преобладают ценностно-рациональные, а не целерациональные (как на Западе)

способы действия, которые не просчитываются заранее, могут причинить вред

человеку, совершающему их. То есть они содержат смысл в самих себе,

приносят удовлетворение самим фактом участия в них, сознанием того, что ты

поступил правильно, что именно этого и требует сейчас социум, дает человеку

чувство своей полезности, значимости в этом мире.

Жизнь, не ориентированная на труд, давала русскому человеку свободу духа

(лишь отчасти, иллюзорную). Это всегда стимулировало творческое начало в

человеке. Оно не могло выразиться в постоянном, кропотливом, нацеленном на

накопление богатства труде, но очень легко трансформировалось в чудачество

или работу на удивление окружающих.

Вечное для русского человека желание пострадать — это желание

самоактуализации, завоевания себе внутренней свободы, необходимой, чтобы

творить в мире добро, завоевать свободу духа. Вообще, мир существует и

движется только нашими жертвами, нашим терпением, нашим самоограничением. В

этом причина долготерпения, свойственного русскому человеку. Он может

вытерпеть очень многое (тем более, материальные трудности), если он знает,

зачем это нужно.

Ценности русской культуры постоянно указывают на устремленность ее к

некоему высшему, трансцендентному смыслу. И нет ничего более волнующего для

русского человека, чем поиски этого смысла. Ради этого поиска можно было

оставить дом, семью, стать отшельником или юродивым (и те, и другие были

весьма почитаемы на Руси).

Русский национальный характер в условиях постсоветской трансформации

4.1. Русские ценности и российский тип хозяйства

4.2. Традиционные ценности русской общины в современных условиях

Большая часть населения нашей страны до сих переживает глубокий

психологический шок, связанный с крушением прежней системы ценностей

(ценностей общины) и необходимостью адаптации к новым экономическим и

политическим реалиям. Важнейшая из них — это проходящая модернизация

России, по сути, становящаяся заурядной вестернизацией. А она

предусматривает не только формирование соответствующих рыночному обществу

экономических, социальных и политических институтов, но и воспитание

личности нового типа, которая должна обладать следующими чертами:

психологическая приспособляемость к изменениям и восприятию нового;

рациональность мышления и вера в эффективность науки и медицины;

способность к выбору — принятию самостоятельных решений относительно

собственной судьбы; индивидуализм; стремление к самоутверждению;

честолюбие, проявляющееся как в отношении к самому себе, так и к своим

детям; высокая ценность образования.

Адаптация к модернизации может рассматриваться как процесс принятия новой

политической и ценностной парадигмы, происходящий в условиях не

преодоленного до сих пор идеологического раскола российского общества.

Риск ради удачи признает прежде всего молодежь, что показывает её более

успешное приспособление к новым условиям и новым ценностям. Но при этом в

русском сознании, независимо от половой принадлежности, возраста и уровня

образования, продолжает преобладать стратегия «малых дел» (Терпение и труд

все перетрут), а на удачу надеется лишь каждый четвертый из числа

опрошенных. Таким образом, еще далеко до утверждения стереотипов

«рыночного» поведения — энергичного и инициативного. О том же говорит и

выбор пословиц, основанных на стереотипе «честной бедности» в противовес

«нечестному богатству».

Русские в межкультурных контактах

5.1. Стереотипные представления о русских в Европе

5.1.1. История возникновения

5.1.2. Особенности русской культуры с точки зрения немцев

в Германии существует некое общее представление обо всей палитре значимых

ценностей русских, которые, по мнению немцев, обусловливают их образ жизни

и стиль поведения.

То, что Россию и русских трудно понять рационально, издавна отмечалось и

отмечается многими немцами.

Второй комплекс особенностей русской культуры связывается ЩЈ гигантскими по

европейским меркам расстояниями, «размахом» России, ее непознаваемостью и

неисчерпаемыми ресурсами.

5. 2. Особенности немецко-русской коммуникации

5.2.2. Вербальная коммуникация

5.2.2.1. Приветствие и прощание

34. КУЛЬТУРА СТРАНЫ ИЗУЧАЕМОГО ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ МК.

Великобритания

Культура

Их консерватизм неискореним. И все же британцы считают себя честными,

рассудительными, заботливыми и учтивыми людьми. Их оригинальность часто

граничит с эксцентричностью, но на протяжении истории среди них

действительно были оригинальные мыслители, отличавшиеся огромной

изобретательностью. Как ученые, они часто могут блеснуть в науке и

технологии. Изображаемые как нация дилетантов, которая "кое-как"

справляется с кризисами, они проявляют свою внутреннюю силу духа в периоды

крайних бедствий.

Бизнес

Британцы, как правило, заинтересованы в долгосрочных взаимоотношениях, а не

в кратковременных сделках.

Для представителей британских компаний репутация, масштабы фирмы и ее

капитал - весомые аргументы, козыри в переговорах. Что они не так охотно

раскрывают, так это силу своих "закулисных" связей. "Школьные узы", или

"сеть старых приятелей", - реальная сила в деловой жизни Британии.

В некоторых странах нередко сделки совершаются по телефону. Британцы тоже

способны подолгу обсуждать условия соглашения по телефону, но они почти

всегда просят представить их потом в письменном виде. Они хранят в архиве

толстые дела.

Наконец, к вопросу о британской обособленности. Они, как правило, полагают,

что иностранцы стремятся перехитрить их.

Переговоры

Британцы чувствуют себя как дома в общении с другими англоязычными

народами, и с ними они испытывают мало затруднений в установлении простых,

но эффективных взаимоотношений. Они также чувствуют себя комфортно в

отношениях со скандинавами, голландцами и японцами (когда знакомятся с

ними). Они считают, что представляют золотую середину между чрезмерной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18